Различие содержания и критериев оценки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Различие содержания и критериев оценки

2022-09-11 24
Различие содержания и критериев оценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различие подходов.

Социальная профессиональная деятельность, чаще всего использует адресный подход к клиенту, направленный на решение конкретных проблем и запросов. Непосредственное взаимодействие с клиентом, как с личностью, не входит в обязанности социального работника и полностью предоставлено его собственным предпочтениям. Церковный подход, прежде всего, архетипичен, а затем персонален.  Вначале, человека надо увидеть, как одного «братьев наших меньших», и принять его, как Самого Христа, взывающего о помощи, вернуть себе понимание, что светлый лик Его в этом человеке срыт под скорлупой человеческого греха. Персональный подход вторичен. И если не преодолеть первый рубеж, то церковный служащий или доброволец становится на один уровень с социальным работником учреждения.

Служение любви

Любовь, по слову святителя Иоанна Златоуста, «есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия".

Природный талант любви проявляется по- разному.

Сообразно женской природе, талант любви – это утешение, участие, ласковая забота, мудрое слово. Кроме того, он может быть явлен в устроении красоты и уюта вокруг себя, умении создавать радость общения, привносить в отношения доверие и искренность чувств. Женщинам дана особая творческая сила и чуткость в раскрытии нравственных понятий детям. Заблудшим в этом мире, она может нести просвещение духовными истинами и обучение исполнению заповедей Божиих.

 Для мужчины и юноши, Божественным даром служения любви ближним является принятие на себя заботы о материальном устроении быта и дела, техническая поддержка, создание условий для творчества и само творчество. Им вручено несение слова Божиего, отцовское предостережение и мудрый совет, братская защита от всякого рода насилия и зла. Поддержка и забота о плодотворном милосердном труде женщин.

Служение  совершенной любовью, заповедано нам Спасителем. «Любовью служите друг другу», «любовь ваша да будет совершенна», «будьте совершенны, как Отец Совершен есть» говорил Христос своим ученикам ().

 Итак, служение любовью  является вершиной совершенства в добродетелях и путем сближения с Богом. Свт. Никодим Святогорец в 1 главе своего труда «Невидимая брань» пишет: «самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним». Там же он перечисляет строгости, совершаемые подвижниками для стяжания добродетелей (пощение, бдение, коленопреклонения, выстаивание долгих служб, уединение и пр.),   которые являются лишь средствами самовоспитания, которые не приближают нас к Богу. Лишь «сердечное исповедание благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией; и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (1 Кор. 10, 31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему. Вот закон любви, начертанный перстом Самого Бога в сердцах верных рабов Его!» (Свт. Никодим Святогорец «Невидимая брань»,1 гл.)  

Для нас также важно помнить, что добрых дел не достаточно, чтобы достичь сближения с Богом, а значит и обретения высшей Христовой добродетели – Любви.

Таким образом, церковное социальное служение и добровольчество не являются самоцелью, а лишь средством стяжания добродетели любви и сближения с Богом. Боль и нужда другого человека направлена на то, чтобы размягчить сердце человека, приходящего на помощь и открыть ему путь сближения с Богом.

. Русская Православная Церковь рассматривает социальные проблемы общества сквозь призму духовной поврежденности человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Социальные болезни в той же мере следствие наших грехов, как и немощи физические. И рецепт их врачевания такой же — всели в себя Бога»  [ Святой праведный Иоанн Кронштадтский // Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.- [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/27].

Литература  

 1.  Астэр И.В. Теоретические аспекты аксиологии церковного социального служения. Материалы научно-практической конференции, 23-25 ноября 2017 г. – СПб.: РХГА,2017.- 350 с. 2.Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций: автореф.дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2006. — С. 11–16.

3.Пантелеймон, еп. Четыре особенности церковного социального служения. Доклад на пленарном заседании Первой региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра милосердия». [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=2608(дата обращения – 17июля 2015г.)

4. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX, кн. 2. - СПб: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. - С. 779.

5.Свт. Никодим Святогорец «Невидимая брань»,1 гл. 

 6. Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

7. В.Р. Легойда: Задача Церкви — не допустить...

patriarchia.ru›db/text/4311736.html.

8. https://azbyka.ru/o-poslushanii

9. Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

10..Феофан Затворник «О любви к Богу» (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

 

 


[1] Пантелеймон, еп. Четыре особенности церковного социального служения. Доклад на пленарном заседании Первой региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра милосердия». [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=2608(дата обращения – 17июля 2015г.)

[2] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX, кн. 2. - СПб: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. - С. 779.

[3]   Астэр И.В. Теоретические аспекты аксиологии церковного социального служения.  Материалы научно-практической конференции, 23-25 ноября 2017 г. – СПб.: РХГА,2017.- 350 с.

https://azbyka.ru/o-poslushanii 

[5]

[6] https://azbyka.ru/o-poslushanii 

[7] Наставления отца духовного сестрам Марфо-Мариинской...

stepenna.blogspot.com›2018/05/blog-post_3.html

 

 

[8] (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

[9] (https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/03/феофан-затворник-о-любви-к-богу/).

Различие подходов.

Социальная профессиональная деятельность, чаще всего использует адресный подход к клиенту, направленный на решение конкретных проблем и запросов. Непосредственное взаимодействие с клиентом, как с личностью, не входит в обязанности социального работника и полностью предоставлено его собственным предпочтениям. Церковный подход, прежде всего, архетипичен, а затем персонален.  Вначале, человека надо увидеть, как одного «братьев наших меньших», и принять его, как Самого Христа, взывающего о помощи, вернуть себе понимание, что светлый лик Его в этом человеке срыт под скорлупой человеческого греха. Персональный подход вторичен. И если не преодолеть первый рубеж, то церковный служащий или доброволец становится на один уровень с социальным работником учреждения.

Различие содержания и критериев оценки

 Критерием практической эффективности социальной профессиональной деятельности служит результат, как показатель общественной пользы.

Так как светская социальная работа преимущественно безличностна, перед ней не стоит задача практического сближения с личностью клиента, вхождение с ним в тесные межличностные взаимодействия, влияние на мировоззрение с целью изменять или скорректировать нарушенный порядок жизни. Поэтому принесенную общественную пользу можно измерить количеством оказанных услуг.

Церковное социальное служение и добровольчество личностны. Помимо общественной пользы, они стремятся привнести в общество духовное и нравственное благо. Главным критерием эффективности церковной социального служения и добровольчества является сам человек. Количественное измерение услуг – это сопутствующий показатель. Как изменился сам человек: тот, кому оказывается помощь и сам доброволец; как изменились их среда обитания, мировоззрение, ценности, мотивы, социальное и нравственное благополучие – вот критерии оценки, которые могу показывать эффективность церковного социального служения.

Церковное служение, основанное на христианских заповедях любви, объемлет все пространство взаимодействия и личность каждого участника, оно выходит за рамки должностного функционала социальной работы и проникает в сферы жизни души, предлагает ей по-новому думать, чувствовать, делать нравственный выбор и давать нравственную оценку поступков. Духовно-просветительская миссия заключается в раскрытии нравственных причин нарушения строя жизни, включая множественные последствия случившихся бед. Перед церковным социальным служением, в котором участвует доброволец, стоит задача помочь больным, претерпевшим лишения, утратившим социальное благополучие понять тайну страдания, научить принимать обстоятельства и самостоятельно идти по пути к исправлению сценария своей жизни. Церковная помощь – это проповедь любви и указание пути обретения мира души и помощи Божией. Практическая бытовая и социальная помощь – это важная часть служения. Ее качество, оперативность и надежность является частью фундамента, на котором будут выстраиваться взаимодействия, личностный контакт и доверие.

В социальной работе благополучатель является объектом деятельности. В церковной - благополучателями являются и дающие и получаюшие. Т.е., если церковное социальное служение и добровольчество основывается на христианских позициях служения, то и дающий и получающий вознаграждаются Богом одновременно.

 

   Для церковных людей нет других причин социальной активности, кроме проповеди христианской любви и обращения к пути спасения каждого человека, через научение его и словом, и особенно примером, основам христианской жизни. Деятельность же, совершаемая по мирским мотивам, не приводит к духовной пользе.

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон выдвинул четыре специфические характеристики, определяющие православное социальное служение:

1. «Служение любви». 2. Христианин сострадает, сочувствует, жертвует собой, помогая понять тайну страдания – «полюбить свою болезнь» больным. 3. Дела милосердия – общие совместные дела всех членов церкви. 4. Служение осуществляется в тайне, «не пиаром, а подвигом» [1]. Обращаясь к опыту христианской аскетики, владыка Пантелеймон указывает на необходимость любя помогать нуждающимся, поскольку через эту помощь мы сами отходим от греха, становимся чище, добрее, в конечном итоге, получаем гораздо больше, чем те, кому ее оказываем. Очевидно, что оба эти стремления, и проявление любви к Господу через милосердие, и желание деятельной любовью очиститься от греха, сливаются в единый мотив спасения человеческой души. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, чрезвычайно актуально звучат слова Иоанна Златоуста: «…в заповеди любви сокращенно вмещается весь состав заповедей, так как начало и конец добродетели есть любовь: она есть и корень, и необходимое условие, и совершенство добродетели»[2].

Указанные епископом Пантелеймоном особенности церковного социального служения, по сути, являются основополагающими правилами церковного социального добровольчества, ее ценностями.

Служение любви

Любовь, по слову святителя Иоанна Златоуста, «есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия".

Природный талант любви проявляется по- разному.

Сообразно женской природе, талант любви – это утешение, участие, ласковая забота, мудрое слово. Кроме того, он может быть явлен в устроении красоты и уюта вокруг себя, умении создавать радость общения, привносить в отношения доверие и искренность чувств. Женщинам дана особая творческая сила и чуткость в раскрытии нравственных понятий детям. Заблудшим в этом мире, она может нести просвещение духовными истинами и обучение исполнению заповедей Божиих.

 Для мужчины и юноши, Божественным даром служения любви ближним является принятие на себя заботы о материальном устроении быта и дела, техническая поддержка, создание условий для творчества и само творчество. Им вручено несение слова Божиего, отцовское предостережение и мудрый совет, братская защита от всякого рода насилия и зла. Поддержка и забота о плодотворном милосердном труде женщин.

Служение  совершенной любовью, заповедано нам Спасителем. «Любовью служите друг другу», «любовь ваша да будет совершенна», «будьте совершенны, как Отец Совершен есть» говорил Христос своим ученикам ().

 Итак, служение любовью  является вершиной совершенства в добродетелях и путем сближения с Богом. Свт. Никодим Святогорец в 1 главе своего труда «Невидимая брань» пишет: «самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним». Там же он перечисляет строгости, совершаемые подвижниками для стяжания добродетелей (пощение, бдение, коленопреклонения, выстаивание долгих служб, уединение и пр.),   которые являются лишь средствами самовоспитания, которые не приближают нас к Богу. Лишь «сердечное исповедание благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией; и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (1 Кор. 10, 31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему. Вот закон любви, начертанный перстом Самого Бога в сердцах верных рабов Его!» (Свт. Никодим Святогорец «Невидимая брань»,1 гл.)  

Для нас также важно помнить, что добрых дел не достаточно, чтобы достичь сближения с Богом, а значит и обретения высшей Христовой добродетели – Любви.

Таким образом, церковное социальное служение и добровольчество не являются самоцелью, а лишь средством стяжания добродетели любви и сближения с Богом. Боль и нужда другого человека направлена на то, чтобы размягчить сердце человека, приходящего на помощь и открыть ему путь сближения с Богом.

. Русская Православная Церковь рассматривает социальные проблемы общества сквозь призму духовной поврежденности человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Социальные болезни в той же мере следствие наших грехов, как и немощи физические. И рецепт их врачевания такой же — всели в себя Бога»  [ Святой праведный Иоанн Кронштадтский // Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.- [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/27].


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.