Активность «одевание». Сценарий и контекст задачи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Активность «одевание». Сценарий и контекст задачи.

2022-09-11 22
Активность «одевание». Сценарий и контекст задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Где мы обычно одеваемся? В соответствии с ситуацией (уличную одежду в коридоре, пижаму в спальне, в ванной после мытья и т.п.) Различная одежда от нижнего белья до уличной одежды одевается нами в соответствии с целями – для тепла, для приличия, для соответствия выбранной социальной роли, для решения различных задач. Достаточно долго мы учимся выбирать и надевать одежду, соответствующую нашим задачам (от выноса мусора до выступления на публике).

Как мы обычно одеваемся? Сидя или стоя, в некоторых случаях и лежа. Обычно мы учимся этому наблюдая за членами семьи и другими людьми, в случае приобретения одежды нового фасона, можем самостоятельно тренировать ее надевание перед тем, как начать использовать. Например, если вы не носили ранее фрак или сари, то процесс первичного знакомства с этими видами одежды будет долгим, а первый опыт надевания неловким. Значит и при обучении пациента его нужно сначала познакомить с вариантами одежды, подобрать удобные, показать на себе, что это возможно и безопасно.

Как и в других случаях, перед обучением нужно выяснить, возможно ли самостоятельное участие пациента в процессе? Есть ли у него понимание цели и процесса, желание участвовать, возможна ли с ним договоренность, будет он выполнять фрагменты деятельности или всю деятельность полностью, нужно ли адаптировать деятельность и среду, подбирать средства адаптации.

Сценарий активности «одевание».

· Определить для чего нужно одеться (для тепла, для гигиены, для красоты и т.п.)

· Определить какая одежда решит нужные задачи

· Вспомнить или найти место, где находятся нужные предметы

· Выбрать нужные предметы (подобрать по цвету, задаче и т.п), дотянуться, захватить, переместить, расположить в нужном порядке

· Определить, как надеть предметы (последовательность движений и манипуляций)

· Сложить или расправить предметы удобно

· Принять устойчивую и удобную позу, сохраняя и (или) изменяя позу совершить необходимые движения последовательно.

· Проверить все ли правильно и удобно, соответствие задачам

· Поправить одежду, при необходимости

Как можно адаптировать активность:

· Подобрать одежду с широким воротом, без рукавов или с широким рукавом, из хорошо тянущейся ткани, без застежек, без резинок, сужающих рукав и ворот.

· Подобрать одежду на 1-2 размера больше, чтобы ее было проще надевать.

· Подобрать обувь без застежек или на липучках, без язычка.

· Положить предметы в нужном порядке

· Выбрать однотонную одежду, выкладывать на контрастный однотонный фон

· Сложить одежду подготовленной к надеванию, например, совместить ворот и подол (хомутом), собрать брючины к поясу

· Тренировать одевание по частям (дать надеть на голову, подтянуть вниз за пациента, или одеть на шею и корпус, дать пациенту расправить и т.п.)

· Подобрать удобную позу для одевания, например, это может быть поза лежа на боку при одевании брюк, если проблематично подтянуть к себе ногу сидя или согнуться.

· Оборудовать место для одевания (низкий стул, стул со спинкой, валик под поясницу, поручень и т.п.)

· Подобрать адаптивные устройства (захват для носков и обуви, расширители для носок и брючин и т.п.)

В завершение этого раздела хочется еще раз привлечь внимание к следующему. В процессе реабилитации необходимо понять потребности и ресурсы, а не только ограничения пациента\клиента. Необходимо понимать структуру активности, чтобы ее улучшить, следовательно, необходимо хорошо изучить сценарии повседневных активностей. Для этого, полезно наблюдать за здоровыми людьми различных возрастов, живущих в разных условиях.

 При восстановлении самообслуживания необходимо дать пациенту максимум самостоятельности, не требовать от него скорости, дать попробовать варианты выполнения, из которых пациент оставить себе самые удобные ему сценарии активности. Перед тем, как приступить к восстановлению навыков, необходимо решить проблему стресса, коммуникации, физиологических поз пациента, иначе активность не будет выполнена. Активностям необходимо терпеливо обучать, с учетом возможностей и желаний пациента.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУКИ

Восстановление руки вынесено в отдельный раздел пособия, так для это не просто сегмент тела, но сложная система с различными функциями, обеспечивающая человеку большую часть его повседневных активностей. Крайне сложно найти такие виды деятельности человека, где не использовались бы руки. Рука захватывает, удерживает и перемещает предметы, чувствует и распознает на ощупь, участвует в изменениях и стабилизации положения тела. Функции руки (чувствительные, двигательные) и связанные с ними (координация, сила, выносливость) развиваются постепенно, их развитие неразрывно связано с активностями.

 При отсутствии у даже у здорового ребенка необходимых активностей (изучение своего тела, изучение мира, игра) функции не сформируются должным образом. Примером того является недостаточная координация, недостаточная сила и выносливость у детей, выросших в городе перед телевизором и планшетом и не имеющих привычек к ручному труду и досугу. Своевременное и максимально полное развитие активностей руки вносит важный вклад в становление системы сенсорно- моторной интеграции. Понимание этих взаимосвязей важно для эрготерапевта независимо от того, занимается ли он восстановлением руки или становлением (развитием) активностей, работает с взрослым или ребенком.

Развитие функций руки интересно тем, что в отличие от ходьбы, для рук существует минимальное количество врожденных автоматизмов, поэтому система ЦНС- рука проходит более сложное и долгое обучение. У этого явления есть отрицательная сторона – рука может легко потерять сложные двигательные навыки при заболевании ЦНС или снижении числа активностей. Есть и положительная сторона – руку можно переобучать и в переобучении эта система более гибкая. Для успешного обучения и переобучения необходимо понимать естественные механизмы развития функций и активностей, чтобы понимать какое звено нарушено. Это дает возможность избежать грубых ошибок, например, таких как тренировка активностей, требующих трехпальцевого захвата у пациента, которому доступны только ладонные.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.