Этапы работы педагога в ДОЛ с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Этапы работы педагога в ДОЛ с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении

2022-09-11 30
Этапы работы педагога в ДОЛ с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первостепенное вниманиесегодня в оздоровительном лагере уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении. Это, прежде всего, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим подробнее содержание работы педагога в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) с данными категориями детей на разных этапах.

 

Первый этап – формирование чувства безопасности. Данный этап начинается с приема ребенка в конкретный ДОЛ. Знакомство педагога с сопровождающей ребенка документацией (выписка из медицинской карты, психолого-педагогическая характеристика из детского дома, школы-интерната, социального приюта и т.д.). В зависимости от типа учреждения, входящего в систему территориальных учреждений по оказанию социальной помощи и поддержки детям и подросткам, и причин попадания ребенка, строится перспектива дальнейшего сотрудничества и совместной деятельности всех специалистов данного ДОЛ (Приложение 4).

Деятельность руководителя ДОЛ.

1. Решить, в какой отряд будет определен ребенок.

2. Организовать ознакомительную беседу с ребенком в присутствии воспитателя, психолога, социального педагога, родственников и т.д. Беседа предполагает доступный, по возрасту ребенка, рассказ об ДОЛ, в котором он будет находиться в каникулярный период. Можно сопровождать беседу фотографиями из жизни данного оздоровительного лагеря, рассказом об интересных мероприятиях лагеря, показать альбом ДОЛ и т.д. Ребенка знакомят с воспитателями и вожатыми, которые будут с ним работать. Закончить беседу можно небольшой экскурсией по лагерю, где необходимо показать ребенку отряд, в котором он будет жить.

Цель данной работы – познакомиться с ребенком, установить дружеские отношения с ним, познакомить ребенка с ДОЛ; способствовать появлению значимого для ребенка взрослого. Свободная беседа предполагает создание у ребенка чувства успокоенности, связанного с тем, что о нем будут заботиться, его сытно и вкусно накормят, дадут игрушки, книги, т.е. ему дадут все необходимое для нормальной жизни, помогут ему. В беседе необходимо вызвать ребенка на общение, на контакт.

Методические рекомендации и советы для проведения беседы. Ознакомительную беседу лучше всего вести одному человеку, все присутствующие участвуют не очень активно, а по мере необходимости, чтобы не смущать ребенка и не превращать беседу в допрос. Тщательно продумать расположение всех присутствующих в беседе. Ребенок должен находиться лицом к ведущему и вполоборота к другим. Лучше всего всем сидеть, а ребенку быть ближе к родственникам или специалистам, которые привезли ребенка в ДОЛ. Критерием достижения цели на начальном этапе помещения ребенка в данный лагерь будет наличие доверия со стороны ребенка к взрослым, положительный контакт и доверие. Далеко не всегда этого удается добиваться сразу, но иногда такой контакт удается установить с первого раза, когда ребенок только пришел.

Второй этап – содержание работы с ребенком в ДОЛ. Если на первом этапе главным в работе воспитателя и всех сотрудников является установление доверительных отношений с ребенком, то на втором – обучение навыкам социальной компетенции. На основе доверия легче построить «рабочие отношения», которые будут способствовать адаптации ребенка к жизни в новых условиях, т.е. в ДОЛ, так как ребенок должен научиться жить по-новому, по распорядку и по правилам лагеря. Доверительные отношения между ребенком и сотрудниками ДОЛ способствуют более качественному переходу ко второму этапу работы с ребенком.Внимание воспитателей и вожатых на втором этапе направлено на определение имеющихся у ребенка навыков, необходимых для повседневной жизни в ДОЛ и обучение им, т.е. овладение социальной компетенцией. Овладение необходимыми навыками и обязанностями позволит ребенку в повседневной жизни почувствовать себя более уверенным, спокойным.

Направление работы с детьми на втором этапе:

1. Знакомство с правилами поведения в отряде и ДОЛ.

2. Знакомство с традициями в жизни отряда.

3. Обучение необходимым навыкам социальной компетенции, которые облегчают адаптацию ребенка: убирать за собой, аккуратно есть, дружелюбно относиться к товарищам и т.д. Важно помнить, что учить ребенка нужно только одному навыку, а не всем сразу. Задача воспитателя выделить те навыки, без которых ребенку трудно справляться с режимом ДОЛ, правилами поведения.

4. Поощрение ребенка за участие в делах отряда без принуждения. Ребенок должен сам делать то, что делают другие дети в отряде. Иногда дети несколько дней ничего не хотят делать, поэтому торопить ребенка нельзя, необходимо работать с ним с его темпом привыкания.

5. Начать вести альбом или книгу истории своей жизни, куда ребенок собирает все сведения о своей жизни в ДОЛ, фотографии, рисунки и т.д.

6. Знакомство с расположением ДОЛ и отряда. Можно порекомендовать экскурсии в отдельные кабинеты (медицинский, на кухню, в кабинет психолога, музыкальный зал и т.д.). Воспитателю необходимо продумать, кому из детей отряда поручить провести некоторые ознакомительные посещения.

7. Знакомство с режимом ДОЛ. Важно помнить, что кропотливая и долгая работа, требующая подробного разъяснения правил, прав, обязанностей, желаний, договоренностей и т.д.

Работа с ребенком начинается с разъяснения того, что можно делать в ДОЛ и что нельзя. В начале, нельзя делать то, что представляет опасность для жизни ребенка. На протяжении всей смены ДОЛ идет наблюдение за ребенком. Цель наблюдения – выявление того, что он умеет делать хорошо, а чему следует научиться. Наблюдение осуществляется в соответствии с выполнением режима ДОЛ и отряда. Постепенно, по ходу наблюдений за ребенком, воспитатель проводит диагностику социальной компетенции по схеме, разработанной в каждом конкретном учреждении, и заносит все данные в диагностическую карту (см. Приложение 7). На этом этапе воспитатель, наблюдая за поведением ребенка, поощряет адекватное ситуации поведение, хвалит его за выполнение режима, правил, поддерживает его хорошие начинания во всех замеченных им делах. Свои наблюдения за ребенком в повседневной жизни воспитатель оценивает, пользуясь разработанной схемой (бальная система от 0 до 10 баллов). В течение 3 недель полностью заполняется диагностическая карта ребенка.

    Кроме наблюдений воспитателей и вожатых в диагностической карте должен быть отражен дополнительный материал или сведения о ребенке:

Ø Медицинский диагноз и специальный (ВИЧ, СПИД и т.п.);

Ø Педагогический диагноз и заключение ПМПС о программе обучения ребенка;

Ø Диагноз психосексуального развития (что ребенку в этой области известно и каков его сексуальный личный опыт).

Все сведения о ребенке хранятся в личных делах у руководителя ДОЛ. Диагностическая карта находится у воспитателей, и они имеют дневник работы, в котором отражают проделанную работу с ребенком, в зависимости от наблюдений и результатов диагностики, планируют формы работы по социальной компетенции, развитию ребенка, наблюдению за ним и записывают свои размышления. Важно помнить о необходимости вывешивать основные правила жизни ДОЛ и отряда. Правила напоминают детям о том, что и как они должны делать в группе, обязанности дежурных и т.д. На этом этапе воспитатели сосредотачивают свое внимание на подготовке к планированию индивидуальной программы работы с ребенком. Она зависит от того, на какой промежуток времени помещается ребенок в ДОЛ, какова перспектива его дальнейшей жизни. С этой целью, на основании составленной диагностической карты, сведений о ребенке и его социальном окружении, воспитатели намечают программу работы, продумывают методы и приемы, которые будут применяться в работе с конкретным ребенком, обсуждают сроки проведения всех видов работы. После этого составляется конкретная индивидуальная программа работы с ребенком, в которой указываются:

- минимально и максимально возможное время пребывания ребенка в ДОЛ;

- конечная цель, к которой необходимо подготовить ребенка;

- перечень навыков, которым необходимо научить ребенка в данный период;

- какие проблемы должны решить специалисты и возможности их приглашения в учреждение.

Карта работы с ребенком по индивидуальной программе.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения и место (подробно).

3. Дата прибытия в ДОЛ.

4. Учреждение, в котором воспитывается и/или учится ребенок.

5. Кто заполняет карту.

6. Дата заполнения.

7. Перспективы дальнейшей жизни ребенка (куда пойдет жить после пребывания в ДОЛ, есть ли жилье и где).

8. Цель работы и главная задача работы с ребенком – определить, какие навыки наиболее необходимы ребенку в данное время, и какие потребуются в ближайшее время. С этой целью рассматривается вся диагностическая тетрадь, и конкретно определяются те навыки, которые необходимо развивать.

9. Педагогический диагноз – совокупность всех видов диагнозов, выписанных из диагностической карты (медицинский, социальный, психологический, психолого-медико-педагогический, педагогический). При составлении диагноза собираются все специалисты, работающие с данным ребенком вместе (воспитатели, вожатые, мед. работники, социальный педагог, психолог, руководитель ДОЛ и т.д.), и намечают цели, задачи работы, перспективы жизни ребенка, расписывают отдельные виды работы, которую необходимо выполнить с ребенком.

Затем, на основании всей проделанной работы, каждый специалист конкретно формулирует свои методы работы с ребенком, которые и составляют основу индивидуальной программы.

Это могут быть беседы на разные темы, работа по умению общаться (игры, упражнения, тренинги). Работа по развитию ручных навыкав (вышивание, вязание, поделки и т.д.), работа по привитию любви к чтению.

Следующий раздел программы «Результаты работы», в нем конкретно описываются все изменения, которые произошли с ребенком на протяжении данного отрезка времени в лучшую сторону, что не получилось.

В дальнейшем через каждые 7 дней идет детальное обсуждение выполнения намеченной программы с коллегами по плану:

· Что удалось выполнить в соответствии с намеченным планом работы с данным ребенком?

· Что не выполнено и почему?

· Что необходимо делать и как в дальнейшем?

· Что необходимо и важно сделать по-другому, почему?

· Что необходимо добавить на следующий период работы?

    Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты работы.

Первое – это конкретность индивидуальной программы, ее максимальное приближение к реальной жизни каждого ребенка.

Второе – индивидуальная программа быстро изменяется в зависимости от того, каковы достижения ребенка. Она гибкая, открытая и свободная для внесения творческих моментов, зависящих от личности воспитателя и вожатого.

Третье – программа дает возможность рефлексии результатов каждого шага воспитателя и ребенка, направленного на приближение его к поставленной цели.

    В плане работы постоянно учитывается овладение навыками социальной компетенции, какие навыки необходимы ребенку для выполнения режима дня, какие уже сформированы, на каком уровне, а какие навыки еще не удалось сформировать или отсутствуют.

    Конечной целью второго этапа работы с ребенком будет овладение им навыками, необходимыми для жизни в ДОЛ и в отряде, навыками социальной компетенции.

    После обсуждения индивидуальных программ работы с детьми необходимо тщательно продумать и работу со всем отрядом. Очень многие задачи, которые воспитатели поставили перед детьми группы, будут конкретно опираться на уровень навыков социальной компетенции детей. Важно продумать методы и формы работы с детьми конкретного отряда, например, научить детей планировать свой досуг, договариваться друг с другом о совместных играх, трудовых поручениях и т.д.

Психологическое обоснование работы по организации жизни детей в отряде ДОЛ. Организованность предполагает собранность, продуманность. По мнению психологов, организовать – это, значит, упорядочить, привести в порядок. Организованность и порядок неотделимы друг от друга. Многие исследователи отмечают, что организованность требует, что бы каждый предмет имел свое место. Это особенно важно для детей, попадающих в ДОЛ из семей, которые жили в антисанитарных условиях, где царила грязь, вещи, были разбросаны на полу, детские вещи валялись, где попало. Прежде всего, воспитателю необходимо знать, что детям непонятно, почему все должно лежать на своем месте. Важно, чтобы воспитатель позаботился о помещениях для хранения вещей: стеллажи, вешалки, коробки, полки шкафы и т.д. Вместе с детьми воспитатель приклеивает опознавательные знаки –наклейки на все виды мебели, где будут храниться необходимые ребенку вещи. Если место мало, то необходимо вместе с детьми избавиться от лишних вещей, оставив только то, что нужно.

    Организованность достигается, когда вырабатывается привычка не выпускать из рук вещи до тех пор, пока не найдется для них место, или пока не положим их на место. Такая практика позволяет избегать лишних затрат времени на поиски разбросанных повсюду вещей и уборки. Главным принципом этой работы является: «Берешь вещь – клади на место». Второй принцип – используй каждую вещь по назначению. По наблюдению социальных педагогов, работающих с такими категориями семей, вещи в них используются, как придется. Кровать заменяет стол, а стол – кровать, на стульях всегда навалена одежда, на полу посуда и т.д.

    Вполне очевидно, что детям очень трудно перестроиться после такого опыта жизни и понять новые принципы ее устройства. Воспитатели должны всегда помнить, что нельзя просто отругать ребенка за то, что он просто берет пищу в кровать или прячет ее там. В этом вопросе должна вестись разъяснительная работа с ребенком, почему нельзя есть в кровати, спать на полу и т.д. Важно помнить, что организованность проявляется в том, насколько эффективно мы пользуемся своими вещами.

Воспитателю необходимо обратить внимание на нахождение новых, более эффективных путей использования имеющегося имущества отряда. Можно предложить детям подумать, для чего можно использовать вещи, которые, на первый взгляд, кажутся уже ненужными. Если дети затрудняются, то воспитатель сам показывает, для чего можно использовать овальные пластмассовые коробочки от «киндер-сюрпризов», подарков и т.п. Нахождение вторичного применения вещей – это признак находчивости и бережливости.

    Воспитатель пытается обратить внимание на то, что все, что есть в отряде (имущество группы), это государственное его выдали для пользования, и, поэтому его надо беречь, бережно относиться к имуществу. Важно научить детей уважать то, что принадлежит государству. Не делайте ни чего, что нанесло бы ущерб имуществу. Ничего не брать в учреждении без согласия взрослых. На этой основе можно формировать бережное отношение к своим вещам. Для этого необходимо объяснить детям, чтобы они знали, что и почему принадлежит им лично, а что – государственное. Важно подчеркнуть, что детям принадлежат вещи, которые подарены им. составьте вместе с детьми список их вещей (своих). Объясните ответственность за сохранность каждой из этих вещей, особенно если они дороги детям.

    Воспитатель вместе с детьми группы должен продумать план поддержания порядка и гармонии в группе. Когда дети учатся содержать свои вещи в порядке, они замечают беспорядок вокруг себя и у других детей. Воспитатель может научить детей не укорять других, в неумении наводить порядок, а лучше предложить свою помощь в наведении порядка. Можно ввести правило: «Никогда не бери чужих вещей!», объяснить, что необходимо уважать права своих товарищей по группе. Им неприятно, когда берешь их вещи без разрешения. Не гигиенично носить чужие вещи, даже если они тебе очень нравятся (Приложение 3).

    Наибольшие трудности в работе с детьми – обучение жить по режиму ДОЛ и отряда. Жить по режиму для данной категории детей очень трудно, так как большинство из них не подвергались контролю со стороны взрослых, распоряжались своим временем по своему усмотрению, не были приучены к соблюдению культурно-гигиенических навыков и санитарных норм. Режим жизни для таких детей – это спокойствие, уверенность, защищенность, так как ребенок знает, что его ждет в ближайшее время, а главное, что его будут кормить, у него есть свое место, где спать, сидеть, играть и т.д. Приучать ребенка к жизни по режиму необходимо постепенно и не ругать за невыполнение некоторых режимных моментов, а объяснять, почему важно их придерживаться в группе.

Организация и планирование свободного времени. Необходимость такой работы обусловлена тем, что дети, попадающие в ДОЛ, испытали на себе отсутствие родительского контроля, вседозволенность, поэтому у них есть свой, часто отрицательный, опыт проведения свободного времени. Дети, которые долгое время были предоставлены сами себе, научились самостоятельно, по-своему, распоряжаться своим временем, у них наблюдаются устойчивые виды занятий, интересов. Но дети не имеют опыта совместной деятельности со сверстниками, так как чаще всего они свободное время проводили под руководством старших детей или более опытных сверстников.

    Важно знать, что необходимо разрушить имеющийся негативный опыт проведения свободного времени и сформировать положительный опыт, заполнив его нужными и полезными делами, а не просто времяпровождением.

    Планирование свободного времени планируется воспитателем и вожатыми. Этот план опирается на имеющийся режим дня: будни и выходные дни. Режим дня и определяет то, что должен делать ребенок.

    Воспитателю важно продумать, каким навыкам необходимо научить детей. Это могут быть следующие навыки:

- планировать свой день и те занятия или дела, которые необходимо сделать, записав их на бумаге или в дневнике и т.п.;

- уметь проводить свободное время, находя для себя полезные и приятные занятия (в отряде, на территории ДОЛ);

- самостоятельно выполнять домашнюю работу (гладить, стирать, штопать);

- считаться с другими детьми, самостоятельно заниматься делами, и, не мешая при этом другим;

- договариваться между собой о распределении работы, уборки комнаты, совместных поделках и трудовых поручениях.

Планирование свободного времени может проводиться путем организации групповой деятельности, по подгруппам и индивидуально с каждым ребенком.

 Организация групповой деятельности. Можно порекомендовать разные виды групповой деятельности.Воспитатель предлагает, и дети все вместе занимаются одним видом деятельности (читают, рисуют, ставят театрализованное представление и т.п.).

    Воспитатель предлагает виды деятельности, а дети выбирают, что они будут делать, обсуждают (здесь воспитатель имеет много моментов для обучения детей, так как дети учатся думать, говорить, выбирать, и обосновывать свой выбор). Дети предлагают виды деятельности, а затем обсуждают с воспитателем, чем будут заниматься.

 Организация работы по подгруппам. Дети, по желанию, делятся на небольшие подгруппы, договариваются, чем они будут заниматься, и обсуждают с воспитателем свой план. Воспитатель может сам разделить детей на подгруппы и предложить им разные виды занятий, а дети обсуждают детали того вида деятельности, который им предложен. Все эти виды помогут воспитателю лучше увидеть детей, уровень развития их навыков, над чем еще надо поработать с отдельными детьми. Такие общие занятия способствуют объединению детей, улучшают их взаимоотношения.

 Индивидуальные виды деятельности. Для того, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти себе занятие в свободное время и никому не мешал, воспитатель может использовать такую форму работы: предложить детям разнообразные виды деятельности, чтобы они выбрали себе какую-то одну. Затем воспитатель дает возможность детям самим придумать, что они хотят сделать, и коротко, по кругу обговаривают это. Все дети сидят за столом, воспитатель должен спросить каждого ребенка, чем он будет заниматься и, как он спланировал свое занятие. Дети говорят по очереди, воспитатель приводит аргументы за и против, это зависит от того, чем хочет заниматься ребенок.Вторая форма, когда дети самостоятельно планируют свое свободное время. Это зависит от уровня развития детей. Одних детей надо научить планировать свое время, других - проверить, как они это умеют делать. В таком случае дети сами пишут свой план на листке. Образец листа. (Фамилия, имя. Что будет делать? Сколько? Разными цветами дети отмечают, в какое время и чем будут заниматься). Все заполненные листки воспитатель вывешивает на стене или доске, и каждый ребенок знает, кто и что делает, сколько времени он занят. Воспитателю необходимо разделить пространство комнаты на уголки для занятий и продумать содержание этих уголков.

Навыки планирования свободного времени.

1. Подумай, что нужно делать в выходной день? (чинить вещи, вышивать, вязать, рисовать и т.д.).

2. Подумай, что тебе нравится делать в выходной день? (смотреть телевизор, гулять, читать книги, убирать территорию лагеря и т.д.)

3. Подумай, с кем ты будешь проводить выходной день? (Выбор и наличие друга, товарища по группе, как сделать предложение другим и т.д.)

4. Навыки, связанные с умением регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями. К ним относятся, соблюдение правил игры, поведение в том случае, если ты проиграл (не сердись, не обижайся, поздравь противника, ответь, когда другой издевается над тобой, подтрунивает, спроси, попроси помощи, если не знаешь, как поступить, прекрати игру, занятие вовремя).

Перечень навыков можно было бы продолжить, но нам представляется важным обратить внимание на тот момент, что воспитатель может помочь ребенку самостоятельно овладеть навыками планирования свободного времени, что облегчит во многом умение быть занятым в свободное время, а не бездельничать.

Наблюдая за тем, что делает ребенок самостоятельно или в игре, воспитатель может задавать вопросы, направленные как на осознание того, что он делает, так и на свое состояние. Вопросы могут остановить непрерывный поток спонтанных действий ребенка. Если ребенок не ответил или ему трудно найти правильный ответ, воспитатель может подсказать ему (Ты обиделся? Тебе не нравится так играть? Ты играешь в продавца? Тебе нужен помощник? И т.д.)

Вопросы взрослого должны устанавливать цепочку действий ребенка (прошлое, настоящее и будущее). Например: «Что ты хочешь слепить? Что тебе понадобится для этого. Что нужно сделать сначала, а что потом?» и т.д. Можно повторить последовательность вместе с ребенком, можно предложить ему одному предложить повторить ему одному и т.д. Показателем того, что ребенок знает, что и как делать, будет служить его речь, особенно это характерно для дошкольников и для детей, у которых наблюдается задержка речи, он начнет проговаривать вслух, комментировать свои действия.

Научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Воспитателю необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили? Ты огорчился, что у тебя забрали игрушку?». Таким образом, можно открывать ребенку переживания других детей, особенно в конфликтных ситуациях («Как ты думаешь, а Коле приятно, когда ты забрал машину? Вове нравится, когда его хвалят? и т.д.).

Воспитатель должен помнить о том, что ребенку нужно предоставлять выбор тех занятий, игр, которыми он может заниматься. Это дает возможность принять самостоятельное решение, обосновать свой выбор. Задача воспитателя – своими вопросами помочь ребенку осознать свои действия, поддержать их, сделать целенаправленными. После самостоятельной, свободной деятельности или игры воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, предлагая ему рассказать, во что он играл или что делал, что все делали, что больше всего понравилось. Каждый вечер желательно устраивать беседы о том, как прошел день. Начинать воспоминания можно с того, чем занимались утром, где проводили прогулку и что делали, как были заняты в свободное время. Необходимо обратить внимание на то, что веселого происходило сегодня, что было смешным, кого что-то огорчило, кто плакал, почему. При планировании следующего дня или приближающегося события важно раскрыть его привлекательность, увлечь им детей, заставить с нетерпением ожидать его. Эти особенности могут быть учтены при работе с детьми разных возрастов.

Третий этап – проведение реабилитационных программ. На основании составленной индивидуальной программы работы с каждым ребенком необходимо продумать его реабилитацию. Например, медицинскую реабилитацию, которая заключается в ряде оздоровительных мероприятий, которые необходимо провести для поддержания здоровья ребенка: лечение ребенка, витаминизация и т.д.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Психологическая реабилитация – проведение ряда занятий по развитию возможности детей, развитию их психики, снятию тревоги, напряжения, беспокойства, работа с детьми, испытавшими разного вида насилие (физическое, психическое, сексуальное).

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что

 – цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

 – они должны быть реалистичны и соотносимы с продолжительностью коррекционной работы;

 – цели коррекции должны быть привлекательными и оптимистичными, вызывающими желание и стремление у подростка их достигнуть;

 – наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом детей и подростков.

Организация коррекционной деятельности в условиях оздоровительного лагеря имеет свои особенности по сравнению с другими институтами воспитания, реализующими данный вид деятельности.

Задачи коррекционной работы в условиях оздоровительного лагеря:

– формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («Что хорошо, а что плохо»);

– формирование позитивной самооценки («Я – особенный»), чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;

– формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;

– тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций (ролевые тренинги: правильные решения как основа успеха);

– накопление знаний факторов и ситуаций риска; правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска; приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет»);

– закрепление навыков конструктивного и позитивного (содержательного и эффективного) общения между собой и с взрослыми;

– формирование адекватных представлений о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение; управление чувствами, преодоление «стрессов».

Рекомендуются основные методы работы:

1.  Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у детей и подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли детей на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств.

2. Главный результат этого уровня воспитания – возникновение у воспитанников установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.

3.  Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание ребенка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, «взрыв», режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия детей и подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действий, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.

4. Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у детей и подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у детей необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются, прежде всего, такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).

5. Главный результат этого метода – дальнейшее совершенствование социальных качеств личности детей и подростков.

6.  Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и осуществления его подростками. Приемы педагога становятся здесь в большей степени приемами самих детей. Воспитывающая деятельность приобретает характер самостоятельной деятельности. Его задача – помочь воспитанникам закрепить организаторские умения – осуществляется также и приемами, которые прежде им использовались. Но характерны для данного метода такие приемы педагогического воздействия, как авторитет, воспитывающая ситуация и др.

Во всех рассмотренных выше методах воспитания и коррекции один и тот же прием может применяться и видоизменяться в зависимости от рода деятельности, возраста, социального опыта детей и подростков.

К проведению разного вида реабилитационных программ необходимо подготовить воспитателей, вожатых, психологов, социальных педагогов, которые работают в данном ДОЛ в виде чтения лекций, проведения семинаров, тренингов, практических занятий и т.д.

 Необходимо уделить особое внимание специальной подготовке воспитателей, например, умение снять тревогу, агрессию у детей, научить детей справляться со своими эмоциями, поднять свое настроение, если грустно и т.д.

Особую трудность представляют чрезвычайные случаи, когда дети совершают серьезные проступки, тогда коллектив ДОЛ обсуждает проступок ребенка, продумывает, какие эффективные меры можно применить к данному ребенку, и только после этого руководитель ДОЛ разбирается с ребенком. Нежелательны случаи коллективного обсуждения поступка, но меры, которые приняты к ребенку, дети должны знать.

                                                                                                             


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.