Принцип совпадения противоположностей и панентеизм Кузанского — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Принцип совпадения противоположностей и панентеизм Кузанского

2022-09-12 24
Принцип совпадения противоположностей и панентеизм Кузанского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стремление к всеобщему согласию вещей в универсуме и согласию универсума со своим Творцом, которое в жизни человечества должно засвидетельствовать мир вероисповеданий и согласие философских школ, обличает в Кузанском мыслителя Ренессанса. Введенное философом всеобъемлющее правило совпадения (regula coincidentiae) указывает на охватывающую мощь единого Бога. Это правило объединяет:

1) Совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), таких, например, как простое и сложное, единичное и множественное, движение и покой.

2) Совпадение противоречий (coincidentia contradictorum), скажем, бытия и небытия, всего и ничего.

3) Совпадение соответствий (coincidentia appropriatorum), находящихся в отношении дополнения божественных имен или атрибутов, таких как любовь и знание, бытие и единство.

4) Совпадение крайностей божественного и человеческого (coincidentia extremorum) во Христе, причем не таким образом, что одно становится другим.

5) И, наконец, постигаемое непостижимо совпадение совпадений (coincidentia coincidentiarum).

Такое всеобъемлющее воззрение на отношение Бога и мира открывает новый ракурс в понимании творения. По мысли философа, идее неоплатонической эманации следует противопоставить понятийную диаду свертывания — развертывания (explicatio — complicatio). «Бог свертывает и развертывает все вещи, и поскольку свертывает, все они суть в нем он сам, а поскольку развертывает, он в каждой вещи есть все то, что она есть, как истина в изображении»[5]. Мысль Кузанского обнаруживает тенденцию к пантеизму, но удерживается в границах панентеизма. Все уровни бытия пронизаны Божеством, его бесконечная мощь просвечивает в беспредельности Вселенной и в неисчислимости вещей. При этом личностное начало Творца не растворено в бытии мира. Как бесконечный свет и абсолютная потенция, Бог хранит свою тайну «за стеной совпадения», будучи «противоположностью противоположного» (oppositorum oppositio).

Посредничество между Богом и вещами осуществляет Вселенная eдинство, конкретизированное множеством, охватывающим неисчерпаемое разнообразие вещей.  Вещи, как части космического целого, взаимно отображаются друг в друге по принципу «все — во всем и каждое — в каждом». Тем самым преодолевается их обособленность друг от друга, а вселенная представляется гомогенной и открытой для универсального измерения вещей и процессов.

Вселенная как конкретно-определившийся максимум

Мир или Вселенная, как развертываемая простота Бога, оказывается конкретно-определившимся максимумом, универсальностью (universalitem), то есть единством многого. Вещи пребывают в Боге через посредничество вселенной: она оказывается ограничением их множественности, смешения и разнообразия, будучи, в свою очередь, ограничением единства абсолютной бесконечности. «Вселенная, охватывая все, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она и не имеет предела, и тем самым привативно бесконечна»[6]. Важнейшее для мысли Николая понятие бесконечности модифицируется. Апофатический смысл не-конечного (infinitum) дополняется Кузанцем идеей безграничного (interminatum), лишенного предела стяженного (contractus) Абсолюта — универсума. Беспредельное простирание мира, охватывающее неисчерпаемое разнообразие вещей, невозможно заключить между телесным центром и внешней окружностью. «Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. И центр есть Бог, который всюду и нигде»[7]. Предвосхищая гелиоцентризм Н. Коперника (1473—1543), Кузанец лишает Землю неподвижности и привилегированного положения центра Вселенной.

Целостность Вселенной, ее внутренняя гармония и красота, проявляющиеся в «универсальной связи» всего со всем, связаны с числом, как символическим прообразом вещей и первообразом понятий интеллекта. Единство первоначала свертывает декаду (десятку) универсальных категорий как корень множественности, квадрат десятки, как плоскость рационально постижимого и куб десятки как объем чувственно-телесного. Тысяча появляется в трижды повторенном ряду из четырех чисел и считается универсальным числом вселенной.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.