Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири

2022-09-12 25
Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1 - Следованная Псалтирь

Следованная Псалтирь – книга, содержащая Псалтирь и различные последования. Эта книга не имеет аналога среди греческих богослужебных книг.
Полагают, что она составлена для славян святыми Кириллом и Мефодием. Содержимое книги состоит из четырех разделов: Псалтирь, Канонник, Часослов и Месяцеслов.
Версия данной книги, которая была издана Московской Патриархией в XX веке, состоит из двух томов:
1-й том (часть I) содержит Псалтирь и Канонник,
2-й том (часть II) – Часослов и Месяцеслов.

Особенности богослужения

 

Седмица и Неделя мясопустные - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).В субботу мясопустную – перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, – Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы («узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша».Последование службы в мясопустную субботу в целом такое же, как и в субботу перед праздником Святой Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели

Седмица и Неделя сыропустные - Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.
Сырная седмица
. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33).

Вопрос 1 - Следованная Псалтирь

Следованная Псалтирь – книга, содержащая Псалтирь и различные последования. Эта книга не имеет аналога среди греческих богослужебных книг.
Полагают, что она составлена для славян святыми Кириллом и Мефодием. Содержимое книги состоит из четырех разделов: Псалтирь, Канонник, Часослов и Месяцеслов.
Версия данной книги, которая была издана Московской Патриархией в XX веке, состоит из двух томов:
1-й том (часть I) содержит Псалтирь и Канонник,
2-й том (часть II) – Часослов и Месяцеслов.

Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири

Псалтирь – библейская ветхозаветная книга, наиболее часто используемая за богослужением.
Псалтирь состоит из 150 псалмов, различных по объему. Самый малый псалом – 116-й, содержит 2 стиха,
тогда как самый большой – 118-й (17-ая кафизма)– 176 стихов.

Для богослужебного использования Псалтирь разделена на 20 кафисм, а каждая кафисма – на три «Славы», или части, оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»131. Количество псалмов в каждой кафисме различное: наибольшее количество псалмов содержится в 18-й кафисме (10 псалмов, 119–133), тогда как
17-я кафисма содержит только один псалом – 118-й.

В Православной Церкви вся Псалтирь прочитывается полностью в течение недели, а во время Великого поста – 2 раза за неделю.
Существует особый устав, который регламентирует чтение кафисм в течение года. Этот устав зафиксирован в 17-й главе Типикона,
которая дублируется в изданиях Следованной Псалтири после 20-й кафисмы.

Псалтирь читается на протяжении всего года, за исключением периода от Великого Четверга до Светлой субботы, когда чтение кафисм отменяется (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17-я с «похвалами»). Всего «Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето» содержит пять глав соответственно числу периодов года, имеющих особое расписание чтения кафисм. Из этих пяти глав две регламентируют чтение кафисм в течение года от Антипасхи до Недели сыропустной (летнее и зимнее расписание), а три относятся к периоду Великого поста.

Летнее расписание чтения кафизм - используется следующие три периода в году:

– от Недели Антипасхи до отдания Воздвижения (21 сентября);

– от предпразднства Рождества Христова (20 декабря) до отдания Богоявления (14 января);

– от Недели о блудном сыне до Недели сыропустной (в течение двух седмиц).

Кроме трех указанных периодов, которые приводятся в Следованной Псалтири и в Типиконе,
есть еще небольшой шестидневный отрезок: от предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания этого праздника (20–25 ноября), к
оторый хотя и не выделен особо, но в это время фактически действует летнее расписание.

Основные отличительные черты летнего расписания: на вечерне читается рядовая кафисма (то есть по порядку),
а на утрене в седмичные дни полагается по две кафисмы. Список чтения кафисм идет в строгом порядке в соответствии с их номерами,
разве что нарушается в пятницу и субботу на утрене, так как в пяток читаются кафисмы 19-я и 20-я, а в субботу – 16-я и 17-я.
Необходимо также отметить правило, согласно которому на вечерне отменяется кафисма, если накануне совершалось всенощное бдение (см. Типикон, 15 сентября).
Именно поэтому в воскресенье вечером накануне понедельника в течение всего года кафисма не читается.
Наконец, в случае великого, бденного или полиелейного праздника на вечерне вместо рядовой кафисмы поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…».

Весь же порядок чтения кафисм в течение летнего расписания можно представить в следующей таблице.
Обратим внимание, что кафисмы, которые в Типиконе и Следованной Псалтири обозначены «в субботу вечера», «в понедельник на вечерни» и так далее (расположенные в последнем столбце таблицы), читаются на богослужении, относящемся к грядущему дню, так как сама вечерня является службой наступающего дня.

Зимнее расписание используется следующие два периода в году:
– от отдания Воздвижения (21 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря);
– от отдания Богоявления (14 января) до Недели о блудном сыне.

Основные особенности зимнего расписания: на вечерне в седмичные дни читается 18-я кафисма, а на утрене в седмичные дни (понедельник, вторник, среда, четверг) полагается по три кафисмы. Список чтения кафисм, как и в случае летнего расписания, идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что в пятницу на утрене читаются кафисмы 19-я и 20-я, а в субботу – 16-я и 17-я. Также отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение зимнего расписания можно представить в следующей таблице.

Из приведенного графика возможны следующие исключения. Как и в период летнего расписания, в случае великого, бденного или полиелейного праздника на вечерне во все дни вместо 18-й кафисмы поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Точно так же действует правило: если накануне совершалось всенощное бдение, то на вечерне наступающего дня отменяется кафисма. Наконец, существует особое правило, присущее только зимнему расписанию: на утрене в седмичные дни, если случится праздник великий, бденный, полиелейный или с великим славословием, читаются по две кафисмы, а третья переносится на вечерню грядущего дня (в случае полиелея или великого славословия) или отменяется вовсе (если совершалось бдение)133. Точно так же происходит в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (на зимнее расписание приходятся праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы и (часто, но не всегда) Сретения Господня). По сути, в эти дни действует летнее расписание.

На 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание.
Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. Список чтения кафисм, как и в случае летнего и зимнего расписаний, идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что на вечерне читается всегда кафисма 18-я, а не рядовая и во вторник на часах пропускается 17-я кафисма. Также меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу: на утрене в субботу читаются кафисмы 16-я и 17-я, тогда как на часах в пятницу – 19-я и 20-я. Точно так же отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Великого поста можно представить в приведенной таблице.

о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная (с седмицей), сыропустная (сырная) (с седмицей).

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.