Психокоррекционные программы, как основной метод помощи на отсроченной стадии развития ПТСР — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психокоррекционные программы, как основной метод помощи на отсроченной стадии развития ПТСР

2022-09-11 30
Психокоррекционные программы, как основной метод помощи на отсроченной стадии развития ПТСР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку при ПТСР нарушается физическое и психическое здоровье личности, то и психокоррекционная программа должна иметь комплексный характер. Обычно такая программа состоит из 3 основных блоков: медицинского, социального, психологического.

Медицинский блок психокоррекционной программы разрабатывается врачами - психиатрами, педиатрами и физиотерапевтами. Его основной задачей является снижение имеющегося у детей нервно-психического напряжения и решается с помощью индивидуально подобранной лекарственной терапии и специальных физиопроцедур: массажей, ванн, ароматерапии, ингаляций и других процедур по индивидуальным показаниям.

Социальный блок разрабатывается совместно социальным работником и психологом, а реализация его осуществляется социальным работником. Задача этого блока заключается в создании условий, при которых формируется поведение у ребенка, которое способствующее комфортному приспособлению его к действительности.

В реализации данной задачи обязательно должны принимать участие:

- ближайшее окружение ребенка (родители, родственники, друзья, знакомые);

- образовательные учреждения (детский сад, школа, и т.д.);

- общественные организации и благотворительные фонды, оказывающие помощь жертвам и участникам террактов и военных конфликтов;

- реабилитационные учреждения;

- религиозные организации и т.д.

Психологический блок разрабатывается и реализуется психологом.

Требования, предъявляемые к педагогу-психологу, осуществляющему психокоррекционную программу:

- он должен знать теоретические основы коррекционной работы, способы коррекции;

- практически владеть конкретными методами и методиками коррекции;

- у него не должно быть проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка.

Поскольку многим детям гораздо легче рассказать о своих проблемах человеку одного с ним пола, необходимо привлекать к участию в работе психокоррекционных групп мужчин-психологов и женщин-психологов. Это будет способствовать развитию более доверительных отношений в группе. Основной задачей, реализуемой в данном блоке, является оказание психологической поддержки ребенку, которая позволит ему чувствовать себя в гармонии с самим собой и другими людьми, реализовать свои возможности и нормально развиваться; профилактика возникновения нарушений в поведении или, если такие нарушения уже возникли, проведение коррекционной работы в соответствии со стадией развития ПТСР.

При реализации психокоррекционной программы надо соблюдать некоторые требования, определяющие ее эффективность. Одно из важнейших требований, которое должно обязательно соблюдаться при реализации психокоррекционной программы - тесное взаимодействие всех специалистов, принимающих участие в проведении программы. Медики, социальные работники и психологи должны действовать не изолированно друг от друга, а сотрудничать между собой. Кроме того, все перечисленные специалисты должны постоянно взаимодействовать с педагогами, родителями, воспитателями [16, 21].

Таким образом, нами рассмотрена работа по коррекции последствий ПТСР. Данная работа важна сама по себе, но ее эффективность зависит от квалификации специалистов, которые работают с детьми. Данные рекомендации предназначены для повышения эффективности работы специалистов сопровождения по данной проблеме.

 

Рекомендации по оказанию помощи детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф

Учет возрастных особенностей может оказаться полезным для лучшего понимания того, как ребенок воспринимает произошедшее, какие чувства он испытывает, каковы его мысли в отношении события. Учет возрастных особенностей необходим и для более эффективного действия в ситуации кризиса, вызванного различными негативными событиями: стихийными бедствиями, экологическими или техногенными катастрофами. Объединенная федерация учителей предлагает описание мер обеспечения безопасности, учитывая и этот фактор [1, 4, 16].

Реакции на травму могут появиться сразу после травматического события или через несколько дней, а то и недель. Потеря доверия к взрослому, страх того, что событие может повториться снова, что пострадает кто-нибудь, кого они любят, отчетливо проявляются у многих детей и подростков, переживших травматическое событие. Шоковая волна травмы может привести к самым разным реакциям: недоверию, беспомощности, изоляции, отчаянию, ужасу. ЧС обычно происходят внезапно, часто не оставляя времени для ребенка подготовиться физически или эмоционально. Обычные средства, которые помогали ему справляться с бытовыми трудностями, оказываются не эффективными. Во время катастрофы ребенок нуждается в дополнительном уходе, поддержке, умениях и знаниях о новых способах, которые помогли бы ему в этой ситуации. Пример и образец такого поведения могут дать взрослые.

Травма может изменить восприятие ребенком мира. Подвергаются угрозе безопасность ребенка, система представлений, ценностей и идеалов (как в отношении мира, так и самого себя), эмоциональная стабильность. Дети могут быть испуганы не только катастрофой, но и сильнейшими эмоциями, которые они испытывают, ситуацией, где скорее эмоции контролируют их поведение, чем они эмоции. В отношениях со взрослым имплицитно заложено ожидание того, что взрослый защищает ребенка. В этом отношении трагедия может нанести удар позиции как ребенка, влияя на чувство безопасности, так и взрослого, ощущающего свою беспомощность, падение самооценки.

В брошюре департамента психического здоровья Оклахомы (1995) описывается целый спектр возможных реакций ребенка на травмирующее событие. Знание тревожащих признаков, свойственных разным возрастам, может помочь выявить проблему и адекватно на нее реагировать. Детям дошкольного возраста особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладения с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим типичным для этого возраста реакциям, описываемым Национальной ассоциацией психического здоровья, относятся страх сепарации с родителями, беспричинный плач, неподвижность или гиперкинез [16].

В возрасте от 5 до 11 можно наблюдать сходные типы реакций. В дополнение могут проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями – комплекс школьных и поведенческих проблем. Могут также появляться и обостряться жалобы на плохое самочувствие и боли. В подростковом возрасте повышается риск обращения к неадаптивным формам совладания со стрессовой ситуацией – алкоголю, наркотикам.

Переживания беспомощности и нестабильности мира могут быть очень болезненны в этом возрасте: эмоциональное оцепенение, проблемы в общении со сверстниками, депрессия, антисоциальное поведение, проблемы в обучении, суицидальные мысли, избегание каких либо напоминаний о травматическом событии (см. Приложение 6).

Что делать? Как реагировать на подобные проявления ребенка? Уважайте потребность побыть одному в случае. Если ребенок уединяется и не хочет общаться. Если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться (хотя бы пошлите за мелом). Когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них. В случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации.

Создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют права на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют, и одиночество, и страх; прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события; пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой событии, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с ситуацией, особенно когда ребенок видит, как можно выразить страх, горе и переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого. Обсуждение – не то же самое, что событие. Дети часто полагают, что, думая о чем-то, говоря о чем-то, можно вызвать само это событие. Да и взрослые, иногда рассказывая о катастрофе, переживают ее заново, чувствуют ее свершающейся снова и снова, даже понимая умом, что это не так. Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка, отслеживайте изменения в его поведении и эмоциональном состоянии, не бойтесь сказать ребенку, что вы не знаете, что будет дальше. Говорите о неопределенности и непонятности, но также и о силе страны и ее народа, используйте исторические примеры. Используйте релаксационные техники, техники аутотренинга. Такие советы для родителей и педагогов дает доктор философии Мацакис. Подчеркивается также эффективность активного слушания: пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятыми. Часто важнее ваше слушание ребенка, эмпатическое и терпеливое, ваше участие [28].

Бывает, что ребенок не решается начать разговор. Если это так, можно попытаться спросить его, как он думает, чувствует, что думают другие ребята о происшедшем. Ребенку может оказаться легче сначала рассказать, что произошло, что он слышал, видел, ощущал, прежде чем поведать о своих чувствах. Иногда ребенок будет пытаться рассказать эту историю снова и снова. Помните, что пересказ – часть процесса исцеления.

Члены кризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по разному в зависимости от возраста индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей. Специалисты и школьного округа, и более широкого сообщества должны быть включены в оказание помощи. Часто необходима, бывает помощь родителям в понимании реакций ребенка на катастрофу и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, расстройства сна, заболеть и т.д. Учителя и персонал также должны получить помощь восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Консультирование и дебрифинг бывают столь же необходимы взрослым, как и детям. Для учащихся нужна организация в случае необходимости как краткосрочного, так и долговременного консультирования после ЧС. Помощь пострадавшим и членам их семей поможет вернуться в школьную среду. Часто школьные друзья не знают, как себя вести. Необходима работа по созданию плана, как будет легче пострадавшим и одноклассникам справиться с ситуацией. Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на ЧС целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка; использование кукол (дети часто более свободно откликаются на вопросы куклы, более открыто рассказывают о происшедшем и, о своих собственных чувствах), групповая дискуссия, элементы арттерапии, чтение вслух, активные игры.

Как помогать пережившим травму детям.

1. Поощряйте ребенка к рассказу вам о его (ее) чувствах.

2. Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.

3. Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.

4. Напоминайте, что переживания человека нормальны.

5. Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, это невозможно.

6. Не пытайтесь навязывать свои объяснения того, почему все случилось.

7. Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а не человеку) уменьшить возникающую тревогу в связи с тем, как вы переживаете случившееся с ним (ней).

8. Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшему может быть достаточно того, что вы рядом.

9. Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, можете сами оказаться травмированным.

10. Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с вашей обычной работой.

11. Не бойтесь, если пострадавший просит о более глубокой помощи, например обращении к профессионалу. И прибегайте при необходимости к такой помощи сами.

12. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся по своему.

13. Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее – следовать за ним.

14. Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

Помогая детям справиться с последствиями катастрофы.

1. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.

2. Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Лучше использовать радио при получении новостей – зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.

3. Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости от возраста. Особенно она может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, не захочет больше играть с друзьями на улице), но имейте в виду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) ли поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью.

4. Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача вне зависимости от возраста – это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.

Для дошкольников достаточно признать, что «что- то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что они знают о случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы: «Во что был одет пилот?», «А мама пожарного знает, что он там?» Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие их проступки не являются причиной катастрофы.

Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Не которые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или, наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.

5. Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что ваше уравновешенное поведение будет больше способствовать чувство безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, что нормальным является испытывать те же чувства, которые возникают в сложившейся ситуации.

6. Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку успокоиться как через психологический канал, так и физический – ребенку может требоваться не только больше ласки и внимания, но также больше выхода физической энергии. Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

7. Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом – пластилином, красками, журналами.

8. Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

9. Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

10. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности. Избегайте ненужных изменений.

11. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими – учителем и т.д., узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.

12. Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после травматического события.

13. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей, помочь собрать деньги.

14. Помните, что дети выживают и восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.

15. Обратитесь за помощью, если вы сами чувствуете себя тревожно и расстроено. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если вы будете вести себя спокойно и уверенно [29].

Рекомендации по выходу из кризисных ситуаций для детей и подростков, одноклассников, друзей и знакомых пострадавших.

Многие дети и подростки косвенно затронуты различными катастрофами. Все это время они переживали за своих родственников, одноклассников, друзей, знакомых, соседей. Как им можно помочь?

Ø У ребенка, даже далекого от «эпицентра» событий, могут появиться страхи потерять своих собственных родителей, братьев и сестер, друзей, родственников. Ему важно чувствовать, что он и его семья в безопасности. Дети, недавно пережившие потерю (смерть родственника, друга), другие травматические тяжелые жизненные события, могут вновь оказаться во власти болезненных воспоминаний, тревог, страхов. Эти дети входят в группу риска, требующую психологического сопровождения и дополнительной помощи и поддержки.

Ø Дети (и многие взрослые) часто нуждаются в помощи, не зная, как выразить сочувствие, соболезнование. Расскажите ребенку, как он может поддержать своего сверстника. Помогите ему решить, что говорить и что ожидать, какую реакцию.

Ø Подготовьте детей к возможным переменам в поведении их друзей и знакомых, оказавшихся напрямую затронутыми трагедией. Важно, чтобы ребенок понимал, что его друг может измениться, может стремиться уединиться или же быть раздражительным, грустным, вспыхивать как спичка.

Ø Объясните ребенку, что его дружеские отношения могут быть важным источником поддержки для детей и одноклассников. Даже такие привычные занятия, как поиграть вместе в футбол, посмотреть фильм, погулять, могут помочь отвлечься от мрачных мыслей и воспоминаний, почувствовать, что он не один, что его друзья остались с ним.

Ø Детям важно знать, как они могут помочь: нарисовать рисунок и подарить, помочь по дому, сходить в магазин.

Ø Позвольте детям говорить о том, что их беспокоит, обсуждать это со взрослым. Это может облегчить их озабоченность и возможное чувство гиперответственности за то, чтобы их пострадавший друг чувствовал себя лучше.

Ø Родителям и учителям нужно быть внимательными к тому, как дети реагируют на то, что происходит с их друзьями. Им может понадобиться дополнительная поддержка, чтобы помочь им справиться с чувством беспомощности, фрустрации, которые многие люди испытывают в эти дни.

Ø Возможно использование техник снятия психоэмоционального напряжения.

Основная задача – научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. В случаях стресса, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Более подробно о методе можно прочитать в книге Х. Алиева «Ключ к себе» (М.: Молодая гвардия, 1990). Способы достижения спокойствия, воздействия на телесные реакции, произвольное изменение физиологических параметров деятельности организма, – это, собственно, и есть саморегуляция, о чем говорилось выше.

Существует также базисная техника регуляции психоэмоционального состояния – самомониторинг. Данный вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля саморегуляции» летчиков (В.Л. Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.

Во время кризисных ситуаций следует соблюдать ряд правил:

Ø Ограничить просмотр новостей (это важно не только для ребенка, но и для вас). Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть сама по себе травматичной. Дошкольнику не стоит смотреть новости (да и младшему школьнику совсем необязательно). Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним, дайте ему возможность поделиться с вами теми чувствами и мыслями, которые у него возникают, подскажите в случае необходимости, как можно справиться с возникшим беспокойством. Будьте рядом. Лучше для получения новостей использовать радио – зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.

Ø Следить за новостями один два раза в день достаточно, чтобы быть в курсе событий. Постоянный просмотр новостей может просто «вывести из строя». Вы – человек переживающий, для которого небезразлично горе другого. Конечно, когда болит душа за кого то, хочется знать каждую минуту, что происходит, есть ли, наконец, какие - то изменения. Однако помните, что есть и более действенные формы переживания. В армянском языке есть поговорка, которую на русский язык можно перевести так: «я возьму твою боль на себя». Вы можете сдать кровь, направить материальную помощь. Ведь во многом именно наши действия, наше активное внимание и понимание помогают и нам, и пострадавшим ощутить, что мы не одни, что мы не беспомощны, что мы нужны.

 

Предложенные рекомендации помогут выбрать наиболее целесообразные методы и приемы взаимодействия с детьми, оказавшимися участниками стихийных бедствий или техногенных и экологических катастроф, определить, какие действия предпринимать в начальной стадии проживания кризиса, а что необходимо в посттравматической ситуации.

 

Список литературы

1. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 177 с.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.

3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Р. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2000. – 136 с.

4. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. – М.: МГППУ, 2006.

5. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Мн.: Харвест, 2002. С. 39-54.

6. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2006. – 416 с.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Ис­правление недостатков характера у детей и подростков. – М., 2000. – 312 с.

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2000. – 368 с.

9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

10.  Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

11.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000. – 192 с.

12.  Макаров В.В. Избранные лекции по спихотерапии. – М. – Екатеринбург, 2000. – 432 с.

13.  Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2005. – 464 с.

14.  Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе. – СПб.: Питер, 2003. – 628 с.

15.  Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей. // Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06.

16.  Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

17.  Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. –  Ростов на Дону, 2005. – 328 с.

18.  Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – 416 с.

19.  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

20.  Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 256 с.

21.  Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. / Авторы-составители: Осипова А.А., Чаусова Л.К., Мясникова М.Н., Гейденрих Л.А., Солтовец А.В. – Ростов-на-Дону, 2001.

22.  Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с.

23.  Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Мн.: Харвест, 2002. – 480.

24.  Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебн. изд. для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н.К. Асановой. – М., 1997.

25.  Сидоров П.И., Дерягин Г.Б. Сексуальное поведение и насилие. – М.: МЕД-пресс-Информ, 2007. – 272 с.

26.  Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. – М., 2008. – 416 с.

27.  Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. – М., 2008. – 880 с.

28.  Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб., 2003. – 128 с.

29.  Таланов В.П., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2003. – 928 с.

30.  Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: Современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992. – №2. – С. 14-29.

31.  Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – 272 с.

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.