Вопрос 2 - Богослужебные особенности подготовительных недель Великого поста — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 2 - Богослужебные особенности подготовительных недель Великого поста

2022-09-12 20
Вопрос 2 - Богослужебные особенности подготовительных недель Великого поста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века – святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду. В IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в том же веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя верующих к Св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека – к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах; а также ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные Недели предлагает нам на утрени умилительные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...». Для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 пс.: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...».

Неделя о мытаре и фарисее - Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89-е), из которой видно, что мытарь вышел из храма

1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений. 2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. 3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет. 5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).

Особенности богослужения - Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели (воскресенья) Великого поста
 к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.
На утрени в воскресные дни, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия, пения «Воскресение Христово…»
и чтения 50-го псалма поются покаянные песни, в которых покаянное чувство выражается с особой силой глубиной: на «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...»
(вместо: «Молитвами апостолов...»), на «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо: «Молитвами Богородицы...»); затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных мною лютых...».
Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых - Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди.
На литургии – прокимен гласа; Апостол – к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.

Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет особенности:

Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) – в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»). Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». 2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...». 3) На литургии читаются Апостол – к Коринфянам, зач. 135-е, и Евангелие от Луки, зач. 79-е. Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу).

Седмица и Неделя о блудном сыне - В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

Особенности богослужения

 

Седмица и Неделя мясопустные - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).В субботу мясопустную – перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, – Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы («узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша».Последование службы в мясопустную субботу в целом такое же, как и в субботу перед праздником Святой Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.