Основные критерии диагностики: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные критерии диагностики:

2022-09-11 36
Основные критерии диагностики: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика раннего выявления дислексии (МРВД).

1.  «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Оценка: 1) правильно ответил на оба вопроса—0 баллов; 2) правильно ответил на 1 вопрос—2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос—3 балла.

2. «Ритмы». Инструкция ребенку: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: а) Простые ритмы-!!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают. б) Сложные ритмы-!!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!!. Оценка: 1) выполнены оба задания-0 баллов; 2) выполнено задание -2 балла; 3) не выполнено ни одного задания-3 балла.

3. Тест «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку предлагается трижды подряд воспроизвести последовательность из движений руки после показа. При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается 5 демонстраций. Оценка: 1) правильное воспроизведение после первой демонстрации-0 баллов; 2) правильное воспроизведение после 2-3 демонстраций- 2 балла; 3) после 4-5 демонстраций -3 балла.

4. Тест: «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке». Предъявляется ряд от 3 до 5 цифр. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, только повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». Оценка: 1) правильное воспроизведение всех числовых рядов-0 баллов; 2) воспроизведение числовых рядов первой части задания-2 балла; 3) невозможность воспроизведения числовых рядов-3 балла.

5. Ориентировка в «право-лево»:

А. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет-прекращают.

Б. Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой-за правое ухо, правой рукой-за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Оценка: 1) выполнены оба задания- 0 баллов; 2) выполнена только простая ориентировка-2 балла; 3) не выполнено ни одного задания-3 балла.

Составление рассказа по серии картинок. Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах) Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными. Оценка: 1.качество построения рассказа( Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов, Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла, Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла, Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла). 2. понимание причинно-следственных связей (а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объяснения совсем не было — 2 балла.)

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

  Составление окончательного заключения:

1.При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии

2.При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

 

 

3.Приемы диагностики минимальных проявлений дизартрии. Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

ПРИЕМЫ:

*распростр.предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета (Бабушка дает внучке (+красную) ленту.)

*опора на внешние схемы. Например, предлагается картинка “Девочка рвет цветы”. С помощью вопросов определяется субъект(кто?), предикат(что делает?), объект действия(что?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно с предметами и действием, изображенным на картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней. Далее кол. слов увеличивается (2-4)

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме(напр, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие).

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

5. Приемы логопедической работы по преодолению мнестической дислексии.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 У детей с мнестической дислексией отмечаются трудности усвоения всех букв, их недифференцированные замены. Это обусловлено нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков, слов или нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Особенно ярко нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

При мнестической дислексии главное внимание в логопедической работе уделяется закреплению связей между звуком и буквой.

Основные приёмы логопедической работы с детьми с мнестической дислексией: 1. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 2. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций (соединялки, лабиринты, граф. Диктанты). 3 Интеллектуально-развивающие словесные игры: ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие; графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно; упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.4. Графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно; 5. Упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.


 

6. Приемы логопедической работы по преодолению оптической дислексии и дисграфии.

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). З адания для р. предметного знозиса: назвать контурные изображения предметов, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. Развитие зрительного гнозиса: следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга т.д. Проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры, различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. Например: 1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. 2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.

3. Формирование пространственных представлений. (в собственном теле и в окружающем пространстве). Развитие ориентировки в окр. прост.проводится в след. последовательности:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.

2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя».

3. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.

+Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: 1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку. 3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок. 4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза. На этом этапе (см.выше) одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).3. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 4. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.5. Реконструировать букву, добавляя элемент: К — Ж, 3 — В, Г — Б.

При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв (дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.).

Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание

7. Приемы логопедической работы по преодолению семантической дислексии.

При устранении семантической дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится, прежде всего, в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами. Однако необходима и специальная работа по систематизации словаря, определению более прочных смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле.

Рекомендуются следующие задания:

1. Подбор синонимов к отдельным словам предложения (веселый - радостный).

2. Нахождение слов с противоположным значением (сладкий - горький, горячий - холодный, больной - здоровый, быстрый - медленный, старый - молодой, добрый - злой, острый - тупой).

3. Дополнение предложения с использованием слов противоположного значения: В реке вода холодная, а в чайнике.... Виноград сладкий, а перец.... У Зои широкое платье, а у Нины.... Сумка легкая, а портфель.... Карандаш толстый, а нитка.... Дерево высокое, а куст....

4. Обозначение одним обобщающим словом нескольких предметов. Например, каким словом можно назвать тарелку, ложку, вилку, кастрюлю?

5. Нахождение названий конкретных предметов к обобщающему слову.

6. Нахождение слов, обозначающих действие.

а) Кто как передвигается? (Черепаха ползает, рыба плавает, заяц бежит, лягушка прыгает, птица летает, девочка идет.)

б) Кто как кричит? (Лягушка квакает, кошка мяукает, собака лает, лошадь ржет, петух кукарекает, утка крякает, гусь гогочет, кукушка кукует.)

7. Обозначение цвета, формы, величины предметов.

8. Подбор определения к названию предмета.

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при слоговом чтении, необходимо развитие звукослогового синтеза.

Задания будут следующие:

1. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м; к, а, ш, а; к, о, ш, к, а).

2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед).

3. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

4. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на).

***

+Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. Задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос.

2. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.

3. Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.

4. Найти в тексте ответ на данный вопрос.

5. Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

8. Приемы логопедической работы по преодолению фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

I. Развитие фонематического анализа и синтеза: 1.3.1. Выделение звука на фоне слова (показать букву, если в слове есть соответствующий звук; подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук). 1.3.2. Выделение первого и последнего звука из слова. а) Вычленение первого ударного гласного из слова (определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь и др; к картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова). б) Вычленение первого согласного из слова; в) Определение конечного согласного в корне (вначале на обратных слогах, потом в слове). г) Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 1.4. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).

II. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем). Дифференциация фонем осуществляется по плану: д. изолированных звуков, д. в слогах, словах, предложениях и связной речи. 2.1Дифференциация твёрдых и мягких согласных. 2.1.1 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Составление графической схемы слов под картинками. Определение конечного звука в первом и втором слове.; поднять карточку с буквой ь; дописать конечные буквы в словах: фасо.., саха..; записать пары слов под диктовку и.тд.). 2.1.2. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И.(сравниваем звучания ( мыло - Мила, мала- мяла)- выделяем первый звук – определяем - Делается вывод: гласные Е,Ё,Ю,Я,И пишутся только после мягких согласных. Эти гласные обозначают мягкость впереди стоящего звука). 2.2.Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую букву. (Чтение пар слогов с ориентировкой на последующую гласную; Придумать слоги с твёрдыми/ мягкими согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать. Подобрать слово с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове - твёрдый или мягкий)

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки. Первый этап – упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков На втором этапе – упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане Приёмы на различение звуков (на примере звуков С Ш): • Предложить придумать слова со звуком С и Ш.• Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.• Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки. • Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыШа, крыСа). ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ. Используются различные приёмы выделения фонем: 1. Интонационное выделение фонем. Логопед произносит слово несколько раз, длительностью выделяя каждый звук слова. 2. Предлагаются карточки, на которых нарисован предмет и дана схема звукового состава сло ва (названия этого предмета). Логопед произносит слово, интонационно, последовательно выделяя фонему за фонемой. Ученик фиксирует каждую фонему. Помещая в клетку фишку. На основе прослушивания, ребенок заполняет фишками всю схему. 3. Звуковая линейка. Логопед произносит слово, длительно проговаривая каждый звук; ребенок фиксирует на звуковой линейке. Затем интонационной выделяет какой-то один звук, движение звуковой линейки.

Приёмы по развитию фонематического восприятия (последовательность): 1. Учим выделять ударный гласный звук в начале слова; 2. Выделение первого согласного из слова. Берутся правильно произносимые звуки, которые можно «потянуть» (щелевые: сад); 3. Выделение конечного согласного и гласного из слова; 4. Выделение из середины слова ударного гласного; 5. Обучение способам сложного звукового анализа и синтеза. Определить количество, последовательность, место звука в слове

9. Приемы логопедической работы по преодолению фонематической дислексии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Приёмы

а) различение гласных и согласных;

б) выделение любых звуков из слова;

Выбери из данного ряда слова, в которых есть согласные твёрдые звонкие звуки.

Барабан, пакет, тумбочка, платок, кот, собака, кисть, дом, кость.

Также можно. Определи место звука [б] в словах. Банан, арбуз, лоб, выбор, зуб, базар.

в) объединение звуков в слоги;

- Объедини звуки в слоги, прочитай (запиши).

-Соедини два звука. Прочитай (запиши) слог.

г) объединение слогов в слова;

д) определение последовательности звуков;

- Выложи звуковую схему слов

- Определи последовательность звуков в слове (с опорой на звуковую решётку)

е) умение членить предложение на слова.

-Назови (запиши) первое и последнее слово в предложении.

- Составь предложения из данных слов

1. Сидеть, синичка, на, ветка.

2. Двор, гулять, дети, в, маленькие.


 

10. Приемы нормализации темпа речи при брадилалии, тахилалии, заикании

Коррекция брадилалии. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

+ Логоритмика. «Большие ноги шли по дороге» Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.)

+ Ходьба и маршировка под бодрую музыку,+ прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища.

+Пение мелодий (быстрых, ритмичных). Музыкальная деятельность: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения — рубят дрова; народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп). Играют на музыкальных инструментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

+Подвижные игры: несюжетные (соревнования, перебежки и т.д.) и сюжетные(сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах).

ТАХИЛАЛИЯ. 1 этап — режим молчания. 2 этап — работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого (слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе). 3 этап — работа над точным пересказом прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы. 4 этап — работа над коллективным рассказом с включением в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя. Используемые на занятиях приемы: подражание, сопряженнно-отраженное произношение, ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правильной речи. На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен кабинета. 5 этап — подготовка к публичному выступлению. Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. *** Используются методики по коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с соответствующими изменениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии.

ЗАИКАНИЕ

- нарушение речи, которое характеризуется частым повторением и пролонгацией звуков или слогов, слов; + есть частые остановки, нерешительность в речи, разрывающая ритмическое течение.

Приемы коррекции:

- чтение стихотворений;

- разговор шепотом, тихим/громким голосом;

-проведение расслабляющих упражнений (релаксации),

 -режим относительного молчания;

- воспитание правильного речевого дыхания;

- общение короткими фразами;

- активизация развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировки; свободное речевое общение. 

Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

ЧТЕНИЕ

1) ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ БУКВ: «Назови букву, которую я покажу", "Покажи букву, которую я назову",

2) ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ: "Прочти слоги", "Покажи, где написано то, что я читаю". *В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА). Слоги должны быть прямые, обратные, интервокальная позиция, с течением согласных.

3) ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ: "Прочти вслух слова" ("Читай вслух слова" (различные по слоговой структуре, звуковому составу, малознакомые,редкоупотребляемые, в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов).

4) ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ФРАЗ И ТЕКСТА: "Прочти вслух рассказ", Прочти то предложение, которое я покажу", пересказ прочитанного рассказа;ответы на вопросы о прочитанном;простые по конструкции с прямым порядком слов;с увеличенным объемом слов; сложные по грамматической структуре.;задания с текстами.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

1) СПИСЫВАНИЕ С ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОБРАЗЦА (любой текст, слоги, слова, буквы).

2) Письмо под диктовку (диктанты): звуки; слоги: прямые, обратные, оппозиционные, со стечением согласных; слова различной сложности; словосочетания  предложения разной структуры, составленные из слов с легко произносимыми звуками и из слов со звуками, часто нарушаемыми в произношении;тексты.

3) Самостоятельное письмо: тексты для изложений,сочинений слова для составления рассказов.


 

12. Приемы обследования понимания речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ПРИЁМЫ ОБСЛЕДОВНИЯ:

1. Показ картинок, названия которых различаются только одним проверяемым звуком(коза — коса, см папку). Картинку называет взрослый, ребенок только показывает на них.

2. Повтор цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками (см папку).

3. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.

Фонематическое восприятие – спец. умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

ПРИЁМЫ ОБСЛЕДОВНИЯ:

1. Показать картинки с заданным звуком. «Покажи все картинки, в которых ты слышал звук в».

2. Услышать слово с заданным звуком. «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук в?» (Ворона сидит на суку).

3. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. «Есть ли звук с в слове собака?»

4.. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются [С]-[З] и предлагается разложить эти картинки на две группы (см.папку).

5. Подобрать пары картинок к словам паронимам. «Покажи где лук, а где люк и т. д.» Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.

Ф анализ -это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). Начинать обс. нужно с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

1. Определить место звука в слове. «Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или конце слова?» -> Аналогично обследуется способность определить место согласного (начиная с позиции, когда он находится в конце слова). -> Выделить согласный звук из стечения двух звуков.

2. Определение последовательности звуков в слове. «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». и.т.д. Далее ребенку предлагается самому назвать после-сть звуков в данном слове и в другом, сначала подобном(ПОЛКА), а затем другой структуры(ЛАПА)

3. Определение количества звуков(2—5) в слове. «Сколько звуков в слове PPAAAК?». Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК – РЫБА- КОРКА – КАМЫШ.

Ф синтез — это мысленный процесс соед звуков в целое слово.

ПРИЁМЫ ОБСЛЕДОВНИЯ:

1. Предлагаем ребенку слова из 3—5 слов с сохранной звукослоговой структурой. «Послушай звуки, они разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [Б], [У], [Л], [К], [А]».

2. … с нарушенной звуко-слоговой структурой: Т, О, Р (О, Д. М)

Ф. представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов (дает возможность выявить способность детей оперировать результатами ф. анализа).

ПРИЁМЫ ОБСЛЕДОВНИЯ:

1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. «Подбери название ягоды, начинающееся на звук м (малина)».

2. Подобрать слово на заданный звук.

3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове: «Подбери слово, в котором звук к будет стоять в конце».

4. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Логопед называет слово: стол (- самолет).

18. Приемы работы над речевым дыханием и голосом при дизартрии.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит  обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот.

ПРОСТРАНСТ.ПР.

1.определение схемы собственного тела ПРИЕМЫ: 1. уточнение представлений детей о схеме тела(Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая)).2. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы(приложить кисть, определить руку.3 По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть.

2.правого и левого направлений в пространстве: вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа; аналогично — слева; повернуть голову влево, вправо.

3.пространственных взаимоотношений объектов. 1. стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; шеренге -слева, справа;

2. «нарисуй предметы справа…слева от …»

4. схемы тела стоящего напротив.  1.Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. (+ «Это твое правое колено») 2.Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

5. последовательности числового ряда; 1. Игра «Прогулка в парк»(воспр. послед-го ряда предметов). Логопед раздает детям по 4 — 6 цветных брусков. Слева от детей условно обозначен вход в парк. «Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая …В конце дорожки — красная». 2. на примере чисел первого десятка. «назови первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо)». «Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?»

6. графическое обозначение направлений. Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).

В РЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.

Сутки (четыре времени суток). 1.«К ак называется прием пищи в разное время суток?»2. Рассмотреть схему суток(См.папку). Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток. 3 Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

Неделя.1. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели. 2. В тексте вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:«... поучусь, а... погуляю» — говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь» — говорит прилежный.3.Запомнить по порядку названия дней недели. «— О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?»

Времена года.  1. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» 2. Расположить названия времен года в нужной последовательности.

Месяцы. 1. подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам;

в случае правильного выполнения задания на обратной стороне трех карточек сложится изображение — символ данного времени года.

Возраст и роли в семье. 1. Сопоставить понятия: дед — отец — сын —брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится) «Дед— отец отца (или матери)». 2. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др. 3.Составте схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.

21. Приемы формирования фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие неречевого слуха (узнавать и дифференцировать неречевые звуки, концентрироваться на них).Создаём предпосылку для ф. слуха. Материал:- звуки транспорта, например, самолёт и поезд;- музыкальные инструменты (дудка и барабан);- шум электроприборов (звуки пылесоса и фена);- шум воды (дождь и шум воды в душе);- звук крупы в баночках (тихий- манка, громкий- рис) и т.д.

Игры: «Волшебные колбочки», «Что звучит?», «Угадай, где звонит», «Чувствуй ритм», «Угадай по звуку», «Быстро-медленно».

Развитие фонематического слуха (различать и узнавать звуки).

- по тембру голоса;   Игра: «Угадай, кто я». Водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (напр подражая животным). Водящий угадывает.

- силе(тихое и громкое произн); Игра: «Ветер или ветерок?» (Логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко, а сынок-ветерок тихо. Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? звук «у»).

 - высоте голоса(высокий тон голоса от низкого). Игра:«Медведица и медвежонок» (Логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает картинки двух медведей. Затем произносит звуки, которые издаёт мама медвежонка (низкий голос) и сам медвежонок (высокий голос). Далее логопед убирает игрушки заширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет.)

- интонации, определить по голосу эмоции. Игра: «Хорошо» (Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.)

Разв фонем восприятия( отделять звук от рядом стоящих звуков).

- разл слов, близких по звуковому составу. «Незнайка запутался». Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, коса – коза.

- разл слов, которые состоят только из правильно произносимых звуков. «Не ошибись».Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.