Тен ь со сны настолько темна, — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тен ь со сны настолько темна,

2022-09-11 25
Тен ь со сны настолько темна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нас кол ько яс но светит луна на небе.

Сентябрь 2005

 

Работать, чтобы жить - или жить, чтобы работать?

 

Как сидеть 9

 

(Взрослая практика - Часть 29)

Саваки роси советует нам "избегать сидеть, когда ты физически устал", но вопрос в том, почему мы чувствуем себя такими уставшими и утомлёнными на самом деле? Это снова касается вопроса нашего использования времени и нашего отношения к работе и отдыху. Это очень важная проблема, и я думаю, что она имеет большое отношение к нашей культурной среде.

В одной из своих книг Косё Утияма роси говорит, что, будучи школьником, его поразило английское предложение "Я не живу, чтобы работать. Я работаю, чтобы жить", которое он увидел в своём школьном учебнике. Кажется, что для него это было совершенно новым и неожиданным взглядом на жизнь, отличающимся от обычного японского. На самом деле многие иностранцы, как и японцы, соглашаются с тем, что в общем японцы похожи на муравьёв, которые скорее "живут, чтобы работать", чем "работают, чтобы жить". Я сам слышал много разговоров подобного рода, прежде чем приехал в Японию, и во время своего первого пребывания на меня произвели большое впечатление магазины, работающие круглосуточно, которые ты найдёшь в больших городах на каждом углу. В отличие от Германии, где запрещено открывать свой магазин после 6 вечера и по воскресеньям, а в католических областях многие магазины даже закрываются на обед с 12 до 2, эти магазины открыты 24 часа в сутки, круглый год. В то время, как в Европе в воскресенье город может быть таким же мёртвым как кладбище, в Японии нет таких вещей: по количеству машин на дорогах ты не смог бы определить рабочий сейчас день или же выходной. Японцы также знамениты тем, что они не берут отпуск, даже хотя у них есть на это право, и работают сверх нормы, не получая за это денег.

С другой стороны, я был довольно удивлён увидеть, что японцы совершенно не были теми "работающими муравьями", в отличие от того, что я слышал до этого. Они проводят много времени на работе, это так, но они не обязательно трудолюбивы. Иногда у меня даже создавалось впечатление, что они совсем ничего не делают. Например, у меня всегда уйдёт час на то, чтобы поменять туристический чек, хотя в банке нет других клиентов, и более полдюжины служащих сидят за столом, рассматривая свои ногти. Но кажется, что не только служащие в бюро убивают большую часть дня. В Японии стройплощадки часто переполнены людьми, но на самом деле работает только несколько человек. Другие просто стоят рядом и смотрят, чтобы "всё было в порядке", в то время как третьи сидят в тени и болтают, спят или читают бульварную газету. Только когда их босс посмотрит на них, то люди будут делать вид, что они чем-то заняты, но даже для неспециалиста очевидно, что на самом деле никто из них не чувствует себя ответственным за работу или как-то связан с ней. Не удивительно, что работы никогда не заканчиваются, даже хотя люди работают допоздна и берут только несколько дней отпуска в год. Одним словом, качество работы очень низкое, если сравнить его с количеством потраченного не неё времени. Это было также моим первым впечатлением о работе, которую мы делали в Антайдзи, когда я в первый раз пришёл сюда на 6 месяцев студентом в 1990 году (Я писал об этом опыте в "Туалетной бумажке" за январь 2004). Монахи работали много и долго, но совершенно неэффективно. Хотя забыть об эффективности и просто бросить своё тело в работу оказалось хорошей лекцией в практике Дзэн для такого ленивого интеллектуала как я, долгие часы неэффективной работы были одной из причин, почему многие монахи смотрели на дзадзэн и особенно на сэссин как на своего рода отпуск. Они сидели, будучи очень уставшими, и так как уменьшить количество работы было невозможно, то казалось, что они решили, что их нельзя винить за отдых во время этих часов, и засыпали.

Когда Саваки роси говорит нам "избегать сидеть, когда ты физически устал", означает ли это, что мы должны прекратить делать дзадзэн, когда не можем уменьшить количество работы, которую должны сделать? На самом деле я так не думаю. Хотя существуют границы нашей физической усталости, кажется, что большинство времени, когда мы чувствуем себя такими уставшими от работы, что не можем сидеть, имеет отношение к нашему отношению к работе и дзадзэн. Чувствуем ли мы, что проводим всю нашу жизнь как "рабы работы", не имея времени для самих себя? И даже хотя мы станем монахами, чтобы практиковать путь Будды - после жизни в монашеском окружении в течение нескольких лет, мы можем даже начать думать, что сам дзадзэн это не "наше время". Мы начнём жаловаться на то, что у нас нет времени, потому что мы сидим слишком много дзадзэн!

Существует одно выражение Дзэн, которое говорит, что "день без работы - это день без еды". Особенно в натуральном хозяйстве типа Антайдзи мы должны много работать, чтобы жить. Но как так получается, что в итоге мы чувствуем как будто бы просто "жили, чтобы работать"? И действительно ли это правда, что мы должны "работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать"? Я думаю, что именно это разделение между работой и жизнью, и отношение, которое ставит одно над другим, заставляет нас чувствовать себя такими уставшими. Разве не из-за того, что мы не понимаем работу как часть жизни, мы жалуемся на то, что устали и у нас нет времени? И японский подход, который, как кажется, оценивает работу выше всего, когда на самом деле люди просто долго работают, но ничего не сделано - и западный подход, где работу иногда понимают как "необходимое зло", чтобы скорее поддерживать нас при жизни, чем удовлетворять нашу жизнь самой работой, имеют свои ловушки. Оба подхода не видят единства жизни и работы. До тех пор, пока мы чувствуем, что время, которое проводим на работе, не "наше время", и думаем, что работа пожирает наши жизни, мы всегда будем чувствовать себя уставшими, вне зависимости от того, насколько сильно пытаемся восстановить наши силы и веселиться после пяти часов. Потому что мы не живём наши жизни только "после пяти" или на выходных. Мы живём не только в отпуске, когда лежим на пляже - мы живём прямо сейчас, и нашей практикой должно быть отношение, с которым мы живём этот настоящий момент.

Я хочу продолжить исследовать, почему мы чувствуем себя настолько порабощёнными нашей работой в следующем месяце.

(Продолжение следует... Дотё)

 

Прогнивший до костей


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.