Система уроков по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Система уроков по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью

2022-09-11 41
Система уроков по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ специальной литературы показывает, что только отдельными методистами [3; 11; 18] раскрывается подходы к формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В частности, они рекомендуют придерживаться определенной системы в работе по формированию у школьников данной категории знаний о позвоночных, которая включает.

1. Общие признаки. Среда и места обитания. Образ жизни.

2. Особенности внешнего строения.

3. Внутреннее строение.

4. Размножение и развитие.

5. Краткий обзор млекопитающих по мелким группам.

6. Значение. Охрана животных.

Особенности изучения внешнего строения позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Выяснение опорных представлений и знаний школьников. Дедуктивное изучение каждой группы позвоночных животных. Проведение постоянной и кропотливой работы по выделению и усвоению школьниками общих для них существенных признаков. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы, демонстрацией иллюстративных и натуральных пособий. Выяснение особенностей внешнего строения позвоночных, связанных со средами обитания. Соблюдение определенной последовательности морфологического описания животных. Форма и покровы тела. Отделы тела: голова, шея, туловище; конечности (передние и задние); хвост. Органы, расположенные на отделах тела. Проведение частично-поисковой лабораторной работы морфологического содержания. Систематические наблюдения за животными в природе. Демонстрация натуральных объектов и объемных пособий. Работа с иллюстративным и текстовым материалом учебной книги. Построение совместных высказываний по несложным опорным схемам. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Использование дидактических игр и занимательных упражнений. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Особенности изучения внутреннего строения позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Уточнение представлений и знаний школьников. Последовательность рассмотрения анатомического строения животных: скелет, мышцы, органы пищеварения и дыхания, кровеносная и нервная системы. Постоянная и кропотливая работа по выяснению приспособительных признаков к средам обитания во внутреннем строении. Подчеркивание его усложнения по мере рассмотрения групп позвоночных животных. Доминирование объяснения учителя в сочетании с элементами беседы. Использование натуральных объектов, коллекций и влажных препаратов. Демонстрация моделей, учебных таблиц. Применение раздаточного и иллюстративного материала. Выполнение простейших зарисовок. Создание проблемных ситуаций. Построение аналитических схем. Кропотливая работа со специальными терминами. Объяснительное чтение научно-познавательных статей учебной книги. Приемы работы в тетрадях на печатной основе. Использование занимательного и хрестоматийного материала.

Особенности изучения размножения и развития позвоночных животных. Проведение вводной беседы. Выявление запаса представлений и знаний школьников. Рассказ (объяснение) учителя в сочетании с элементами беседы. Проведение частично-поисковой лабораторной работы. Выяснение строения яйца птицы. Предъявление классу алгоритма выполнения работы. Демонстрация таблиц. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Построение динамических схем развития позвоночных животных: рыб, земноводных. Разнообразие приемов работы с ними. Применение раздаточного и дидактического материала. Объяснительное чтение научно-познавательных статей учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Привлечение дидактических игр и занимательных упражнений.

Краткий обзор млекопитающих по более мелким группам. Проведение кропотливой работы по усвоению учащимися характерных признаков изучаемых групп животных. Преобладание рассказа учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация фрагментов кинофильма. Использование картин, иллюстраций и рисунков учебника. Простейшие зарисовки на доске. Построение совместных высказываний с опорой на несложные схемы. Выполнение разнообразных заданий: распознавание, различение, классификацию, описание животных и др. Выборочное чтение научно-познавательных статей учебной книги. Приемы работ в тетрадях на печатной основе. Привлечение хрестоматийной и занимательной литературы.

Особенности изучения отдельных представителей мелких групп млекопитающих. Проведение вводной беседы. Уточнение у школьников представлений и знаний. Доминирование беседы в сочетании с рассказом учителя. Использование плана при рассмотрении диких животных: среда обитания, образ жизни, особенности внешнего строения, размножение и развитие, значение, охрана. Постоянная опора на план в процессе изучению домашних животных: происхождение, внешнее строение, особенности питания, значение, породы, содержание. Организация систематических наблюдений за животными. Привлечение краеведческих сведений. Демонстрация натуральных и иллюстративных пособий. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Изучение в сравнительно-сопоставительном плане. Элементы проблемности. Подведение учащихся к пониманию причинно-следственных связей. Формирование прикладных (зоотехнических) умений. Составление и чтение цепей питания. Построение совместных высказываний с опорой на простейшие схемы. Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Применение дидактических игр и занимательных упражнений. Привлечение детской научно-популярной литературы.

Таким образом, основываясь на изложенном выше можно сделать следующие выводы о том, что в процессе формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью должны быть:

1. Опора на имеющиеся у школьников представления и знания.

2. Дедуктивный способ изучению позвоночных животных.

3. Исключение из программы систематических категорий: специальных терминов, обозначающих группы животных (тип, класс, отряд и др.) при сохранении их названий (рыбы, земноводные и др.).

4. Соблюдение определенной последовательности описания внешнего строения животных.

5. Рассмотрение внутреннего строения позвоночных с обязательным подчеркиванием усложнения организмов.

6. Выяснение приспособительных признаков (морфологических, анатомических, физиологических) живых объектов к различным средам обитания.

7. Рассмотрение животных одной группы (разных групп) в сравнительно-сопоставительном плане.

8. Применение разнообразных наглядных пособий: натуральных (живых и неживых), изобразительных (объемных и плоскостных), символических.

9. Организация систематических наблюдений школьников за живыми организмами. Предоставление тщательно разработанных планов наблюдений за ними. Обучение школьников приемам фиксации результатов наблюдений. Регулярное их использование на уроках.

10. Кропотливая работа над специальными терминами.

11. Разнообразие приемов работы по подведению учащихся к раскрытию причинно-следственных связей.

12. Использование занимательных заданий и игровых ситуаций.

13. Привлечение детской научно-популярной литературы. Комплексное

 

 

2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью

 

Основываясь на данных, полученных в процессе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературе по теме курсового исследования нами были разработан урок по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (на примере группы пресмыкающихся).

Тема урока: Ящерицы, черепахи

Цели:

- образовательные: уточнить внешний вид, особенностями строения тела, образ жизни ящерицы и черепахи.

- коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать и обобщать информацию; стимулировать развитию зрительного внимания; обогащать словарный запас.

- воспитательные: показать необходимость охраны пресмыкающихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация «Пресмыкающиеся» «Ящерица. Черепаха», разрезные картинки на каждого ребенка, карточки с надписями, таблица по теме «Пресмыкающиеся».

Ведущие методы обучения:

Ø рассказ с элементами беседы;

Ø объяснение;

Ø лабораторная работа;

Ø работа с учебными пособиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Вы, готовы? Все в порядке!

— Посмотрите друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок? (с хорошим, с радостным)

— Наши глаза смотрят и всё … (видят), уши слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

 

II. Повторение раннее изученной темы.

— Давайте внимательно рассмотрим картинки, вспомним их название и общие признаки.

На доске картинки: ящерица, змея, черепаха, крокодил.

— По суше эти животные передвигаются ползком. При движении их тело смыкается с поверхностью земли. Отсюда и название этой группы животных — пресмыкающиеся.

— Их тело состоит из головы, подвижной шеи, туловища. Две пары ног у ящериц, черепах, крокодила расположены по бокам туловища. Змеи — безногие животные. Пресмыкающиеся дышат лёгкими. Они имеют трёхкамерное сердце с неполной перегородкой.

— А теперь задание для всех: нужно собрать пресмыкающихся.

Школьники получают разрезанные на несколько частей картинки пресмыкающихся, складывают их и называют.

— Проверим, как ребята справились.

— Молодцы!

 

III. Подведение к теме урока.

— Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром пресмыкающихся. Познакомимся с несколькими животными, раскроем их характерные признаки, узнаем о роли этих пресмыкающихся в природе.

— Отгадав загадку, вы определите, с какого позвоночного животного мы начнем изучение нового материала.

Она в траве мелькает,

Хвостом своим виляет.

Если хвост оборвёт —

Себе другой наживёт (Ящерица).

На экране появляется картинки ящерицы.

 

IV. Объяснение нового материала.

Рассказ с элементами беседы.

— Посмотрите, какая она красивая, а какого же цвета ящерица? Правильно зеленого, посмотрите из каких частей она состоит: удлинённая голова, овальное туловище, длинный хвост, четыре лапы. Ящерица очень быстро бегает.

— Несмотря на то, что ящерица очень быстрая, змея или птица легко смогут догнать её и схватить за хвост. Тогда она сбрасывает свой хвост, и убегает. Сброшенный хвост извивается, отвлекая внимание того, кто схватил. В это время ящерица убегает. Через какое-то время у нее снова вырастает новый красивый хвост. Так она спасается от врагов.

— Зимой ящерицы спят, укрывшись в корнях старых деревьев, в сухой траве или под камнями, в пустых норках, гнилых пнях, а весной едва пригреет солнышко, ящерицы просыпаются и спешат обогреться после зимней стужи. Дело в том, что ящерицы относятся к хладнокровным животным т. е. температура их тела зависит от окружающих условий. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны.

— В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. Очень любят греться на солнышке, а когда согреются то начинают охотиться. Питаются они мелкими насекомыми, моллюсками, пауками, червями. Крупные ящерицы нападают на других ящериц, мелких птиц, лягушек, змей, поедают яйца птиц и змей.

— На ящериц охотятся ежи, лисицы, птицы. Спасаться от них ящерице помогает хорошее зрение, слух, незаметная окраска тела, быстрые движения.

— На земном шаре обитает много видов ящериц (показ картинок разновидностей ящериц). Самая крупная ящерица на земле – Варан, длина тела достигает 3 метров. Интересной особенностью хамелеона является его способность менять окраску кожи.

 

V. Физкультминутка.

 

VI. Объяснение нового материала.

Рассказ с элементами беседы и демонстрацией натуральных объектов (слайды).

Этот зверь нас всех смешит,

Потому что не спеши,

Но куда спешить том,

Кто всегда в своем дому? (Черепаха)

— Что вы знаете дети о черепахах? (имеют панцирь, медленно ходят, живут и на суше и в воде).

— Черепахи отличаются от других пресмыкающихся хорошо развитым прочным панцирем. Он образуется из двух щитов: верхнего выпуклого и нижнего плоского.

— Эти щиты соединены друг с другом с боков, а спереди и сзади от мест соединения имеются большие щели. Из передней выставляется голова и передние конечности, из задней – задние конечности. Почти все водные черепахи – хищники, сухопутные – растительноядные.

Растут черепахи медленно, но принадлежат к числу долгожителей (до 150 лет). Есть черепахи-гиганты (суповая черепаха длиной до 1 м. вес — 450 кг. болотная черепаха — до 2 м и до 400 кг). Они являются объектами промысла.

Итак, ящерицы и черепахи – наземные позвоночные животные.

 

VII. Гимнастика для глаз.

 

VIII. Работа с учебником.

— Сейчас мы познакомимся с прыткой ящерицей. Прочитайте статью в учебнике на стр. 136.

— Посмотрите на экран. Я немного расскажу вам про эту ящерицу.

— Хотя ноги ящерицы короткие, она может быстро бегать, проворно ускользая от преследователей в свою норку или взбираясь на дерево, цепляясь за ветки длинными пальцами с коготками. Это послужило поводом для ее названия – прыткая. Время от времени ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык – орган осязания и вкуса. Ящерица языком ощупывает предметы.

— Тело ящерицы, покрытое чешуей, опирается на две пары ног. У самки окраска тела бурая с серыми пятнами. У самца бока зелёные. Такой цвет делает ящериц незаметными среди травы, сухих веток, камней. Глаза ящерицы прикрыты подвижными мигающими веками (складки кожи вокруг глаз).

— Живут ящерицы в норках, которые в летнюю погоду покидают утром и вечером, но не далее, чем на расстояние 10-20 м от норки. На зиму она впадает в спячку; может переносить замерзание и охлаждение тела до      -5°, -7°С, при этом все жизненные процессы животного значительно замедляются. Постепенное отогревание возвращает ящерицу к активной жизни.

— Питаются мухами, комарами, слизнями, а на юге – саранчой, гусеницами бабочек и жуков. На добычу она бросается с широко открытым ртом, хватает её зубами, разминает и проглатывает. В течение суток одна ящерица может уничтожить до 70 насекомых, вредителей растений. Поэтому ящерицы заслуживают охраны как очень полезные животные.

 

IX. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Заполнение таблицы.

— Нам нужно заполнить таблицу про ящерицу и черепаху. Я раздам вам карточки с их основными характеристиками. Найдите, у кого написан покров тела ящерицы. Поставь карточку на место.

Аналогично заполняются вся табличка.

 

Характеристики

Пресмыкающиеся

Ящерица прыткая Болотная черепаха Среда обитания На лесных опушках, солнечных пригорках На болотах, в прудах, озёрах со стоячей водой и пологими берегами Особенности строения тела У самки окраска тела бурая с серыми пятнами. У самца бока зелёные. Глаза ящерицы прикрыты подвижными мигающими веками Имеет прочный панцирь на туловище. Голова, шея и ноги панцирем не покрыты Особенности поведения Быстро бегает, залезает на пни, камни Хорошо плавает и ныряет Питание Питается мухами, комарами и другими насекомыми. Добычу она обнаруживает с помощью глаз и длинного раздвоенного языка Питается только в воде. Ловит моллюсков, червей, личинок стрекоз, комаров, водных жуков

 

Проверочная беседа.

— Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)

— Назовите пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица).

— Как их называют по-другому? (рептилии).

— Какого цвета ящерицы?

— Из каких частей состоит?

— Где живут ящерицы?

— Чем питаются?

— Какая главная особенность черепахи?

 

X. Подведение итогов урока и о ценка деятельности детей.

— Почему ящериц и черепах называют пресмыкающимися? (По суше эти животные передвигаются ползком. При движении их тело смыкается с поверхностью земли).

— Какие ящерицы и черепаха обитают в Республике Беларусь? (Ящерица прыткая, ящерица живородящая, веретеница, болотная черепаха).

— Вы все старались, все молодцы и умницы. Все ребята на уроке показали свои знания. Я надеюсь, что в будущем вы будете такими же внимательными и старательными.

XI. Домашнее задание.

1. Отвечать на вопросы в конце статьи учебника (стр. 137).

2. В тетрадях зарисовать схематично ящерицу или черепаху (по выбору). Подписать на рисунке части тела: голову, шею, туловище, хвост, ноги.

Руководствуясь данными, полученными в процессе анализа специальных литературных источников и разработки конспекта урока, нами сформулированы методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью:

1. При восприятии объекта учащимися важно привлечь к работе максимальное число анализаторов. В процессе восприятия натуральных объектов у учащихся создается представление о реальных размерах животного, его окраске, форме и т. п.

2. Сокращение до минимума вопросов (заданий) на воспроизведение усвоенного учебного материала. Включение их в содержание проверки только об одном представителе рассматриваемой группы животных (рыб на примере окуня, земноводных – на примере прудовой лягушки и др.).

3. Постепенное увеличение, по мере изучения других животных группы, вопросов (заданий), предусматривающих «умственное напряжение» школьников. В частности, на усвоение понятий (что такое среда обитания?), сравнение (чем окунь отличается от щуки?), доказательство (докажи, что треска хищная рыба), раскрытие причинно-следственных зависимостей (почему сова летает бесшумно?), классификацию (к какой более мелкой группе позвоночных относятся белка, бобр, нутрия?) и др.

4. Применение продуктивных проверочных заданий. Написание биологических диктантов на усвоение специальных терминов и понятий, сравнение, классификацию. Проведение биологических разминок разных видов. Выполнение тестовых заданий: закрытых, открытых, установление соответствия, правильной последовательности и др.

5. Варьирование вопросов (заданий), предполагающих «умственное напряжение» учащихся. Использование при проверке усвоения ими одного и того же понятия (например, взаимосвязи живого организма со средой обитания) сравнения (чем отличаются среды обитания лягушки и ящерицы?), обобщение (исключение лишнего с пояснениями: уж, гадюка, ящерица, морская черепаха), классификации (к какой группе животных относятся заяц, кролик?), доказательства (докажи, что орел хищная птица), установление причинно-следственных связей (почему пресмыкающиеся хорошо переносят жару?), овладение терминами (как называется личинка щелкуна?) и др.

6. Применение разнообразных заданий, выясняющих уровень сформированности у школьников умений (показ, называние, распознавание, различение, определение, описание, группировка и др.).

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании изучалась проблема формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В процессе анализа специальной психолого-педагогической и методической литературы нами выяснено следующее:

1. Объем биологических знаний учащихся данной категории значительно сужен, знания детей характеризуются беспорядочностью, изолированностью, статичностью.

2. У учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью имеются значительные сложности и специфические особенности усвоения биологического материала (главным образом морфологического и анатомического, а в некоторой степени, – физиологического).

3. Ученые разработали дидактические условия и методические приемы, содействующие преодолению трудностей по усвоению ими специальных терминов.

4. Дефектологи разработали методические условия, сориентированные на устранение просчетов в их овладении школьниками данной категории.

5.  Система изучения групп позвоночных животных включает:

— Общие признаки.

— Среда и места обитания.

— Образ жизни.

— Особенности внешнего строения.

— Внутреннее строение.

— Размножение и развитие.

— Краткий обзор млекопитающих по мелким группам.

— Значение. Охрана животных.

Руководствуясь данными, полученными в процессе анализа специальных литературных источников и разработки конспекта урока, нами сформулированы методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью:

1. При восприятии объекта учащимися важно привлечь к работе максимальное число анализаторов. В процессе восприятия натуральных объектов у учащихся создается представление о реальных размерах животного, его окраске, форме и т. п.

2. Сокращение до минимума вопросов (заданий) на воспроизведение усвоенного учебного материала. Включение их в содержание проверки только об одном представителе рассматриваемой группы животных (рыб на примере окуня, земноводных – на примере прудовой лягушки и др.).

3. Постепенное увеличение, по мере изучения других животных группы, вопросов (заданий), предусматривающих «умственное напряжение» школьников. В частности, на усвоение понятий (что такое среда обитания?), сравнение (чем окунь отличается от щуки?), доказательство (докажи, что треска хищная рыба), раскрытие причинно-следственных зависимостей (почему сова летает бесшумно?), классификацию (к какой более мелкой группе позвоночных относятся белка, бобр, нутрия?) и др.

4. Применение продуктивных проверочных заданий. Написание биологических диктантов на усвоение специальных терминов и понятий, сравнение, классификацию. Проведение биологических разминок разных видов. Выполнение тестовых заданий: закрытых, открытых, установление соответствия, правильной последовательности и др.

5. Варьирование вопросов (заданий), предполагающих «умственное напряжение» учащихся. Использование при проверке усвоения ими одного и того же понятия (например, взаимосвязи живого организма со средой обитания) сравнения (чем отличаются среды обитания лягушки и ящерицы?), обобщение (исключение лишнего с пояснениями: уж, гадюка, ящерица, морская черепаха), классификации (к какой группе животных относятся заяц, кролик?), доказательства (докажи, что орел хищная птица), установление причинно-следственных связей (почему пресмыкающиеся хорошо переносят жару?), овладение терминами (как называется личинка щелкуна?) и др.

6. Применение разнообразных заданий, выясняющих уровень сформированности у школьников умений (показ, называние, распознавание, различение, определение, описание, группировка и др.).

Данная работа освещает лишь часть проблемы, касающейся системы формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшей теоретической доработке и практической апробации.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биология [Электронный ресурс]: учеб. программа VII−X кл. 1-го отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения // Asabliva.by: сайт упр. спец. образования Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84903. – Дата доступа: 03.124.2019.

2. Гамаюнова, А. Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20–31.

3. Кабелка, И. В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод. пособие / И. В. Кабелка. – Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 180 с.

4. Кабелка, И. В. Приемы работы с терминами на уроках биологии во вспомогательной школе / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2011. –    № 3. – С. 11–16.

5. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2009. –   № 5. – С. 48–52.

6. Кабелка, И. В. Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. В. Кабелка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 24–29.

7. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22–29.

8. Ковалева, Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е. А. Ковалева // Дефектология. – 1969. – № 5. – C. 41–46.

9. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии / В. С. Конюшко,             С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 255 с.

10. Кручинина, С. С. Активные приемы работы на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева и др. – Минск: РИУУ, 1990. – 166 с.

11. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. – 102 с.

12. Кручинина, С. С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С. С. Кручинина,                    И. В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т. им. А.М. Горького, редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн.: МГПИ, 1985. – С. 56–60.

13. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе /                           С. С. Кручинина // Дэфекталогiя. – 1998. – № 1. – С. 20–25.

14. Леванович, О. А. Формирование знаний о растительном мире у детей с психической субнормальностью / О. А. Леванович // Дэфекталогiя. – 1995. – № 1. – С. 24–30.

15. Матвеева, П. В. Состояние представлений о животном мире у умственно отсталых школьников / П. В. Матвеева // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 28–32.

16. Полякова, А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников /    А. В. Полякова / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.

17. Серединская, О. Х. Биология. Животные: учеб. пособие для 8-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения / О. Х. Серединская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 272 с.

18. Серединская, О. Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О. Х. Серединская. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 182 с.

19. Серединская, О. Х. Тетрадь по биологии. Животные: учеб. пособие для 8-го кл. 1-го отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения / О. Х. Серединская. – Минск: Нар. асвета, 2004. – 80 с.

20. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок. – Киев: Рад. школа, 1977. – 86 с.

21. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е. Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева [и др.]; под ред.  Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.

22. Худенко, Е. Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / редколлегия:           М. Н. Перова (отв. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1984. – С. 77–82.

23. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / редкол.: М.Н. Перова (отв. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72–77.

24. Шарапова, И. А. Методика преподавания биологии: курс лекций / И. А. Шарапова, Ж. П. Чобот, И. Н. Гладкая, О. А. Дубовец. – Витебск: ВГУ, 2018. – 228 с.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.