Иеффай- девятый судья Израильский (гл. 11:29-40-экзегический анализ) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Иеффай- девятый судья Израильский (гл. 11:29-40-экзегический анализ)

2022-09-11 27
Иеффай- девятый судья Израильский (гл. 11:29-40-экзегический анализ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По смерти Фолы и Иаира (7,8 судья) идолопоклонство израильтян усилилось, они почитали богов всех окрестных народов,. За такое нечестие Г осподь предал их под власть двух народов: филистимлян, и аммонитян. Когда же израильтяне, под влиянием притеснений со стороны аммонитян, обратились к Господу с молитвой о помиловании, то Г осподь, уже не единожды миловавший их, не тотчас послал им избавителя, а сделал это лишь после того, когда увидел их искреннее раскаяние и обращение к Нему.

Мать Иеффайя была блудница из Г алаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишённый своими сводными братьями наследства и изгнанный из дома, он удалился в пустыню в земле Тов и там стал атаманом шайки грабителей. Израильский народ, истомившись под разорительным игом аммонитян, обратился к нему за помощью. Приняв предложение старейшин галаадских быть вождем и начальником народа.

Перед началом военных действий Иеффай вел переговоры с аммонитским царем относительно прав израильтян на владение заиорданской областью, часть которой была занята аммонитянами.

После того, как аммонитский царь отказался исполнить требование Иеффая, Иеффай, одушевляемый Духом Божиим, выступил из Массифы (Рамоф) галаадской воевать против аммонитян, дав пред этим страшный обет Богу - принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первой выходит навстречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнав о его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над ней обет свой, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, замечает свящ. писатель кн. Судей, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочъ Иеффая Галаадитянина четыре дня в году (Суд.ХІ, 1-40).

А действительно ли он не мог отречься? Давайте посмотрим, что сказано в Законе.

Там есть два взаимно противоречивых тезиса. 1. Обеты нужно исполнять (Числ. 30:3). 2. Сжигать детей огнем – мерзость языческая, так служить Богу нельзя (Втор. 12:29-31).

Что же делать? К счастью, есть еще третье. Если кто безрассудно поклянется, должен это исповедать и принести жертву повинности (Лев. 5:4-6).

Но, повторим, Иеффай закону не обучен. А в среде бандитов, с кем он общался последнее время, держать слово – превыше всего. А даже если бы у него и возникла мысль, что можно как-то отменить клятву, — к кому он мог обратиться за советом в городе, который был до этого так несправедлив к нему?

Есть мнение, что он просто посвятил свою дочь на служение девственниц при Скинии, прообраз женского монашества. Но это толкование не находит оснований в тексте и связано с более поздней традицией. Писание не описывает жертвоприношения не потому, что оно не состоялось, а потому, что есть вещи, о которых целомудреннее умолчать.

Победа Иеффая стала одновременно и поводом к национальному трауру. А род Иеффая на этом пресекся, — ведь других детей у него не было.

Вопрос. Почему ни Бог, ни кто-то из окружающих не остановили Иеффая? Как мне кажется, Бог уже все сказал в Своем Слове, и Он ждал, что кто-то из людей наставит Иеффая. Почему же не звучит это слово предупреждения? Некоторые считают, что Иеффая предупреждали, но он был не способен услышать. Может быть. Но в тексте об этом не говорится, и непонятно, почему же он не послушался, ведь речь идет не о чем-то отвлеченном, а о его родной дочери. Мне видится, что его не предупреждали. Зная его историю и характер (а следующая глава покажет, что он был не только храбрым, но и безжалостным человеком), они испугались вступать с ним в пререкания. Страх часто попускает случиться злодеяниям – даже тем, которые можно было остановить. Есть, конечно, третий вариант. Люди настолько забыли к тому времени Закон, что ни у кого даже не возникло идеи о том, что можно поступить иначе.

Самый важный вопрос, как нам относиться к Иеффаю.

Многие считают, что раз уж ему посвящено столько места в повествовании, значит, Бог одобрял такое. Некоторые идут даже на то, чтобы воспеть его верность данному слову. Так могут поступать только люди, не понимающие законов, по которым написан священный текст, или читающие его недостаточно внимательно.

Во-первых, мы видели, что нет одобрения Богом того, что делает Иеффай. Участие Бога ограничивается военной победой над аммонитянами, дальше Иеффай действует абсолютно самостоятельно, не слышно ни молитвы, ни голоса Божия.

Во-вторых, мы также видели, что его жертва противоречит заповеди Божией, она – мерзка, и настолько мерзка, что в дальнейшем будет служить живым напоминанием, как не надо делать.

Наконец, в-третьих, мы можем задать прямой вопрос, а была ли его жизнь благословлена. И ответ простой: нет. Его карьера судьи быстро завершилась, он был судьей всего шесть лет (очевидная неполнота – шесть, а не семь). У него не осталось потомства, род пресекся. Это особенно наглядно видно по сравнению со следующими судьями, которым Бог дает полноту благословений в детях и внуках: 30 сыновей и 30 дочерей, 40 сыновей и 30 внуков (вместе 70).

По одним комментаторам, как, напр., по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь.

О способе исполнения обета Иеффаева думают различно. Многие древние толкователи утверждали, что Иеффай в самом деле принес свою дочь, вышедшую к нему первой на встречу после победы над аммонитянами, во всесожжение (Св. И. Злат) Некоторые толкователи полагают, что так как закон Моисеев строго запрещает приносить человеческие жертвы (Лев. 18. 21; 20:2–5; Втор. 12:31), то Иеффай отдал свою дочь для служения при Скинии, сообразного с ее полом. Св. Ап. Павел видит в Иеффае пример лиц, победивших своей верой (Евр. 11:32).

Преподобный Максим Исповедник толкует данное место Священного Писания аллегорически и видит в нём христологический аспект: «Иеффай олицетворяет Господа, а дочь [Иеффая] — Его всепречистую плоть. Иеффай был рожден блудницей, изгнан своими близкими, выйдя [на войну], сражался с противниками и победил их, пообещав Богу принести в жертву того из домашних, кто выйдет ему навстречу, — так и Господь по плоти произошел без греха от нашей природы, ходившей блудно, явился сеятелем Собственной плоти, был изгнан иудеями, которые казались Его близкими, одержал ради нас победу и принес Собственную плоть в жертву Богу и Отцу. Ведь [имя] «Иеффай» переводится как «открытие Бога»».

Судья Самсон (Суд. 13-16).

Он происходил из колена Дана. Будучи посвящён Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы (в семи косах), служившие источником его необычайного могущества. Ангел предсказал: И он начнёт спасение Израиля от руки филистимлян. (Суд. 13:5) Филистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.

Мальчик с детства обладал необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему ни напоминали его родители, что закон Моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.

Однажды он пошёл в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козлёнка.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошёл в Ашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон: Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло.(Суд. 15:3) Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел.. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян, и эта месть только начинается. Вскоре Самсон «открыл охоту» на жителей Ашкелона. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена Иудина.

Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

Ну что ж, — сказал Самсон, — свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьёте меня. Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он нашёл на дороге челюсть осла и стал убивать ею встречавшихся филистимлян.

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами и отнёс их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своё божество — Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем, волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.