Участники процесса по делам в отношении несовершеннолетних — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Участники процесса по делам в отношении несовершеннолетних

2022-10-10 26
Участники процесса по делам в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Защитник.  Право обвиняемого на защиту, сформулированное в россий­ском законодательстве, в целом отвечает требованиям, предъ­являемым к нему мировыми стандартами. Можно сказать, что в российском законодательстве отражено требование повы­шенной правовой охраны несовершеннолетних, когда речь идет о ее осуществлении защитниками несовершеннолетних. Эта повышенная роль охраны проявляется, прежде всего, в том, что в российском уголовном процессе для них предусмотрен режим двойного представительства — адвоката и законного представителя. Охранительные функции вытекают и из право­вого статуса адвоката и законного представителя по делам этой категории.

Статья 51 УПК России предусматривает обязательное участие защитника в делах несовершеннолетних независимо от того, достиг ли несовершеннолетний к моменту расследования или судебного разбирательства возраста 18 лет. Это обусловлено отсутствием у несовершеннолетних качеств взрослого человека, способности самостоятельно в полном объеме воспользоваться предоставленными законом правами.[68] Это безуслов­ное требование закона подкреплено тем, что для следователя и суда не является обязательным отказ несовершеннолетнего или его представителя от защитника (ч. 2 ст. 52). Расходы на при­влечение защитника в процесс, как и во всех случаях обяза­тельного его назначения, относятся на счет государства. (ч. 1 ст. 50 УПК РФ)

Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. (ч.2 ст. 581) Показания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), данные при допросе на стадии предварительного расследования в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам: они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу.(п.1 ч.2 ст. 75 УПК РФ).

Защитник, участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), вправе: а) задавать ему вопросы по существу возникшего подозрения или по предъявленному обвинению; б) знакомиться с протоколом допроса после его окончания; в) делать замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний, подлежащие внесению в протокол; г) подписать протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого); д) удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса в случае, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья. (ч. 2 ст. 53 УПК РФ)

Предварительные контакты несовершеннолетних, особенно младшего возраста, со следователем или судьей требуют уча­стия защитника-профессионала, т.е. адвоката. Действующее процессуальное законодательство РФ предусматривает несколько вариантов, с которыми связывают момент начала участия защитника в уголовном деле. В соответствии с ст. 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном деле:

1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 49 УПК РФ;

2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:

а) предусмотренных статьями 91 и 92 УПК РФ;

б) применения к нему в соответствии со статьей 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу;

4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

5) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

Таким образом, УПК РФ в целом предоставляет защитнику широкие возможности для оказания юридической помощи несовершеннолетнему подсудимому. Максимально полное и творческое их использование должно обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних[69].

Итак, несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) имеет возможность пользоваться услугами адвоката как по соглашению, так и по назначению. Встает вопрос, одинаково ли качество работы этих двух категорий адвокатов. При анализе уголовных дел была выявлена неслучайная закономерность: по тем уголовным делам, где участвовали адвокаты по соглашению наблюдалась их большая процессуальная активность. А именно:

1. наблюдается 50% кассационное обжалование приговоров, причем качество кассационных жалоб намного выше, чем в случае с адвокатом по назначению;

2. адвокат принимает активное участие в допросе лиц, участвующих по делу

3. заявляются различного рода ходатайства (о вызове дополнительных свидетелей, о недопустимости доказательств, о снижении наказания и т.д.)

Приведем пример из практики: в Ярославском районном суде слушалось дело по ст. 264 ч. 1 УК РФ, подсудимый на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним. Родителями был приглашен адвокат, который на предварительном слушании заявил ходатайство об исключении доказательств и добился в конечном итоге прекращения дела за отсутствием в действиях обвиняемого состава преступления [70].

Таким образом, на наш взгляд непосредственным фактором эффективности работы адвоката является его личная материальная заинтересованность. Но не все родители способны обеспечить участие в процессе адвоката по соглашению. В результате часть несовершеннолетних, несмотря на законодательно оформленное обязательное участие защитника, не получает квалифицированной эффективной адвокатской помощи.

 

Законный представитель

 

Двойное представительство в делах несовершеннолетних должно оцениваться как проявление повышенной юридиче­ской охраны несовершеннолетних в уголовном процессе, ибо закон допускает одновременное представительство интересов несовершеннолетнего адвокатом и законным представителем.[71]

Понятие законного представителя и круга лиц, наделенных правом осуществлять его функции в уголовном процессе, приводится в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. Итак, в соответствии с указанной статьей законные представители это - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства.

В действующем УПК России, кроме ст. 48, где дается об­щее понятие законного представителя, и перечисляются лица, являющиеся таковыми в уголовном процессе, имеются две специальные статьи 426 и 428, относящиеся непосредственно к участию законных представителей в расследовании и судебном разби­рательстве по делам несовершеннолетних. Проанализируем их.

Статья 426 УПК РФ посвящена участию законных пред­ставителей несовершеннолетних в  ходе досудебного производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 426 УПК РФ к участию в уголовном деле законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) допускается по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Суд не связан постановлением следователя о признании определенного лица законным представителем. Он может в зависимости от семейных обстоятельств подсудимого возложить функции законного представителя на другое лицо.

В качестве законного представителя обычно привлекается один из родителей подсудимого. Если в судебное заседание явились оба родителя, суд с учетом их мнения и, исходя из задач обеспечения защиты законных интересов несовершеннолетнего подсудимого решает, кому из них предоставить права законного представителя. Об этом выносится соответствующее определение или постановление[72].

Действующее российское уголовно-процессуальное законо­дательство дает широкие полномочия законным представите­лям. Их объем вполне совместим с соответствующими права­ми законных представителей несовершеннолетних в судах для несовершеннолетних англосаксонской и континентальной си­стем, а там эти права достаточно широки.

Участие законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе связано с двумя обстоятель­ствами:

- с неполнотой процессуальной дееспособности несовер­шеннолетнего;

- с тем, что законный представитель (родители, усыновите­ли, опекун, попечитель) несет ответственность за вос­питание и поведение несовершеннолетнего.

При допуске в процесс законного представителя несовер­шеннолетнего следует помнить, что интересы несовершенно­летнего могут не совпасть с интересами его законного пред­ставителя. И суть таких возможных противоречий не обяза­тельно в обстоятельствах конкретного дела, а в двойственном правовом положении законного представителя. Ведь факти­чески он защищает не только интересы несовершеннолетнего, но и свои собственные. На нем лежит ответственность за по­ведение подростка, за условия его жизни и воспитания. Огра­ничения допуска законного представителя в процесс вытекают именно из этого его специфического статуса. Таким образом, в случае, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия или в уголовном деле имеются достоверные данные, дающие основание считать, что действия конкретного законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), родители не вправе представлять интересы своих детей. При наличии таких разногласий орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей или прокурор, следователь, дознаватель могут принять решение об отстранении родителя от участия в уголовном деле и о допуске к участию в уголовном деле другого законного представителя в соответствии с ч.4 ст. 426 УПК РФ [73].

В практике стало обыкновением, что нельзя, в частности, допускать для участия в уголовном деле в качестве законных представителей лиц, которые совместно с подсудимым совершили преступление или были укрывателями преступления либо являются потерпевшими по этому делу. Нецелесообразно участие в качестве законных представителей лиц, бывших очевидцами преступления, поскольку их знакомство с материалами дела и присутствие в судебном заседании до допроса в качестве свидетеля затруднит оценку данных ими свидетельских показаний и может помешать установлению обстоятельств дела.

Пожалуй, именно в этой части защита несовершеннолетних законным представителем требует уточнения в законе. В нем должны быть сформулированы гарантии для несовершенно­летнего от потери им права на защиту его интересов в случае их конфликта с интересами законного представителя. Приори­тет в законе должен быть во всех случаях отдан интересам не­совершеннолетнего.

Статья 428 УПК РФ посвящена участию законных пред­ставителей несовершеннолетних в судебном разбирательстве.

Отметим сразу, что перечень его прав достаточно полный, содержание их должно способствовать эффективному участию законного представителя на стороне его представляемого — несовершеннолетнего. Так что в этой части российского уго­ловного процесса не требуются особые дополнения и измене­ния.

Согласно ст. 428 УПК РФ, законные представители имеют право уча­ствовать в исследовании доказательств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Закон предусматривает также, что указанные права должны быть им разъяснены при открытии судебного разбирательства.

Защита прав несовершеннолетнего законным представи­телем реализуется в процессе в несколько иной форме, чем адвокатом — профессиональным защитником. Законный представитель, исходя из его прав и обязанностей, предоста­вленных ему не только уголовно-процессуальным, но и дру­гими законами (семейным, гражданским), активно участвует в исследовании доказательств и, реализуя в суде предостав­ленные ему права, помогает суду получить более глубокое и всестороннее представление о личности несовершеннолетне­го, об условиях его жизни и о воспитании, наконец, об об­стоятельствах, толкнувших его на совершение данного пре­ступления.[74]

Если суд признал необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, он выносит об этом определение и разъясняет ему положение ст. 51 Конституции РФ о том, что он не обязан свидетельствовать против близких родственников. В случае допроса законного представителя он предупреждается об уголовной ответственности только за заведомо ложные показания.

Действующий УПК РФ предусматривает активную роль родителей и после рассмотрения уголовного дела в отношении их ребенка. Постановлением суд вправе возложить на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности осуществлять постоянный надзор и контроль за поведением несовершеннолетнего, а также оказывать на него воспитательное воздействие. В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия (например, предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга).

При принятии решения о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что они имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль. В таких случаях необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.п.

Хотя закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, однако их письменное согласие должно быть получено судом. В решении суда необходимо указать срок, в течение которого применяется избранная мера.

В целом, анализ уголовных дел показывает, что законные представители достаточно активно реализуют свои права в процессе, наблюдается высокая явка в судебные заседания. Родители помогают судье получить представление о личности несовершеннолетне­го, об условиях его жизни и о воспитании. Также необходимо в некоторых случаях критично относится к показаниям законных представителей, учитывая то, что они являются заинтересованной стороной.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что российское Уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно регулирует институт законного представительства. Можно даже говорить о более высо­ком уровне правового регулирования, чем тот, что существует в законодательствах о ювенальной юстиции стран англосак­сонской и континентальной систем. Это вселяет уверенность, что в России есть правовая база для создания российской модели ювенальной юстиции с ее преимущественно охранительной ориентацией.

 

 Специалист.

По своему процессуальному статусу психолог, педагог в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних является специалистом, поскольку перед началом допроса педагогу или психологу разъясняются права и обязанности, предусмотренные именно ст. 58 УК РФ[75]. Тем самым законодатель презюмирует, что психолог, педагог – это именно специалист, а не какой- то иной участник процесса. Так же процессуальные права психолога и педагога обозначены в статьях 191, 280, 425 УПК РФ[76].

В соответствии со ст. 58 УПК РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Итак, в качестве специалистов в уголовных делах в отношении несовершеннолетних приглашаются педагоги и психологи.

К сожалению, действующее законодательство не содержит ни понятия педагога и психолога, ни требований предъявляемых к ним. Поэтому следует дополнить ст. 5 УПК РФ положением о том, что педагог, психолог – это лица, владеющие специальными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, необходимо законодательно оформить требования, на основании которых данные лица могут быть допущены к участию в судебных действиях, а именно:

1. наличие высшего психологического или педагогического образования;

2. стаж работы по специальности не менее 3 лет;

3. специализация в области детской, юношеской психологии.

На практике все происходит наоборот. Зачастую указанные специалисты являются случайными людьми, хотя и имея за плечами оконченный педагогический ВУЗ, но за отсутствием стажа работы не имеют о педагогике или психологии ни малейшего представления. В частности, автор работы, имея педагогическое образование, неоднократно привлекался для участия в качестве педагога при допросе несовершеннолетних подсудимых.

В соответствии с действующим УПК РФ прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Участие указанных специалистов в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) обязательно в случаях, когда он: 1) не достиг возраста 16 лет; 2) достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством; 3) отстает в психическом развитии.(ст. 280 УПК РФ)

На наш взгляд привлечение педагога или психолога должно стать обязательным правилом для лиц, ведущих производство по делу в отношении всех обвиняемых или подозреваемых несовершеннолетних лиц. Ведь психолог, педагог может оказать значительную помощь в определении особенностей восприятия, запоминания, воспроизведении информации, свойств, состояний нервной системы, акцентуаций характера, интеллектуальных особенностей несовершеннолетнего, разъясняет сущность психологических особенностей несовершеннолетних разных возрастных групп. Психолог и педагог помогают устанавливать психологический контакт с несовершеннолетними, вырабатывают вместе со следователем, используя свои специальные знания в психологии, верную тактику проведения следственных действий, формулируют вопросы с учетом особенностей психики несовершеннолетних. Мы убеждены, что активное взаимодействие следователя, прокурора, судьи с психологом и педагогом является одним из важнейших способов, помогающих избежать как лжесвидетельства, так и добросовестного заблуждения в ходе получения показаний от несовершеннолетних. Тем самым обеспечивается достоверность показаний несовершеннолетних.

В УПК РФ определен дополнительный перечень специфических обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним (Ст. 421. Обстоятельства, подлежащие установлению). На наш взгляд необходимо расширить предмет доказывания, касающийся особенностей личности несовершеннолетнего (п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ), включив в него обязательное комплексное психологическое обследование личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Результатом такого обследования должно стать составленное специалистами – психологами заключение, содержащее информацию о характере, темперамента, эмоционально- волевой и интеллектуальной сферах подростка, а так же разъяснения и рекомендации для лиц ведущих производство по делу. Это необходимо для индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания, а так же предупреждения новых преступлений.

Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.

 Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в указанных трех случаях являются ходатайство защитника либо инициатива прокурора, следователя или дознавателя[77].

Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, прокурор, следователь, дознаватель обязаны еще до допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) решить вопрос о том, кто из указанных специалистов должен участвовать в производстве следственного действия, и обеспечить их вызов и явку.

При повторном допросе желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

 Нельзя приглашать для участия в допросе психолога или педагога, который по роду своей службы отвечает за воспитание подозреваемого (обвиняемого), например, классный руководитель, воспитатель и т.п., либо заинтересован в исходе дела.

Во всех случаях необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь следователю установить контакт с подозреваемым (обвиняемым) и записать его показания. На практике все происходит наоборот. Зачастую указанные специалисты не только не вникают в суть дела, но обычно являются случайными людьми, имея за плечами только оконченный педагогический ВУЗ, а, за отсутствием практики, не имея о педагогике ни малейшего представления.

УПК РФ (ст. 58) предусматривает разъяснение прав педагогу или психологу, а именно: а) задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы несовершеннолетнему; б) знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Таким образом, по смыслу закона, данные специалисты должны не просто присутствовать, а принимать активное участие в деле, и не только потому, что закон им это разрешает. Поскольку педагог или психолог обладает специальными знаниями, умеет общаться с детьми, устанавливать контакт, понятно, т.е. на доступном языке формулировать вопросы для несовершеннолетнего, совершенно очевидно, что он должен максимально включаться в процесс допроса, а не присутствовать формально, как это часто встречается в практике. Педагог или психолог должны сделать свой вывод о правильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии. Внимание педагога или психолога должно быть обращено на недопустимость постановки наводящих вопросов, а также вопросов, способных травмировать детскую психику. Поэтому необходимо во всех случаях знакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, с характеризующим материалом в отношении несовершеннолетнего. На основании предложенных документов, а так же опираясь на свой профессиональный опыт, психолог или педагог должен составить индивидуальный портрет несовершеннолетнего подсудимого и с учетом его личностных особенностей выстраивать контакт.   

Что же происходит на практике? В результате анализа 40 уголовных дел при 100 % участии в судебном заседании педагогов не было выявлено ни одного случая активного поведения педагога (Приложение 2). В частности в судебном процессе педагоги ни разу самостоятельно не задавали вопросов подсудимым несовершеннолетним, не присутствовало ни одной переформулировки вопроса, адресованного несовершеннолетним участниками процесса. Возникает вопрос: неужели не было ни одного основания для применения своих знаний и опыта и ни в одном судебном заседании не было задано несовершеннолетним некорректных вопросов?

На наш взгляд, во избежание безразличия, отсутствия заинтересованности, необходимо предусмотреть для специалистов данной категории не только объем разрешенного и запрещенного, но и должного (обязательного) поведения этих лиц. Конечно, сложно предусмотреть все стороны деятельности педагога или психолога в рамках УПК РФ, например этические принципы можно отразить в Кодексе профессиональной этики психологов России.

Таким образом, хотя законодатель и предусматривает как обязательное участие специалиста по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, так и достаточно широкий перечень возможностей, на практике присутствие специалистов остается формальным, и участие их оканчивается тривиальной подписью в протоколе судебного заседания.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.