ВХУТЕМАС и его влияние на развитие конструктивизма. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ВХУТЕМАС и его влияние на развитие конструктивизма.

2022-10-10 50
ВХУТЕМАС и его влияние на развитие конструктивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Cоздание Вхутемаса относится ко второму этапу послереволюционной реформы художественного образования, когда повсеместно проводилось объединение учебных заведений. Основных причин реформы было несколько. Во-первых, к этому времени выявилось недовольство студентов отсутствием чётких программ и единых принципов обучения в Свободных мастерских. Во-вторых, в кругах самих педагогов-авангардистов в противовес идее абсолютной творческой свободы индивида всё больше укреплялись идеи объективности законов формообразования. В основу новой художественной педагогики были положены методы аналитического исследования художественной формы, рождённые в творческом эксперименте авангардистов. Третьей причиной перестройки Свободных мастерских стала необходимость создания художественных кадров для промышленности. Согласно постановлению Совнаркома, Вхутемас был «специальным высшим технически-промышленным учебным заведением, имеющим целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».

Уже на первых порах Вхутемас собрал крупнейших представителей авангардных течений 1910-х. Индивидуальные мастерские в разные годы на живописном факультете возглавляли В.Д.Баранов-Россине, А.А.Веснин, А.Д.Древин, В.В.Кандинский, И.В.Клюн, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Н.А.Певзнер, Л.С.Попова, А.М.Родченко, Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, А.В.Шевченко, А.А.Экстер; на скульптурном – А.С.Голубкина, Б.Д.Королёв, А.М.Лавинский, И.М.Чайков; на архитектурном заявили о себе как о новаторах И.А.Голосов, Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский, Н.А.Ладовский, К.С.Мельников; на производственных факультетах преподавали В.Е.Татлин, Л.М.Лисицкий, В.Ф.Степанова. Часть педагогов входила в рабочую группу Лефа. Многие левые преподаватели работали в Инхуке.

В эти годы на производственных факультетах — архфаке, дер- и метфаке — были заложены основы новаторских школ в области архитектуры и дизайна. Наиболее влиятельными были сформировавшиеся как течения в архитектуре рационализм (Н. Ладовский) и конструктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Эль Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике, идеи функционализма и стандартизации (А. Филиппов на керфаке).

Большинство студентов обучалось на архитектурном, полиграфическом и живописном факультетах. Дерево- и металлообрабатывающий оставались малочисленными, но именно здесь впервые в России были опробованы новая методика преподавания и новые принципы проектирования, опирающиеся не на стилизацию, а на функциональные требования, учет культурной ситуации, промышленной технологии.

Разделение дизайнерской специализации по материалам — дереву и металлу — было связано с традициями подготовки художников прикладного искусства в России и условиями развития промышленности в те годы. Деревообрабатывающий факультет готовил мебельщиков и специалистов по малым деревянным архитектурным формам. Металлообрабатывающий — проектировщиков бытовых изделий, оборудования для учреждений и транспорта из металла.

На Основном отделении студенты всех факультетов проходили пропедевтические курсы, включавшие дисциплины «Объем», «Пространство», «Цвет» и «Графика». Вместо традиционной работы с натурой предлагалось создавать абстрактные геометрические композиции, выявлявшие пластические особенности элементов композиции в каждом из четырех состояний формы.

Дисциплина «Пространство» Ладовского была основана, с одной стороны, на поиске конфигураций, размерных соотношений пространства и объема с помощью ортогональных проекций, а с другой — на создании пространственных композиций и макетов. В дисциплине «Цвет» ведущим было понимание плоскости как цветовой поверхности. «Объем» Бабичева и Лавинского базировался на понимании категории массы объемных элементов, внутренняя динамика которых выявлялась при сочетании нескольких врезанных друг в друга объемов.

Графическая пропедевтика в годы ее наибольшего расцвета именно как аналитической учебной дисциплины включала несколько типов заданий. Так, Родченко из непривычных вещей — фарфоровой ступки, куска стекла, черной бумаги, трубки желтоватой бумаги, неровного согнутого листа картона, сплиссированных складками листов глянцевой бумаги — составлял натюрморт. Студенты должны были сначала его реалистически изобразить, затем нарисовать только линейно и, наконец, построить на основе этого натюрморта композицию из геометрических форм. Таким необычным натюрмортом Родченко вводил студентов в новую для них область абстрактного искусства. Он считал, что, научившись изображать различные по фактуре материалы, передавать контрасты объема и плоскости, строить завершенную композицию из отдельных деталей, художник легко перейдет к проектированию вещей, выразительность которых основана не на красоте орнамента или роскоши отделки, а на конструкции, характере соотношения форм и материалов.

Создателем выдающихся конкурсных работ является студент ВХУТЕМАСа И.Леонидов (Приложение 6).

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.