Миссионерство в социальном служении — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Миссионерство в социальном служении

2022-09-11 26
Миссионерство в социальном служении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современном церковном понимании принято считать, что евангельская проповедь – это дело священнослужителей и дипломированных миссионеров. Рядовой прихожанин боится уподобиться протестантским проповедникам, заговаривающим с людьми о Боге в людных местах. Думается, что этот страх больше указывает на недостаток любви к Богу и человеку, неумение свидетельствовать о своей вере открыто. Удерживает боязнь быть не правильно понятыми, обиженными, осмеянными … И вот тогда нужно задать себе вопрос «А не стыжусь ли я Христа? Почему боюсь говорить о Нем?». Это может быть полезно каждому для проверки искренности и глубины своей веры, и обнаружения своей теплохладности, отсутствия простоты, смирения, благодушия, открытости и любви.

Но во всяком доброделании надо себя преодолевать и даже ломать себя ради Христа. В этом и будет заключаться христианское служение и самопожертвование. Свидетельство о Христе словом в процессе добрых дел, вскроет многие таящиеся страсти, за личиной служения. Когда возникнет страх и смущение заговорить о Христе - значит, что на первом месте стоит мое Я и мною владеет гордость. Когда заговорит боязнь потерять авторитет и признание людей, быть ими непонятым и отвергнутым - обнаружится тщеславие. Если хотелось бы сказать о Христе, но одолевает стеснение и нежелание отождествлять себя с церковью - значит, что я стыжусь Его и отрекаюсь от своего звания. Но прежде всего – это будет говорить, о том, что мы не стремимся к сближению с Богом и пребыванию в единении с Ним.

Пусть для каждого, вставшего на путь церковного социального служения и добровольчества, слова «не суйтесь», помалкивайте, делайте свое дело молча, не выпячивайте свою веру и любовь к Богу, звучат странно и чуждо.

 Хочется привести слова из наставления сестрам преподобноисповедника Сергия (Серебрянского),  духовника Марфо-Мариинской обители милосердия. Он писал: «Сестра! Помни всегда ту цель, ради которой ты пошла на труд. Цель эта - показать настоящему обществу истинно христианскую жизнь так, как светилась она пред древним языческим обществом. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой; покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества; покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни сама смерть. Она эта сила, велика и вечна, как велик и вечен Христос». В другом месте говорится: «Счастливы люди, если они помнят о вечном своем назначении – Богоуподоблении, выражающемся главным образом в деятельной любви,- это основа Царствия Божия, которое, начинаясь на земле, в полной мере расцветет после общего воскресения. Вдвойне же счастливы те люди, которые не только сами стремятся к этой цели, но и самоотверженно трудятся для ближних, чтобы и них пробудить сознание необходимости жить только Богоподобно… Посему в каждом встречающемся тебе на пути жизни человеке   ищи прежде всего хорошее, остатки образа Божия…они есть несомненно, только часто – ах, как часто! – прикрыты густым слоем разврата, суеты. Не обижайся же на скверные выходки по отношению к тебе грешника, он больной, прости его, кротко обойдись с ним, постарайся пробудить в нем раскаяние и осознание своего подобия Богу. Не осуди его. Вообще, прими за непременное правило: снаружи никогда не раздражаться, не осуждать, внутренним же немедленным покаянием и непрестанною молитвой за согрешающего отгоняй от себя гнев и осуждение…» 8.   [ Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html[6][7]

.

В настоящее время эти наставления живы и действенны как для служащих сестер милосердия, церковных социальных добровольцев, так и для каждого христианина

Четвертое условие – добровольность.

 Церковное социальное служение и добровольчество – это христианский путь ко cпасению и, помимо общественно полезных дел, этот путь неразрывно связан с решением просветительских и миссионерских задач. Уважение свободной воли другого человека и права его выбора является необходимым условием церковного  социального служения.Духовно-просветительская работа не должна быть нацелена на обращение в другую веру или на демонстрацию превосходства одного мировоззрения над другим. Христос  всегда оставлял ученикам свободу выбора: они могли идти за Ним, а могли не идти. И это — принципиальный опыт вхождения в церковь. Речь не просто о свободе выбора, а о свободе доверия.Необходимо помнить, чточерез опыт доверия к конкретному человеку открывается доверие к Церкви.   Агрессивная проповедь о любви, духовности, Боге, порождает исключительно недоверие. Под влиянием принуждения невозможно принять веру, подобные действия ведут лишь к безверию, суеверию или лжеверию, такому состоянию, которое современная наука называет «слепой» верой1, но никак не подлинной, становящейся возможной исключительно путем доверия и открытости. Как отмечал В. Франкл, «Я должен сам принять решение "за" или "против". Религиозность связана с Я – либо ее нет совсем».. А в каждом Я «…есть прекрасное, и только наша греховность не позволяет нам видеть это.

Итак, подлинное служение несостоятельно без добровольно устанавливаемой внутренней меры, самодисциплины, самоконтроля, совестного суда. Служение, не имеющее надежного нравственного потенциала, обречено на превращение в произвол. Служение может быть основой нашей идентичности, смирять наши желания и поступки или, наоборот, усиливать их, тормозить нашу волю или направлять ее к деятельности.

Задача церковного служения пробудить и взрастить в себе любовь к человеку, направить его волю к добру и показать Любовь Бога.

Но прежде, мы должны заглянуть в свое сердце,  есть литам  любовь к Богу, или нет? Святитель Феофан Затворник советует это сделать так:

«Чтобы дать ответ на этот вопрос, войдем внутрь себя, осмотримся вокруг и поищем простых и близких ко всем признаков, по которым можно было бы безошибочно судить об этом. Кто кого любит, у того только и речей, что о своем любимом лице или предмете; с кем ни случилось ему сойтись, он или прямо начнет говорить о нем, или скоро сводит на него взаимный разговор. [8]

Так и тут: кто любит Бога, тот только о Нем охотно и беседует, только к Нему и клонит разговор свой, и когда начнет говорить о Нем, наговориться не может; ему там только и быть приятно, где ведут речь о Боге и о делах Его, а там, где толкуют о пятом, о десятом, — ему скука страшная.

Напротив, кто не любит Бога, тот не заговорит о Нем сам, да и тех чуждается, кто любит говорить о Нем. Другое дело, когда толкуют о делах житейских, торговых, судебных, военных, пожалуй, ученых, только не по-Божьему, там он свой человек, а где занимаются новостями, модами, сплетнями, пересудами да карточной игрой, то его оттуда не выманишь. Неистощим бывает такой человек, когда говорит о чем-либо пустом, суетном и мирском, а чуть только дело коснется Бога и спасения души, скажет неохотно два-три слова – и только, а то и просто промолчит. Ведь от избытка сердца уста говорят: чем полно сердце, о том и слов много.

Посмотрим же теперь и подумаем, в чем состоят наши беседы, и само собою откроется, есть ли в нас любовь к Богу, или нет.

Кто кого любит, тот охотно спешит туда, где надеется или встретить самого любимого и близкого к нему, или получить весть о нем, или напасть на что-либо, напоминающее о нем.

Так и тут: кто любит Господа, тот охотно спешит в храм Божий, где Господь являет особенное Свое присутствие, где верующие вступают в ближайшее общение с Божиими святыми, представляемыми очам их, и слышат о Нем слово. Кто любит Господа, тот ищет быть причастником Святых Таин, с напряжением силится пройти всю совокупность чинов и молитвословий церковных, ибо он обоняет в них след благоухания Христова, тому сладко и тепло в храме, как в доме отца своего, тот охотно спешит к началу службы и с некоторою горестью переступает порог церковный по окончании ее.

А кто не любит Господа, того не зазовешь в храм Божий. Когда другие идут туда, он или остается дома, или отправляется на прогулку, или спешит в театр и на званый вечер, а если и заходит в церковь, то неохотно, не к началу службы и не за тем, чтобы помолиться, а так, ради развлечения и свидания с знакомыми… Холодом обдает такого человека одна лишь мысль о церкви и о чем-либо церковном.

…Кто любит Господа, тот не отступает от помышления о Нем, и лишь только улучит свободную минуту, мысленно обращается к Нему и тепло, от сердца беседует с Ним. После законных занятий, требуемых или семейными делами, или службою, или ремеслом и промыслом, он не развлечений ищет, а спешит уединиться, чтобы побыть с своим Господом, предаться богомыслию, пораздумать о домостроительстве нашего спасения, о последней участи человека, об ожидающем каждого из нас мздовоздаяния и тому подобном или стать на молитву, или почитать какую-либо душеспасительную книгу и освежить свою голову содержащимися там истинами. А кто не любит Бога, тому оставаться одному – сущее мученье; после необходимых дел он спешит или в гости, или в театр, или в клуб, или куда-нибудь еще хуже этого. Если же нужда или болезнь заставят его остаться наедине, то что он делает? Ничего не делает: или мечтает о пустяках, или обдумывает какой-нибудь житейский проект, или читает какую-нибудь галиматью вроде романа…

Но не будем распространяться далее. И этих признаков достаточно для того, чтобы увидеть, есть ли в нас любовь к Господу, или нет, и тем или утешить себя, или озаботить душу свою» [9](https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

.Теперь мы видим, как вышеперечисленных условия предъявляют требования к церковному социальному служению и добровольчеству, так как в этих условиях заложен смысл деятельного преобразования человека в процессе церковного социального служения.

Литература  

 1.  Астэр И.В. Теоретические аспекты аксиологии церковного социального служения. Материалы научно-практической конференции, 23-25 ноября 2017 г. – СПб.: РХГА,2017.- 350 с. 2.Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций: автореф.дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2006. — С. 11–16.

3.Пантелеймон, еп. Четыре особенности церковного социального служения. Доклад на пленарном заседании Первой региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра милосердия». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=2608 (дата обращения – 17июля 2015г.)

4. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX, кн. 2. - СПб: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. - С. 779.

5.Свт. Никодим Святогорец «Невидимая брань»,1 гл. 

 6. Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

7. В.Р. Легойда: Задача Церкви — не допустить...

patriarchia.ru›db/text/4311736.html.

8. https://azbyka.ru/o-poslushanii

9. Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

10..Феофан Затворник «О любви к Богу» (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

 

 


[1] Пантелеймон, еп. Четыре особенности церковного социального служения. Доклад на пленарном заседании Первой региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра милосердия». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=2608 (дата обращения – 17июля 2015г.)

[2] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX, кн. 2. - СПб: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. - С. 779.

[3]   Астэр И.В. Теоретические аспекты аксиологии церковного социального служения.  Материалы научно-практической конференции, 23-25 ноября 2017 г. – СПб.: РХГА,2017.- 350 с.

https://azbyka.ru/o-poslushanii 

[5]

[6] https://azbyka.ru/o-poslushanii 

[7] Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

 

 

[8] (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

[9] (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.