Мнения Греков и Римлян о гениях или духах — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Мнения Греков и Римлян о гениях или духах

2022-09-01 23
Мнения Греков и Римлян о гениях или духах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


П


одобно восточным народам, древние Греки и Римляне верили

в существование двух родов гениев или духов — добрых, бла-

годетельных и злых, зловредных. Они верили, что каждому


человеку при самом рождении дается богами два гения или духа —


добрый и злой, что добрый гений побуждает человека к добру, злой


совращает его ко злу; первый заботится о его счастье и благополу-


чии, второй вовлекает его в худые дела, соблазняет к безнравствен-


ной жизни и подвергает его несчастьям.


Греки и Римляне верили далее, что не только частные лица, но и


каждый дом, каждый город, каждая провинция имеют своих гениев.


Эти, последнего рода гении, т. е. гении, приставленные к домам, го-


родам, провинциям, считались добрыми, благодетельными, благо-


творными, достойными почитания 1.


Гениям приносимы были в жертву цветы, фимиам, кушанья и


вино 2; именем гениев клялись 3. Тертуллиан говорит, что у Греков и


Римлян считалось великим преступлением нарушать клятву, дан-


ную во имя гения царского 4. Часто встречается на Римских монетах


надпись: Genio populi Romani, т. е. гений народа Римского. Когда


Римлянин или Грек приходил в чужую землю, то прежде всего он


непременно приветствовал гения этой страны, обращаясь к нему с


молитвой, и приносил ему жертву. То же самое повторялось и при


удалении из страны, — при этом уходивший из страны почтительно


целовал землю 5.


Не было ни одного государства, провинции, ни одного города, ни


одних ворот, и ни одного общественного или частного здания, кото-


рые бы не имели своего гения 6.


Гений дается также богами каждому человеку и руководит его во


всем со дня рождения и до гробовой доски: «Так как, говорит Сене-


ка, наши предки верили, что каждому из них дан богами в руково-

 


1


Antiquitée expliquée, T. I; Horat. Lib. I, Epist. 7.94: Quod te per Genium, dextramque


Deosque Penates, / Obsecto et obtestor. Stac. Lib. V, Syl. I, 73: Dum cunctis supplex advolveris


aris, / Ei mitem Genium Domini praesentis adoras.


2

3

4


Perseus. Satyr. II, v. 3: fundo merum Genio.

Senec. Epist. 12: U. Villicus jurat per Genium meum, se omnia fecisse.

Tertull. Apol., c. 23: Citius apud vos per omnes Deos, quam per unicum Genium Caesaris per-


juratur.


5

6


Ovid. Methamorph., Lib. XIII, v. 421: Troja vale, rapimur, clamant; dant oscula terrae / Troades.

Prudent., Contra Symmach: Quamquam cur Genium Romae, mihi fingitis unum? / Cum portis,


domibus; thermis, stabulis solentis / Assignare suos Genios.

 

 


79


 


дители гений, то каждый человек, по их мнению, имеет своего ге-


ния» 1.


«Гений есть бог, говорит другой писатель, — под защитой ко-


торого каждый живет с самого своего рождения… он находится при


человеке до последнего дня его жизни» 2.


Признавая этих гениев (т. е. охраняющих царства, провинцию,


города, дома и людей) благодетельными, добрыми, Греки и Рим-


ляне оказывали им, как своим домашним богам, суеверное, идоло-


поклонническое почитание; молились им и приносили жертвы, сос-


тоявшие из благовония, пищи, меда, вина и т. п.; не приносили им


только кровавых жертв3.


Греки и Римляне верили еще, что демоны любят воскурения и


жертвенную кровь, пение и женское общество, что они по временам


тревожат известные места и здания. И потому Греки и Римляне при-


носили жертвы и злым гениям, или демонам, с тем, чтобы задоб-


рить их.


Порфирий, неоплатоник, не задумываясь, утверждает, что демо-


ны страстно желают, чтобы их считали богами, и что их воздухооб-


разным телам весьма нравится запах и дым крови и жира живот-


ных, приносимых им в жертву4. Так раccуждает об этом и Ямвлих.


Но из этих рассуждений Порфирия и Ямвлиха вовсе не видно, от-


куда известно Порфирию, что тела демонов воздухообразны, что они


любят принесение в жертву животных и пр. Их свидетельство важно


только в том отношении, что доказывает веру Греческой и Римской


массы в гениев. И как масса не имела оснований для утверждения


своих верований и не знала источников, из которых возникло это


верование в гениев, так Ямвлих и Порфирий не могли утвердить


своих мнений о духах на разумном основании. Все гении неоплато-


ников вообще и в частности Порфирия и Ямвлиха — произведение


их собственной жалкой фантазии, мистически настроенной. Все их


произведения о гениях в частности и о религии вообще не иное что,


как жалкое стремление противопоставить свои теософические и теур-


гические тенденции быстро развивающемуся христианству. «Неопла-


тоники, говорит Швеглер, обнаруживали очевидное стремление соз-


дать, как языческое соответствие христианству, такую философию,


которая бы могла быть в тоже время универсальной религией» 5.


После этого нисколько не удивительно, что неоплатоники и их по-


следователи могли создавать целые миры богов и гениев, чтобы до-


биться только до желаемых результатов.

 

 


1

2

3


Senec., Epist. 110.

Censorin. De Die Natali, c. 3.

Censorin. De Die Natali, c. 2: Forsitan quis quaerat, quid causae sit, ut merum fundendum sit


genio, non hostiam faciendam putaverint… Scilicet ut die natali munus annale genio solverent,


manum a coede ac sanguine abstinerent. Vide Taffin de Anno Saecul.


4

5


Porphyr, Apud. Euseb. de praepar Euang., Lib. IV, c. 5.

История философии древней, соч. Швеглера, пер. под ред. Юркевича, стр. 156-157.

 

80


 


Чтобы определить, что за новосозданные гении или посредники,


составлены были целые генеалогии, подробные описания характера


деятельности гениев, их свойств и явлений, о которых сейчас будем


говорить. Так составилась систематическая вера в гениев у древних


народов язычества.

 


∆ ∆ ∆


 


ГЛАВА III

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.