Методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

2022-09-11 22
Методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее распространенная и широко применяемая процедура психокоррекционной работы на этапе развития экстремальной ситуации - групповая техника, называемая дебрифингом.

1. Дебрифинг – это особым образом организованное обсуждение, которое может проводиться как психологами, так и специально обученными людьми, не имеющими психологической подготовки. Его смысл заключается в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг не может предупредить его возникновение, но препятствует развитию и продолжению, способствует пониманию причин и осознанию действий, которые необходимо предпринимать. Поэтому одновременно он является и методом кризисной интервенции и профилактики и может применяться при самых разнообразных происшествиях, объединенных двумя общими характеристиками: это ситуации, в которых угроза осознавалась людьми и в них участвовали все члены группы [26].

Оптимальное время для проведения дебрифинга – не ранее, чем через 48 часов после события. В этот период человек, переживший экстремальную ситуацию, пройдя период особых реакций (возникающих сразу же после события), готов к рефлексии и самоанализу. Цель дебрифинга как особой формы группового обсуждения заключается в минимизации психологических страданий.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- «проработка» впечатлений, реакций и чувств участниками события;

- способность когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания, как событий, так и реакций;

- снижение индивидуального и группового напряжения;

- уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций, т. е. нормализация состояния путем обсуждения чувств и реальной возможности поделиться друг с другом своими переживаниями;

- мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания;

- подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть;

- определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

    Идеальной обстановкой для проведения дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств. Ее члены располагаются по кругу. Размер группы определяется ведущим, ее максимальный размер составляет до 15 человек (если нет особых обстоятельств).

    Дебрифинг проводится в три этапа, включающих в себя семь фаз.

    На первом этапе прорабатываются основные чувства участников и измеряется интенсивность стресса; на втором этапе детально обсуждаются симптомы и формируется чувство защищенности и ощущение поддержки; на третьем этапе мобилизуются ресурсы, участники занятий обеспечиваются информацией и строят планы на будущее.

1. Вводная фаза (длится 15 мин.). Ведущий группы представляет себя, команду участников и цели встречи. Затем он определяет правила проведения дебрифинга, чтобы минимизировать тревогу, которая может возникнуть у участников. Он определяет правила:

1-е правило: не принуждать участников группы говорить, если они этого не пожелают. Единственное требование – назвать свое имя и выразить отношение к событию, участником или свидетелем которого он был.

2-е правило: соблюдение конфиденциальности встречи. Ведущий дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга общения.

3-е правило: дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах.

4-е правило: восприятие временного ухудшения состояния какнормального явления, происходящего из-за прикосновения к болезненным проблемам.

5-е правило: занятия проводятся без длительных перерывов.

6-е правило: выходя из комнаты во время работы группы, участник сообщает о своем эмоциональном состоянии ведущему.

7-е правило: при обсуждении можно выходить за рамки избранной темы и задавать любые вопросы.

2. Фаза фактов (ее продолжительность может варьироваться – чем дольше инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов).Во время этой фазы каждый человек кратко описывает, что произошло с ним во время инцидента, как он увидел событие, и какова была последовательность происшедшего. Ведущий использует фактологические перекрестные вопросы, помогающие понять и откорректировать объективную картину фактов и событий. Знание всех событий и их последовательности позволяет непредвзято увидеть ситуацию, разблокировать тревогу.

3. Фаза мыслей. На данной фазе основное внимание фокусируется на процессах принятия решения. Ведущим используются вопросы, направленные на выяснение чувств, мыслей участников, возникших в момент травмирующего события. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. Последний вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, к кому обращается первая мысль.

4. Фаза реагирования (самая длительная часть дебрифинга). В этой фазе исследуются чувства участников события. Ведущий помогает людям рассказать о своих болезненных переживаниях и предлагает участвовать в общении. В процессе рассказа о чувствах у членов группы создается ощущение схожести, общности и естественности реакций. Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированию. Особенно важным является вопрос о том, что было самым тяжелым событием, так как он затрагивает переживания, связанные с конфликтными чувствами.

При этом происходит моделирование стратегий, позволяющих справиться с эмоциональными проблемами своими, друг друга, семьи, друзей.

Если у участника ухудшается состояние, ему оказывается групповая эмоциональная поддержка. Особого внимания ведущего требуют наиболее пострадавшие участники группы с выраженной симптоматикой. По окончании дебрифинга им следует предложить индивидуальную программу поддержки.

5. Фаза симптомов. Во время этой фазы проводится более детальное обсуждение некоторых реакций. Участников просят описать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили: на месте действия; когда инцидент завершился; когда они возвратились домой. Обязательно необходимо задать вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и восстановления нормального режима жизни и работы.

Здесь проявляются характерные черты посттравматического стресса-переживание феномена избегания, оцепенение и др.

Особое внимание следует уделить проблеме влияния события на дальнейшую семейную жизнь.

6. Завершающая фаза. Задача ведущего на этой фазе - обобщение реакций участников. Участникам разъясняется, что со временем такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувство уязвимости, проблемы со сном и концентрацией внимания должны уменьшаться.

Акцент группового обсуждения на анализе реакций демонстрирует собравшимся оценку «нормальности реакций на ненормальные события», однако должна быть учтена индивидуальность реакций каждого участника.

7. Фаза реадаптации. На данной фазе обсуждается и планируется будущее участников события, намечаются стратегии преодоления.

При необходимости дебрифинг может иметь продолжение спустя 2 недели или даже в пределах двух месяцев после психотравмирующего события.

Определяющими для оказания дальнейшей помощи являются следующие показания:

- симптомы не уменьшились спустя 6 недель;

- симптомы увеличились со временем;

- человек проявляет неадекватные реакции на работе и дома.

Направления дальнейшей помощи следует уточнять.

Главная задача продолженного дебрифинга состоит в том, чтобы отследить динамику изменения симптоматики, реакций, поведенческих проявлений.

 2. Метод коррекции эмоциональных травм с помощью движениями глаз

Метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ) был разработан Ф. Шапиро (США). В его основе лежит представление о существовании у всех людей особого психофизиологического механизма – адаптивной информационно-перерабатывающей системы. С помощью повторяющейся серии движений глаз происходит разблокирование воспоминаний, имеющих высокий отрицательный эмоциональный заряд. Они переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения приобретают конструктивный характер, что в свою очередь положительно влияет на изменение поведения [28, 30].

Метод десенсибилизации и переработки движениями глаз может применяться как самостоятельный метод психотерапии при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) либо как один из этапов психокоррекционного воздействия, направленного на быстрое устранение более тягостных переживаний и симптомов, обусловленных перенесенными в прошлом психологическими травмами. Эта методика особенно эффективна для детей и подростков с ПТСР.

В зависимости от поставленных целей и задач количество сеансов ДПДГ может варьироваться от 1 – 2 до 6 – 16, средняя частота сеансов составляет 1 – 2 раза в неделю, а продолжительность каждого из них составляет от 60 до 90 минут. При работе с детьми сеанс должен составлять не более 45 минут, так как они испытывают трудности концентрации внимания.

Стандартная процедура ДПДГ включает:

1) оценку факторов безопасности и планирование психокоррекционной работы;

2) установление продуктивных доверительных отношений с пострадавшим;

3) определение предмета воздействия;

4) собственно десенсибилизацию;

5) инсталляцию – создание положительного образа «я»;

6) сканирование тела, способствующее устранению остаточного напряжения;

7) завершение, предполагающее возвращение клиента в состояние эмоционального равновесия;

8) переоценка.

На первой стадии осуществляется оценка факторов безопасности и планирования психокоррекции. Для обеспечения максимальной безопасности пострадавшего обучают приемам снижения эмоционального стресса: созданию в воображении безопасного места; технике светового потока; нервно-мышечной релаксации для глаз (см. Приложение 5).

Наряду с этим проводится анализ всей картины расстройства и выделяются специфические цели, требующие переработки. Для полноценного разрешения травматического опыта и достижения стабильного эффекта в качестве цели поочередно избираются:

1) воспоминания о произошедшем травмирующем событии;

2) навязчивые воспоминания;

3) кошмарные сновидения;

4) различные внешние и внутренние раздражители, напоминающие о травме.

Для определения содержания психотравмы у ребенка рекомендуете кратко обсудить с родителями его проблемы, затем предложить ребенку самому рассказать о том, что его беспокоит.

Важным аспектом на этой фазе является работа с будущим, которая предполагает создание в воображении пострадавшего "положительного примера" и закрепление новых адаптивных форм поведения и эмоционального реагирования.

На второй стадии происходит установление продуктивных доверительных отношении с пострадавшим, определяется способность пострадавшего выполнять движение глаз, выбираются наиболее комфортные движения для конкретного человека. Обычно в ходе ДПДГ применяются серии, состоящие из 24 движений глаз (туда и обратно – одно движение). Обычно используют 2 пальца руки, как точку фокусировки взгляда человека. При этом специалист держит пальцы вертикально, обратив к человеку, на расстоянии 30-35 см. от его лица. Далее пальцы начинают медленно, а затем все быстрее двигаться горизонтально от правого края визуального поля до левого, указывая человеку направление движений глаз. Пострадавшему объясняют, что во время сеанса он будет контролировать все происходящее и в любой момент сможет остановить процедуру. Установление сигнала "стоп" служит фактором безопасности.

На третьей стадии определяется предмет воздействия, реальные и травмирующие события. Пострадавшего просят описать травмировавшее его событие, при этом он должен:

- назвать эмоции, связанные с травматическим воспоминанием (обычно это страх, но может быть также отвращение, депрессия, вина, гнев и т. д.), а затем оценить по 10-тибалльной шкале (от 0 до 10) степень травматичности воспоминания;

- рассказать о физических симптомах или ощущениях в теле, вызываемых воспоминанием. Специалист обращается к нему с просьбой мысленно пройти по всему телу, отмечая как можно больше ощущений;

- вербализировать мысли о себе в связи с событием, например: «Это была моя вина», «Это случилось из-за меня», «Я растерялся». «Я должен был действовать лучше», «Я думал, что тоже погибну», «Ситуация совершенно вышла из-под контроля» и т.д. Специалист просит сформулировать утверждения в позитивном виде: «Это не моя вина, виноват преступник», «Я сделал все возможное в таких обстоятельствах» и т.д.

Выделение положительного самопредставления стимулирует переоценку человеком травмирующих событий и облегчает формирование к ним адекватного отношения.

На четвертой стадии происходит снижение негативных эмоций человека при его обращении к воспоминанию о травме. Перед тем как начать переработку дисфункционального материала, следует убедиться в том, что у ребенка есть образ "безопасного места". При проведении денсенсибилизации предлагают вспомнить картину события, далее просят следить глазами за движением пальцев специалиста, одновременно удерживая образ, отражающий наиболее неприятную часть воспоминания, произнося про себя отрицательное самопредставление ("Я плохой человек") и отмечая ощущения, которые возникают в теле. После каждой серии пострадавшему предлагают отдохнуть.

Сосредоточение человека на травмирующем событии в ходе повторяющихся серий движений глаз, которые чередуются с отдыхом, приводит к снижению эмоционального ифизического дискомфорта, а воспоминания утрачивают прежний болезненный характер.

На пятой стадии (инсталляции) связывается желаемое положительное самопредставление с информацией травматического события. На этом этапе пострадавшим нередко изменяет значимое для них представление. Необходимо проводить такое количество серий движений глаз, которые усиливают положительное самопредставление до 7 баллов.

На шестой стадии (сканирования тела) происходит устранение остаточного напряжения и дискомфортных ощущений в теле. Пострадавшим предлагают закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление, мысленно пройтись по различным частям своего тела и сообщить о напряжении, зажатости или других необычных ощущениях. Если такие ощущения отсутствуют, проводят серию движений глаз. При возникновении комфортных ощущений, выполняют дополнительную серию для усиления позитивных чувств.

На седьмой стадии (завершения) пострадавшего возвращают в состояние эмоционального равновесия, не зависимо от того, полностью лизавершена переработка травматического материала.

На восьмой стадии (переоценке) пострадавшего возвращают к ранее переработанным целям и оценивают его реакцию для определения эффекта воздействий.

Если переработка соответствующего материала тормозится, используют ряд дополнительных приемов:

1) изменение направления, продолжительности, скорости или амплитуды движений глаз, постепенно сдвигая их то вверх, то вниз в горизонтальной плоскости;

2) сосредоточение человека на всех телесных ощущениях сразу, при одновременных систематических изменениях характера движений глаз,

3) стимулирование пострадавшего к открытому выражению подавленных эмоций, невысказанных слов или свободному проявлению всех движений, ассоциирующихся у него с физическим напряжением в теле;

4) предложение надавить пальцем или всей рукой на то место, где локализуются дискомфортные ощущения;

5) просьба сосредоточиться на части образа травмирующего события либо сделать образ более ярким, уменьшить или увеличить его, превратить в черно-белый и т. д.;

6) применение стратегии взаимопереплетения, соединяющей адаптивную информацию, исходящую от специалиста, с материалом, появляющимся в процессе работы у пострадавшего.

Существует несколько вариантов взаимопереплетения:

- специалист сообщает новую информацию, которая позволяет повысить степень понимания пострадавшим драматических событий прошлого и собственной роли в них;

- переопределение травмирующей ситуации через обращение к значимым для пострадавшего лицам;

- использование метафор, вымышленных историй, контекстуально соответствующих проблеме человека;

- «сократический диалог» – специалист задает ряд последовательных вопросов, отвечая на которые пострадавший приходит к определенному логическому умозаключению.

Применение указанных приемов даже в трудных случаях способствует полной переработке и нейтрализации травматического материала и устранению основных клинических проявлений ПТСР.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.