Сбор тюльпанов (Лолачинакон) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сбор тюльпанов (Лолачинакон)

2022-10-10 30
Сбор тюльпанов (Лолачинакон) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таджикистан


Таджикистан расположен в юго-восточной части Средней Азии. Столица - Душанбе. Коренное население - таджики. В Таджикистане живут также, узбеки, русские, татары, немцы, киргизы, украинцы и др.

Таджикистан - страна гор и цветущих долин, гигантских ледников и сухих степей. Почти половина его территории расположена на высоте более 3000 м.

Климат находящегося далеко от моря Таджикистана резко континентальный: лето бывает необычайно жаркое, температура в некоторых районах доходит до +46°, зимой в некоторых районах морозы не уступают сибирским. Длительность теплого периода - 9-10 месяцев на равнинах и 3-4 месяца в горных районах.

Культурно-бытовые традиции таджикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независимость, отражены в многочисленных оригинальных народных играх, а также видах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба, и игры с борьбой, и стрельба из лука и др.

Особенно популярными были и остаются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов», игры с ракеткой и маленьким мячом и др.

Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Об этом свидетельствуют историко-археологические памятники, произведения классиков таджикской литературы, труды советских и зарубежных ученых. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх детей использовались кости домашних животных.

Еще за тысячелетие до нашей эры, если судить по археологическим данным, существовала игра «Белая косточка». Давнее происхождение имеет и игра в альчики (кости конечностей домашнего рогатого скота). Любопытно, что такие игры бытуют у разных народов под другими названиями. У русских, например, подобная игра называется игрой в «бабки». М. Таникеев в работе «Казахские национальные виды спорта и игр» указывает, что альчики находили при раскопках на Памире, что игра в альчики похожа на игру «Белая косточка». Сейчас ее чаще называют «Белая палочка» («Сафед чубак»).

Многие игры таджиков сопровождались песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпечаток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и сегодня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пучки соломы и т. п.

Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.

Изучением таджикской культуры, и в частности народных игр, много занимались в начале века М. С. Андреев и А. А. Половцев. Они дали описание нескольких таджикских игр. В 1925 г. Е. М. Пещерова опубликовала работу «Некоторые игры среди оседлого населения Туркестана». В основном ею собраны игры детей дошкольного возраста и некоторые подвижные игры школьников. Описание десятка таджикских подвижных игр (памирских) содержится в книге М. С. Андреева «Таджики долины Хуф» (1925 г.). Подвижные и другие игры таджиков записаны и искусствоведом профессором Н. Нурджановым (1952, 1976 гг.).

На некоторые детские игры обращает также внимание кандидат филологических наук Б. Шермухамедов, изучавший детский фольклор.

Из числа специалистов по физической культуре и спорту дали описание некоторых игр Таджикистана Н. И. Торопов и Я. Ю. Абрамов.

По таджикским национальным играм выпущены книги Н. Н. Турсунова «Таджикские подвижные игры» (1961 г.), «Таджикские народные игры для детских садов» (1965 г.), «Игры и занятия для детских садов - таджикские игры» (1980 г.) на таджикском языке и «Таджикские национальные подвижные игры» (учебное пособие, 1982 г.) на русском языке.

Некоторые таджикские игры входят в школьную программу по физкультуре; широко применяются в детских садах, пионерских лагерях. Народные игры и развлечения составляют неотъемлемую часть народных празднеств и торжеств.

 

Игры без предметов

Кто быстрее (Гир-гиракон)

Игра проводится с детьми 8-12 лет на площадке или в большом помещении. В ней участвуют от 10 до 40 человек.

Описание. Посередине площадки чертится большой круг. Играющие становятся за кругом на расстоянии вытянутых рук, а водящий - в середине круга. По сигналу (счету «раз-два») играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пойманный становится помощником водящего и тоже начинает ловить забегающих в круг. Каждый пойманный присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. Из них выбирается новый водящий.

Правила:

1. Водящий не имеет права выходить из круга.

2. Пойманным считается только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу.

3. Ловить за линией круга не разрешается.

Вариант. Если играющих много, можно разделить их на две команды. Одна команда располагается в кругу (водящая), другая - за кругом. Пойманные выбывают из игры. Игра заканчивается, когда все находящиеся за кругом будут пойманы. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, быстрее переловившая своих соперников.

 

Кого толкнуть (Хатело)

В игре участвуют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек. Играют на площадке, в зале, в коридоре.

Описание. На двух сторонах площадки (зала) на расстоянии 10-15 м одна От другой проводятся две параллельные линии. Играющие разделяются на две команды и выбирают капитанов. Команды становятся друг против друга у линий. В командах игроки берутся за руки. По сигналу один из команды, начинающей игру, спрашивает: «Кого толкать?» Противоположная команда отвечает: «Серую козу толкать!» Игрок первой команды: «Из моих друзей кого толкать?» Вторая команда в ответ: «Рахима» (или кого-нибудь другого). После этого первый игрок, разбегаясь, старается прорвать цепь команды, где стоит Рахим. Если это удается, то два игрока, между которыми образовалась брешь, идут в «плен» к первой команде или становятся между ее игроками и играют на их стороне. Затем в игру вступает следующий игрок первой команды и т. д. Если же разорвать цепь не удается, то нападавший сам идет в «плен». Во второй раз разорвать цепь пробует уже игрок второй команды. Играют до тех пор, пока в одной из команд никого не останется (если мало играющих) или в «плену» не окажется половина игроков.

Правила:

1. Команды должны стоять строго в линию и не вылезать вперед.

2. Игроки, которые проиграли, без задержки отходят в сторону (в «плен») или тут же начинают играть за другую команду.

3. Держаться за руки надо крепко.

 

Игры с предметами

Сесть в круг (Давранишини)

Играют ребята среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры нужен наполненный опилками мешочек (или мячик) и платочек.

Описание. В середину начерченного большого круга кладется предмет (мешочек или мяч). Игроки сидят, скрестив ноги, по кругу и смотрят на предмет. Водящий с платочком в руках становится за кругом. По команде водящий начинает ходить по кругу и незаметно бросает платочек позади кого-нибудь из сидящих. После этого он обегает круг, стараясь занять место того, кому подбросил платок. Сидящий же вскакивает и ловит водящего, даже если он не сразу заметил платок. Игрок, не поймавший водящего, сам становится им. Водящий продолжает водить, если, его поймали.

Правила:

1. Подсматривание и подсказывание запрещаются.

2. Платок надо бросать за разными игроками.

3. Игрок, которому подбросили платок, должен сначала взять его, а затем догонять водящего.

 

Игра в лошадки (Аспакбози)

Играют дети младшего школьного возраста на большой площадке или на поле. Количество играющих - от 6 до 20 человек. Для игры требуются палки длиной 1,5-2 м - по количеству играющих и столько же коротких веревок.

Описание. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на одной стороне площадки перед линией старта. На другой стороне параллельно линии старта на расстоянии 25-50 м чертится линия финиша (марра). За линией финиша-квадрат для руководителя игры. В каждой команде капитан выдает участникам по палке и веревке.

Играющие садятся на палку верхом (держат ее между ногами), в левой руке - конец палки, а в правой - веревка. По команде руководителя все восклицают: «Чу!» - и бегут-скачут верхом к финишной линии. Прибежавшие подходят к руководителю. Команда, прибежавшая полностью раньше другой, считается победительницей. Руководитель объявляет о победе команды и называет первых игроков.

Играют несколько раз. Победительницей считается команда, которая прибежит первой большее число раз.

Правила:

1. Без команды бег не начинают. Нарушивший это правило выбывает из игры.

2. Во время бега нельзя мешать друг другу.

3. После объявления результатов все возвращаются на линию старта.

4. Передвигаться можно установленным способом: просто бегом, по переменными скачками на правой и на левой ноге, галопом.

 

Белая палочка (Сафедчубак)

«Белая палочка» - широко распространенная игра. В нее играют на большой площадке, стадионе, а лучше всего проводить ее на большой лужайке. Участвуют в ней дети старшего возраста, молодежь и взрослые. Для игры нужны две палки длиной 20-50 см и диаметром 2-3 см. Палки должны быть светлыми, но отличаться друг от друга оттенком или отметинами.

Описание. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов. На одной стороне площадки чертится линия старта. На расстоянии шага вдоль нее строятся шеренгами обе команды лицом к «полю». Капитаны команд получают палки, выходят вперед и становятся на линии старта. По первому сигналу капитаны команд меняются своими палками, по второму сигналу они с силой бросают их как можно дальше вперед. Как только палки упадут на землю, игроки обеих команд (лучше по сигналу) устремляются к палке соперника. Игрок, добежавший до нее первым, быстро поднимает ее и бежит к своему капитану, который без промедления передает палку руководителю игры. Побеждает команда, которая раньше передаст палку.

Если играют учащиеся старшего возраста, то проигравшие сажают соперников на спину, доставляют их к тому месту, где упала их палка, а затем возвращаются с седоками на спине к начальной линии. Так игра продолжается.

Правила:

1. Пока палка не упадет на землю, бежать к ней запрещается.

2. Чтобы быстрее доставить палку капитану, ее можно передавать друг другу.

Игру чаще проводят вечером, когда уже темно и сложнее отыскать палку

Чиж

(Таджикская игра представляет собой подобие игры в «Чиж») («Чиллакбози» или «Зум-зумак» (Есть и другие названия этой игры: «Чиллакбози», «Зум-зумак», «Чиллакдангал», а на Памире - «Лаш»))

Игра широко распространена в республике. В ней участвуют мальчики-подростки.

Первый вариант («Зум-зумак»). Игра проводится на большом поле или стадионе. Требуется один «чиж» («чил-лак») - палка длиной 15 см, заостренная с обоих концов на 1 см, и палка длиной 75-100 см для выбивания «чижа» - «чилакдаста», или лапта. Хорошо иметь 2-3 запасных «чижа». Инвентарь готовят сами ребята.

Описание. На одной стороне площадки чертится линия начала игры - «пилладжой», на другой стороне на расстоянии 50-75 м проводится другая линия - «марраджой». Играющие делятся на две команды. По жребию одна из них подбрасывает «чиж» с намеченного места, а другая следит за ним и приносит его. Обе команды размещаются шеренгами за начальной линией. Один из игроков команды, начинающей игру, выходит к линии «пилладжой», кладет «чиж» на землю и лаптой бьет его по острому концу. Когда «чиж» поднимается в воздух, игрок сильным ударом лапты отбивает его подальше вперед, за линию «марраджой». Игроки другой команды должны доставить его обратно следующим образом: один из них поднимает «чиж» и бежит, произнося звук «зуууу...» или «зумммм...», не переводя дыхания. Примерно через 15 м бегущий передает «чиж» партнеру по команде, который также бежит метров пятнадцать, не переводя дыхания и издавая те же звуки. Далее «чиж» принимает следующий игрок, и так до тех пор, лока «чиж» не доставят за начальную линию. После этого отбивать «чиж» начинает вторая команда, а первая бежит за «чижом», когда он упадет за финишную линию. Если «чиж» не попадает сразу за финишную линию, то с того места, где он упал, другой игрок той же команды отбивает «чиж» дальше. Если игрок второй команды не сможет пробежать 15 м (по договоренности) с «чижом» не переводя дыхания, то «чиж» снова отбивает первая команда. Очередность отбивающих, а также переноски «чижа» устанавливается самими играющими в командах.

Второй вариант. Построение команд такое же, как и в первом варианте, только на начальной черте кладется толстая палка. Первая команда бьет «чиж» в сторону финиша, а вторая бежит на финишную линию и кидает «чиж» обратно к начальной линии, стремясь попасть им в палку, лежащую на черте. Если это удается, то команды меняются местами. Если не удается, то продолжает отбивать «чиж» первая команда.

Можно внести условие: одна команда стоит у начальной черты, а другая - за финишной. В этом случае игроки второй команды могут ловить отбитый в их сторону «чиж». Если поймают, то команды меняются ролями и местами.

Правила:

1. Когда игрок бьет по «чижу», другие не должны стоять близко.

2. Если во время отбивания «чиж» отлетит назад или игрок промахнется, то бьет другой игрок из той же команды.

3. «Чиж» можно подбросить рукой и отбить лаптой, если об этом договориться.

4. При доставке в первом варианте «чижа» к начальной линии передавать его другому игроку, пробежав установленный отрезок, надо обязательно. Если во время бега игрок прервет произносимый звук, то «чиж» отдается той команде, которая его отбивала.

 

Правила

1. Метать можно только из круга, не выходя за его пределы.

2. Сразу после метания помощники должны доставлять мячи на место.

3. Без команды метать нельзя.

 

Взятие крепости (Калагирак)

Игра проводится на широкой площадке в поле. В ней участвуют школьники среднего и старшего возраста, 20-30 человек. Для игры необходим большой камень, изображающий крепость. В настоящее время эту игру проводят и на уроках физкультуры. Тогда вместо «крепости» ставят гимнастический козел или гимнастического коня без ручек.

Описание. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов (вожаков). Вокруг «крепости» чертится круг диаметром 1,5-2 м. Одна команда (по жребию) располагается вокруг «крепости», чтобы защищать ее. Другая находится на расстоянии 2-3 м от первой. По команде руководителя одна команда наступает на «крепость», другая защищает ее, не давая возможности наступающим пройти. Каждый из наступающих старается обманным путем овладеть «крепостью» - забраться на нее. Игра заканчивается, когда «крепость» будет «взята». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее другой овладеет «крепостью».

Правила:  

1. До сигнала руководителя нельзя начинать «бой».

2. Бить друг друга ногами запрещается (движения ногами могут быть только в сочетании с обманными движениями, можно лишь отталкивать друг друга туловищем и руками

 

Источник: Н. Н. Турсунов http://kazinosalon.ucoz.ru/publ/igry_tadzhikov/1-1-0-66

 

Таджикистан


Таджикистан расположен в юго-восточной части Средней Азии. Столица - Душанбе. Коренное население - таджики. В Таджикистане живут также, узбеки, русские, татары, немцы, киргизы, украинцы и др.

Таджикистан - страна гор и цветущих долин, гигантских ледников и сухих степей. Почти половина его территории расположена на высоте более 3000 м.

Климат находящегося далеко от моря Таджикистана резко континентальный: лето бывает необычайно жаркое, температура в некоторых районах доходит до +46°, зимой в некоторых районах морозы не уступают сибирским. Длительность теплого периода - 9-10 месяцев на равнинах и 3-4 месяца в горных районах.

Культурно-бытовые традиции таджикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независимость, отражены в многочисленных оригинальных народных играх, а также видах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба, и игры с борьбой, и стрельба из лука и др.

Особенно популярными были и остаются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов», игры с ракеткой и маленьким мячом и др.

Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Об этом свидетельствуют историко-археологические памятники, произведения классиков таджикской литературы, труды советских и зарубежных ученых. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх детей использовались кости домашних животных.

Еще за тысячелетие до нашей эры, если судить по археологическим данным, существовала игра «Белая косточка». Давнее происхождение имеет и игра в альчики (кости конечностей домашнего рогатого скота). Любопытно, что такие игры бытуют у разных народов под другими названиями. У русских, например, подобная игра называется игрой в «бабки». М. Таникеев в работе «Казахские национальные виды спорта и игр» указывает, что альчики находили при раскопках на Памире, что игра в альчики похожа на игру «Белая косточка». Сейчас ее чаще называют «Белая палочка» («Сафед чубак»).

Многие игры таджиков сопровождались песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпечаток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и сегодня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пучки соломы и т. п.

Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.

Изучением таджикской культуры, и в частности народных игр, много занимались в начале века М. С. Андреев и А. А. Половцев. Они дали описание нескольких таджикских игр. В 1925 г. Е. М. Пещерова опубликовала работу «Некоторые игры среди оседлого населения Туркестана». В основном ею собраны игры детей дошкольного возраста и некоторые подвижные игры школьников. Описание десятка таджикских подвижных игр (памирских) содержится в книге М. С. Андреева «Таджики долины Хуф» (1925 г.). Подвижные и другие игры таджиков записаны и искусствоведом профессором Н. Нурджановым (1952, 1976 гг.).

На некоторые детские игры обращает также внимание кандидат филологических наук Б. Шермухамедов, изучавший детский фольклор.

Из числа специалистов по физической культуре и спорту дали описание некоторых игр Таджикистана Н. И. Торопов и Я. Ю. Абрамов.

По таджикским национальным играм выпущены книги Н. Н. Турсунова «Таджикские подвижные игры» (1961 г.), «Таджикские народные игры для детских садов» (1965 г.), «Игры и занятия для детских садов - таджикские игры» (1980 г.) на таджикском языке и «Таджикские национальные подвижные игры» (учебное пособие, 1982 г.) на русском языке.

Некоторые таджикские игры входят в школьную программу по физкультуре; широко применяются в детских садах, пионерских лагерях. Народные игры и развлечения составляют неотъемлемую часть народных празднеств и торжеств.

 

Игры без предметов

Кто быстрее (Гир-гиракон)

Игра проводится с детьми 8-12 лет на площадке или в большом помещении. В ней участвуют от 10 до 40 человек.

Описание. Посередине площадки чертится большой круг. Играющие становятся за кругом на расстоянии вытянутых рук, а водящий - в середине круга. По сигналу (счету «раз-два») играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пойманный становится помощником водящего и тоже начинает ловить забегающих в круг. Каждый пойманный присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. Из них выбирается новый водящий.

Правила:

1. Водящий не имеет права выходить из круга.

2. Пойманным считается только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу.

3. Ловить за линией круга не разрешается.

Вариант. Если играющих много, можно разделить их на две команды. Одна команда располагается в кругу (водящая), другая - за кругом. Пойманные выбывают из игры. Игра заканчивается, когда все находящиеся за кругом будут пойманы. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, быстрее переловившая своих соперников.

 

Сбор тюльпанов (Лолачинакон)

Игра широко распространена среди таджикских девочек младшего и среднего школьного возраста. Обычно в нее играют весной на площадке или в зале. Участники разбиваются на тройки, которые становятся на расстоянии 1 м одна от другой. Игра начинается от поперечной линии. На расстоянии 25-30 м от нее проводится линия, параллельная ей, а в полуметре от последней - еще одна параллельная линия. Таким образом обозначается «коридор», «арык» («чуй», «канал»). Выбранная водящая называется именем «Мавлуда» или другим. Она становится за «арыком» (рис. 1).

Описание. По первой команде руководителя играющие в тройках кладут руки на плечи друг другу. По второй команде они начинают петь и выполнять различные движения, продвигаясь вперед в сторону «арыка»:

 Се духтаракон будем,
 Лолачинакон будем,
 Давидему-давидем,
 Чуй навба расидем.
 Чуй нава обашне,
 Мавлудая тобашне.

В переводе это примерно означает:

 Были трое девчонок,
 Собирали тюльпанчики,
 Бежали-бежали,
 До нового арыка добежали,
 У нового арыка воды нет,


Рис. 1 Сбор тюльпанов

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.