О домовых, привидениях и явлениях душ отшедших — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О домовых, привидениях и явлениях душ отшедших

2022-09-01 27
О домовых, привидениях и явлениях душ отшедших 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Людей. Мнения язычников, средневековые народные


Поверья, суеверия и предрассудки.

 

 


«Глаз есть самое обманчивое орудие чувств.


После глаза, ухо есть самое обманчивое


орудие чувств».

 

 


Сэр Давид Брюстер


 


Чувство зрения и слуха, необразованность, неразвитость и вооб-


ражение были обильнейшими источниками обманов, иллюзий, фан-


тасмагорий и заблуждений, суеверий и предрассудков. Неразви-


тое, необразованное воображение, под влиянием и при содействии


органов зрения и слуха, породило бесчисленное множество пове-


рий о домовых, леших, водяных, о привидениях и о явлениях отшед-


ших душ.


 


ГЛАВА VI

 


Народные поверья о домовых

 

 


явлениям и действиям нечистой силы народные поверья


Ê


относят также и явления и действия домовых, которые будто

находятся в домах, конюшнях, дворах, в горных пещерах и


рудокопнях. Простой русский народ называет их хозяевами. «Хо-


зяину, говорят, напр., не любо» и т. п. Домовые обыкновенно ни-


кому не делали никакого вреда, никакого насилия, если только их


не дразнили и не оскорбляли. В противном случае они страшно


мстили за оскорбление. Впрочем, иногда домовые беспокоили це-


лые дома без всякой причины. В чем выражались действия домо-


вых, и как они являлись, мы увидим из рассказов, которые остав-


лены нам в наследство древними и средневековыми писателями.


Веру или, лучше, поверье в домовых мы встречаем уже в религиоз-


ных верованиях Шаманов, по мнению которых домовых из класса


Чиктуров или злых духов очень много. Замечательнейший из них


Бук, который, поселившись в юрте, не дает покоя жильцам ни днем,


ни ночью. Шаманы, впрочем, умели изгонять его. Беспокоили, по


мнению Шаманов, юрты и Онгоны, которых также изгоняли Шама-


ны1. По мнению Римлян и Греков, демоны беспокоили по временам


известные места, здания и дома. Чтобы избавиться от них, как бес-


покойных посетителей, им приносили жертвы. Вера в домовых бы-


ла и в Египте. Кассиан, часто посещавший Египет, говоря о различ-


ных видах демонов, упоминает о таких, которых называли фаунами


или сатирами, а также полевыми или лесными богами; духи эти не


имели в виду мучить людей или вредить им, а ограничивались толь-


ко тем одним, что обманывали их, устраивали на их счет шутки, и


забавлялись их простотой2.


У Плиния младшего3 жил один вольноотпущенный Марк, чело-


век, знакомый с науками. Однажды, рассказывает Плиний, Марк


увидел во сне, что у него на постели сидит какой-то человек и стри-


жет его волосы на голове; проснувшись, он увидел, что он на самом


деле обрит и что его волосы разбросаны на полу. Спустя несколько


времени случилось то же самое с мальчиком, который спал вместе с


другими. Этот мальчик увидел также во сне, что через окно вошли в


комнату два человека, одетые в белое, остригли его волосы и опять


удалились тем же путем.

 


1

2

3


Нила «Буддизм».

Сassian. Collat. VII, c. 23.

Plin. I, 7. Epist. 27 suiv.

 

105


 


Проснувшись, он увидел, что его волосы действительно остриже-


ны и разбросаны на полу. Плиний думает, что проделка в обоих слу-


чаях принадлежит домовым. Но почему же домовым, а не людям?


Если только Плиний передает правду, то никак нельзя согласиться,


что это были домовые, а не шалуны какие-нибудь.


Верили еще, что кроме шалостей невинных, домовые убивали


иногда людей, шумели и т. п. Некоторые, напротив, привязывались


к людям и служили им.


Отец Вальдинг передает такое событие из одной ненапечатанной


легенды: в доме одной женщины Луппы в течение целых тринадца-


ти лет жил домовой дух, который был для нее вместо комнатной


прислуги, и который развил в ней много тайных пороков и заставил


ее бесчеловечно обращаться с подчиненными.


У Агриппы домовой жил и прислуживал ему в виде собаки. Павел


Иовий рассказывает, что эта собака, когда узнала, что хозяин ее умер,


сама бросилась в реку Рону и утонула.


Ле Лойэр говорит, что в то время, как он изучал законоведение в


г. Тулузе, жил он вблизи одного дома, где домовой по целым ночам


выливал воду из колодца. Иногда казалось, что как будто он тащил


по лестнице что-нибудь тяжелое; в комнаты входил он очень редко


и тихо1.


Рассказывают, что у Плотина2, известного неоплатонического фи-


лософа, жил домашний дух, который являлся к нему всегда, как толь-


ко он его звал, и который будто был высшей природы, чем обыкно-


венные духи-покровители, он принадлежал к богам. Плотин посто-


янно говорит об этом своем духе-покровителе. Этот-то дух побудил


его написать сочинение о присутствующем при каждом человеке де-


моне. — Здесь он старается объяснить различие людей по гениям.


Тритенгейм3 рассказывает: в Саксонии, в епископстве Гилдесгейм,


долгое время видели духа, которого по-немецки называли Haideki-


na, т. е. считали его чем-то вроде домового. Он являлся то в том, то в


другом виде; а иногда, оставаясь невидимым, производил разные


явления, которые доказывали его присутствие и силу. Иногда он да-


вал важные советы знатным лицам; часто он показывался на епис-


копской кухне, помогал повару и делал разные вещи. Когда один из


младших поваров, который с ним был в коротких отношениях, не-


сколько раз оскорбил его, он пожаловался кухмейстеру, но кухмей-


стер не обратил на это никакого внимания, и дух отмстил за себя


жестоким образом. Однажды, когда оскорбивший его повар спал в


кухне, он задушил его, изрезал его в куски и изжарил. Потом он


простер еще далее свою ожесточенность против поваров и других


служителей епископа. Принуждены были наконец, посредством зак-


линаний, заставить его оставить страну.

 


1

2

3


Le Loyer, Liv. 2, p. 550.

Leben des Plotinus, art. Х.

Chronic. Hirsaug. ad ann. 1130.

 

106


 


К домовым, как уже сказал я, полагаю, нужно причислить тех


духов, которые являются в рудокопнях и в горных пещерах. Они яв-


ляются здесь в одежде рудокопов, бегают туда и сюда, хлопочут, как


будто работают, отыскивают руду, складывают ее в кучи, делают


вид, как будто ворочают колесо подземной машины, и вообще, по-


видимому, до изнеможения трудятся для того, чтобы помочь работ-


никам, а на самом деле совсем ничего не делают.


Эти духи безвредны, если только не дразнят их, не смеются над


ними, в противном случае они делаются злы и бросают чем попало


в тех, кто их дразнит. Однажды один рудокоп изругал одного из


этих духов и высказал желание, чтобы он был повешен, и рассер-


женный дух свернул ему шею, так что глаза у него очутились сзади;


несчастный не умер от этого, но в таком положении и остался на всю


жизнь.


Георг Агриколя, написавший ученый трактат о рудниках, метал-


лах и способе добывания их из недр земли, рассказывает о разных


родах духов, являющихся в рудокопнях. Рассказывает, что одни из


них слишком малы, похожи на карликов и пигмеев; другие выгля-


дят сгорбленными стариками и одеты, как рудокопы, с кожаными


передниками; они делали или притворялись делающими то, что де-


лали другие, они были очень веселы и не делали никому никакого


оскорбления. На других рудокопнях, напротив, являлись страшные


духи, которые оскорбляли работников, иногда даже убивали их и


принуждали таким образом оставлять самые богатые и прибыльные


рудники. Так напр. в Аннаберге, в одной рудокопне, называемой


Розенкроне, дух в образе дикой лошади умертвил двенадцать рудо-


копов и принудил уничтожить эту рудокопню, несмотря на то, что


она была очень выгодна. В другой рудокопне, по имени St. Gregori,


однажды явился дух, одетый в черный кивер с хвостом, схватил од-


ного рудокопа, высоко поднял его и потом бросил на землю, сильно


искалечивши его таким образом.


Олай Магнус1; рассказывает, будто в Швеции и в других северных


странах в старину существовали домашние духи, которые в виде


мужчин и женщин служили людям. Он рассказывает также о ним-


фах, которые жили в пещерах и лесных трущобах и которые будто


предсказывали будущее, к одним людям благоволили, против дру-


гих враждовали; что будто они являлись тем, кто обращался к ним


за советом, и говорили с ними. Он же рассказывает, будто иногда


путешественники и пастухи видели ночью различных привидений,


которые до того обжигали те места, на которых являлись, что на них


потом уже не было никакой зелени.


Олай же Магнус2 рассказывает, что будто в горных рудниках и


преимущественно в серебряных, которые особенно много давали при-

 


1

2


Olaus Mag. Lib. III Hist. 5, 9-14.

Olaus Mag. Lib. IV, c. 9.

 

 

107


 


были, часто видели демонов, которые, принимая различные виды,


то разбивали камни, то вздергивали ведра, то вертели машинные


колеса и пр.; иногда они подымали громкий хохот и делали тысячи


разных глупостей. Цель их была самая злая, — часто по их старанию


рудокопы погибали под разрушенными сводами пещер или подвер-


гались самым большим опасностям, причем демоны изрыгали ру-


гательства и хулы на Бога. Многие, говорит он, из самых богатых


рудников оставлялись именно из страха к этим зловредным духам.


Несмотря на все приведенные свидетельства, я очень сомневаюсь,


чтобы в горных ущельях и рудниках действительно жили и явля-


лись духи. Я расспрашивал насчет этого предмета рудокопов, людей,


потрудившихся в своем деле, с которыми мне часто приходилось встре-


чаться на Вогезских горах, и все они уверили меня, что все расска-


зы относительно этих духов вымышлены, что если иногда кому и


представлялось в рудниках что-нибудь вроде демонов или других


каких чудовищ, так это было не более как оптический обман, про-


исходивший от слишком восприимчивого и раздражительного во-


ображения. Но даже и о случаях такого обмана они говорили, как о


весьма редких и необыкновенных случаях.


Один путешественник, путешествовавший в северных странах, ко-


торого путевые записки напечатаны в 1708 г. в Амстердаме, расска-


зывает, что будто исландцы все волшебники, что будто у них су-


ществуют домашние духи, которых они называют бабищами (trolles),


что эти духи служат им как рабы, предуведомляют их о будущих не-


счастиях и болезнях, побуждают их отправляться на рыбную ловлю,


когда предвидят, что она будет удачна, и что если отправляются на


рыбную ловлю, не получив предварительно совета на это от этих ду-


хов, то обыкновенно возвращаются ни с чем, что у этого народа весь-


ма много рассказов подобного рода.


Граф Деспильер, в молодых летах, будучи начальником кираси-


ров, расположился на зимовку во Фландрии. Здесь однажды прихо-


дит к нему один из его солдат и говорит, что к нему в квартиру каж-


дую ночь является дух и не дает ему спать, и просит поэтому дать


ему другую квартиру. Граф расхохотался и прогнал солдата. Через


несколько дней солдат опять является с тою же просьбою. В этот раз


граф хотел наказать солдата палками, от которых он избавился


только тем, что поспешил уйти. Наконец пришел солдат в третий


раз и поклялся, что он принужден будет к побегу, если не переме-


нят ему квартиры. Деспильер ругнул солдата и сказал ему: «Сегодня


я сам ночую с тобой и посмотрю, в чем дело». В 10-ть часов вечера


ротмистр отправился в квартиру солдата, положил на стол заряжен-


ные пистолеты и лег с солдатом спать на одной постели. Около по-


луночи графу послышалось, что кто-то вошел в комнату; в этот же


момент опрокидывается их постель, и ротмистр с солдатом очути-


лись под матрасом и соломенным мешком. Большого труда стоило


графу высвободиться из-под тяжести и отыскать шпагу и пистолеты.

 

 


108


 


Изумленный и пристыженный граф возвратился домой и на следую-


щий же день солдату дана была другая квартира, где он спал спо-


койно. Деспильер всякому встречному рассказывал эту историю. Че-


ловек он был храбрый, который не знал, что такое трусить и убе-


гать; он умер фельдмаршалом Императора Карла VI и правителем


крепости Зегедин. Недавно мне сын его подтвердил действитель-


ность рассказанного происшествия, и сказал, что он слышал его от


самого отца. Передавший мне это происшествие замечает: «Со мною


никогда не случалось ничего подобного, хотя я бывал во многих


местах, в которых, по рассказам, бывали явления домовых и хотя я


сам старался убедиться в их действительности собственным опытом.


Я однажды был в обществе четырех тысяч лиц, которые все говори-


ли, что видели духов; я один был во всем собрании, который ничего


подобного не видел». Господин, писавший мне обо всем этом, —


человек очень почтенный, один офицер; писал он ко мне в 1745 году.


В 1746 г., 25 августа я получил письмо от одной очень почтенной


личности, именно от священника в Италии, в Графстве Дахсбург-


ском, в Нижнем Эльзасе. Домовой, о котором писал он мне, имел ту


особенность, что он никогда не являлся ночью, а всегда только днем.


Сначала выбивались в окнах стекла и потом сквозь пробитые дыры,


с большим искусством, бросались камни, — камни всегда прямо


попадали в цель. Когда священник окрещивал дом, окна оставались


целы. Но все-таки продолжали совершаться разные приключения с


домашними священника, впрочем, без особенного вреда для них. В


особенности служанка была предметом шуток домового. Однажды,


когда она рвала зелень в саду, домовой начал рвать все рассадные


растения и сбрасывал их в одну кучу. Потом нашли ее топор зары-


тым фута на два в земле, затем в другом месте нашли ее ленту и две


монетки, которые до того хранились у нее в сундуке. Как она ни


бранилась, как ни угрожала, чудовище не прекращало своих шуток.


Уносилась кухонная посуда иногда на двор, иногда на кладбище.


Однажды домовой наполнил котел травой, сором и древесными ли-


стьями и повесил его над огнем, а когда служанка разбила в ско-


вороду два яйца для священника и потом отвернулась за солью, он в


ее же присутствии весьма быстро разбил еще два яйца. Иногда он


рассыпал по земле камни, зерна и листья в виде кружков и потом, в


виду всех, в один момент разбрасывал все это. Когда священник,


выведенный наконец из терпения этими шутками, призвал к себе


сельского старосту и объяснил ему, что ему нужно переменить квар-


тиру, приходят домашние священника и извещают, что домовой


опять повырывал зелень в саду и схоронил в яме деньги, которые


священник оставил в своей комнате неспрятанными. Отправились,


и действительно все так и нашли. Но когда возвратились в дом, день-


ги очутились уже в кухне и были расположены попарно. В это время


прибыли в Италию два человека — чиновники графа Лейнинген-


ского и, услышав обо всей этой истории, пришли к священнику и

 

 


109


 


посоветовали ему зарядить два пистолета и выстрелить в то место,


где обнаружится присутствие духа. Совет был исполнен. Дух вбросил


в карман одному из чиновников две серебряные монеты и с этих


пор больше не показывался в доме.


Мне не раз рассказывали, что одному монаху Бернардинского ор-


дена прислуживал домовой дух, — когда монах отлучался куда-ни-


будь, домовой приводил в порядок все находящееся в комнате и сбе-


регал все в надлежащем виде. К нему наконец так привыкли, что по


известным признакам безошибочно узнавали, когда он приходил.


Рассказывают также, что одного монаха извещал не только обо всем


том, что происходило в монастыре, но и о том, что совершалось вне


монастыря. Однажды дух троекратно давал ему знать, что такие-то


монахи подняли между собой ссору и уже готовы вступить в драку,


монах поспешил отправиться к ним и насилу отклонил их от по-


зорного дела.


Подобное нечто было и с одним из воспитанников Парижской Се-


минарии. Мне несколько раз рассказывали такое происшествие: в


Париже с одним молодым воспитанником Семинарии постоянно


жил дух, который исполнял для него служительские обязанности,


разговаривал с ним, держал в порядке его комнату и платье. Од-


нажды начальник Семинарии, проходя мимо комнаты этого воспи-


танника, услышал, что воспитанник с кем-то разговаривает; началь-


ник входит к нему и спрашивает, с кем он разговаривает; воспитан-


ник отвечал, что у него никого нет и у него действительно никого не


было. Но так как начальник заметил, что он сам слышал разговор,


воспитанник вынужден был сознаться, в чем дело, и рассказал ему,


что с ним уже несколько лет живет домовой дух, который служит


для него вместо прислуги, и что этот дух предсказывал ему, что он


будет занимать важные доходные места по духовному ведомству.


Начальник потребовал, чтобы воспитанник представил какие-ни-


будь доказательства своих слов; семинарист приказал духу принес-


ти стул для начальника, и приказание тотчас было исполнено. Дело


было доведено до сведения архиепископа; архиепископ счел нуж-


ным не разглашать дело. А воспитанник был исключен. Бодин рас-


сказывает1 об одном человеке, которого он знал лично и который


был еще жив в то время, когда он писал о нем, — это было в 1580 г.,


— рассказывает, что с этим человеком с 57-го года его жизни жил


также постоянно домовой дух, давал ему добрые советы, внушал


ему искоренять в себе пороки, какие в нем были, помогал ему в раз-


решении трудностей, какие встречал он при чтении Св. Писания и


вообще помогал ему добрыми советами в разных обстоятельствах


жизни. В три или четыре часа утром дух обыкновенно стучал в


дверь его комнаты для того, чтобы таким образом разбудить его.


Если он хотел делать что-нибудь доброе, полезное, дух шептал ему

 

 


1


Bodin. Daemon. Lib II, c. 2.

 

110


 


на правое ухо; если же предпринимал он что-нибудь недоброе, опас-


ное, — дух шептал ему на левое ухо; так что с ним не случалось


ничего такого, о чем бы он заблаговременно не был предуведомлен


своим духом. Иногда он слышал голос духа. А однажды, когда он


находился в одной крайней опасности (сам не зная этого), дух


явился к нему в виде дитяти необыкновенной красоты и таким обра-


зом спас его от несчастия.


Вильгельм, епископ Парижский, говорит1, что он знал одного шут-


ника, у которого жил дух тоже шутливого характера, — дух шутил с


ним, мешал ему напр. спать, т. е. когда тот ложился в постель, он


бросал что-нибудь в стену, стащит с кровати или одеяло или его са-


мого.


Я слышал от одного очень серьезного человека такое происшест-


вие, случившееся с ним самим однажды в жаркий день, когда он


был в поле: «Вдруг с меня стащило что-то плащ и сапоги и сорвало


шляпу, я проснулся и услышал громкий хохот и голос одной уже


умершей, хорошо известной мне особы, которая, казалось, радова-


лась сделанной со мною шутке».


Все приведенные нами рассказы о домовых переданы нами, с нем-


ногими прибавлениями и сокращениями, так, как изложены они у


Кальмета. Некоторые из этих рассказов отвергнуты самим автором,


другие оставлены автором без всякой критической оценки их. На


некоторые из этих рассказов мы сделаем краткие замечания, не


считая нужным делать замечаний обширных потому, что самые рас-


сказы не заслуживают этого.


У вольноотпущенного Марка и одного мальчика острижены во-


лосы какими-то неизвестными людьми, которых они видели во сне.


Плиний, расположенный к суеверию, думает, что волосы домовой


остриг. Но из того, что оставшиеся без волос видели во сне каких-то


людей, вовсе не следует, что это были домовые; скорее предполо-


жить, что это проделка недовольных на Марка или шалунов, а не


домовых, созданных Плинием, который принимал на веру подобные


рассказы без критической оценки. О. Вальдинг заимствовал из ка-


кой-то непечатанной рукописи и передал Кальмету рассказ о прес-


тупных связях Луппы с демоном, который научил ее бесчеловечно


обращаться с слугами. Но мы уже в предыдущей главе объяснили,


что нежное сообщение людей с злыми духами вещь немыслимая. Да


разве человек не мог быть в преступных связях с Луппой, и разве не


мог советовать ей бесчеловечно бить слуг? Представленные О. Валь-


дингом основания слишком недостаточны для того, будто у Луппы


жил домовой в качестве прислуги. Также нелепо и предположение


Иовия, будто у Агриппы жил домовой в виде собаки, которая бро-


силась в реку, когда узнала, что Агриппа умер. Разве обыкновенная


собака не может броситься в воду и погибнуть? Из рассказа графа

 

 


1


Guillelm. Paris. 2 Part., quaest. 2, c. 8.

 

111


 


Деспильера скорее, чем домовому, нужно приписать хозяину про-


делки над солдатом и испуг графа, который, испугавшись, насилу


отыскал пистолет. — По тому самому, что не домовой, а хозяин мог


быть недоволен тем, что к нему на квартиру назначили солдата.


Рассказы о домовом — Саксонском поваре, слуге семинариста и


Бернардинского монаха, о домовом Бодина и Лапландских домо-


вых, а также проделки домового, описанные в письме к Калмету


почтенным священником из Италии, — чистейший вздор, приду-


манный самими авторами. Часто самые обыкновенные явления бы-


ли признаваемы за действия домовых и передаваемы были другим


в преувеличенном виде с дополнениями, чтобы рассказ был при-


нят за несомненно достоверный. Каждый передавал рассказ с но-


выми прикрасами так, что в новых редакциях терялась и самая тень


рассказа истинного факта. Домовой Бодина замечателен по своему


уму и добродетели, чего нельзя предполагать в домовом. Непонят-


но, почему Гильдесгеймский епископ, Бернардинский монах и осо-


бенно почтенный Итальянский священник не предали проклятию


домовых посредством заклинательных молитв, которыми они изго-


няли нечистых духов из людей, как они хвалятся, и которыми напол-


нены их ритуалы. Ле Лойэр передает столько нелепостей о чудесах


колдунов и ведьм, что они подрывают доверие и к другим его рас-


сказам. Некоторые рассказы переданы устно Калмету, который при-


нимал их на веру, из уважения к тем авторитетам, которыми пере-


даны эти рассказы. Как не поверить почтенному священнику из


Италии, или рассказу о домовом — слуге семинариста, когда здесь


участвовал авторитет ректора и архиепископа, и когда об этом часто


и так многие рассказывали. К числу недостатков Калмета в этом


отношении относится и то, что рассказы о домовых он считает ис-


тинными, тогда как в следующей главе рассказы о привидениях,


очень сходные по содержанию с рассказами о домовых, совершенно


отвергает. Рассказы о домовых, являвшихся в рудокопнях, Калмет


сам считает ложными.


Более подробное объяснение и опровержение представлено нами


в следующих главах о явлениях духов и душ и в заключении.

 


∆∆∆


 


ГЛАВА VII

 


Явления привидений и открытие ими будущего

 


К


ак у древних, так и средневековых писателей находим бесчис-

ленное множество рассказов о привидениях. Мы признаем за

несомненное, что большая часть этих рассказов — дело лжи,


обмана, вымысла, что все эти привидения обман зрения и слуха,


если не дело вымысла. Все привидения мы разделяем на два рода,


или категории. К первой относим все те, которые являлись только


тем или другим лицам, и только их одних обманывали или уведом-


ляли о будущем. Эти привидения не что иное, как обман зрения,


слуха или создание расстроенного воображения. Ко второй относим


те, которые беспокоили целые дома, в которых они постоянно жи-


ли, и в которых их можно было постоянно видеть и слышать. Эти


привидения или вымысел, или проделки негодяев, шарлатанов.


Нельзя при этом не заметить, что все эти рассказы передаются боль-


шей частью суеверными людьми с дополнениями и прикрасами с их


стороны, такими, которые сами получили эти рассказы из десятых


рук, когда дело настоящее искажено, переврано так, что трудно


поэтому решить, что истинно и что ложно в рассказе. Понятно, что


нужно быть на месте и во время самого происшествия, чтобы по-


верить рассказу о происшествии. После этого читателю нечего удив-


ляться, если на некоторые рассказы мы будем делать недостаточ-


ные объяснения. Как бы то впрочем ни было, мы приведем здесь


целый ряд рассказов, из которых многие будут отвергнуты самим


читателем, как нелепые.


Плиний младший в письме к другу своему Суре говорит, что он


очень склонен верить в привидения, и приводит для этого основа-


ние из истории. Квинт Курций Руф, прибыв в свите римского кве-


стора в Африку, под вечер, гуляя по террасе, увидел женщину не-


обыкновенной величины и красоты. Она назвала себя африканкой,


и сказала ему, что он некогда придет в Африку в качестве прокон-


сула. Это привидение возбудило в нем большие надежды. Возвра-


тившись в Рим, он посредством происков добился того, что получил


сперва квесторство, а потом преторство. После этого он назначен


был консулом в Африку, где и умер после славной победы.


Это происшествие рассказывается у Тацита, у которого, вероятно,


заимствовал Плиний, в котором оно возбудило веру в привидения.


Убитый в своем собственном дворце, Калигула после такой нес-


частной смерти был похоронен в своем собственном саду. Сестры,


возвратившись из заточения, с торжественной церемонией сожгли


тело брата и пепел его похоронили с приличными почестями. Пе-


редавали за несомненное, что до совершения этой церемонии, стра-

 


113


 


жей дворца и сада царского пугали привидения и страшный шум.


Когда Юлий Цезарь 1 пришел в Италию и хотел переходить Руби-


кон, явился пред ним необыкновенного роста человек и начал сви-


стать. Когда вокруг незнакомца собралось много народа послушать


незнакомца, он у одного из окружавших схватил трубу, начал тру-


бить и побежал через ручей. Тогда Цезарь вскричал (к своему войску):


«Так вперед же! когда знамения самих богов и неправда наших


врагов призывают нас».


Когда в Антиохии было страшное землетрясение, разрушившее


почти весь город, император Траян ушел из города вследствие быв-


шего видения, внушившего ему уйти в окно 2. Философ Симонид был


также предупрежден видением о разрушении своего дома, и как толь-


ко он ушел, дом тотчас разрушился 3.


Император Юлиан Отступник рассказывал своим друзьям такое


происшествие: в то время, когда в Париже его войско настаивало на


том, чтобы он принял императорскую власть, однажды ночью ему


явилась женщина, которая имела такой точно вид, в каком обыкно-


венно изображали бога, покровителя царей. Явившись, она сказала


ему, что она будет жить с ним, но только недолго. Он же расска-


зывал потом, что однажды (это было незадолго до его смерти во


время похода, когда он что-то писал в своей палатке), явился ему


опять прежний дух и потом с грустным, мрачным видом исчез. Пе-


ред смертью Константина Великого тому же Юлиану являлся свет-


лый призрак и несколько раз сказал по-гречески следующие слова:


«Когда Юпитер будет на месте Водолея и Сатурн на 25 градусе Де-


вы, Константин умрет печальной смертью».

 


∆ ∆ ∆

 


1

2

3


Sueton. In Jul. Caesar

Dio. Cassius., Lib. LXVIII.

Diogen. Laert. in Simon. Valer. Maxim., Lib. XXIII.


 


ГЛАВА VIII

 


Другие примеры привидений

 


П


лутарх, человек известный своим трезвым, серьезным умом, ча-

сто рассказывает о привидениях и призраках. Так, напр., он

рассказывает, что во время Марафонского сражения многие вои-


ны видели призрак Тезея, который вместе с Греками сражался про-


тив Персов. Он же в биографии Силлы рассказывает, что этот пол-


ководец видел во сне богиню, которую чтили Римляне по примеру


Каппадокиан, усвоивших особенное, высшее значение огню; богиня


эта называется или Беллоной, или Минервой или Луной. Явившись


Силле, она вложила ему в руки молнию для того, чтобы он метал ее


на своих врагов, которых она при этом назвала и перечислила, для


того, чтобы они, поражаемые молнией, падали пред ним и умирали.


Очевидно, эта богиня была Минерва, которой язычники так же, как


и Юпитеру, усвоили силу и право метать м0лнию.


Македонский полководец Павзаний 1 ненамеренно убил девушку


из одного лучшего византийского семейства, по имени Клеонику, и


потом день и ночь был преследуем тенью убитой. Тень постоянно


произносила пред ним следующие слова: «Предай себя суду правды,


которая карает злодеяния и ожидает тебя, гордость всегда пагубна


для смертных». Измученный наконец неотступно преследовавшим


его привидением, он отправился в вифинский город, Гераклию, где


был храм, жрецами которого были маги, называвшиеся психагога-


ми, т. е. заклинателями душ умерших. Когда Павзаний внес в храм


установленное пожертвование, жрецы стали вызывать душу Клео-


ники и заклинали ее прекратить свою вражду. Клеоника наконец


явилась и сказала Павзанию: «Скоро я явлюсь в Спарту и избавлю


ее от ее зла». Этими двусмысленными словами она, вероятно, ука-


зывала на его скорую смерть в Спарте.


Существование у Греков этого обычая — заклинать мертвых, до-


казывает, по крайней мере, то, что они верили в подобные вещи. Но


если Клеоника и действительно являлась к Павзанию и предсказала


ему близкую смерть, надо полагать, что тут предсказывала не сама


Клеоника, а по всей вероятности это был обман со стороны жрецов,


как это доказывается самой двусмысленностью данного Павзанию


ответа.


Историк Павзаний передает 2, что, спустя уже четыреста лет пос-


ле Марафонского сражения, с того места, где оно происходило, каж-


дую ночь слышно было ржание лошадей и крик такого рода, как

 

 


1

2


Plutarch. in Cimone.

Pavsanias, Lib, I, c. 324.

 

115


 


будто там происходила самая жаркая битва. Плутарх рассказывает,


что в общественных банях его отечественного города Херонеи, в ко-


торых было убито много граждан из этого города, являлись приви-


дения и слышался страшный вой, вследствие чего принуждены бы-


ли закрыть эти бани. Но и после этого все-таки продолжал слышать-


ся из них шум и по временам в окружности этих бань бродили при-


видения.


Однажды философ Дион, ученик Платона и сиракузский полко-


водец, сидя под вечер в галерее своего дома, вдруг услышал боль-


шой шум и вслед за тем увидел привидение в образе женщины не-


обыкновенно громадного роста и похожей на фурий, как их обыкно-


венно изображали в трагедиях. Было еще довольно видно. Приви-


дение начало подметать в доме. Испуганный Дион пригласил к себе


своих друзей и упросил их остаться с ним ночевать; но призрак


больше уже не являлся. Вскоре после этого происшествия сын Ди-


она убился с крыши дома и сам Дион был убит заговорщиками.


Марк Брут, один из убийц Юлия Цезаря, однажды ночью увидел,


что в его палатку вошла какая-то мощная страшная фигура. Брут


спросил: «Кто ты? человек или Бог? и зачем ты сюда пришел?»


Призрак отвечал: «Я твой злой дух; ты увидишь меня в Филиппах».


Брут, нисколько не испугавшись, возразил: «Нет, я тебя не увижу


там». Потом он пошел и рассказал о случившемся Кассию. Кассий,


как эпикуреец, не верил в привидения и потому убеждал Брута, что


это было не более, как действие воображения. Таких духов и гениев,


говорил Кассий, которые бы могли являться людям, нет. Духи не


могут иметь ни человеческого образа, ни человеческого голоса и по-


тому не могут ничего нам делать. Слова Кассия несколько успокои-


ли Брута, но все-таки он никак не мог освободиться от невольного


беспокойства. Между тем, вскоре после этого, во время сражения в


равнине Филиппийской, сам Кассий увидел, что прямо на него едет


с опущенными поводами Юлий Цезарь (который в это время был


уже убит и в убийстве которого участвовал Кассий). Это так поразило


Кассия, что он тут же сам себя заколол своим собственным мечом.


Кассию Пармскому (не тому, о котором сейчас была речь) являл-


ся также в палатке злой дух и предсказал ему близкую смерть.


Друз, в царствование Августа, победивши Германцев, хотел рас-


положиться на Эльбе с намерением проникнуть далее в страну; но


был удержан от выполнения этого намерения явившимся ему в об-


разе необыкновенного роста женщины привидением, которое сказа-


ло ему: «Куда ты едешь, Друз? надежды твои никогда не осущест-


вятся; твой конец близок: воротись!» Друз воротился и умер на до-


роге, не дошедши и до Рейна, через который ему нужно было воз-


вращаться.


После того, как совершилось в Антиохии известное народное воз-


мущение, на следующую ночь какое-то существо, вроде фурий, быст-


ро пролетело через город, махая кнутом так, как погоняют лошадей.

 

 


116


 


Иоанн, епископ Атрийский, живший в VI веке, передает, что во вре-


мя величайшей чумы, свирепствовавшей при императоре Юстиниа-


не, о которой говорят все писатели того времени, видели, что по мо-


рю ездили какие-то черные люди без голов, на медных лодках и


везде, куда только они причаливали, тотчас начинала свирепство-


вать чума. Один египетский город был до того опустошен чумой,


что в нем осталось в живых только семь человек взрослых и один


десятилетний мальчик; эти люди, набравши множество золота, хо-


тели было бежать из города, но то<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.414 с.