Социализация подростков в процессе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Социализация подростков в процессе

2022-09-11 32
Социализация подростков в процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное-методическое пособие

 

Оренбург, 2015

 

Авторы-составители:

 

Савченко А.В., к.п.н., доцент, заведующий информационно-методическим отделом, педагог дополнительного образования высшей категории.

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются социально-педагогические пути организации игровой деятельности подростков, раскрыты особенности социализации современных подростков в процессе игровой деятельности, представлен практический опыт по организации и проведению различных видов игр. Пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, организаторам детского общественного движения.

 

                                    © Савченко А.В., 2015

                                                              © ЦДТ Промышленного района, 2015

Содержание

Введение 4
Глава I Теоретические аспекты социализации подростков в процессе игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Игровая деятельность подростков как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………… 6
1.2 Социально-педагогические особенности игровой деятельности современных подростков…………………………………………………. 9
1.3 Социальные роли и качества личности, формируемые в игровой деятельности………………………………………………………………. 11
1.4 Сюжетно-ролевые игры как средство становления ценностей и смысла жизни у подростков……………………………………………… 15
 Глава II Практический опыт организации игровой деятельности подростков (из опыта проведения лагеря актива детских организаций «Дивергент» ЦДТ Промышленного района)……………………………. 15
2.1 Ледоколы………………………………………………………………. 17
2.2 Веревочный курс……………………………………………………… 23
2.3 Тренинговые занятия…………………………………………………. 26
2.4 Ролевые игры………………………………………………………….. 28
2.5 Мастер-классы………………………………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………………………….. 38

 

 

Введение

 

Глубокий и всесторонний анализ педагогического опыта прошлого, его творческое осмысление с позиций современной практики позволяют выявить наиболее эффективные пути и средства, востребованные обществом сегодня. Этим объясня­ется рост интереса к игре во всех сферах человеческой дея­тельности. Односторонний взгляд на игру только как на сред­ство обучения и воспитания детей приводит к ограниченному пониманию данной проблемы.

Игра, по нашему мнению, есть разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении жизнен­ных явлений вне реальной практической установки. Социальная значимость игры на ранних ступенях развития общества высту­пила как коллективизирующая и тренировочная деятельность, синкретически художественная деятельность членов общества и может рассматриваться как основной источник человеческой культуры.

Освоение социальной среды предполагает активное познание ее личностью и возможность действовать в ней. Именно с таких позиций рассматривал этот феномен детства основоположник целостного подхода к игре русский педагог К. Д. Ушинский.

В своих трудах он обращает внимание на значение игры в развитии нравственно-волевых сторон личности, выявляет ди­агностический и прогностический характер игр, впервые ставит вопрос о вооружении педагогических кадров России теорией и практикой игр. «В игре дитя живет, и следы этой жизни глуб­же остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекае­мое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В современной психолого-педагогической литературе основы теории детской игры, выявление ее соци­альной природы и значения для развития ребенка были зало­жены Л. С. Выготским. Он один из первых стал изучать игры экспериментально. Особенно ценны его описания поведения собственных детей, включенных в игры.

Отечественная история педагогики необыкновенно богата идеями, исследованиями игры. «Игра заслуживает большого уважения за те колоссальные воспитательные резервы, за ог­ромные педагогические возможности в ней заложенные», - та­ков коллективный вывод наших современников: педагогов, вос­питателей, практиков.

Игру следует рассматривать не просто как проявление при­родной, но одновременно и социальной активности. Это слу­жит критерием различий в играх животного и ребенка. Вне социального окружения ребенок ведет себя подобно живот­ному, т. е. подчиняется своим инстинктам, а не опыту про­шлых поколений. Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетво­рению назревших актуальных потребностей личности. А с дру­гой - игра направлена в будущее, так как в ней моделируют­ся какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свой­ства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности. Ведь игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфи­ческие детские формы познания, труда, общения, искусства, спорта.

Игра позволяет каждому ее участнику ощутить себя субъек­том жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет наиболее близкое отношение к сфере потребностей человека: в игре происходит исполне­ние желаний. Несмотря на различия, все виды игр, если рас­сматривать их с точки зрения гуманизации социальных отно­шений, имеют много общего. Их воспитывающий потенциал все­гда зависит от:

- содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;

- уровня самостоятельности участников в нахождении средств, согласовании действий с партнерами, самоограниче­ний во имя достижения целей и успеха, установлении доброже­лательных отношений;

- выбора, каким героям и в чем подражать участникам игры; норм, заложенных в ее содержании.

Возникшее противоречие между изменением характера со­циальных отношений детей и подростков в детских организа­циях и отсутствием адекватной методики, обеспечивающей гибкое решение задачи гуманизации социальных отношений с учетом изменяющейся социальной ситуации, сделало необходимым выявление особенностей игровой деятельности в существую­щих детских и подростковых объединениях и коллективах, таких как вариативность выбора игр, предоставляющая возможность самореализации детей и подростков; организация игровой деятельности на основе самоуправ­ления; определение содержания раскрытия творческого потенци­ала участников игр; диагностический, стимулирующий и корректирующий от­ношения участников характер игр.

Наи­более ярко эти особенности были выражены нами в разработанной и эф­фективно действующей программе лагеря лидеров детских организаций Промышленного района г. Оренбурга «Дивергент». Целью программы «Дивергент» являлось выявление и развитие лидерских качеств у активистов детских общественных организаций и объединений.

В процессе реализации программы лагеря у лидеров детских организаций формировались практического умения по организации органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; у подростков развивались умения и навыки организаторской деятельности, самоорганизации, формирование ответственности за себя и других, формировался опыт преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере посредством участия в деловых и ролевых играх, тренингах, мастер-классах.

Игра - сложный и богатый феномен, изученный пока еще недостаточно полно. Но на сегодня нам удалось выделить и охарактеризовать средства гуманизации социальных отноше­ний в детских и подростковых организациях, проверить их в прак­тике деятельности игровых коллективов, объединений - участ­ников программы «Игра - дело серьезное». Они включают в себя: моделирование ситуаций, адекватных эталонам гуманис­тических отношений; принятие игровых ролей, отражающих прин­ципы социальных отношений; оптимизацию эмоциональных на­пряжений в конкретной группе, объединении, коллективе.

Изучение ретроспективных линий в теории и практике детс­кой игры представляет значительный интерес в плане раскры­тия видов социальной практики ребенка. Суммируя все выше­сказанное о детской игре, можно заключить: игра - это осмыс­ленная деятельность, то есть совокупность осмысленных дей­ствий, объединенных единством мотива. Ее суть заключается в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воз­действовать на мир, что служит убедительным доказательством многообразия социальных проб ребенка в условиях детских и подростковых общественных организаций.

В данном методическом пособии рассматриваются социально-педагогические пути организации игровой деятельности подростков, раскрыты особенности социализации современных подростков в процессе игровой деятельности, представлен практический опыт по организации и проведению различных видов игр. Пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, организаторам детского общественного движения.

 

Проблема

 

Исследование игровой деятельности подростков связано, прежде всего, с уточнением сущности изучаемого феномена, а также специфики его протекания как педагогического процесса.

Использование понятия деятельности в педагогике, психологии и философии позволяет изучать сознание личности человека в тесном единстве с исторически развивающейся деятельностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли), характер межличностных отношений, черты и качества личности.

Существуют различные классификации видов деятельности: в социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.п.; психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами: сенсорную, анемическую, мыслительную; педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую

Современная философия определяет деятельность как специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность всегда включена в конкретные общественные отношения и определяется условиями материального и духовного общения, характерными для данного общества [11,13, 31].

По мнению Л.С. Выготского, Л.И. Леонтьева деятельность является фактором развития личности, если в ней возникают и дифференцируются новые виды и перестраиваются частные психические процессы, от этой деятельности зависят основные психологические изменения личности. При правильной организации внешне задаваемой деятельности происходит саморазвитие внутренних структур, в результате происходит формирование личности и ее качеств [13].

Исследователи подчеркивают важнейшие характеристики деятельности:

- предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Л.П. Буева);

- социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (В.И. Смирнов);

- сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую» (И.Х Пикалов) (32,33).

Одним из основных видов деятельности, обеспечивающих единство личности с социумом (коллективом, обществом), осознание своей индивидуальности и субъектности, является игровая деятельность. Полюс социализации учащегося в игровой деятельности обеспечивается через «встраивание» личности в общее для всех социальное пространство, усвоение знаний об окружающем мире, всеобщих норм социума, присвоение и реализацию социального опыта. Игровая деятельность как средство социализации подростка в данном ракурсе предполагает деятельностное овладение личностью социальными знаниями, опытом социума и рассматривается нами с позиций деятельностного и социально-педагогического подходов, которые позволяют обосновать следующие положения:

- индивид получает извне недостающую ему социальность со стороны объективных внешних факторов «социальной среды», «социального окружения», которые позволяют оптимизировать отношения и противоречия» системе «общество – индивид», ориентироваться на внутренний духовный мир человека, представляющий собой некое единство объективного и субъективного;

- необходимо выйти на уровень оптимальных условий, гармонизирующих процессы социальной интеграции и индивидуализации подростков в рамках образовательного института, то есть от описания объективных внешних условий развития индивида и характеристик его духовного мира перейти к изучению условий социальной интеграции, становления у индивида социальных качеств, посредством которых он реализует себя как личность, индивидуальность.

Глубинная сущность деятельностного подхода к игровой деятельности как средству социализации подростков состоит в том, что она ориентирует не только на усвоение социальных знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы социоориентированного мышления, на гармонизацию социально-общего и индивидуально-особенного, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии личности, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - отмечал он, - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и груде» [13].

Заслуживает внимания точка зрения Н.П. Аникеева, что деятельности выбираются личностью в социуме (среди того, что предлагается): деятельность определяет личность, но личность выбирает ту деятельность, которая ее определяет [3].

Существует утверждение, что «деятельность растущего человека представляет сложную систему, где разные виды, типы, формы находятся в иерархических связях, усложнение которых происходит по мере общего развития деятельности. К одной из важнейших закономерностей этого развития относится постоянный процесс расширения сферы деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен, функционирует, существует индивид, формируясь как личность» [34].

 Наблюдаются серьезные изменения в характере самой игры, возрастает значение достижения результата, совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы и т.п., происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений.

В данном пособии игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического взаимодействия в игре, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности личности.

Многоплановость и полифункциональность феномена игры показывает ретроспективный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, проведенный С.А. Шмаковым.

Игра - многогранное, исторически сложившееся социальное явление, в котором проявляются социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается «настоящий» социальный опыт взаимоотношения людей.

Игра - понятие общенаучное. В педагогике, философии, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разное толкование. В нашем исследовании нас интересует процесс игровой деятельности как средство социализации подростков.

Психологи трактуют игру как деятельность, возникающую на определенном этапе развития организма, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания личностью мира взрослых.

Американский психолог и психиатр Э. Берн утверждает, что вся общественная жизнь людей состоит из игр, что эти игры достаточно серьезны и социально ответственны. Вывод Берна о значении игры прост и актуален: «Весь процесс воспитания личности мы рассматриваем как обучение тому, как следует играть» [4].

Педагогический феномен игры истолкован в трудах А.С. Макаренко. Ему принадлежит мысль о том, что воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [31]. Подтверждая это, О.С. Газман отметил: «Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей личности, с другой - всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые человеку для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма» [14].

С.А. Шмаков считает, что психолог Дж. Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самость», собирание личностью своего «Я».  Игра возникает как игра, если ребенок в игровом действии (особенно в ролевой игре) воссоздает из «Я» не «Я». [52]

Игра является действенным средством социализации личности. Освоение посредством игры «мира взрослых» в то же время позволяет подросткам непринужденно и органично войти в широкий круг проблем окружающей их действительности, безболезненно адаптироваться к новым непривычным обстоятельствам. Игровая деятельность способна изменить и расширить сферу деятельности личности, задать мажорный, радостный тон в жизни детского коллектива. По мнению С.А. Шмакова, знатока и организатора детских игр, «сегодня редко кто из воспитателей не понимает значение игры, но лишь немногие умеют делать игру союзником своего нелегкого труда, а ведь, помимо всего прочего, игра - это проверка личности на опыте, так как в ней нужно самому воспитателю играть, а это не так то легко. Но это необходимо!» [52].

Человеческая игра изначально социально ориентирована и социально заряжена, потенциально включена в духовное существование человека, является фактом культуры и т.д. Она необходима индивидууму как биологическая функция и обществу в силу заключенного в ней смысла своего значения, своей выразительной ценности, завязываемых ею духовных и социальных связей - необходима как культурная функция. Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые личностью, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [21].

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих личностью. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Л.С. Выготский подчеркивает, что игра - это живой социальный коллективный опыт личности, и в этом отношении она представляет собой незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений [13].

Ознакомление с современным опытом использования игр в практике учебных заведений показывает, что данная проблема получает свое развитие в связи с формированием у учащихся социального опыта общения. Игра вводит личности в многообразный мир социальных взаимодействий, открывает просторы для творчества социальных отношений. Бросая личности в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра заставляет личности бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания.

Исследователи выделяют шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую.

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.

Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Игровая деятельность как средство социализации личности требует управления со стороны взрослого взаимодействия подростка со сверстниками, учителем. Взаимоотношения со сверстниками в ходе подвижных игр активизируют определенные личностные качества возникает потребность в том или другом качестве (активности, жизнерадостности, оптимистичности и др.), которое помогает подросткам адаптироваться в среде «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», испытать чувство эмоционального благополучия.

Подросток получает практику отбора, активизации качеств, «нужных» конкретному обществу, и умение приспосабливаться к среде, которое воспитывает в нем уважение к окружающим, удовлетворяет его потребностьв положительной оценке, способствует развитию чувствауверенности в себе. Ребята учатся дружить, и в игреосваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.).

Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некого образца. В игровой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои действия, предвидя реакцию других людей, а также для реализации своих возможностей.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1) развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2) коммуникативную: освоение диалектики общения;

3) по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4) терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5) диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6) коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7) межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, в общественной практике последних лет, в науке понятие игры осмысливается по-новому. Игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серьезная категория. В настоящее время насчитывается большое количество специальных научных исследований по игре и теории игр. Б.В. Куприянов выделяет уровни изучения игры в социально-психологической и педагогической науке, показывающие многогранность понятия игры:

- уровень изучения психических процессов и свойств, который показывает особенности развития отдельных психических процессов и свойств личности в условиях игровых форм жизнедеятельности человека;

-уровень изучения деятельности (жизнедеятельности), характеризующий особенности игры как вида деятельности, ведущего вида деятельности личности, структуру игровой деятельности, возможности игры в развитии личности;

- уровень изучения личности как субъекта игровых форм жизнедеятельности, показывающий изменение и развитие форм игры на разных этапах жизненного пути человека; особенности игровой культуры личности; проявление индивидуально-типологических особенностей личности в играх;

- социально-психологический уровень изучения игры, отражающий культурно-исторические, этноконфессиональные и иные особенности разных социальных групп и их отдельных представителей [27].

Исследователи, в частности В.Н. Терский, выделяют концептуальные основы игры:

- психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;

- игра - пространство «внутренней социализации» личности, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);

- игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);

- содержание детских игр, основным в которых является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми [42].

Исследователь обозначил спектр целевых ориентации игры:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к ценностям и нормам общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению, психотерапия [15].

Таким образом, рассматривая социализацию подростков как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, мы обнаруживаем взаимосвязь игровой деятельности и социализации подростков.

В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет подросткам широкий спектр познания окружающего мира, возможность накопления социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью - развивает индивидуально-творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Вышеизложенное позволило сформулировать рабочее положение об игровой деятельности, способствующей социализации подростков с позиции социально-педагогического подхода. Социально-педагогический подход к явлениям действительности, обоснованный научной школой С.В. Сальцевой, А.Я. Журкиной, требует рассмотрения явлений с точки зрения социальных процессов, происходящих в обществе. В рамках данного подхода к специфическим чертам игровой деятельности можно отнести: нацеленность на передачу и творческое освоение знаний, опыта самоосмысления; формирование новых жизненных умений и способностей, призванных обеспечить личностный рост обучающихся как необходимую предпосылку их жизненного самоопределения; создание условий для самоактуализации личности в социуме; равновесность позиций субъектов в педагогическом взаимодействии [17,37].

Таким образом, игровая деятельность - это эмоционально привлекательная форма творческой самореализации личности, выражающаяся в индивидуальном проживании уникальных социальных ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия.

Игровая деятельность по своей структуре повторяет, воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Деятельность всегда включает три звена: мотивационно-ориентировочное, центрально-рабочее (исполнительное), контрольно-оценочное. Соответственно и в игровой деятельности выделяются следующие основные компоненты: мотивы и игровые задачи; игровые действия; действия контроля и оценки учащихся.

Своеобразие игровой деятельности по сравнению со всякой другой состоит в том, что она есть вхождение личности в новую социальную реальность в качестве субъекта многообразных социальных отношений, расширяющая границы социального опыта и интериоризации социальных норм, установок и знаний социума.

Игровая деятельность как средство социализации подростков способствует возникновению ряда новообразований личности: стремлению к самопознанию, самоутверждению, самосовершенствованию, формированию самооценки, потребности в общении со сверстниками, развитию познавательных интересов.

Специфическими требованиями к организации игровой деятельности, способствующей социализации подростков, являются: 1) высокая степень компетентности педагога-организатора в рассматриваемой проблеме; 2) выработка новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение; 3) высокий уровень прогнозирования педагогом типичных ситуаций затруднений учащихся, путей и средств их преодоления благодаря методической и профессиональной вооруженности.

Организация игровой деятельности в нашем исследовании характеризуется разнообразными формами занятий: сюжетно-игровыми, интегрированными, театрализованными, проблемными, играми-эстафетами, обуславливающими принципиальную неповторимость, уникальность и самобытность личности. Использование игровой деятельности как средства социализации подростков позволяет:

- увеличить спектр общественно значимых игр, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей подростков;

- обеспечить оптимальное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство; возможность освоения людьми знаний об окружающем мире и способов его познания, правовых норм, норм общения, социально значимых ценностей;

- осознать свою индивидуальную значимость в социуме, привить навыки творческой самостоятельности, гибкости мышления, импровизации;

- участвовать в многоуровневом социальном взаимодействии субъектов пространства, мобилизуя функциональные и двигательные возможности.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что игровая деятельность как средство социализации подростков позволяет расширить социальный кругозор жизни личности, создать больший простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, совершенствовании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

Игровая деятельность - это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению социально выработанными способами постижения действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала личности как творческого субъекта социальной действительности.

 

Современных подростков

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как:

Полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.