Визуальное отражение армейской реальности посредством юмора: феномен «дембельского альбома» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Визуальное отражение армейской реальности посредством юмора: феномен «дембельского альбома»

2022-09-11 35
Визуальное отражение армейской реальности посредством юмора: феномен «дембельского альбома» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях прохождения срочной службы солдат находится в строгих рамках, ограничивающих реализацию творческого потенциала и возможностей в целом. Поэтому такие важные особенности социализации как самовыражение или репрезентативность в армии реализовывались посредством традиции создания «рукотворных произведений» – в частности дембельских альбомов, анализу которых посвящено наше социологическое исследование.

Помимо памятной значимости альбома, он представляет ценность и с точки зрения раскрытия особенностей службы для гражданских лиц. Посредством применения юмора в передачи информации о службе косвенно передаются основные моменты службы, ее специфика. Важное место в альбоме занимают кальки – тонкие листы бумаги между фотографиями, отражающие в комическом ключе вехи службы. Основной тематикой карикатур были знаковые элементы связанные с армейской службой – «духи-деды», «неуставные взаимоотношения», «казарма», «дембель» и др.

Таким образом, юмор в дембельском альбоме – это инструмент самопрезентации, а также репрезентации статусно–доминантных отношений и принятия их солдатами как обязательного элемента службы.

 

 

Резвухина Алёна Ильинична

(Папский университет Иоанна Павла II в Кракове, Польша / Центр биографических исследований AITIA, Россия)

ОБРАЗЫ-ПЕРЕВЁРТЫШИ: ЕВРОПА И США В РУССКОЙ КАРИКАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА (1890-1905 ГГ.)

Один из действенных инструментов политической карикатуры –изображение государств в виде антропоморфных и зооморфных фигур. Такой карикатурный образ с плотным смысловым содержанием легко считывается за счёт узнаваемых атрибутов и апелляции к конкретному историческому событию или личности, а благодаря привносимым комическим элементам позволяет фиксировать актуальные политические и культурные предпочтения. Страны Европы и США к началу XX века уже были наделены рядом устоявшихся, стереотипных образов, к которым обращались российские медиа. Интерес представляет амбивалентность этих образов в карикатурах в зависимости от статуса союзника или противника по отношению к России. Так как расстановка сил динамично изменялась, необходимо было сохранить обратимость образов: из героических в комические и наоборот. Возможность и потенциал пересборки устоявшихся образов США и стран Европы позволяли сохранить гибкость в формировании общественного мнения в согласии с определённой актуальной политической позицией и легитимировать действия правящей элиты на мировой арене посредством выбора того, на чём делается акцент в карикатуре.

Доклад представляет собой часть исследования “The Russian imagological bestiary: the zoomorphic image of the enemy (the Other) at the turn of the century, 1890-1905.

 

 

Резвухина Анна Ильинична

(Центр биографических исследований AITIA, Россия)

«КРАДУЩИЙСЯ ТИГР, ЗАТАИВШИЙСЯ ДРАКОН»: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В РУССКИХ КАРИКАТУРАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (1890-1905 ГГ.)

На рубеже XIX и XX века происходило значительное расширение европейской и, в частности, российской карты мира – главным образом, на Дальний Восток (Япония, Китай, Корея). Из-за возрастающей интенсивности контактов данное пространство необходимо было культурно о-своить и маркировать, вписать в уже существующую картину мира. Карикатура выступила в качестве одного из способов преодоления «слепых зон» на мировой карте и нанесения разметки свой / чужой в новом регионе, а также смогла представить сжатое, ёмкое и доступное описание конкретного региона, его населения и культурных особенностей. При рассмотрении политической карикатуры как инструмента первичного освоения культурного пространства важно отметить, что конструирование карикатурного образа указывает не только на представление об описываемом объекте, но и на самопредставление. Исходной точкой для описания стран Дальнего Востока всегда выступает Россия, шире – Россия в контексте Европы. В итоге выстраивается не только повествование о типично азиатском, но одновременно с этим – и о типично европейском и даже типично русском. Таким образом, при новом моделировании карты мира и делении на союзников и соперников отчётливо очерчивается «мы»-перспектива, в которой Другой конструируется «от обратного» или «по схожести».

Доклад представляет собой часть исследования “The Russian imagological bestiary: the zoomorphic image of the enemy (the Other) at the turn of the century, 1890-1905.

 

 

Рух Виллибальд

(Университет Цюриха, Швейцария)


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.