Дифференцированное обучение на уроках иностранного языка — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Дифференцированное обучение на уроках иностранного языка

2022-09-15 22
Дифференцированное обучение на уроках иностранного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дифференцированное обучение на уроках иностранного языка строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений.

В своей работе я применяю такие формы дифференцированного обучения, как

• использование разных вариантов однотипных заданий;

• применение заданий разной степени сложности;

• оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;

• различная длина пауз для выполнения заданий;

• различное количество повторений для выполнения одного и того же задания;

• различные виды ключей, опор;

• чтение текстов разной трудности;

• выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.

Опираясь на психологические характеристики учеников, я развиваю их недостаточно развитые психические функции. Так, для развития внимания даю такие задания:

• - скажи, сколько действующих лиц в рассказе;

• - перечисли последовательно места, в которых происходит действие рассказа.

Задания такого типа направляют внимание учеников на содержательную сторону читаемого.

Возможны также задания:

- прочтите предложения и назовите элементы (слова), отличающие их друг от друга.

Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания:

- Прочтите текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расставьте предложения в последовательности, в какой они находятся в тексте; прочтите их.

Основная задача обучения иностранным языкам в школе – научить учащихся говорить на изучаемом языке. Уровень сформированности речевых умений и навыков своих учеников я оцениваю по отдельным видам речевой деятельности.

Для развития умений монологической речи часто предлагаю выполнить следующие задания:

• - слабо успевающие ученики готовят тему по опорам,

• - хорошо успевающие ученики составляют сообщение по данной теме на заданную ситуацию, выступают в роли экскурсовода (в школе, в музее, по городу), помогают составлять опорные вопросы по теме.

Для развития умений диалогической речи предлагаю

• выучить диалог;

• составить диалог по заданным опорам;

• составить диалог по определенной теме самостоятельно.

При выполнении задания по аудированию текста учащиеся встречают много трудностей: большой по объёму текст, много говорящих. Опыт показывает, что значительную трудность для многих учащихся при выполнении задания по аудированию представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю то, что понято (т.е. раскрыто содержание).

Поэтому сильным учащимся предлагаю

• пересказать услышанное;

• составить диалог по прослушанному.

Задания по аудированию для слабых учащихся:

• определить основную идею текста;

• пересказать текст на русском языке;

• ответить на вопросы по тексту.

Самым главным при изучении иностранного языка в школе является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка, как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии.
Что в таких условиях в таких условиях делаю я? - Применяю метод индивидуальных заданий, который имеет немаловажное значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий могу восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого.

Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке. Как правило, 3-4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними в течение 5-10 минут. Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или совершенно разными.

Индивидуальные особенности учеников я учитываю и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даю задание пересказать текст, слабо успевающим – развёрнутый ответ на вопрос, план текста и т. д. Особенно помогают при дифференцированном подходе рабочие тетради к учебнику, так как там есть упражнения разного типа и разной сложности.

Эффективность обучения иностранному языку в значительной мере зависит от четкой и гибкой организации учебного процесса на уроке, от умения педагога учитывать реальное усвоение учащимися конкретного программного материала, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика.

Позвольте проиллюстрировать вышесказанное на примере урока в 7 классе по теме «Школа моей мечты».

Тип урока – урок применения метапредметных и предметных знаний.

Целевое назначение – применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности.

Предполагаемый результат – самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учащимися или коллективом класса.

Оборудование: магнитофон, доска, картинки, раздаточный материал.

Основные этапы урока:
• – фонзарядка;
• - речевая зарядка;
• - учебный разговор «Учитель – ученик 1 – ученик 2»;
• - индивидуальные задания: 1)на доске; 2)на карточке;
• - повторение грамматического правила «Пассивный залог»;
• - чтение текста о школах в англоговорящих странах;
• - беседа «Учитель - класс» об идеальной школе;
• - составление диалога о школе по опорам;
• - выбор учащимися идей для описания идеальной школы;
• - индивидуальное задание: чтение текста о школе №52 и его пересказ;
• - контроль домашнего задания: сообщения учащихся об идеальной школе;
• - домашнее задание;
• - рефлексия;
• - выставление оценок.

Т.к. обучение иностранному языку невозможно без дифференцированного подхода, то каждый этап урока был предназначен для определенной группы учащихся.
Так, слабые учащиеся выполняли индивидуальные задания на доске и на карточке, читали текст, выбирали идеи для описания идеальной школы.

Учащиеся со средним уровнем знаний обобщали грамматическое правило, составляли диалог по опорам.

Сильные учащиеся участвовали в беседе «Учитель-ученик1-ученик2», пересказывали текст о своей школе.

Все дети справились с работой, что создало положительный настрой на уроке.
Атмосфера была непринужденная.
Поставленный результат достигнут. Материал урока усвоен.

Содержание работы

Время

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2 мин.

2

Весь класс

Лингвистическая разминка(синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

3 мин.

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

7 мин.

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

7 мин

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости ).

5 мин.

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

8 мин.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с карточками и т. д.

8 мин.

8

Весь класс

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д .)

2 мин.

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

3 мин.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного образования приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно - познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.

Дифференцированный подход к учащимся на уроках – это необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.

Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

Естественно, оптимальным решением явился полилог, где предлагались такие вопросы для обсуждения:

1. выбрать цель путешествия;

2. выбрать вид транспорта;

3. покупка сувениров;

4. посещение магазинов;

5. упаковка чемоданов.

Проблема дифференцированного подхода всегда была и есть очень актуальной. Перелистывая журналы «Иностранные языки в школе» 70-х – 2000-х, делаю вывод, что дифференцированный подход в них рассматривается в подборе разных по сложности и трудности заданий, а цель одна. Разделяю мнение коллег, что дифференцированный подход - понятие более широкое. Следует давать не только разные условия для их выполнения, а, именно: различная помощь учителя сильным и слабым, различное время на выполнение заданий, различные методы контроля.

Так работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разноуровневые задания:

1. сильным – пересказ;

2. средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам;

3. слабым – ответить на вопросы.

Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении

Perfeсt. Можно взять картинку «Лето» и предложить такие задания:

1. сильные ученики получают задание «Расскажи, что дети делали летом» (глаголы в Infinitivе выписаны на доске).

2. средние – составляют предложения по карточкам: вставьте нужный вспомогательный глагол в нужной форме;

3. слабые – карточки, где надо поставить глагол в форме Participle 2 (глаголы даются в конце предложения).

В итоге получается, что все работали по одной же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.

Следует отметить и недостатки, которыми страдает дифференцированный подход (в сравнении, с индивидуализацией обучения):

1. в большинстве случаев он применяется уже после выявления пробелов в знаниях учащегося, и его функция заключается в «подтягивании» учащегося;

2. создается парадоксальное положение, при котором более сильные учащиеся, которые быстро работают благодаря своим способностям и менее нуждающиеся в упражнениях, получают ещё дополнительные, в то время как слабые выполняют облегченные задания в меньшем количестве. Такая

организация работы приводит к затормаживанию в повышении уровня знаний и тех и других.

3. дифференцированный подход на уроке направлен очень часто на выявлении слабых сторон в знаниях учащихся, в то время как истинный индивидуальный подход должен служить главным образом выявлению и развитию сильных сторон индивидуальности;

4. дифференцированный подход практически исключает сотрудничество между учениками.

Проблема ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только во взаимосвязями с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Для этого необходимы «специальные организационные приемы работы, которые учитель использует на уроке для того, чтобы обучать ВСЕХ, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для обучения каждого. Это единственный путь повышения коэффициента полезного действия урока.

Для осуществления этой цели можно предложить следующие организационные приёмы:

1. при презентации нового грамматического материала правило выводят ученики со слабой способностью к общению функциональных признаков грамматического явления;

2. целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических, правильно подобранная опора поможет слабому ученику осознать новое грамматическое явление, при усвоении лексики поможет догадаться о значении слова, при обучении монологическому высказыванию - изложить мысли;

3. очередность опроса. Слабые выигрывают тем, что получают образец –правильный ответ сильных учеников. Однако, последовательность «сильный – средний - слабый» не дана раз и навсегда. Скажем, на уроке формирования логических навыков слабые получают карточки с готовым микротекстом, где подчеркнута ключевая фраза, при проверке понимания прослушанного микротекста можно сначала обратиться к ним: «А как ты думаешь?»

4. варьирование времени на подготовку ответа: слабые получают тройную порцию времени;

5. использование упрощенных заданий. Применяется главным образом в домашних заданиях. Например, после урока совершенствования навыков говорения слабые должны выполнить задание на основе разговорного текста; средние - на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опоры;

6. использовать дополнительный внепрограммный материал (для сильных и средних).

7. более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способность, приучает работать весь урок.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности.

Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

На примере своего небольшого педагогического опыта мне бы хотелось раскрыть Вам основные приемы и технологии разноуровневого обучения, применяемых на моих уроках английского языка. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мной на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа;текущая проверка и закрепление усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.