Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном» (тезисы для аргументации) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном» (тезисы для аргументации)

2022-10-10 100
Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном» (тезисы для аргументации) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На ЕГЭ предлагаются разные тексты: про войну, любовь, дружбу, милосердие, искусство, книги, русский язык. Но это далеко не все темы текстов ЕГЭ. И если привести для обоснования пример из литературы про дружбу, любовь, войну и милосердие достаточно просто, то как быть с аргументами про искусство, книги и русский язык? На помощь приходит публицистическая книга Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Советуем прочитать всю книгу, но если время ограничено или вы не любите читать, изучите хотя бы эти письма:


– О воспитанности.

– О жадности.

– Искусство ошибаться.

– Честь истинная и ложная.

– Об искусстве слова и филологии.

– Природа России и Пушкин.

– О русской природе.

 – О памяти.

– Любите читать!

– Понимать искусство


О цели Цель не всегда оправдывает средства. Лихачев пишет, что поговорка «цель оправдывает средства» губительна, великая цель должна проявляться во всем. Публицист доказывает это на примере Раскольникова, который, убив старуху, терпит внутреннее крушение. Цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
О любви Любовь не должна быть безотчетной, не должна быть слепой. Она должна соединяться с умом. Лихачев пишет, что мать, во всем поощряющая ребенка, может вырастить урода. Лихачев доказывает, что слепой восторг может привести к ужасным и неисправимым последствиям.
О терпимости Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
О достоинстве Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
О лжи Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Ложь всегда выдает себя, ложь 43 всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.
Об ошибках От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое! Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении. Признаться в своей ошибке перед самим собой не всегда легко, нужен опыт.
О заботе Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем). Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
О сострадании Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
О добре Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
О скромности Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость
О чести  «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
О воспитанности Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
О зависти Зависть развивается прежде всего там, где человек сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где люди не отличают себя от других. Завидует – значит, не нашел себя.
О языке Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»
О чтении Чтение не должно быть случайным. Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. «Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
О литературе Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни. Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть
О памяти Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.
Об искусстве Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим

Для аргументации собственного мнения по проблемам, связанным с состоянием русского языка, советуем прочитать: – М. Кронгауз, книга «Русский язык на грани нервного срыва» (две-три главы)

– К. Чуковский, книга «Живой как жизнь»

– М. Зощенко, рассказ «Обезьяний язык»

Вопрос – ответ

 Как правильно выразить свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста?

Формулируя собственное мнение, всегда начинайте со слов «Я согласен с позицией автора». При этом не пишите «красивых слов»: «Я не могу не согласиться с автором», «Авторская позиция не может не вызывать одобрения», «Автор, безусловно, прав».

Нужно не только согласиться с позицией автора, но и сформулировать собственный тезис (ту мысль, которую вы будете доказывать примером). Формулируя тезис, повторите своими словами мысль автора, можете пояснить ее. Но не копируйте авторскую позицию.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.