Формирование знаний о позвоночных животных у учащихся — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формирование знаний о позвоночных животных у учащихся

2022-09-11 35
Формирование знаний о позвоночных животных у учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Курсовая работа

студентки 581217 группы

Допущена к защите                                                     заочной формы

получения образования

__________ Гуменюк

Заведующий кафедрой _______ ___________    Дарьи Витальевны

                                                      (подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___ от ____________2022 г.

 

Научный руководитель –

Защищена__________2021 г.                                   кандидат педагогических

с отметкой «_____________»                                  наук, доцент

____________ И.В. Кабелка

 

Минск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ                                                                                               5

1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с легкой

с интеллектуальной недостаточностью                                                 5

1.2 Особенности усвоения знаний учащимися с легкой

интеллектуальной недостаточностью                                                 10

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ                                                                            15

2.1 Система уроков по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью                                     15

2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью               17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                       23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   25

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Целью обучения учебному предмету «Биология» в VII-X классах первого отделения вспомогательной школы является формирование системы эмпирических знаний о живой природе во всем ее многообразии, умений прикладного характера, ориентированных на жизненные потребности учащихся, направленных на повышение их адаптивных возможностей, улучшение самостоятельной жизнедеятельности.

Проблема формирования знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью была в центре внимания многих дефектологов Е.А. Ковалева [8], С.С. Кручинина [11], Е.Н. Соломина [21], Е.Д. Худенко [23] и др. Процесс формирования знаний у школьников данной категории труден, что объясняется особенностями их познавательной деятельности. Тщательный анализ структуры биологических знаний вообще и знаний, приобретенных учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью в результате обучения, позволяет методически правильно организовать обучение биологии и преодолеть эти трудности.

На сегодняшний день достаточно полно раскрыты проблемы общей методики обучения биологии учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего такие, как система форм организации и методов обучения, а также и самого процесса формирования знаний у школьников данной категории. В тоже время большинство из частных методических проблем не были предметом специального изучения. Одной из них является проблема, связанная с формированием знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Тем более, что последней учебной программой по биологии (2017 г.) расширены рамки изучения данных животных в первом отделении вспомогательной школы.

Важность данной проблемы для практики обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью и недостаточная изученность данного вопроса определяют актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и раскрыть процесс формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии.

Объект исследования – знания о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования – процесс формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии.

Задачи исследования:

1. Выяснить общие подходы к формированию знаний у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью,

2. Выявить особенности усвоения знаний учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью,

3. Раскрыть систему работы по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью,

4. Разработать методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных многообразии живых организмов у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии.

Методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация полученных данных.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 


 

Ведущие методы обучения:

Ø рассказ с элементами беседы;

Ø объяснение;

Ø лабораторная работа;

Ø работа с учебными пособиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Вы, готовы? Все в порядке!

— Посмотрите друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок? (с хорошим, с радостным)

— Наши глаза смотрят и всё … (видят), уши слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

 

II. Повторение раннее изученной темы.

— Давайте внимательно рассмотрим картинки, вспомним их название и общие признаки.

На доске картинки: ящерица, змея, черепаха, крокодил.

— По суше эти животные передвигаются ползком. При движении их тело смыкается с поверхностью земли. Отсюда и название этой группы животных — пресмыкающиеся.

— Их тело состоит из головы, подвижной шеи, туловища. Две пары ног у ящериц, черепах, крокодила расположены по бокам туловища. Змеи — безногие животные. Пресмыкающиеся дышат лёгкими. Они имеют трёхкамерное сердце с неполной перегородкой.

— А теперь задание для всех: нужно собрать пресмыкающихся.

Школьники получают разрезанные на несколько частей картинки пресмыкающихся, складывают их и называют.

— Проверим, как ребята справились.

— Молодцы!

 

III. Подведение к теме урока.

— Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром пресмыкающихся. Познакомимся с несколькими животными, раскроем их характерные признаки, узнаем о роли этих пресмыкающихся в природе.

— Отгадав загадку, вы определите, с какого позвоночного животного мы начнем изучение нового материала.

Она в траве мелькает,

Хвостом своим виляет.

Если хвост оборвёт —

Себе другой наживёт (Ящерица).

На экране появляется картинки ящерицы.

 

IV. Объяснение нового материала.

Рассказ с элементами беседы.

— Посмотрите, какая она красивая, а какого же цвета ящерица? Правильно зеленого, посмотрите из каких частей она состоит: удлинённая голова, овальное туловище, длинный хвост, четыре лапы. Ящерица очень быстро бегает.

— Несмотря на то, что ящерица очень быстрая, змея или птица легко смогут догнать её и схватить за хвост. Тогда она сбрасывает свой хвост, и убегает. Сброшенный хвост извивается, отвлекая внимание того, кто схватил. В это время ящерица убегает. Через какое-то время у нее снова вырастает новый красивый хвост. Так она спасается от врагов.

— Зимой ящерицы спят, укрывшись в корнях старых деревьев, в сухой траве или под камнями, в пустых норках, гнилых пнях, а весной едва пригреет солнышко, ящерицы просыпаются и спешат обогреться после зимней стужи. Дело в том, что ящерицы относятся к хладнокровным животным т. е. температура их тела зависит от окружающих условий. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны.

— В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. Очень любят греться на солнышке, а когда согреются то начинают охотиться. Питаются они мелкими насекомыми, моллюсками, пауками, червями. Крупные ящерицы нападают на других ящериц, мелких птиц, лягушек, змей, поедают яйца птиц и змей.

— На ящериц охотятся ежи, лисицы, птицы. Спасаться от них ящерице помогает хорошее зрение, слух, незаметная окраска тела, быстрые движения.

— На земном шаре обитает много видов ящериц (показ картинок разновидностей ящериц). Самая крупная ящерица на земле – Варан, длина тела достигает 3 метров. Интересной особенностью хамелеона является его способность менять окраску кожи.

 

V. Физкультминутка.

 

VI. Объяснение нового материала.

Рассказ с элементами беседы и демонстрацией натуральных объектов (слайды).

Этот зверь нас всех смешит,

Потому что не спеши,

Но куда спешить том,

Кто всегда в своем дому? (Черепаха)

— Что вы знаете дети о черепахах? (имеют панцирь, медленно ходят, живут и на суше и в воде).

— Черепахи отличаются от других пресмыкающихся хорошо развитым прочным панцирем. Он образуется из двух щитов: верхнего выпуклого и нижнего плоского.

— Эти щиты соединены друг с другом с боков, а спереди и сзади от мест соединения имеются большие щели. Из передней выставляется голова и передние конечности, из задней – задние конечности. Почти все водные черепахи – хищники, сухопутные – растительноядные.

Растут черепахи медленно, но принадлежат к числу долгожителей (до 150 лет). Есть черепахи-гиганты (суповая черепаха длиной до 1 м. вес — 450 кг. болотная черепаха — до 2 м и до 400 кг). Они являются объектами промысла.

Итак, ящерицы и черепахи – наземные позвоночные животные.

 

VII. Гимнастика для глаз.

 

VIII. Работа с учебником.

— Сейчас мы познакомимся с прыткой ящерицей. Прочитайте статью в учебнике на стр. 136.

— Посмотрите на экран. Я немного расскажу вам про эту ящерицу.

— Хотя ноги ящерицы короткие, она может быстро бегать, проворно ускользая от преследователей в свою норку или взбираясь на дерево, цепляясь за ветки длинными пальцами с коготками. Это послужило поводом для ее названия – прыткая. Время от времени ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык – орган осязания и вкуса. Ящерица языком ощупывает предметы.

— Тело ящерицы, покрытое чешуей, опирается на две пары ног. У самки окраска тела бурая с серыми пятнами. У самца бока зелёные. Такой цвет делает ящериц незаметными среди травы, сухих веток, камней. Глаза ящерицы прикрыты подвижными мигающими веками (складки кожи вокруг глаз).

— Живут ящерицы в норках, которые в летнюю погоду покидают утром и вечером, но не далее, чем на расстояние 10-20 м от норки. На зиму она впадает в спячку; может переносить замерзание и охлаждение тела до      -5°, -7°С, при этом все жизненные процессы животного значительно замедляются. Постепенное отогревание возвращает ящерицу к активной жизни.

— Питаются мухами, комарами, слизнями, а на юге – саранчой, гусеницами бабочек и жуков. На добычу она бросается с широко открытым ртом, хватает её зубами, разминает и проглатывает. В течение суток одна ящерица может уничтожить до 70 насекомых, вредителей растений. Поэтому ящерицы заслуживают охраны как очень полезные животные.

 

IX. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Заполнение таблицы.

— Нам нужно заполнить таблицу про ящерицу и черепаху. Я раздам вам карточки с их основными характеристиками. Найдите, у кого написан покров тела ящерицы. Поставь карточку на место.

Аналогично заполняются вся табличка.

 

Характеристики

Пресмыкающиеся

Ящерица прыткая Болотная черепаха Среда обитания На лесных опушках, солнечных пригорках На болотах, в прудах, озёрах со стоячей водой и пологими берегами Особенности строения тела У самки окраска тела бурая с серыми пятнами. У самца бока зелёные. Глаза ящерицы прикрыты подвижными мигающими веками Имеет прочный панцирь на туловище. Голова, шея и ноги панцирем не покрыты Особенности поведения Быстро бегает, залезает на пни, камни Хорошо плавает и ныряет Питание Питается мухами, комарами и другими насекомыми. Добычу она обнаруживает с помощью глаз и длинного раздвоенного языка Питается только в воде. Ловит моллюсков, червей, личинок стрекоз, комаров, водных жуков

 

Проверочная беседа.

— Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)

— Назовите пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица).

— Как их называют по-другому? (рептилии).

— Какого цвета ящерицы?

— Из каких частей состоит?

— Где живут ящерицы?

— Чем питаются?

— Какая главная особенность черепахи?

 

X. Подведение итогов урока и о ценка деятельности детей.

— Почему ящериц и черепах называют пресмыкающимися? (По суше эти животные передвигаются ползком. При движении их тело смыкается с поверхностью земли).

— Какие ящерицы и черепаха обитают в Республике Беларусь? (Ящерица прыткая, ящерица живородящая, веретеница, болотная черепаха).

— Вы все старались, все молодцы и умницы. Все ребята на уроке показали свои знания. Я надеюсь, что в будущем вы будете такими же внимательными и старательными.

XI. Домашнее задание.

1. Отвечать на вопросы в конце статьи учебника (стр. 137).

2. В тетрадях зарисовать схематично ящерицу или черепаху (по выбору). Подписать на рисунке части тела: голову, шею, туловище, хвост, ноги.

Руководствуясь данными, полученными в процессе анализа специальных литературных источников и разработки конспекта урока, нами сформулированы методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью:

1. При восприятии объекта учащимися важно привлечь к работе максимальное число анализаторов. В процессе восприятия натуральных объектов у учащихся создается представление о реальных размерах животного, его окраске, форме и т. п.

2. Сокращение до минимума вопросов (заданий) на воспроизведение усвоенного учебного материала. Включение их в содержание проверки только об одном представителе рассматриваемой группы животных (рыб на примере окуня, земноводных – на примере прудовой лягушки и др.).

3. Постепенное увеличение, по мере изучения других животных группы, вопросов (заданий), предусматривающих «умственное напряжение» школьников. В частности, на усвоение понятий (что такое среда обитания?), сравнение (чем окунь отличается от щуки?), доказательство (докажи, что треска хищная рыба), раскрытие причинно-следственных зависимостей (почему сова летает бесшумно?), классификацию (к какой более мелкой группе позвоночных относятся белка, бобр, нутрия?) и др.

4. Применение продуктивных проверочных заданий. Написание биологических диктантов на усвоение специальных терминов и понятий, сравнение, классификацию. Проведение биологических разминок разных видов. Выполнение тестовых заданий: закрытых, открытых, установление соответствия, правильной последовательности и др.

5. Варьирование вопросов (заданий), предполагающих «умственное напряжение» учащихся. Использование при проверке усвоения ими одного и того же понятия (например, взаимосвязи живого организма со средой обитания) сравнения (чем отличаются среды обитания лягушки и ящерицы?), обобщение (исключение лишнего с пояснениями: уж, гадюка, ящерица, морская черепаха), классификации (к какой группе животных относятся заяц, кролик?), доказательства (докажи, что орел хищная птица), установление причинно-следственных связей (почему пресмыкающиеся хорошо переносят жару?), овладение терминами (как называется личинка щелкуна?) и др.

6. Применение разнообразных заданий, выясняющих уровень сформированности у школьников умений (показ, называние, распознавание, различение, определение, описание, группировка и др.).

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании изучалась проблема формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В процессе анализа специальной психолого-педагогической и методической литературы нами выяснено следующее:

1. Объем биологических знаний учащихся данной категории значительно сужен, знания детей характеризуются беспорядочностью, изолированностью, статичностью.

2. У учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью имеются значительные сложности и специфические особенности усвоения биологического материала (главным образом морфологического и анатомического, а в некоторой степени, – физиологического).

3. Ученые разработали дидактические условия и методические приемы, содействующие преодолению трудностей по усвоению ими специальных терминов.

4. Дефектологи разработали методические условия, сориентированные на устранение просчетов в их овладении школьниками данной категории.

5.  Система изучения групп позвоночных животных включает:

— Общие признаки.

— Среда и места обитания.

— Образ жизни.

— Особенности внешнего строения.

— Внутреннее строение.

— Размножение и развитие.

— Краткий обзор млекопитающих по мелким группам.

— Значение. Охрана животных.

Руководствуясь данными, полученными в процессе анализа специальных литературных источников и разработки конспекта урока, нами сформулированы методические рекомендации по формированию знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью:

1. При восприятии объекта учащимися важно привлечь к работе максимальное число анализаторов. В процессе восприятия натуральных объектов у учащихся создается представление о реальных размерах животного, его окраске, форме и т. п.

2. Сокращение до минимума вопросов (заданий) на воспроизведение усвоенного учебного материала. Включение их в содержание проверки только об одном представителе рассматриваемой группы животных (рыб на примере окуня, земноводных – на примере прудовой лягушки и др.).

3. Постепенное увеличение, по мере изучения других животных группы, вопросов (заданий), предусматривающих «умственное напряжение» школьников. В частности, на усвоение понятий (что такое среда обитания?), сравнение (чем окунь отличается от щуки?), доказательство (докажи, что треска хищная рыба), раскрытие причинно-следственных зависимостей (почему сова летает бесшумно?), классификацию (к какой более мелкой группе позвоночных относятся белка, бобр, нутрия?) и др.

4. Применение продуктивных проверочных заданий. Написание биологических диктантов на усвоение специальных терминов и понятий, сравнение, классификацию. Проведение биологических разминок разных видов. Выполнение тестовых заданий: закрытых, открытых, установление соответствия, правильной последовательности и др.

5. Варьирование вопросов (заданий), предполагающих «умственное напряжение» учащихся. Использование при проверке усвоения ими одного и того же понятия (например, взаимосвязи живого организма со средой обитания) сравнения (чем отличаются среды обитания лягушки и ящерицы?), обобщение (исключение лишнего с пояснениями: уж, гадюка, ящерица, морская черепаха), классификации (к какой группе животных относятся заяц, кролик?), доказательства (докажи, что орел хищная птица), установление причинно-следственных связей (почему пресмыкающиеся хорошо переносят жару?), овладение терминами (как называется личинка щелкуна?) и др.

6. Применение разнообразных заданий, выясняющих уровень сформированности у школьников умений (показ, называние, распознавание, различение, определение, описание, группировка и др.).

Данная работа освещает лишь часть проблемы, касающейся системы формирования знаний о позвоночных животных у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшей теоретической доработке и практической апробации.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биология [Электронный ресурс]: учеб. программа VII−X кл. 1-го отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения // Asabliva.by: сайт упр. спец. образования Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84903. – Дата доступа: 03.124.2019.

2. Гамаюнова, А. Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20–31.

3. Кабелка, И. В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод. пособие / И. В. Кабелка. – Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 180 с.

4. Кабелка, И. В. Приемы работы с терминами на уроках биологии во вспомогательной школе / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2011. –    № 3. – С. 11–16.

5. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2009. –   № 5. – С. 48–52.

6. Кабелка, И. В. Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. В. Кабелка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 24–29.

7. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22–29.

8. Ковалева, Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е. А. Ковалева // Дефектология. – 1969. – № 5. – C. 41–46.

9. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии / В. С. Конюшко,             С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 255 с.

10. Кручинина, С. С. Активные приемы работы на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева и др. – Минск: РИУУ, 1990. – 166 с.

11. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. – 102 с.

12. Кручинина, С. С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С. С. Кручинина,                    И. В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т. им. А.М. Горького, редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн.: МГПИ, 1985. – С. 56–60.

13. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе /                           С. С. Кручинина // Дэфекталогiя. – 1998. – № 1. – С. 20–25.

14. Леванович, О. А. Формирование знаний о растительном мире у детей с психической субнормальностью / О. А. Леванович // Дэфекталогiя. – 1995. – № 1. – С. 24–30.

15. Матвеева, П. В. Состояние представлений о животном мире у умственно отсталых школьников / П. В. Матвеева // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 28–32.

16. Полякова, А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников /    А. В. Полякова / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.

17. Серединская, О. Х. Биология. Животные: учеб. пособие для 8-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения / О. Х. Серединская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 272 с.

18. Серединская, О. Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О. Х. Серединская. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 182 с.

19. Серединская, О. Х. Тетрадь по биологии. Животные: учеб. пособие для 8-го кл. 1-го отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения / О. Х. Серединская. – Минск: Нар. асвета, 2004. – 80 с.

20. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок. – Киев: Рад. школа, 1977. – 86 с.

21. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е. Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева [и др.]; под ред.  Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.

22. Худенко, Е. Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / редколлегия:           М. Н. Перова (отв. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1984. – С. 77–82.

23. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / редкол.: М.Н. Перова (отв. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72–77.

24. Шарапова, И. А. Методика преподавания биологии: курс лекций / И. А. Шарапова, Ж. П. Чобот, И. Н. Гладкая, О. А. Дубовец. – Витебск: ВГУ, 2018. – 228 с.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.