Перспективы новых технологий в отечественной системе выборов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Перспективы новых технологий в отечественной системе выборов.

2022-09-12 29
Перспективы новых технологий в отечественной системе выборов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В краткосрочной перспективе выводы об имплементации новых технологий в отечественную систему выборов не сложно сделать из тех сведений, что были указаны в предыдущей главе: инструменты электронного правительства (портал «Госуслуги», ГАС «Выборы», проект «Мобильный избиратель»), упрощающие взаимодействие между избирателями и органами власти, будут развиваться и дальше, а эксперименты по проведению электронного голосования будут продолжаться и расширяться, как мы надеемся, с учетом мнения представителей гражданского общества.

Ближайшее из запланированных событий в этой связи – это эксперимент по проведению электронного голосования на грядущих выборах в Государственную Думу Российской Федерации восьмого созыва в сентябре 2021 года. Согласно сообщению РБК, список регионов, участвующих в эксперименте, на этих выборах будет серьезно расширен: во-первых, туда с высокой долей вероятности будут включены все регионы, где уже применялось электронное голосование (это Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области); во-вторых, туда должны войти регионы-представители всех федеральных округов (то есть, помимо четырех перечисленных, еще восемь). Финальное решение о внесении регионов в список участия в эксперименте выносится ЦИКом РФ, при учете мнения Министерства цифрового развития (Минцифры) и «Ростелекома», снова отвечающего за подготовку системы электронного голосования. Весьма велика вероятность того, что предпочтение при выборе будет отдаваться регионам, которые находятся близко к центрам сервисного обслуживания ГАС «Выборы» [154].

Такое расширение границ эксперимента внутри страны говорит об однозначно серьезном настрое высшего руководства нашего государства и Центральной избирательной комиссии на закрепление результатов эксперимента и его продолжение. В рамках подготовки к нему, несмотря на то, что окончательное решение об участии регионов в электронном голосовании еще не принято, было запущено всероссийское тестирование системы ДЭГ, которое прошло 12-14 мая этого года[155]. В 75 регионах избиратели получили возможность проголосовать по двум электронным бюллетеням (по одномандатному округу и по партийным спискам), еще в десяти регионах граждане могли проголосовать на всех уровнях выборов, запланированных в сентябре. Все эти десять регионов уже подали в ЦИК заявки на проведение электронного голосования во время всероссийского голосования в сентябре 2021 г. – это Вологодская, Воронежская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Рязанская, Ярославская области, республики Бурятия и Северная Осетия - Алания, а также город Севастополь[156]. По словам Эллы Памфиловой, результаты тренировки будут решающими для определения регионов, которые будут допущены до применения ДЭГ на грядущих выборах. На участие в тестировании записалось около 2,5 млн. человек по всей стране, однако существуют сообщения о принудительной записи на эксперимент сотрудников бюджетных организаций[157][158].

Тренировка проходила на уже знакомых нам принципах блокчейна и с помощью технологии, совместно разработанной «Ростелекомом» и Минцифрами (которая ранее была опробована на довыборах в Курской и Ярославской областях) в двух различных форматах: на портале «Госуслуг» для всей России и на портале «mos.ru» для жителей столицы. В последнем формате было протестировано важное нововведение – возможность снова открыть свой бюллетень и изменить сделанный голос, т. о. имплементировался эстонский принцип защиты от давления третьих лиц. Т. е., если какое-то третье лицо оказывает на человека давление во время голосования, он может позже, оказавшись в одиночестве, открыть бюллетень с уже записанным ответом и переписать его: сохранится последний вариант записи[159]. Следует также отметить, что состоявшаяся тренировка была беспрецедентной по своей нагрузке: участие в эксперименте по итогу принял 1,2 млн. человек, из которых 64 тысячи оставили различные отзывы о работе системы, на основании которых будет проводиться ее доработка.

«Все заявленные цели тренировки были достигнуты. Для чего была создана такая форс-мажорная ситуация с максимальной нагрузкой? Именно для того, чтобы проверить систему на прочность и выявить все слабые места в процессе тренировки, чтобы к самим выборам эти слабые места сделать сильными»,— заявила Элла Памфилова на заседании ЦИКа 19 мая. Плюс, ближе к дню голосования будет организовано еще одно, финальное, тестирование, уже конкретно в тех регионах, которые будут определены ЦИКом для проведения ДЭГ[160].

По нашему мнению, организация подобного уровня тестирований системы однозначно является важным шагом на пути повышения доверия избирателей, гражданского и экспертного сообщества к последующим экспериментам с электронным голосованием в России. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что большая часть сбоев в системе ДЭГ происходила до изменения технологической базы (о нем мы говорили в предыдущем параграфе, приводя мнение замглавы Центризбиркома Николая Булаева), которое было сделано при привлечении к проекту «Ростелекома» и Министерства цифрового развития в августе 2020 года. Таким образом, очевидно, что огрехи в голосованиях в Мосгордуму в 2019 г. и по поправкам в Конституцию летом 2020 г. были учтены ЦИКом и соответствующе проработаны. Все эти факты позволяют говорить о том, что ЦИК, видимо, планирует постепенно ввести практику электронного голосования для всех регионов нашей страны, в зависимости от его доверия результатам работы местных избиркомов (в Санкт-Петербурге, например, к сожалению, до возможности введения подобных технологических новшеств еще далеко из-за многочисленных нареканий в сторону местной избирательной комиссии, в частности, из-за них город не смог подать заявку на применение ДЭГ на выборах в сентябре 2021 г.[161]).

В отношении цифровизации электорального процесса в других областях сильно помогают законодательные нововведения, о которых также говорилось выше: это и доступ к проведению праймериз для партий на онлайн-платформах (здесь первопроходцем стала «Единая Россия», запустившая 24-30 мая 2021 г. свои праймериз по отбору кандидатов на выборы в Госдуму в сентябре через специально созданный для этого сайт[162]), и возможность сбора подписей за кандидатов перед выборами с помощью портала «Госуслуги» (что позволяет собирать достоверные подтвержденные подписи, которые к тому же не требуют почерковедческой экспертизы)[163]. Очевидно, что все эти механизмы в будущем будут активно использоваться.

Многие российские партии также включаются в использование современных технологий для привлечения избирателей в свои ряды, включая применение алгоритмов социальных сетей, геймификации, блогерства, прибегают к помощи уже набравших определенный вес среди пользователей лидеров мнений (т. н. инфлюенсеров[164])[165]. Наиболее яркими примерами можно назвать применение геймификации в агитации партией ЛДПР, использование YouTube-блогерства партией КПРФ. В первом случае, ЛДПР запустила на базе платформы Steam компьютерную игру - шутер[166] от первого лица Call of LDPR, в озвучивании которой приняли участие лидер партии Владимир Жириновский, а также знаменитые в российском сегменте Интернета блогеры Юрий Хованский и Илья «Мэддисон» Давыдов (инфлюенсеры). Компьютерная игра имеет мало отношения к реальной жизни, но основным двигателем сюжета является партия ЛДПР и положительные изменения, которые она привносит в повседневную жизнь людей[167]. Во втором случае, КПРФ использует для продвижения своей повестки личный YouTube-блог одного из своих депутатов (в Саратовской городской думе), Николая Бондаренко. Он прославился на весь русскоязычный сегмент YouTube благодаря своим ярким высказываниям (в частности, критике пенсионной реформы 2018 г.), а также проведению эксперимента, в рамках которого он питался на прожиточный минимум в 3,5 тыс. рублей в месяц[168].

На этих примерах мы можем видеть, как политические партии реагируют на общественный запрос, как молодежи, так и более старших поколений, на увеличение взаимодействия с населением через информационные системы, которые уже давно вошли в повседневную жизнь граждан. Тренды мирового и внутрироссийского развития в области цифровизации взаимодействия кандидатов и избирателей говорят о том, что этот запрос очевиден и будет продолжать эксплуатироваться как системными партиями, так и несистемной оппозицией[169].

Цифровизация электорального процесса в нашей стране многим обязана запущенной в 2019 году комплексной национальной программе «Цифровая экономика». Майские указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», позволили Правительству РФ сформировать нацрограмму. «Цифровая экономика» была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 и рассчитана на пятилетку 2019-2024 гг. Национальная программа курируется руководителем Минцифры Максутом Шадаевым[170].

Помимо чисто экономических целей, в числе упомянутых в «майских указах» есть и такие, которые так или иначе касаются цифровизации электорального процесса в нашей стране: обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере; обеспечение присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих исследования и разработки в приоритетных областях научно-технологического развития; использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями[171]. На сайте же национальной программы также упоминаются цели: сделать интернет доступным для всех жителей страны (это в первую очередь касается труднодоступных районов Севера и Дальнего Востока); покрыть крупнейшие города связью 5G (что, несомненно, увеличит возможности программного обеспечения электронных голосований); защитить информацию граждан, бизнеса и государства (этим целям отвечает в том числе блокчейн или, как он еще упоминается в тексте программы, «технология распределенных реестров») и проч.[172].

Входящий в нацпрограмму «Цифровая экономика» нацпроект «Цифровое государственное управление» предполагает под собой работу над внедрением цифровых технологий во все сферы госуправления – от оказания госуслуг до согласования политики стран-членов ЕАЭС в области цифровизации экономики[173]. Все это также предполагает под собой проактивную деятельность представителей государственной власти по цифровизации госуправления, в том числе проведения экспериментов по электронному голосованию в регионах, об этом также говорит и количество подавших заявку на проведение экспериментов в рамках всероссийского голосования в сентябре 2021 г.

В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» Минцифры был запущен конкурс на получение грантовой поддержки по разработке и внедрению российских цифровых решений, на гранты было выделено 7.1 млрд. рублей в 2020 году. В частности, гранты нацелены на стартапы по искусственному интеллекту, интернету вещей, блокчейну, новым производственным технологиям и другим направлениям[174]. Эта инициатива также сулит большие результаты для цифровизации электорального процесса в РФ. Как мы знаем, именно с включения Минцифры и «Ростелекома» в работу над электронным голосованием технологическая база была отрегулирована, что позволило решить проблему большого количества сбоев и утечек персональных данных, чем характеризовались выборы в Мосгордуму в 2019 г. и голосование по поправкам в Конституцию РФ в 2020 г.

Однако, нацпрограмма «Цифровая экономика» все-таки рассчитана на краткосрочную перспективу – ее цели не идут дальше 2024 г., а в 2024 г. Россию ждут следующие выборы Президента РФ. Судя по последним трендам, весьма велика вероятность, что многие регионы уже будут участвовать в них с применением технологий ДЭГ, построенных на блокчейне.

Говоря же о долгосрочных перспективах цифровизации электорального процесса в РФ, несомненно, тенденции, которые отмечались выше в этой главе, будут продолжаться: Россия уже встала на рельсы цифровизации и остановить этот локомотив будет непросто. Во-первых, мы рассчитываем, что эксперименты по электронному голосованию будут продолжаться и расти в масштабах, их технологическая база будет развиваться и проходить донастройку, а имплементация передового опыта зарубежных государств будет вводиться и дальше. Во-вторых, нельзя не отметить тот факт, что в ближайшем будущем России придется столкнуться с проблемой доверия избирателя к цифровым нововведениям, технологическое устройство которых довольно сложно для обывателя. Вопрос доверия в отношениях власти и населения будет напрямую зависеть от усилий и умения нашего государства популяризовать применение новых технологий, а также обеспечить их прозрачность. В-третьих, мы считаем, что развитие технологии распределенных реестров должно привести к увеличению количества узлов сети и распределению их между всеми участниками электорального процесса, в частности, часть из них нужно будет передать в ответственность наблюдателям с тем, чтобы электронное голосование соответствовало всем международным нормам прозрачности.

В этой связи следует отметить, что электоральный процесс имеет в себе также международную составляющую – различные миссии наблюдателей, как от отдельных государств, так и от международных организаций (Совет Европы, ЕАЭС, СНГ, ШОС и проч.) сопровождают все выборные процессы в нашей стране. Для налаживания позитивного диалога в этом ключе и повышения прозрачности ДЭГ в России просто необходимо дальнейшее развитие технологии блокчейна с возможностью допуска международных наблюдателей к узлам сети.

Возвращаясь к основным тезисам первой главы, хотелось бы отметить, что дальнейшее развитие цифровизации электорального процесса в России ведет к укреплению демократии в нашей стране. Ведь ДЭГ с технологией блокчейна, при условии открытого кода программы и правильного распределения узлов сети, дает возможность организовать такую модель выборов, которая будет являться тайной и нефальсифицируемой, т. е. идеально соответствующей демократическим представлениям. Это, среди прочего, приведет к повышению доверия в отношениях государственной власти и населения, укрепит позиции России на международной арене, позволит стимулировать обмен опытом в электоральной сфере и многое другое.

Также хотелось бы отметить тот фактор, что Россия уже сейчас идет в первых эшелонах цифровизации электорального процесса, как среди стран-участниц важнейших международных объединений, лидером которых она является (например, ЕАЭС, СНГ, ШОС), так и в целом в мире. Развитие своей технологической базы, проведение экспериментов и накопление опыта в подобных передовых инициативах в долгосрочной перспективе может дать России возможность оказывать поддержку в цифровизации электорального процесса в других странах. При этом подобная поддержка может разниться от экспорта всего комплекса технологических решений (программное обеспечение, машинные комплексы, административные механизмы) до прямого снабжения государств-партнеров своими специалистами в области цифровизации выборов, наблюдателями.

Подводя итог, следует сказать о том, что цифровизация электорального процесса в России уже достигла многого, и продолжает идти в весьма впечатляющем темпе. Все, что уже создано на данный момент, от системы ГАС «Выборы» до ДЭГ и экспериментов с блокчейном, является ни чем иным как билетом в будущее для России как демократического государства. Все те перспективы, которые открываются перед ней в связи с этими достижениями и все то, что будет доступно по выполнении ближайших планов (расширение масштабов экспериментов по электронному голосованию, выполнению национальной программы «Цифровая экономика»), несомненно приведет к укреплению позиций России как мировой державы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.