Цифровизация электоральных систем в России и мире: анализ и перспективы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Цифровизация электоральных систем в России и мире: анализ и перспективы.

2022-09-12 51
Цифровизация электоральных систем в России и мире: анализ и перспективы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЗЬМИН Антон Павлович

Выпускная квалификационная работа

Цифровизация электоральных систем в России и мире: анализ и перспективы.

 

 

Уровень образования: Магистратура

Направление 41.04.05 «Международные отношения»

Основная образовательная программа

ВМ.5557.2019

«Дипломатия Российской Федерации и зарубежных государств»

 

 

Научный руководитель:

профессор кафедры Европейских исследований

Факультета международных отношений СПбГУ,

 доктор экономических наук

Ткаченко Станислав Леонидович

Рецензент: профессор

Юридического факультета СПбГУ,

доктор юридических наук

Карцов Алексей Сергеевич

 

 

Санкт-Петербург

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МИРЕ............................................................................................14

1.1. Как новый цифровой инструментарий влияет на электоральный процесс в мире..........................................................................................…...…..14

1.2. Проблемы применения новых технологий, социальные и политические риски...................................................................……………........35

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫБОРОВ........................................................................................................52

2.1. История введения элементов цифровизации в выборные процессы РФ.................................................................................................….……….…….52

2.2. Перспективы новых технологий в отечественной системе выборов.................................................................................................................65

ГЛАВА 3. «ДИПЛОМАТИЯ ВЫБОРОВ».................................................75

3.1 Концепция дипломатии выборов и ее международное измерение....75

3.2 Перспективы российской дипломатии при реализации взаимодействия по вопросу цифровизации электорального процесса.............98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....113

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………................117

ВВЕДЕНИЕ

В наше время стремительного прогресса цифровизация окружает нас со всех сторон, во всех сферах жизни: если можно заказать себе сшитый по мерке костюм за пять минут с помощью мобильного телефона, пройти собеседование для приема на работу в Skype, то почему процесс определения избирателем его предпочтений должен как-то отличаться? Так ли нужны будки с бумажными бюллетенями, огромный административный ресурс, денежные средства и время, затрачиваемые государством на организацию работы избирательных участков, подсчет голосов? Рассуждая в подобном ключе человечество сделало попытки упростить и одновременно укрепить электоральный процесс посредством новых технологий. Анализу этих попыток, а также перспективам цифровизации избирательного процесса в международном измерении и посвящена эта работа.

Актуальность поднятой темы тяжело подвергнуть сомнению – цифровизация выборов – это набирающий скорость локомотив, как на рельсах электоральной системы России, так и мира, соответственно именно сейчас, в этот переходный момент уже осуществляющего повсеместно запуска процесса, и наступает самое время для изучения проблемы.

Неоспоримость актуальности исследования также подтверждается многочисленными экспериментами в отношении проведения электронных выборов и электронного голосования в России: впервые электронные средства были опробованы 8 сентября 2019 года на выборах в Московскую городскую думу седьмого созыва; затем – на общероссийском голосовании по поводу внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 года; потом, 13 сентября 2020 года на довыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва по одномандатным округам в Курской и Ярославской областях; на выборах в Государственную Думу в сентябре нынешнего года планируется расширить географию применения цифровых средств.

Помимо практической, данное исследование обладает также и несомненной научной актуальностью. Труды, касающиеся цифровизации избирательного процесса в России и мире, изучающие влияние дипломатии выборов и ее взаимосвязь с электоральными циклами стран в основном характеризуются узкой направленностью и скорее соответствуют различным многочисленным подтемам данной работы. Здесь же дается комплексный анализ процессов цифровизации выборов в России и за рубежом, а также рассматриваются перспективы Российской Федерации на поприще содействия цифровизации электорального процесса в мире.

Степень разработанности темы. Изучение цифровизации электорального процесса в России и мире и ее перспектив осуществлялось на основе использования материалов, находящихся в свободном доступе, в число которых входит большое количество исследований. Их список довольно широк, поэтому хотелось бы осветить только самые основные.

Отечественная историография. При анализе мирового опыта цифровизации электорального процесса в приобретении общего видения и осознания масштабов ситуации была использована комплексная работа авторов Серавина А. и Соколовой Е. из Экспертного Института Социальных Исследований, который уже несколько лет занимается социальной и политической проблематикой, как во внутригосударственных, так и в международных масштабах[1].

При изучении цифровизации электорального процесса в мире, нужно было рассмотреть множество технических моментов, приобрести понимание и практические знания по множеству вопросов. Для рассмотрения истории зарождения идей об электронном голосовании и их эволюции в данной работе применялась статья М. Н. Грачева, «Электронное голосование “за” и “против”»[2]; при изучении технологии Big Data и ее социального влиянии применялась работа А. Ю. Закусиловой «Big Data: опасности и перспективы»[3]; понимание функционирования блокчейн-сетей и возможностей их приложения к избирательному процессу дала статья Р. А. Алексеева «Перспективы и проблемы применения технологии блокчейн на выборах в России и за рубежом»[4], и проч.

В изучении рисков и трудностей, с которыми вынуждены были столкнуться отечественные избирательные органы при цифровизации электорального процесса в России использовались такие исследования, как А. Ф. и М. А. Иванько, В. А. Сорокина «Портал государственных услуг: насколько эффективна помощь гражданскому обществу?»[5], М. А. Липчанская, С. Е. Чайнов «Обеспечение безопасности данных при проведении дистанционного электронного голосования»[6] и другие.

Среди отечественных авторов, изучающих различные аспекты взаимосвязи дипломатической деятельности и вопросов проведения выборов и референдумов, следует выделить Станислава Леонидовича Ткаченко, профессора кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ. В своей монографии «Мониторинг развития демократии: наблюдение за выборами и референдумами», опубликованной в 2015 г. под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, исследователь впервые в отечественной науке представляет анализ понятия «электоральная дипломатия»[7]. Также среди авторов, принимающих участие в исследовательской деятельности по проблематике взаимодействия дипломатии и избирательных процессов в рамках Содружества независимых государств, следует отметить профессора Юридического факультета СПбГУ Алексея Сергеевича Карцова и его работу «Международные избирательные стандарты и их выполнение государствами СНГ (в контексте электорального наблюдения со стороны Содружества Независимых Государств)», в которой автор анализирует как сложившуюся практику наблюдения за выборами в контексте уникальных исторических особенностей стран-участниц Содружества, так и вопросы приведения в соответствие национальных законодательств стран-участниц с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ[8]. Не ограничиваясь только крупными монографиями, нельзя пройти мимо статьи сотрудника Тюменского государственного университета, Ксении Юрьевны Матрёниной, под заглавием «Проблемы сопровождения электронного голосования на выборах: российский и зарубежный опыт», в которой автор подробно рассматривает проблему применения современного оборудования в избирательных процессах, анализируя как преимущества, так и риски цифровизации электорального процесса в России и мире[9]. Также стоит обратить внимание на интересную работу членов ЦИК РФ Владимира Евгеньевича Чурова и Бориса Сафаровича Эбзеева под названием «Глобализация. Международные гуманитарные стандарты. Суверенитет России», в которой авторы анализируют сложившуюся правотворческую практику в отношении формирования избирательных норм во всем мире, а также их использование в международной политике для обеспечения национальных интересов определенных ее акторов[10].

Зарубежная историография. В вопросах освещении цифровизации электорального процесса, в частности в теоретическом осмыслении концепта электронной демократии большое значение сыграли такие исследователи, как Дж. Шнайдер и Л. Гроссман, со своими работами «Democracy On-Line. Tomorrow’s Electronic Electorate»[11] и «The Electronic Republic. Reshaping Democracy in the Information Age»[12] соответственно. Мнение исследователей из Нью-Йоркского Университета Джеймса Бисби и Дженнифер М. Ларссон позволило определить разницу в межпользовательском и межличностном взаимодействиях[13]. Интерес вызывает исследование, опубликованное в соавторстве авторами Лондонского университета Анны Радер и Майкла Уоллса «Report by International Observers on the 2016 Voter Registration Process in Somaliland», где подробно анализируется опыт применения руководством непризнанной республики Сомалиленд технологий продвинутой биометрии при регистрации избирателей на местных выборах[14].

Среди зарубежных авторов, изучающих тематику цифровизации электорального процесса в России, можно увидеть две основных точки зрения: позитивная (инструменты цифровизации позволят укрепить выборный процесс в России и способствовать развитию демократии) и негативная (российское руководство использует цифровизацию для глобального подчинения избирательной системы своим нуждам).

Если говорить об авторах, рассматривающих цифровизацию электорального процесса с позитивных позиций, следует отметить исследование доктора Жульена Носетти, научного сотрудника Французского института международных отношений (IFRI), под названием «”Digital Kremlin” Power and the Internet in Russia». Автор подробно и в основном с позитивных позиций анализирует уже осуществлявшиеся на момент написания работы (2011 г.) процессы цифровизации как государственного управления, так и избирательной системы, но в то же время с сожалением упоминает примеры госконтроля интернета и телевидения в России[15]. Также в эту категорию можно отнести более современную комплексную работу 2020 г. «The Digitalization of Russian Politics and Political Participation» сотрудника Маастрихтского университета Мариэллы Вижермар, в которой автор также анализирует протекающие в РФ процессы цифровизации электорального процесса и госуправления, концентрируя свой анализ на роли цифровизации в гражданском вовлечении в политическую деятельность. Работа хорошо сбалансирована и характеризуется взвешенным характером анализа как перспектив, так и рисков цифровизации[16].

Говоря же об исследованиях, анализирующих негативные факторы российской цифровизации, следует упомянуть таких авторов, как Эдриан Шабаз и Элли Фанк, чья публикация в «Freedom House» под названием «Digital Elections Interference» подробно анализирует риски применения цифровизации для фальсификаций на выборах как в России, так и во всем мире[17]. Среди пессимистов в отношении протекания цифровизации электорального процесса в России также следует отметить работу сотрудника Свободного университета Берлина Флориана Тэпфи «Innovative Consultative Authoritarianism: Internet Votes as a Novel Tool to Stabilize Non-democratic Rule in Russia», в которой автор рассматривает возможности, приобретаемые с ее помощью российским политическим руководством для создания и укрепления авторитарного режима[18].

Если говорить о зарубежном анализе вопросов взаимодействия мировой политики и электорального процесса, то довольно активным автором по данной тематике является Антон Щеховцов, сотрудник Университета Вены и Киевского института евро-атлантического сотрудничества, его работы «Fake election observation as Russia's tool of election interference: The Case of AFRIC», «Far-Right Election Observation Monitors in the Service of the Kremlin's Foreign Policy», «Foreign Observation of the Illegitimate "General Elections" in the Donetsk People's Republic and Lugansk People's Republic in November 2018» и др.[19] анализируют российскую внешнеполитическую деятельность, напрямую связанную с институтом деятельности наблюдения выборов, в частности, в перечисленных работах рассматриваются кейсы контроля российского руководства за проведением наблюдения за выборами в Кении и Зимбабве, привлечения лояльных российскому руководству международных наблюдателей, организации и проведения выборов в непризнанных Донецкой и Луганской народных республиках. Также интересны работы авторов, изучающих проблематику политизации наблюдения выборов на африканском континенте, так как Африка в современном мире – некий своеобразный вечный источник нестабильности, которая обуславливается динамичным характером развития региона, а также отсутствием устоявшихся демократических традиций. Доктор Бидеми Бадмус, сотрудник Панафриканского Университета, в своей работе «Understanding the Game, the Dynamics and Politics of International Election Observation in Nigeria’s Fourth Republic» изучает использование подложных наблюдателей как постоянную практику нигерийского руководства для легитимации подтасовок на выборах[20]. Выпускник Американского международного университета, Муема Вамбуа, в своей работе «International Interventions in Kenya’s 2007 Electoral Conflict: Diplomacy, Conflict Resolution and Peace-building» анализирует международный ответ на пост-выборные протесты в Кении 2007 г.[21].

В целом, историографический обзор показал наличие довольно большого количества работ, прямо или косвенно связанных с темой нашего исследования, однако в то же время ни в одной из них не осуществляется комплексный обзор цифровизации электорального процесса в России и мире.

В данной работе объектом исследования выступает цифровизация электорального процесса в мире. П редметом – способы осуществления цифровизации электорального процесса в России и мире, и их взаимосвязь с дипломатией выборов.

При написании работы перед нами была поставлена цель: рассмотреть в перспективе (от зарождения до некоторого прогноза на будущее) процесс цифровизации выборов, внедрения новых высокотехнологичных элементов, в электоральные процессы по всему миру.

В рамках движения к этой цели, был выделен ряд задач:

1. Определение цифровизации электорального процесса как явления, обозначение его основных признаков.

2. Исследование проблем применения новых технологий, возможных политических и социальных рисков.

3. Изучение протекания процесса цифровизации выборов в России: на данный момент и в перспективе.

4. Рассмотрение дипломатического взаимодействия по вопросам цифровизации электоральных процессов в мире.

5. Анализ перспектив использования российской дипломатией повестки цифровизации электоральных процессов в мире.

Как видно из целей и задач, анализу подверглась довольно обширная теоретическая и практическая область, поэтому, хронологические рамки исследования гибкие и ограничены двадцать первым веком.

Источниковая база. Для решения поставленных в работе задач были использованы многочисленные источники. В частности, большую помощь в понимании скорости введения элементов цифровизации в избирательные системы по всему миру, а также в разборе внешнеполитических событий, связанных с электоральной тематикой, оказали многочисленные новостные издания, такие как The Washington Post[22], The Moscow Times[23], USA Today[24], КоммерсантЪ[25], ТАСС[26], РБК[27] и другие.

В качестве основного источника по нововведениям в российские избирательные процессы, нормативным распоряжениям по их поводу, а также международном взаимодействии российских избирательных органов, отчетов об их деятельности и других документов использовались различные разделы официального сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации[28].

В освещении нормативной базы как отечественного, так и международного электорального процесса использовались многочисленные документы, такие как Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»[29], Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 27.04.2021) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)"[30], Всеобщая декларация прав человека[31], Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ[32] и многие другие.

Для свободного использования информации о многочисленных международных акторах и их деятельности использовались официальные сайты организаций: АОВСЕ[33], ААИО[34], A-WEB[35], ШОС[36] и др.

Отдельно стоит выделить источниковую базу технологических блогов, которая была использована при анализе организации и проведения цифровых экспериментов в электоральной сфере на территории Российской Федерации, а именно: Блог Департамента информационных технологий Москвы[37] и Блог компании AnalogBytes[38].

Такая источниковая база позволила успешно решить поставленные в данной работе задачи и достичь ее цели: рассмотреть в перспективе (от зарождения до некоторого прогноза на будущее) процесс цифровизации выборов, внедрения новых высокотехнологичных элементов, в электоральные процессы по всему миру.

Методологическая база исследования включает в себя обширный ряд инструментов, прежде всего общенаучного характера. Это, в первую очередь, метод анализа многочисленных аналитических, теоретических и официальных материалов, использованный для изучения ситуации с цифровизацией выборов в мире, раскрывающий различные темпы и точки зрения на протекание этого процесса и проч. Метод сравнения применялся для выделения стран-флагманов цифровизации электорального процесса в мире. Следует упомянуть метод опосредованного наблюдения с помощью многочисленных новостных материалов о появляющихся новациях, связанных с электоральными процессами во всем мире. Дедукция помогла сделать выводы о подробном протекании процесса цифровизации. А индукция позволила, исходя из различных предпосылок, выдвигать рекомендации для российской внешнеполитической деятельности в вопросах содействия цифровизации электорального процесса в мире.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время цифровизация проходит сквозь все ступени избирательного процесса. Ее средства применяются при регистрации избирателей, перспективными направлениями являются создание интерактивных онлайн-реестров избирателей, прохождение регистрации на основе биометрии. Цифровизация проникает в процесс агитации и взаимодействии политических партий со своим электоратом, политические партии реагируют на общественный запрос, как молодежи, так и более старших поколений, на увеличение взаимодействия с населением через информационные системы, которые уже давно вошли в повседневную жизнь граждан. Сам формат политических партий также подвержен изменениям, популярность набирают партии сторонников прямой электронной демократии – Пиратские партии, Блокчейн-партии и проч. На этапе отбора кандидатов и праймериз осуществляется имплементация различных видов электронного голосования. В процедурах голосования и подсчета голосов применяется специальное оборудование – машины сканирования бюллетеней и машины прямой записи голосования. Наиболее перспективным и, одновременно, сложным этапом цифровизации электорального процесса является введение онлайн-голосования на выборах политического руководства – от местных до общегосударственных. Здесь активно используются различные средства криптографии и шифрования, создается специальное пользовательское программное обеспечение. Передовой разработкой является технология блокчейн, предполагающая под собой децентрализованную сеть, которую практически невозможно взломать, а подведение результатов голосования в ней легко поддается общественному контролю.

В России цифровизация электорального процесса идет уже достаточно давно и однозначно двигается в первых эшелонах общемировых тенденций. Все, что уже создано на данный момент – от системы ГАС «Выборы» до ДЭГ и экспериментов с блокчейном – многообещающий задел на будущее. Несмотря на многочисленную критику российских экспериментов по проведению электронного голосования, которая основана на слабости российских защитных IT-систем (многочисленные сбои, утечка данных избирателей во время голосования по поправкам в Конституцию РФ и проч.) и централизованном характере российского блокчейна, однозначно можно говорить о том, что все это – временные трудности. Как показывают, например, результаты последних довыборов в Государственную думу 11-13 сентября 2020 г., с непреднамеренными сбоями системы уже по большему счету справились. О необходимости же изменить централизованный характер блокчейна и дать доступ к узлам сети независимым наблюдателям все чаще говорят различные видные эксперты, как в России, так и за рубежом, и государственные деятели рано или поздно неизбежно прислушаются к этим мнениям. Цифровизация выборов в России движется в нужном направлении, все-таки, Москва тоже не сразу строилась.

Все те перспективы, которые открываются перед Россией в связи с достижениями в развитии цифровизации электорального процесса и все то, что будет доступно по выполнении ближайших, уже озвученных, планов (расширение масштабов экспериментов по электронному голосованию, выполнению национальной программы «Цифровая экономика»), несомненно приведет к укреплению позиций России как мировой державы.

В мире сложился широкий ряд устойчивых практик международного взаимодействия по проблематике электоральных процессов, который включает в себя работу в рамках специализированных организаций, рассчитанных на сотрудничество избирательных органов стран-членов; формирование нормативной базы избирательного процесса в рамках межгосударственных и международных соглашений; институт международных наблюдателей за избирательными процессами и многое другое.

В рамках данного исследования был разработан и представлен концепт дипломатии выборов – комплексного понятия, объединяющего под собой целый ряд различных видов международного взаимодействия, касающихся электоральных процессов. Дипломатия выборов в идеалистической парадигме направлена на совершенствование электорального процесса во всем мире, укрепление прозрачности и честности выборов, обмен передовым опытом проведения избирательных кампаний, развитие цифровизации электорального процесса и многое другое. Ее реалистический аспект касается отстаивания государствами своих национальных интересов на международной арене через инструменты дипломатического признания результатов выборов, репрезентации народного волеизъявления на мировой арене, публичного освещения электоральной деятельности в других странах, проведения политики поддержки и укрепления демократии в странах, чьи внутренние процессы затрагивают интересы мировых акторов и многое другое.

Вся эта комплексность порождает необходимость в формировании принципов международной электоральной политики, подготовку специалистов и дальнейшее развитие исследований по тематике дипломатии выборов.

На основе сравнения цифровизации электорального процесса в мире, делается вывод о том, что российские достижения в этом вопросе – это конкурентные и востребованные во всем мире технологии, потенциал которых к экспорту и распространению с помощью инструментов дипломатии выборов очень велик. Центризбирком и Министерство иностранных дел России обладают обширным опытом и высоким уровнем экспертизы в вопросах дипломатии выборов, однако осуществление экспорта российских технологий цифровизации электорального процесса пока не получило какого-то однозначного государственного одобрения или поддержки. Среди самых перспективных направлений продвижения российского сотрудничества с зарубежными партнерами по вопросам цифровизации выборов нужно указать такие, как: направление многосторонних ассоциаций избирательных органов (Азиатской, Европейской и Всемирной); направление многосторонних межгосударственных форматов (диалоговое партнерство Россия-АСЕАН, саммит Россия-Африка, ШОС, СНГ, МПА СНГ, ЕАЭС); направление двустороннего сотрудничества (Союзное государство России и Белоруссии и другие двусторонние связи).

Весь спектр открывающихся перед Россией путей в осуществлении содействия избирательному процессу в мире крайне широк и привлекателен для формирования нового российского имиджа на мировой арене. Кроме того, концепция дипломатии выборов позволяет ей осуществлять свою деятельность в направлении экспорта российского опыта цифровизации электорального процесса более целостно и директивно, единственное, что нужно для достижения успеха в данной области – это наличие политической воли российского руководства.

Подводя итог, следует сказать, что самое главное, к чему сейчас стремится цифровизация электорального процесса в обозримом будущем – это достижение идеального демократического тайного и нефальсифицируемого голосования. Вопрос имплементации этих достижений в существующие государственные структуры потребует много работы, определенной гибкости ума и повышения уровня образования во всем мире. Однако этот процесс уже идет и его не остановить – локомотив, движущийся скорым ходом по магистрали всеобщего прогресса, финальной точкой которого является построение нового общества, где политическое руководство стран действует в соответствии с желаниями своего народа, а благосостояние всех и каждого достигается благодаря живой человеческой деятельности, основанной на взаимных уважении и доверии.

 

Источники

1. 11th Annual Conference of ACEEEO in Moscow, Russia, 26.09.2002 / Events // The Association of European Election Officials (ACEEEO) [Электронный ресурс]. URL: https://aceeeo.org/en/events/11th-annual-conference-aceeeo-moscow-russia (дата обращения: 29.05.2021)

2. 6th Annual Conference of ACEEEO in Moscow, Russian Federation, 01.10.1997 / Events // The Association of European Election Officials (ACEEEO) [Электронный ресурс]. URL: https://aceeeo.org/en/events/6th-annual-conference-aceeeo-moscow-russian-federation (дата обращения: 29.05.2021)

3. About A-WEB / Who We Are // The Association of World Election Bodies (A-WEB) [Электронный ресурс]. URL: http://aweb.org/eng/main/contents.do?menuNo=300002# (дата обращения: 29.05.2021)

4. All the Countries Recognizing Guaido as Venezuela’s New President, 24.01.2019 / Bloomberg [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-01-24/trump-support-sparks-global-backing-of-venezuela-s-guaido-map (дата обращения: 29.05.2021)

5. Belarus election: Opposition leader Tikhanovskaya left 'for sake of her children', 12.08.2020 / BBC [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-53733330 (дата обращения: 29.05.2021)

6. Bomey Nathan. How did pollsters get Trump, Clinton election so wrong? 09.11.2016 / USA Today [Электронный ресурс]. URL: https://www.usatoday.com/story/news/politics/elections/2016/2016/11/09/pollsters-donald-trump-hillary-clinton-2016-presidential-election/93523012/ (дата обращения: 29.05.2021)

7. Data Scientist Claims ‘Staggering’ Fraud at Russia’s Constitution Vote, 03.07.2020 / The Moscow Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.themoscowtimes.com/2020/07/03/data-scientist-claims-staggering-fraud-at-russias-constitution-vote-a70769 (дата обращения: 29.05.2021)

8. Democracy Index 2020 / The Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс]. URL: https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2020/ (дата обращения: 29.05.2021)

9. Despite Concerns about Governance, Ukrainians Want to Remain One Country [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewglobal.org/2014/05/08/despite-concerns-about-governance-ukrainians-want-to-remainone-country/ (дата обращения: 29.05.2021)

10. Facebook’s Role in Data Misuse Sets Off Storms on Two Continents, 18.03.2018 / The New York Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2018/03/18/us/cambridge-analytica-facebook-privacy-data.html (дата обращения: 29.05.2021)

11. History / About Us // The Association of European Election Officials (ACEEEO) [Электронный ресурс]. URL: https://aceeeo.org/en/about-us/history (дата обращения: 29.05.2021)

12. History / The Association of Asian Election Authorities (AAEA) [Электронный ресурс]. URL: http://asianelectionauthorities.org/history.html (дата обращения: 29.05.2021)

13. LPR and DPR have no choice but to hold local elections in accordance with own laws, 15.09.2015 / The Essence of Time [Электронный ресурс]. URL: http://eu.eot.su/2015/09/19/lpr-and-dpr-have-no-choice-but-to-hold-local-elections-in-accordance-with-own-laws/ (дата обращения: 29.05.2021)

14. Meetings & Events / The Association of Asian Election Authorities (AAEA) [Электронный ресурс]. URL: http://asianelectionauthorities.org/meetings.html (дата обращения: 29.05.2021)

15. Members / The Association of European Election Officials (ACEEEO) [Электронный ресурс]. URL: https://aceeeo.org/en/members-partners/members (дата обращения: 29.05.2021)

16. Members of AAEA / The Association of Asian Election Authorities (AAEA) [Электронный ресурс]. URL: http://asianelectionauthorities.org/members.html (дата обращения: 29.05.2021)

17. Memorandum of understanding between the General Secretariat of the Organization of American states and the Central Election Commission of the Russian Federation / ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/international/events/09032016/OAG_en.doc (дата обращения: 29.05.2021)

18. Online Symposium on Youth Participation, 04.02.2021 / Events // The Association of European Election Officials (ACEEEO) [Электронный ресурс]. URL: https://aceeeo.org/en/events/online-symposium-youth-participation (дата обращения: 29.05.2021)

19. Public opinion survey in Crimea [Электронный ресурс]. URL: http://avaazpress.s3.amazonaws.com/558_ Crimea.Referendum.Poll.GfK.pdf (дата обращения: 29.05.2021)

20. Svetlana Tikhanovskaya: I can’t tell people not to protest, 03.02.2021 / BBC [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/av/world-europe-55919780 (дата обращения: 29.05.2021)

21. The 4th General Assembly, 26.09.2019 / News // The Association of World Election Bodies (A-WEB) [Электронный ресурс]. URL: http://aweb.org/eng/bbs/B0000013/view.do?nttId=11362&gubun=1&menuNo=300041 (дата обращения: 29.05.2021)

22. The Election ICT Country Program / What We Do // The Association of World Election Bodies (A-WEB) [Электронный ресурс]. URL: http://aweb.org/eng/main/contents.do?menuNo=300024 (дата обращения: 29.05.2021)

23. Universal Declaration on Democracy / Inter-Parliamentary union [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipu.org/our-impact/strong-parliaments/setting-standards/universal-declaration-democracy (дата обращения: 29.05.2021)

24. US8825764B2 Determining user personality characteristics from social networking system communications and characteristics. 2012/ Patents. Google [Электронный ресурс]. URL: https://patents.google.com/patent/US8825764B2/en (дата обращения: 29.05.2021)

25. Venezuela crisis: Maduro loyalists take control of parliament, 05.01.2021 / BBC [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-55545352 (дата обращения: 29.05.2021)

26. What We Do / The Association of World Election Bodies (A-WEB) [Электронный ресурс]. URL: http://aweb.org/eng/article/contents.do?menuNo=300031 (дата обращения: 29.05.2021)

27. World delegates launch Association of World Election Bodies, 15.10.2013 / Arirang [Электронный ресурс]. URL: http://www.arirang.co.kr/News/News_View.asp?nseq=152195 (дата обращения: 29.05.2021)

28. World's elections bodies launch new partnership, 18.10.2013 / The Electoral Integrity Project [Электронный ресурс]. URL: http://electoralintegrity.blogspot.kr/2013/10/worlds-elections-bodies-launch-new.html (дата обращения: 29.05.2021)

29. Zakaria F. Facebook, Google, your reign may soon be over // Washington Post. Mar. 22, 2018. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/ facebook-google-your-reign-may-soon-be-over/2018/03/22/08fd2ee8-2e07-11e8-8688-e053ba58f1e4_story.html?utm_term=.543c85e12bbc. (дата обращения: 29.05.2021)

30. Александр Клюкин: «Цифровые сервисы призваны вывести избирательный процесс в России на качественно новый уровень», 06.09.2019 / ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/44136/ (дата обращения: 29.05.2021)

31. Ассоциация арабских избирательных органов / Международное сотрудничество // ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/international/events/arab/rus_arab.php (дата обращения: 29.05.2021)

32. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 399-402.

33. База данных пошла на второй тур, 04.08.2020 / Газета Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4442021?from=main_5 (дата обращения: 29.05.2021)

34. Берг Е. Cambridge Analytica закрывается. Эта компания получила доступ к данным 87 миллионов пользователей фейсбука — чтобы агитировать их за Трампа. 03.05.2018 / Meduza [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2018/05/03/cambridge-analytica-zakryvaetsya-eta-kompaniya-poluchila-dostup-k-dannym-87-millionov-polzovateley-feysbuka-chtoby-agitirovat-ih-za-trampa (дата обращения: 29.05.2021)

35. Биография депутата Николая Бондаренко, 25.04.2020 / Рамблер [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/other/44082293-biografiya-deputata-nikolaya-bondarenko/ (дата обращения: 29.05.2021)

36. Васильчук Татьяна «Мишки» на сервере. Как онлайн-голосование привело в Мосгордуму кандидатов, поддержанных «Единой Россией», 12.09.2019 / Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/novayagazeta.ru/s/articles/2019/09/12/81950-mishki-na-servere (дата обращения: 29.05.2021)

37. Всеобщая декларация прав человека / Документы / ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 29.05.2021)

38. Выборы / Департамент по политическим вопросам ООН [Электронный ресурс]. URL: https://dppa.un.org/ru/elections (дата обращения: 29.05.2021)

39. Глава IX / Устав ООН // ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-ix/index.html (дата обращения: 29.05.2021)

40. Глава Минцифры: электронное голосование на довыборах в Госдуму прошло без значимых сбоев, 13.09.2020 / ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/9443783 (дата обращения: 29.05.2021)

41. Голосование по поправкам к конституции РФ. Зачем было внедрять блокчейн, 01.07.2020 / РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5efc2b519a79477d32ad3fb1 (дата обращения: 29.05.2021)

42. Голубицкий Сергей. Блокчейн для диктатора. Почему голоса избирателей в США считают, как в XIX веке, и при чем тут демократия? 07.11.2020 / Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/novayagazeta.ru/s/articles/2020/11/07/87871-blokcheyn-dlya-diktatora (дата обращения: 29.05.2021)

43. Голубицкий Сергей. Мутная технология. Уроки московских выборов на блокчейне, 30.09.2019 / Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta-ru.turbopages.org/novayagazeta.ru/s/articles/2019/09/30/82175-mutnaya-tehnologiya (дата обращения: 29.05.2021)

44. Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" / ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/gas (дата обращения: 29.05.2021)

45. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ / ОБСЕ [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304 (дата обращения: 29.05.2021)

46. Документы о сотрудничестве и обмене правовой информацией между ЦИК РФ и центральными избирательными комиссиями зарубежных государств и международными организациями / Международное сотрудничество // ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/international/events/protocol_060711.php (дата обращения: 29.05.2021)

47. Епифанова М. Прозрачные урлы. 14.08.2020. / Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/08/14/86671-bezopasnoe-onlayn-golosovanie (дата обращения: 29.05.2021)

48. Закон города Москвы «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» / mos.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon18(2).pdf (дата обращения: 29.05.2021)

49. Зарубежные организаторы выборов высоко оценили российский опыт в развитии избирательных технологий, 08.09.2019 / ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/44193/ (дата обращения: 29.05.2021)

50. Зырянова А. Доцент Стэнфорда Михал Косински: «Что бы вы ни делали, это записывается», 12.12.2016 / Republic [Электронный ресурс]. URL: https://republic.ru/posts/77143 (дата обращения: 29.05.2021)

51. Интернет-выборы депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, сентябрь-октябрь 2010 года / Одинцово. Бизнес&политика [Электронный ресурс]. URL: https://odintsovo.org/election-2010/ (дата обращения: 29.05.2021)

52. Интернет-голосование за будущего Патриарха РПЦ МП на специально созданном ресурсе жестко модерируется сторонниками митрополита Кирилла, 13.01.2009 / Credopress [Электронный ресурс]. URL: https://credo.press/99990/ (дата обращения: 29.05.2021)

53. Как развивалась дипломатическая война между США и Россией / РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2017/59a836a09a79471aa80be5fe (дата обращения: 29.05.2021)

54. Кибервыборы v1.0: как создавалась система блокчейн-голосования в Москве, 13.12.2019 / Блог компании ДИТ Москвы // Хабр [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/article/480152/ (дата обращения: 29.05.2021)

55. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств / Электронный фонд нормативно-правовых документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901836765 (дата обращения: 29.05.2021)

56. ЛДПР выпустила компьютерную игру Call Of LDPR, 25.01.2021 / ЛДПР [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/event/107845 (дата обращения: 29.05.2021)

57. Ломов Ю. С. Разработка и создание первой очереди Государственной автоматизированной системы «Выборы» / Виртуальный компьютерный музей [Электронный ресурс], URL: https://www.computer-museum.ru/articles


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.