Финансовый контроль, его место в управлении финансами, цель и задачи. Принципы финансового контроля. Виды финансового контроля, их классификация. Методы финансового контроля. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Финансовый контроль, его место в управлении финансами, цель и задачи. Принципы финансового контроля. Виды финансового контроля, их классификация. Методы финансового контроля.

2022-09-11 31
Финансовый контроль, его место в управлении финансами, цель и задачи. Принципы финансового контроля. Виды финансового контроля, их классификация. Методы финансового контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.

Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач.

Основными задачами финансового контроля являются:

– обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых

интересов всех субъектов финансовой системы;

– создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях

финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их

использования;

– обеспечение результативности финансовой политики государства;

– предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов.

К основным принципам финансового контроля относится следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.

Принцип законности предусматривает: наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами; осуществление субъектами контроля своих функций в строгом соответствии с установленными нормами права; обязательное выполнение решений, принятых органами контроля по его результатам. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством и обеспечивается процедурами избрания (назначения) и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов, их юридической защищенностью и уровнем материального обеспечения. Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля); обосно-ванность выводов, сделанных по результатам контрольных мероприятий (выводы должны быть подтверждены документально на основании качественной информации). Принцип гласности предполагает: соблюдение установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны; использование материалов (документов) в строгом соответствии с установленными требованиями в части ограничения доступа к информации. Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля, то есть, опубликование или передачу в установлен-ном законом порядке информации о деятельности органа финансового контроля средствам массовой информации. Принцип ответственности предполагает: добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям, соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контроля, понимание своей ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и др.

Принцип разграничения функций и полномочий предполагает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает: единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных контрольных мероприятий, четкое разграничение функций органов финансового контроля, определение направлений их взаимодействия.

Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контроль проводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетныхим территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль,

внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Под достоверностью понимают степень точности данных от-четности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный и инициативный аудит.

Внутрихозяйственный контроль – это внутренний контроль, осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Под общественным контролем понимают: в широком смысле – контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необхо-

димые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка – это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как: административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности. Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективностьформирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить

эффективность деятельности контрольных органов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.