О явлении злых духов и образе их явлений — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

О явлении злых духов и образе их явлений

2022-09-01 22
О явлении злых духов и образе их явлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


К


ниги Ветхого и Нового Заветов и Церковная история пере-

дают также много опытов явления злых духов. Первое из-

вестнейшее и самое зловредное для человека явление диа-


вола, — это то, когда он под видом змия явился к Еве и искусил ее 1.


С тех пор образ змия самый употребительный, чувственный образ


диавола. В Свящ. Писании диавол часто называется древним змием 2,


— говорится, что адский дракон будет сражаться с женою, под ви-


дом которой представляется церковь, и что он будет поражен Ар-


хангелом Михаилом и свержется им с высоты небесной 3. Из книг


Ветхого завета известно, что в этом образе он был почитаем языч-


никами. В Вавилоне напр. воздавали божеское поклонение живо-


му дракону, которого Даниил умертвил, дав ему проглотить состав


из разных ядовитых веществ 4. У язычников быль род гаданий пос-


редством змей, который назывался у них офиомантией.


Египтяне, Греки и Римляне почитали змей и смотрели на них, как


на что-то божественное. Воздавали гадам божеское почитание 5. Бла-


женный Августин 6 передает, что Манихеи признавали змия за Хрис-


та и говорили, что это животное, подав известный совет Адаму и


Еве, чрез это самое открыло им глаза. По общепринятому мнению,


выражения Абраксас или Абрахадабра 7, которые считались священ-


ными у древних еретиков Василидиан, которые, подобно Манихеям,


признавали два начала всех вещей, доброе и злое, — по своему на-


чертанию представляли образ змея. Абраксас с еврейского значит


злое начало, или отец зла, — Аб-ра-хад-аб-ра — означает также еди-


ный отец зла, или единое злое начало.


Блаженный Августин 8 замечает, что ни одно животное не употреб-


лялось так часто при волхованиях, как змея, как бы в наказание за то,

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8


Быт. III, 1-23.

Апок. XII, 9.

Апок. XII, 7-9.

Дан. XIV, 23-26.

Aelian, Hist. animal.

Aug., Tom VIII, p. 28, 264.

Ab-racha – отец зла, или злой отец.

Aug. de Penes. ad lit. I, 2, c. 18.

Весь языческий мир в своих мифах о борьбе божественных героев со змием, или сата-


ною, единогласно указывает на неоспоримую истинность Моисеева повествования о яв-


лении демона Еве в образе змия. В сочинении доктора Зеппа: Das Heidenthum und dessen


Bedeutung für das Christenthum, III Thl. 8 J. —говорится относительно этого предмета так:


что змий-обольститель вначале внес в мир зло, от чего извращено в нем (мире) пер-

 


24


 


то, что она соблазнила первого человека. Впрочем, более обыкно-


венный вид, в каком демон являлся людям и искушал их, — это об-

 

 


вобытное совершенное состояние и возникла борьба между добром и злом с перевесом


этого последнего, и что этого древнего змия, по обетованию, имел победить и сокрушить


ему главу небесный герой, рожденный от девы, — эта религиозная идея были присуща


всем народам древности и у всех их выразилась в мифе о борьбе с драконом. Так, Зевс


побеждает змеевидных Титанов; Аполлон — Пифона; Геркулес побеждает Гесперндова


дракона, — хранившего прекраснейший сад с золотыми яблоками, принадлежавший трем, а


по другим, четырем сестрам, называвшимся Гесперидами, — побеждает также девяти-


головую Лернейскую гидру, у которой всякий раз, как только отсекалась у ней голова,


тотчас на место ее вырастала новая. между тем как враждебный герою рак щипал его за


пятки. Геркулес же убивает буйного Цербера, у которого было 3, а по Гесиоду (Theog.. V,


312) даже 50 голов. Озирис борется с Тифоном и Горус умерщвляет этого бога-дракона,


или Баал-Зефона, самое имя которого означает змия. Ормузд побеждает Аримана, кото-


рый под видом змея соблазнил праотцов, — и Феридун низвергает с неба князя драконов


Ацдегака, или Цогака. В Индии Вишну отрубает голову дракону Рагу, а Кришна воюет


против черного дракона Цеши с пятью головами и умерщвляет его, раздавив ему наконец


головы. У Иова (в III, 8; XXVI, 12, 13) и у Псалмопевца (I.XXIII, 14, LI, 9) образно пред-


ставляется Иегова поражающим змия Левиафана. Тибетяне представляют свою Дургу бо-


рющейся с Магаасурой, великим злым духом. Дурга — это восточная Минерва, потому


что и Минерва изображается также победительницей змея с копьем и чудовищем подле


нее (Pavsanias I, 24). В образе молодой девушки Дурга наступает ногой на голову змия и


отсекает ее от туловища; но когда на обезглавленном туловище вырастает верхняя часть


человеческого тела, она вонзает меч в сердце туловища. У Камчадалов этот миф имеет то


отличие, что богиня раздавливает голову змия. В честь этой богини — победительницы


змей у язычников было два годовых праздника, с которыми по времени совпадают хри-


стианские празднества св. Георгия и Михаила: один из них праздновался весной, другой


осенью. Победу над змием приписывали Финикияне Кадму. который будто бы победил


Пифона при Исмейском источнике у Киферона, — Греки и другие восточные народы Пер-


сею, Арамейцы — Араму. В северной Германии Тор побеждает народного змея Иормун-


гарда, Фрейр исполина Бели; Зигфрид, Отнит и Вольфдитрих по примеру богов сра-


жаются с крылатым змием. У Богемских и Польских Славян есть рассказ о чудовище


Турисе, которое было побеждено Кроком; Русские называют св. Владимира победителем


змей. Еще национальнее в этом отношении их победитель змей Журило. Никто не мог


победить ужасного Линта, но Журило, обладая необыкновенной силой, сламывает дерево


и убивает им страшилище. Это борьба вола со змеем. Подобно Тезею, Журило получает


от Яги-Бабы клубок ниток, который, постепенно разматываясь, указывает ему путь к вол-


шебному замку князя Зимы Кощея, похитившего удивительно прекрасную Милолику, ко-


торую Журило теперь и освобождает увозит на своем чудном коне. У Ацтеков змей в


свите бога войны представляет многознаменательный символ; изображение борьбы со


змием высшего божества и умерщвление его этим последним как воплощенной разруши-


тельной силы, встречается также на Мексиканских картинах; Тетцкатлипока представ-


ляется убивающим большого змия (Cortes, I. с. 211). По понятию Китайцев, солнечные и


лунные затмения происходят от того, что змий тьмы заслоняет собой сияние солнца и лу-


ны, но при этом Илиос (бог света) всегда остается победителем.


Все эти мифы получают, конечно, полный свой смысл и истинное значение только при


свете христианства, — при свете той истины, что Сын Благословенной в женах Девы Ма-


рии, Христос, побеждает древнего змия — диавола в охраняет свою непорочную невесту


— церковь от его козней. В средневековой храмовой символике Спаситель изображается


в виде победителя львов и змей с победной хоругвью, — смысл такой: в виде победителя


львов Он изображается, как победитель грубой силы древнего язычества, а в виде победи-


теля змей как победитель тонкой хитрой силы современного язычества и современных


врагов церкви Христовой. Примеч. Немецкого переводчика.

 


25


 


раз человеческий: вероятно, в таком виде явился он Иисусу в пус-


тыне (Матф. IV) и искушал его. Почти во всех тех явлениях диаво-


ла, которые в таком бесчисленном множестве передаются нам жития-


ми Святых, он имел человеческий образ. Для того, чтобы предста-


вить фактические доказательства действительности явлений диаво-


ла и несколько примеров на то, в каком именно виде и зачем яв-


лялся он, представляем несколько фактов его явления, заимство-


ванных из жизнеописаний Святых.


Незадолго до нашествия Персов на Греческую империю, во второй


Киликийской епархии в городе Адане, с экономом соборной церк-


ви этого города Теофилом случилось такое происшествие.


Теофил отличался и всем известен был безукоризненно-честным


и в высшей степени деятельным выполнением своих обязанностей


по должности и своими христианскими добродетелями. Он был гла-


зом и десницею своего епископа. Он был отцом для сирот, питате-


лем для вдов, щедрым подателем для нищих, заступником для оби-


жаемых, помощником для беспомощных, и потому пользовался все-


общею любовью и уважением. И когда епископ Аданы умер, то все


единодушно желали, чтобы епископом был сделан Теофил, и обра-


тились об этом с просьбою к киликийскому первопрестольному ар-


хиерею. Архиерей разделил общее желание. Но Теофил, по чувству


христианского смирения и по слишком высокому уважению к епи-


скопскому сану, решительно отказался от принятия на себя этого


сана. Напрасны были все просьбы к нему об этом со стороны всего


народа, клира и первопрестольного архиерея. Теофил остался при


своем решении. Принуждены были сделать епископом другого, а


Теофил остался при прежней экономской должности. Несмотря на


безукоризненно-честную жизнь Теофила, нашлись люди, которые


по внушению духа злобы и зависти начали клеветать на Теофила


пред епископом и обвинять его в самых непотребных вещах. Епис-


коп, сам хорошо зная Теофила, как человека в высшей степени бла-


гочестивого и добродетельного, сначала долго не давал никакой ве-


ры этим клеветам и обвинениям. Но так как они не прекращались, а


все более и боле усиливались, то епископ мало-помалу стал верить


им и решился наконец удалить Теофила от экономской должности


под тем предлогом, чтобы дать ему покой от продолжительных тя-


желых трудов. Теофил беспрекословно повиновался. Теперь зависть


и злоба демона приняли другое направление. Прежде он действовал


чрез других людей, теперь он начал всеми силами действовать на


душу самого Теофила. Демон стал возбуждать и развивать в нем та-


кую мысль, что он подвержен от епископа совершенно несправед-


ливому унижению, что за его труды и добродетели ему заплатили


оскорблением и пренебрежением. Мало-помалу эта мысль разви-


лась в Теофиле до такой степени, что он наконец вообразил, что он


всеми в высшей степени унижен, оскорблен, поруган, и в связи с


этим скоро его душою овладело непреодолимое желание как можно

 

 


26


 


более возвыситься между людьми. Он сильно возжелал теперь на


первых порах, по крайней мере, получить свою прежнюю долж-


ность. Властолюбие до того овладело Теофилом, что он решился на-


конец, для выполнения своих честолюбивых желаний, искать помо-


щи у волшебства и бесовской силы. И вот он отправляется к извест-


нейшему в то время волхву и чародею, открывает ему свои желания


и со слезами просит у него помощи, обещая должное вознаграж-


дение. Волхв с радостью соглашается помочь несчастному и, обна-


дежив его, велит ему прийти к себе в следующую ночь. Теофил ушел


обрадованный, и в следующую полночь опять является к чародею.


Волхв ведет его на ипподром, т. е. на место конских ристалищ, и


говорит ему: если ты увидишь какое-нибудь видение, или услы-


шишь какой-нибудь голос, не пугайся и не совершай крестного зна-


мения. Теофил соглашался на все и тотчас пред их глазами воз-


никло такое привидение: они увидели множество странных лиц,


разодетых в разные светлые платья и со свечами в руках. Это был


сонм демонов; они славословили своего князя-сатану, который с


гордостью и надменностью восседал среди них. Волхв взял Теофила


за руку, ввел его в сборище и предстал с ним пред князем демонов.


Сатана спросил волхва: «Зачем ты привел к нам этого человека?»


Волхв отвечал: «Я привел к тебе его, господин мой, потому, что он


очень много обижен своим епископом и просит твоей помощи». Са-


тана сказал на это: «Как я помогу человеку, который есть раб Своего


Бога? Если же согласен сделаться моим рабом и поступить в число


моих слуг, в таком случае я ему так помогу, что он получит власть


большую той, какую он имел прежде и даже той, какую имеет епис-


коп». «Слышишь, что говорит князь», сказал волхв Теофилу. «Слы-


шу», отвечал Теофил, «и сделаю все, что только прикажет он мне»,


— и с этими словами он повергся к ногам бесовского князя и начал


лобызать его ноги. Тогда диавол сказал, обращаясь к Теофилу: «Пусть


этот человек отречется от Сына Марии и от нее самой, потому что я


их глубоко ненавижу. И пусть это отречение он напишет своею соб-


ственною рукою и отдаст эту рукопись мне; и тогда пусть требует от


меня всего, чего ему угодно; я все исполню». «Я согласен сделать


все, что бы ты ни повелел», сказать Теофил, «лишь бы я получил то,


чего желаю». Услышавши это, сатана простер свои бесовские руки и


начал обнимать и лобызать Теофила, говоря при этом: «Радуйся, мой


искренний, верный друг!» — Потом Теофил произнес отречение от


Христа и его Пречистой Матери, написал это отречение на заранее


приготовленной для этого волхвом бумаге, запечатал ее и отдал кня-


зю тьмы. И дружески обнявшись и облобызавшись, новые друзья


расстались. Сатана с своею свитой сделался невидим. А Теофил и


волхв с радостью отправились домой.


На другой день после этого происшествия, епископ, нужно по-


лагать, по внушению от Бога, а не от диавола, раскаялся в том, что


он отставил от экономской должности Теофила, призвал его к себе

 

 


27


 


и снова возвел его на эту должность и при этом вручил ему власть


во всех церковных делах вдвое большую той, какою он владел преж-


де. Епископ потом даже публично пред целым клиром и народом


просил у Теофила прощения за сделанное ему им оскорбление. И


весь почет и уважение от всех, какими пользовался Теофил прежде,


не только опять возвратились к нему, но сделались еще несравнен-


но больше прежнего. Честолюбие Теофила было удовлетворено: он


был успокоен. Но недолго продолжалось это гибельное спокойст-


вие. Милосердный Господь не дал погибнуть грешнику до конца.


Скоро он возбудил в его сердце раскаяние. Скоро Теофил ясно соз-


нал и глубоко почувствовал все несчастие своего положения. Рас-


каяние его было слишком глубоко и искренне; день и ночь прово-


дил он в слезах о своем беспредельном оскорблении Господа и Пре-


чистой Его Матери, о своем глубочайшем падении. И как ни велика


была его виновность пред Богом, мысль о беспредельном милосер-


дии Божием, не хотящем, да кто погибнет, но да вси в покаяние


приидут, — внушала ему надежду на помилование и дерзновение


обратиться к Премилосердому с молитвою о прощении и спасении.


И вот Теофил оставляет все свои занятия по службе и решается все


свои силы и все время употребить на исходатайствование себе про-


щения у Господа; — для этой цели он заключается в одной Церкви


Божией Матери и здесь, пред иконою Пресвятой Девы, целых сорок


дней и сорок ночей проводит в постоянном, глубоком сокрушении о


своей греховности, в строжайшем посте и постоянной слезной мо-


литве о своем помиловании. Наконец, по прошествии сорока дней, в


полночь, когда Теофил по обыкновению молился, является к нему


Божия Матерь и говорит ему: «Зачем же ты так бесстыдно обра-


щаешься, взываешь и молишься ко Мне, чтобы я помогла тебе? ведь


ты же отрекся от Сына Моего и от Меня! Как же я стану молиться за


тебя к Сыну и Богу Моему, когда ты отдался диаволу и дал ему в


этом рукописание, — когда ты раб диавола? И я Сама не могу тер-


петь оскорблений Сыну Моему и Богу. Я могу простить тебя в том, в


чем ты согрешил против Меня, — но озлоблений и оскорблений,


которые вы делаете Сыну Моему, вторично распиная Его таким об-


разом, я не могу видеть и слышать. От совершивших такие озлоб-


ления и оскорбления потребны многие подвиги и глубокое сердеч-


ное сокрушение для того, чтобы они были помилованы Господом,


поелику Он хотя премилосерд, но вместе есть и Судия праведный,


воздающий каждому по делам его». Теофил, ободренный явлением


Богоматери, выразил пред ней все свое глубочайшее сокрушение,


все свое искреннейшее раскаяние, и принес к ней пламенную, слез-


ную молитву о заступлении за него пред Господом и исходатай-


ствовании ему помилования. — Увидев искреннее и глубокое рас-


каяние Теофила, Матерь Божия повелела ему произнесть право-


славное исповедание веры. Теофил с искренним чувством исполнил


это повеление. После этого Богородица обещала ему помолиться за

 

 


28


 


него пред Господом и скрылась. Теофил по-прежнему продолжал


непрестанно сокрушаться и молиться. Чрез три дня опять является


к нему Матерь Божия с радостным лицом и светлыми очами — и


возвещает ему, что его раскаяние благоугодно Господу, что молитва


его услышана, и что ему даруется Богом помилование под тем толь-


ко условием, чтобы он впредь до конца своей жизни оставался вер-


ным Богу. Теофил высказал искреннейшее благодарение к Преми-


лосердному Господу и к Его Пречистой Матери и искреннейшее же-


лание и готовность во все дни живота своего быть преданным Гос-


поду, и молил Матерь Божию о том, чтобы ему было возвращено


данное им демону рукописание. — Богородица сделалась невидима.


Чрез три дня, в продолжение которых Теофил по-прежнему пре-


бывал в посте и непрестанной молитве, когда он наконец, уже


слишком удрученный подвигом покаяния, уснул, он в сонном виде-


нии увидел, что Матерь Божия несет к нему это рукописание. От


радости он проснулся и действительно увидел, что рукописание это


лежало на его груди. После этого Теофил частью от перенесенных


им духовных трудов, частью от необыкновенной радости впал в ка-


кое-то полумертвое состояние. Пришедши в сознание, он принес до-


стодолжное благодарение Богу и премилосердой Заступнице рода


христианского, и потом для большего очищения себя пожелал со-


вершить публичную исповедь. Для этой цели он во время Бого-


служения явился к Архиерею, рассказал ему всю историю своего па-


дения и спасения и просил его огласить эту историю во всеуслыша-


ние, для общего назидания. Просьба его была исполнена. Вся исто-


рия была оглашена пред всем народом и епископ потом произнес


приличную случаю речь. В продолжение всего этого Теофил лежал


у ног епископа и плакал. Потом Теофил был приобщен Святых Тайн


и весь народ принес хвалу и благодарение Господу Богу. — Осталь-


ное краткое время своей жизни Теофил провел в подвигах молитвы


и воздержания1.


Святой Священномученик Киприан2, который до своего обраще-


ния в христианство был волшебником и имел непосредственные


сношения с демонами, сам рассказывает о себе следующее: «По-


верьте мне, говорит он, я видел самого диавола, свидание с ним я вы-


молил у него многими жертвоприношениями; встретившись с ним,


я обнимал и лобызал его и наслаждался беседами его и почетней-


ших его служителей».

 


1

2


Чет. Мин. месяца июня 23 день.

Там же, октябрь месяц, 2-й день.

 

29


 


ГЛАВА VI

 


Об одержимых злыми духами

 


К


явлениям злого духа между людьми справедливо причис-

ляется так называемая бесноватость. Бесноватые, или одер-

жимые злым духом, бывают двух родов: на одних из них злой


дух влияет только отвне, другими же он владеет внутренним обра-


зом, владеет всем их существом, заставляет их изрыгать Богохуль-


ства, говорить на языках, которым они совершенно не учились, от-


крывает им разные сокровенные вещи, знакомит их с разными тем-


ными предметами философии и теологии.


Возможность и действительность бесноватости не подлежит ни-


какому сомнению. Они ясно утверждаются как Св. Писанием, так и


учением Церкви. Св. Писание с одной стороны сообщает нам много


фактов бесноватости, с другой передает, что Сам Иисус Христос и


его Апостолы признавали бесноватых действительно одержимыми


злыми духами.


Саул был одержим злым духом 1; злой дух от времени до времени


возбуждал в к нем тоску, гнев и зависть в отношении к Давиду; или


даже, если Саул приходил в гнев по каким-нибудь естественным


причинам, демон овладевал им и приводил его в ярость. Беснова-


тые, о которых говорится в Евангелии 2, что они громко кричали,


что Иисус есть Христос, что Он прежде времени пришел их мучить,


что Он Сын Божий, представляют, очевидно, несомненный пример


одержимых злым духом.


Сара, дочь Рагуила, которая была одержима демоном Асмодеем,


который умертвил семь первых ее мужей 3, те люди, о которых по-


вествует Евангелие, что они были заражены неисцелимыми недуга-


ми и болезнями, которые испускали изо рта пену, неистовствовали,


избегали человеческого общества, которые были так сильны и страш-


ны, что их нужно было связывать цепями для того, чтобы предо-


хранить других от их нападений, — все это, очевидно, были одержи-


мые злым духом.


Спаситель, в доказательство своего небесного посланничества, ука-


зывает на исцеление Им бесноватых. Он опровергает Фарисеев, ко-


торые говорили, будто Он изгоняет бесов силою вельзевуловою; Он


доказывает, что изгоняет их силой Божией 4. Он говорил с демона-


ми, жившими в бесноватых, угрожал им, повелевал им молчать. Все


это очевидно доказывает, что Иисус Христос смотрел на бесноватых,

 


1

2

3

4


I Царств XVI, 14, 15.

Мф. VIII, 29; Мар. I, 24.

Тов. III, 8.

Мф. 12 гл., ст. 24-29.

 

30


 


как на действительно одержимых злыми духами. Подобно своему


Божественному Учителю, Апостолы и первенствующие христиане


также смотрели на них, как на одержимых злыми духами.


Когда семьдесят учеников Христовых, возвратившись с своей Апо-


стольской деятельности, отдавали Иисусу Христу отчет в своих тру-


дах, они, между прочим, сказали Ему, что и самые бесы им пови-


нуются. По воскресении Своем Иисус Христос обещал своим уче-


никам, что они во имя Его будут творить чудеса, изгонять бесов и


получать дар пророчества1. Все это и исполнилось буквально. Сами


враги христиан, Иудеи и язычники, так как они сами были очевид-


цами чудесных изгнаний демонов из бесноватых, совершаемых Ии-


сусом Христом, Его Апостолами и вообще христианами, не отвер-


гали действительности этих изгнаний, а только объясняли их по-


своему; одни приписывали их силе князя бесовского, другие силе


магии, силе известных трав и пр.


Св. Отцы Церкви первых веков, Св. Иустин, Тертуллиан, Лакта-


ций, Св. Киприан и другие говорят об изгнании христианами де-


монов из бесноватых с такою уверенностью и положительностью,


что не остается никакого места для сомнения в действительности


того, о чем они говорят2. Они ссылаются на своих собственных вра-


гов, как на свидетелей защищаемого ими дела, и с твердой уверен-


ностью вызывают их на то, чтобы в их собственном присутствии со-


вершать опыты того, как сила веры Христовой изгоняет злых духов


из бесноватых, принуждает их к открытию их настоящего имени, к


сознанию, что язычники в своих храмах поклоняются только одним


демонам.


Послушаем, относительно этого предмета, собственных слов про-


свещеннейших писателей тех времен, когда еще совершалась борь-


ба христианства с язычеством и когда между христианами часто бро-


дили одержимые злым духом.


Арновий говорит: «Был ли когда-нибудь смертный, подобный Ии-


сусу? Нужно только произнесть Его имя, и злые духи бегут, прори-


цатели замолкают, пророки-жрецы немеют и все искусство хитрых


магов посрамляется» (Advers. gentes. I, I, 27. Ausgabe v. Jahre 1651).


Лактаций говорит: «Ученики Иисуса именем Его и св. знаменем


Его страданий изгоняют нечистых духов. Это доказывается тем, что


в присутствии христиан магические жертвоприношения остаются без


всякого действия и даже самые знаменитые оракулы не дают ника-


ких ответов» (Institutiones divinae I, 41, c. 27).


Св. Киприан писал к римскому градоначальнику Димитрию: «При-


идите, посмотрите и послушайте, что такое делается в нашем при-


сутствии с богами, которых вы чтите. Заклинаемые и изгоняемые


силой Божественного слова, они принуждены бывают оставлять

 


1

2


Луки X, 17.

Just. Dialog. cum supplem., Tertul. De corona militis, c. II et. Apolog., c. 23, Сyp. Ad Demet-


riam., &c.; Minutius, in Octavio, &c.

 


31


 


одержимых ими людей. Поражаемые Божественной силой, с жалоб-


ными воплями, человеческим голосом возвещают они истину буду-


щего суда, о котором учит наша вера. Приидите и убедитесь сами в


справедливости наших слов; вы увидите, что духи, которым вы так


рабски удивляетесь, которых вы так рабски чтите, — дрожащие, пле-


ненные, скованные лежат у ног наших. Особенно ясно вы увидите


ваше заблуждение, когда увидите, как ваши боги, изгоняемые си-


лою нашего повеления, в вашем собственном присутствии, против


своей собственной воли, будут сознаваться в своем собственном


обмане и лжи» (Ad Demetrianum, р. 221).


«Кто хочет убедиться в истине сказанного, говорит Св. Афанасий,


тот пусть только при обольщениях демонских, при ложных про-


рицаниях и чудесах магии совершит крестное знамение, с которого


так смеются язычники, или произнесет имя Иисуса, и он тотчас уви-


дит, что демоны разбегутся, оракулы умолкнут; чудеса магии и вол-


шебства прекратятся» (De incarn. Verbi Dei, p. 48).


«Приведите, говорит Тертуллиан в одном сочинении против языч-


ников: приведите на судилище какого-нибудь действительно одер-


жимого злым духом, и демон, по требованию всякого христиани-


на, так же публично сознается, что он злой дух, как прежде пуб-


лично он выдавал себя за Бога; или приведите на судилище кого-


нибудь из тех ваших людей, которые говорят, будто они действуют


только одной Божественной силой, которые под влиянием смрадных


жертвоприношений приходят в экстаз и от времени до времени


слышат слова, которые они во все горло провозглашают как ора-


кульские изречения..., и если демон, который действует в этих лю-


дях, — в присутствии христиан не сознается, что он есть действи-


тельно злой дух, и не будет таким образом посрамлен, тогда про-


лейте кровь этих христиан. Возможны ли еще более ясные доказа-


тельства, более твердые доводы?» (Apologeticum, c. 23).


Сколько уверенности, сколько убеждения в этой торжественной


речи! Как многочисленны и общеизвестны должны были быть слу-


чаи, когда христиане, являясь публично пред чтителями той силы,


которая производила языческие чудеса, вынуждали ее к сознанию


(в своем ничтожестве)? Какую, таким образом, победу над древней


магией одерживали христиане еще прежде, чем своей собственной


смертию доказывали, что имя их Бога побеждает все волшебные


силы ада!


«Нет почти ни одного отца Церкви, говорит один ученый писа-


тель, который бы не усвоял христианам силы во имя Христово из-


гонять бесов. Все верующие первых веков были убеждены в дей-


ствительности этой силы; ни одна истина не была у них яснее и не-


сомненней и не пользовалась большей известностью. И нельзя ука-


зать ни одного язычника, даже из тех, которые по преимуществу


враждовали против религии христианской, который, не говорю не


был бы вполне убежден в том, что христиане действительно изго-

 

 


32


 


няли бесов, как они об этом говорили в своих сочинениях, но ко-


торый бы заподозрил христиан в обмане и совершенно отвергал бы


действительность фактов этого изгнания (Baltus, Suite de la reponse a


l’histoire des oracles). Die religion mit hilfe der neuern Gelehrsamkeit


und Wissenschaft in ihrer Algemeinheit nachtgewiesen — Nacht der


Franzosischen bearbeitet und herausgegeben von einem katholischen Prie-


ster. Zweiter Band, § 372-375. Würzburg, 1837. Verlag der Stahel’schen


Buchhandlung. Примечание немецкого переводчика.


Всегдашнее cуществование в церкви заклинательных молитв про-


тив бесноватых составляет новое доказательство действительного


существования бесноватых; оно доказывает, что церковь и ее служи-


тели всегда признавали действительность бесноватости, так как они


всегда употребляли против нее эти молитвы. Даже Иудейские за-


клинатели злых духов именем Христовым исцеляли бесноватых1;


они верили также, что Иисус Христос может давать это исцеление.


Они также произносили иногда имя Соломона и употребляли закли-


нания, установленные будто бы этим царем, равно как разные ко-


ренья и травы; но все это производило только нечто подобное тому,


что совершает искусный врач, вылечивая ипохондриков, помешан-


ных и людей, воображающих, будто они одержимы злым духом,


или что совершает мудрый духовный отец, успокаивая и приводя в


нормальное состояние терзаемые совестью, глубоко потрясенные


сознанием своей греховности и мучимые страхом адских мучений


души.


Бесноватые же, которые были исцеляемы Иисусом Христом и хри-


стианами, были действительно одержимые злым духом, которые мог-


ли быть исцеляемы только силой Божественной, именем Иисуса


Христа, силой заклинаний. Сын одного иудейского священника2, по


имени Скева, захотел изгнать демона из одного беcноватого именем


Иисуса Христа, проповеданного Павлом; бесноватый бросился на


него, говоря, что он знает Христа и Павла, а его не боится, и иудей


едва не был задушен злым духом. Нужно строго отличать действи-


тельно бесноватых от мнимых, равно как и действительных врачей


бесноватости от обманщиков. Возможны и бывают и такие бесно-


ватые, которые только притворяются бесноватыми для того, чтобы


таким образом возбуждать к себе сострадание и получать подаяния.


Возможны и бывают и такие заклинатели, которые только злоупо-


требляют именем Христовым с целью обмана; возможны и бывают


и такие обманщики, которые подговаривают других притвориться


бесноватыми с той целью, чтобы посредством мнимого исцеления


их приобрести себе славу.

 


1

2


Марк. IX, 38.

Дeян. XIX, 14-16.


 


ГЛАВА VII

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.299 с.