Тема 5. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 5. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации.

2022-09-11 50
Тема 5. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль 2.

Тема 5. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации.

(ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК -4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3)

Вопросы для устного и письменного опроса

 

1. Понятие правового положения личности.

2. Характеристика принципов правового положения личности и особенности их конституционного закрепления.

3. Принцип равноправия.

4. Всеобщность и не отчуждаемость основных прав и свобод.

5. Гарантированность прав и свобод.

6. Сочетание общественных и личных интересов.

7. Обладание не только правами, но и обязанностями.

 

Письменные задания

Задание 1. Исключите ложное суждение. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина, а именно:
отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.
В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в юридическом признании категории «права человека», в провозглашении принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности, признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

Задание 2. Найдите ошибочное суждение. Нормы института прав и свобод человека и гражданина содержатся в системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся: ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на регистрацию по месту жительства в пределах Российской Федерации»; ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Задание 3. Используя законодательство РФ, проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), применяя следующие критерии:

- возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы);

- характеристика данного права (свободы) в международно-правовых актах, в Конституции РФ;

- субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид;

- пределы осуществления данного права (свободы);

- принципы и формы реализации;

- механизм гарантии права (свободы);

- способы охраны и защиты права (свободы);

- нормативно-правовые акты, регулирующие механизмы реализации данного права (свободы).

Задание 4. Наряду с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» действуют специализированные законы в области образования: Федеральные законы от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и др. Ознакомьтесь с содержанием данных Законов и определите, нарушают ли данные Законы конституционный принцип равенства всех перед законом и вытекающий из него принцип равного доступа к образованию.

 

Задачи

Задача 1.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. включает в содержание права каждого на справедливые и благоприятные условия труда: «а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: i) справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; й) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта» (ст. 7).

Задания

1. Определите соответствие российского законодательства требованиям Международного пакта.

 

Задача 2.

Наряду с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» действуют специализированные законы в области образования: Федеральные законы от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и др.

Задания

1. Ознакомьтесь с содержанием данных Законов.

2. Определите, нарушают ли данные Законы конституционный принцип равенства всех перед законом и вытекающий из него принцип равного доступа к образованию.

 

Задача 3.

Губернатор одного из субъектов РФ внес в мае 2012 г. в законодательный орган данного субъекта РФ законопроект о запрете эвтаназии и ответственности за нее. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он действует по примеру губернатора штата Джорджиа (США) Натана Дила, который в марте 2012 г. подписал законопроект, запрещающий эвтаназию, реализуя идею «право Джорджии на жизнь». Противники законопроекта российского губернатора обратили внимание на то, что запрет на эвтаназию уже имеется в действующем Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и нет необходимости принимать такой закон на уровне субъекта РФ. Отвечая своим оппонентам, губернатор пояснил, что его законопроект усиливает уголовную и административную ответственность лиц, причастных к эвтаназии, тем самым дополняет российское законодательство и усиливает гарантии права граждан на жизнь.

Задания

1. На основе применимых норм конституционного права определите правомерность инициативы российского губернатора.

2. Определите возможность проведения аналогии с законотворческой деятельностью штатов США. 

3. Раскройте смысл запрета на эвтаназию, установленный в российском законодательстве.

4. В случае принятия закона, как в соответствии с законодательством РФ будет устраняться допущенное нарушение Конституции и федерального закона.

 

Задания для тестирования (текущий контроль)

 

1. Конституционно-правовой статус человека — это:

1) юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством;

2) правовое положение человека, определяемое конституцией — основным законом государства;

3) правовое положение человека, определяемое нормами конституционного права;

4) статус лица, принадлежащего к определенной категории или занимающего особое положение в определенной сфере;

5) статус конкретного физического лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения и т.д.).

 

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации определите принцип более высокой в иерархии принципов правового статуса личности:

1) принцип равенства прав и равенства обязанностей;

2) принцип справедливости;

3) принцип непосредственного действия прав и свобод.

 

3. На основе норм конституционного права определите соотношение категорий «основное право» и «основная свобода»:

1) оба понятия тождественны;

2) «право» означает возможность человека получить какое-либо материальное благо, а «свобода» предполагает большую степень автономии человека от государства;

3) «право» определяется через категорию «необходимость», а «свобода» через категорию «возможность».

 

4. Конституционное право личности означает:

1) возможность действовать, как заблагорассудиться;

2) возможность в соответствии с законом выбирать определенный вид и меру поведения.

5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации определите соотношение прав и обязанностей человека и гражданина:

1) каждому праву человека соответствует определенная обязанность данного человека;

2) права как мера возможного поведения противостоят обязанностям как мере должного поведения;

3) права и обязанности взаимосвязаны в деятельности человека.

 

6. На основе применимых норм Конституции Российской Федерации определите, какие законы могут издаваться в России:

1) отменяющие некоторые политические права и свободы человека и гражданина;

2) придающие обратную силу законам, ужесточающим наказание за преступления;

3) придающие обратную силу законам, устанавливающим новые налоги;

4) ограничивающие некоторые права и свободы человека и гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

 

7. Определите, что означает конституционный принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина:

а) ни один орган в государстве не может издать акт о предоставлении прав и свобод,

противоречащих Конституции РФ;

б) ни один орган не может принимать акты о правах и свободах человека и гражданина;

в) такого принципа в Конституции РФ нет;

г) все акты о правах и свободах граждан, кроме Конституции РФ, ничтожны.

 

8. Определите, что означает конституционный принцип равноправия:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) равенство юридических возможностей;

3) осуществление судопроизводства на основе равенства сторон;

4) возможность пользоваться свободами и правами без различия языка и религии.

 

9. Определите, что означает конституционный принцип неотъемлемости прав и свобод человека:

1) возможность злоупотребления правом;

2) первичность прав и свобод человека по отношению к государству;

3) беспристрастность и терпимость при осуществлении прав и свобод.

 

10. Определите, что означает конституционный принцип гарантированности прав и свобод человека:

1) уважение к правам и свободам человека;

2) охрана прав и свобод человека от нарушений;

3) обеспеченная государством возможность человеку пользоваться правами и свободами.

 

11. Конституционная правоспособность – это:

1)признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

2)закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

3)предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

 

12. Найдите ошибочное суждение. Нормы института прав и свобод человека и гражданина содержатся в системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся:

1) ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

2) ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на регистрацию по месту жительства в пределах Российской Федерации»;

3) ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на труд, отдых и заработную плату»;

4) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5) ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

 

Вопросы для устного и письменного опроса

 

1. Понятие и принципы российского гражданства.

2. Исторические типы российского гражданства и его правовая регламентация.

3. Приобретение российского гражданства.

4. Прекращение российского гражданства.

5. Государственные органы, ведающие делами о российском гражданстве.

6. Производство по делам о гражданстве.

 

Письменные задания

Задание 1. Анастасии исполнилось 10 лет. Укажите, какие нормативно - правовые акты применимы для определения и изменения российского гражданства детей. На основе анализа применимых норм определите возможность и процедуры приобретения и прекращения Анастасией гражданства РФ в следующих ситуациях.

1). Анастасия, проживает за рубежом, один из родителей – гражданин РФ, другой имеет иное гражданство.

2). Ребенок, удочерен супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство. Определите возможность получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

3). Определите возможность удочеренной Анастасии быть автоматически принятой в гражданство РФ.

4). Над Анастасией установлена опека иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ.

5). Оба родителя Анастасии прекращают гражданство РФ.

6). Определите возможность прекращения гражданства РФ Анастасией, удочеренной иностранными гражданами или иностранным гражданином.

7). Определите возможные варианты разрешения споров между родителями, между родителями и опекуном о гражданстве ребенка.

Задание 2. « Право крови» - один из принципов приобретения гражданства в силу рождения, воспринят большинством государств мира. Существуют два варианта «права крови». Первый основан на принципе «единства семьи». Согласно этому принципу ребенок следует гражданству отца; лишь внебрачный ребенок приобретает гражданство матери. Второй основан на идее равноправия сторон в браке.

1). Определите, какой из вариантов «права крови» используется в российском законодательстве.

2). Определите, согласуется ли данный подход с положениями Конституции РФ. Если да, то ответ подтвердите ссылками на конкретные статьи Конституции РФ.

Задачи

 

Задача 1.

Гражданин России Смелов, родившийся и постоянно проживающий в Германии, по достижении 21 года подал заявление о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В качестве сопроводительных документов к заявлению Смелов приложил: справку из учебного заведения в Берлине о своем обучении; официальное подтверждение компетентных органов о приеме его в гражданство Германии в случае выхода из российского гражданства, действительное до конца 2019 г. В посольстве РФ в Берлине заявление Смелова оставили без движения, потребовав от него предоставления справки об отсутствии задолженности по уплате налогов перед Российской Федерацией. После обращения Смелова Федеральная налоговая служба РФ отказала ему в выдаче справки, указав, что он должен первоначально представить сведения о своей регистрации по месту жительства или пребывания на территории Российской Федерации.

Задания.

1). В соответствии с действующим конституционным законодательством Российской Федерации, оцените обоснованность решений органов исполнительной власти Российской Федерации.

2). На основе применимых норм определите:

- какие документы должен представлять гражданин при осуществлении выхода из гражданства РФ;

- может ли задолженность по уплате налогов явиться основанием отказа в выходе из гражданства РФ;

-как должен поступить Смелов для разрешения конфликтной ситуации.

Задача 2.

Гражданка Франции родила на борту российского самолета, пролетавшего над территорией Канады. Отец ребенка – гражданин РФ.

Задания.

1. Укажите нормативно-правовые акты, в том числе нормы международного права, регулирующие вопросы приобретения гражданства ребенком в конкретной ситуации.

2. Определите подлежащие применению нормы конституционного права.

3.На основе применимых норм определите,как может быть решен вопрос о гражданстве ребенка, если оба родителя постоянно проживают в г. Москва.

Задача 3.

В августе 2012 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жан Поль, гражданин Франции. Он родился в 1989 г., ранее не состоял в гражданстве РФ, получил вид на жительство в мае 2013 г. и непрерывно проживал с этого времени в России.

Задания.

1. На основе применимых норм определите, по какому основанию Жан Поль может приобрести гражданство РФ. 

2. Определите, устанавливаются ли в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» еще какие-либо требования к Жану Полю, желающему стать гражданином России.

Задача 4.

Сомов А.В. родился в 1971 г. в г. Харькове и проживал на Украине. В августе 2002 г. он приехал к сестре своей матери – гражданке РФ в г. Королев Московской области и обратился в уполномоченные государственные органы с просьбой о приобретении гражданства РФ. Сомов не является гражданином Украины.

Задания.

1. Назовите нормативные правовые акты, устанавливающие основания и процедуры приобретения гражданства РФ.

2. Разъясните смысл подлежащих применению конституционно – правовых норм.

3. На основе применимых норм определите, по какому основанию А.В. Сомов может приобрести гражданство РФ и какие требования при этом ему необходимо выполнить.

Задача 5.

Иванов В.В. родился в 1946 г. в Ленинграде и в связи с регистрацией брака в 1970 г. переехал в Латвию. Гражданство Латвии не приобрел. В августе 2012 г. он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное жительство.

Задания

На основе анализа применимых норм конституционного права определите:

1) нужно ли В.В. Иванову приобретать гражданство РФ;

2) если да, то по какому основанию и в каком порядке.

Задача 6.

Иностранный гражданин Петров хотел приобрести российское гражданство на том основании, что он уже более трех лет состоит в браке с гражданкой Российской Федерации. Ему отказали в приеме документов, поскольку супруги проживают за границей.

Задания

 На основе применимых норм конституционного права, определите:

1) правомерен ли отказ в приеме документов;

2) какие действия необходимо совершить Петрову для приобретения российского гражданства.

Задача 7.

Гражданка России Н. вышла замуж за гражданина иностранного государства Г. и уехала к нему на родину. Согласно законодательству этого государства супруга иностранного гражданина, автоматически приобретает гражданство данного иностранного государства. Но вскоре Н. свой брак расторгла и решила вернуться в Россию.

Задания

На основе применимых норм конституционного права определите:

1) изменилось ли ее гражданство автоматически;

2) может ли она вернуться на Родину как гражданка Российской Федерации.

Задача 8.

Во дворе одного из домов г. Москвы в коляске был найден младенец. Вызванные по данному обстоятельству жителями подъезда сотрудники полиции доставили младенца в соответствующие органы. При малыше не было найдено документов.

Задания

1. Укажите, какие правовые акты, регламентируют вопросы определения, приобретения и прекращения гражданства РФ. 

2. Разъясните смысл подлежащих применению конституционно – правовых норм.

3. На основе применимых норм конституционного права определите, как будет решен вопрос относительно гражданства данного ребенка, если его родители не объявятся.

 

 

Вопросы для устного и письменного опроса

 

1. Иностранцы: понятие и категории.

2. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Конституционно-правовое положение вынужденных переселенцев.

4. Конституционно-правовое положение беженцев.

5. Право убежища.

6. Статус соотечественников за рубежом.

 

Письменные задания

 

1. Используя правовые нормативные акты, охарактеризуйте временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации. Определите их права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность.

2. Используя правовые нормативные акты, охарактеризуйте временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. (Определите их права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность.)

3. Используя правовые нормативные акты, охарактеризуйте постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Определите их права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность

4. Охарактеризуйте особенности правового положения соотечественников, переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию до приобретения гражданства Российской Федерации.

 

Задачи

 

Задача 1.

Гражданин Российской Федерации А.Н. Кухто, постоянно проживающий в г. Вильнюс Литовской Республики, обратился в Московский городской суд с жалобой на бездействие посольства Российской Федерации в Литве. Посольство, по мнению заявителя, не принимает необходимых мер по защите прав российских граждан, проживающих в Литве, на пользование родным языком, права на обучение на русском языке, и нарушает тем самым ряд положений Федерального закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», в частности, ст. 7 и 15 указанного закона. Судья Московского городского суда на основании п.2ч. 1 ст. 135 ГПК РФ вернул жалобу заявителю, мотивировав свое решение тем, что данное дело неподсудно Московскому городскому суду, и для удовлетворения изложенных в жалобе требований Кухто следует обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения государственного органа.

Задания

1. Определите в соответствии с законодательством РФ, может ли А.Н. Кухто быть признан в статусе соотечественника за рубежом.

2. Назовите документ, которым А.Н. Кухто может подтвердить принадлежность к соотечественникам за рубежом.

3. На основе применимых норм материального и процессуального права определите правомерность требований заявителя.

4. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определите обоснованность решения судьи.

Задача 2.

 Гражданин Молдавии Воронов в течении многих лет работал и продолжает работать строителем в России. Он достиг пенсионного возраста и решил вступить в Единую Россию и профсоюз строителей, а также приобрести дачный дом с участком земли, полагая, что так ему будет проще получить пенсию в России, не меняя гражданства. Ему, однако, отказали в пенсии, как иностранцу, не приняли в партию, в профсоюз, отказали в оформлении сделки на дом и землю.

Задания

1. Укажите нормативно – правовые акты, регламентирующие механизмы реализации указанных конституционных прав иностранными гражданами и подлежащие применению.

2. На основе применимых норм определите, какой отказ правомерен.

Задача 3.

Временно проживающий гражданин Украины Шматко В.А. получил отказ Администрации Красногорского района Московской области в приобретении им в собственность 12 соток земли сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что иностранные граждане на территории России не вправе иметь в собственности землю. Шматко отказали в приеме на работу в коммерческую организацию, поскольку у гражданина Украины отсутствовало разрешение на работу. За вход в музей Шматко заплатил за билет в три раза больше, чем его друг, россиянин Иванов.

Задания

1. Определите, допустимы ли в соответствии с российским законодательством ограничения конституционных прав для иностранных граждан.

2. На основе применимых норм материального права определите правомерность ограничения конституционных прав в конкретных ситуациях.

Задача 4.

Кокора В.И., иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, обратился в государственную поликлинику за оказанием ему медицинской помощи. Медицинский персонал поликлиники отказал ему в бесплатных услугах, пояснив, что у него есть лишь право на платное обслуживание в данном учреждении.

Задания

1.Определите, правомерны ли действия сотрудников поликлиники.

2. Обоснуйте свою позицию, сославшись на положения Конституции РФ и федерального законодательства, правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Задача 5.

Гражданин Нигерии обратился с просьбой о предоставлении ему политического убежища в консульском представительстве Российской Федерации во Франции, т.к. считает, что может стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности за демократические убеждения.

Задания

1.Укажите нормативный правовой акт, устанавливающий правила предоставления политического убежища в Российской Федерации.

2. Определите, как в соответствии с законодательством РФ будет разрешен данный казус.

 

 

Вопросы для устного и письменного опроса

 

1. Конституционные права и свободы: понятие и классификация. Права человека и права гражданина.

2. Личные права и свободы человека и гражданина.

3. Политические права и свободы человека и гражданина.

4. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина.

5. Конституционные ограничения прав человека и гражданина: понятие, признаки, цели и виды.

6. Конституционные обязанности человека и гражданина.

 

Перечень тем рефератов

 

1. Права человека: западные и азиатские ценности.

2. Право на достойную жизнь без насилия.

3. Право на информацию и гарантии его реализации в Российской Федерации и зарубежных государствах.

4. Право на репродуктивный выбор (конституционно-правовой аспект).

5. Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека.

6. Права человека и интернет.

7. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью.

8. Ограничение прав и свобод человека в России: основания и пределы.

Порядок проведения:

 

Цель занятия:

- ознакомиться с основами конституционно-правового положения личности в Российской Федерации, содержанием конституционных прав и свобод и принципами прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

- ознакомиться с проблемами современной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

- приобрести навыки анализа и толкования конституционно-правовых актов, и принятия правовых решений в соответствии с действующим законодательством.

1. Подготовительный этап - самостоятельная работа обучающихся.

1) Распределение: преподаватель распределяет обучающихся на две группы.

2) Первой группе обучающихся распределяются темы презентации;

3) Второй группе дается задание изучить всесторонне данную тему и подготовить вопросы и практические задания к каждой презентации.

2. Основной этап - практическое занятие.

Во время работы на практическом занятии первая группа обучающихся презентует свою медиаработу, по окончании каждой презентации преподаватель и вторая группа студентов задают вопросы по данной тематике.

3. Заключительный этап.

По окончании преподаватель дает свою оценку каждой презентации, указывает на ошибки или недочеты. Каждому обучающемуся дается возможность высказать свое мнение по результатам занятия.

В ходе дебатов преподавателем оценивается у студентов:

А) владение большинством элементов медиаработы и использование информационными технологиями;

Б) сформированность компетенций:

- знание норм конституционного права, основных общеправовых понятий и категорий конституционного права;

- способность разъяснять смысл конституционно – правовых норм; 

- способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

- способность использовать правовые позиции, содержащиеся в материалах правоприменительной практики, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация;

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

 

Задачи

 

Задача 1.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. включает в содержание права каждого на справедливые и благоприятные условия труда: «а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: i) справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; й) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта» (ст. 7).

Задания

1. Определите соответствие российского законодательства требованиям Международного пакта.

 

Задача 2.

Наряду с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» действуют специализированные законы в области образования: Федеральные законы от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и др.

Задания

1. Ознакомьтесь с содержанием данных законов.

2. Определите, нарушают ли данные законы конституционный принцип равенства всех перед законом и вытекающий из него принцип равного доступа к образованию.

 

Задача 3.

Губернатор одного из субъектов РФ внес в мае 2012 г. в законодательный орган данного субъекта РФ законопроект о запрете эвтаназии и ответственности за нее. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он действует по примеру губернатора штата Джорджиа (США) Натана Дила, который в марте 2012 г. подписал законопроект, запрещающий эвтаназию, реализуя идею «право Джорджии на жизнь». Противники законопроекта российского губернатора обратили внимание на то, что запрет на эвтаназию уже имеется в действующем Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и нет необходимости принимать такой закон на уровне субъекта РФ. Отвечая своим оппонентам, губернатор пояснил, что его законопроект усиливает уголовную и административную ответственность лиц, причастных к эвтаназии, тем самым дополняет российское законодательство и усиливает гарантии права граждан на жизнь.

Задания

1. На основе применимых норм конституционного права определите правомерность инициативы российского губернатора.

2. Определите возможность проведения аналогии с законотворческой деятельностью штатов США. 

3. Раскройте смысл запрета на эвтаназию, установленный в российском законодательстве.

4. В случае принятия закона, как в соответствии с законодательством РФ будет устраняться допущенное нарушение Конституции и федерального закона.

 

Письменные задания

Задание 1. Используя правовые нормативные акты, охарактеризуйте постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Определите их права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность.

Задание 2. Охарактеризуйте особенности правового положения соотечественников, переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию до приобретения гражданства Российской Федерации.

Задание 3. Используя законодательство РФ, проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), применяя следующие критерии:

- возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы);

- характеристика данного права (свободы) в международно-правовых актах, в Конституции РФ;

- субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид;

- пределы осуществления данного права (свободы);

- принципы и формы реализации;

- механизм гарантии права (свободы);

- способы охраны и защиты права (свободы);

- нормативно-правовые акты, регулирующие механизмы реализации данного права (свободы).

 

Вопросы для устного и письменного опроса

1. Гарантии прав человека: понятие, виды.

2. Понятие и классификация механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина.

3. Самозащита человеком своих прав и свобод.

4. Государственные механизмы охраны и защиты прав человека и гражданина.

5. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

6. Общественные механизмы защиты прав человека и гражданина.

7. Международные механизмы защиты прав человека.

Письменные задания

Задание 1. Гражданин Митяев не удовлетворен решением Конституционного Суда по вопросу о защите его конституционного права на предпринимательскую деятельность. Он решил обратиться в Европейский суд по правам человека.

В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод определите:

1) правила подачи заявления в Европейский суд по правам человека;

2) в каких случаях жалоба может быть определена как неприемлемая;

3) возможность рассмотреть жалобу Митяева бесплатно.

Подготовьте от имени Митяева проект жалобы в Европейский суд по правам человека.

Задание 2. На основе ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» проанализируйте преимущества и недостатки института обжалования гражданами нарушений их основных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Подготовьте проект жалобы в Конституционный Суд РФ с учетом требований, установленных Конституционным Судом РФ.

Задание 3. Гражданин С. обратился в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционного принципа равноправия граждан законами субъектов РФ, устанавливающими различные уровни минимальной оплаты труда. В своей жалобе С. отметил, что согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № ЗЗб-ФЗ в Российской Федерации с 1 января 2014 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 5554 руб. Вместе с тем с 1 июля 2014 г. МРОТ в Москве составил 12850 руб., в Санкт-Петербурге — 8868 руб., а в его родной Калужской области только 5554 руб. Гражданин С. просил Уполномоченного, но правам человека принять меры по пресечению дискриминационной политики. Дайте правовую оценку жалобе и подготовьте ответ от имени Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Задачи

Задача 1.

Гражданин Республики Молдова, политик-оппозиционер Флорин Константинеску, находящийся в России в командировке, обратился с письменным ходатайством о предоставлении ему политического убежища на территории России в связи с преследованием его на родине властями за политические убеждения. Через 6 месяцев гражданину Республики Молдова сообщили об отклонении его ходатайства исходя из государственных интересов Российской Федерации.

Задания.

1. Укажите нормативные правовые акты о политическом убежище на территории России.

2. На основе применимых норм и используя правовые позиции, содержащиеся в материалах правоприменительной практики, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация, определите, соответствует ли законодательству принятое решение.

Задача 2.

Гражданин Попов обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами заниматься не станет. Тогда Попов подал жалобу в суд.

Задания.

1. Определите нормативные правовые акты, подлежащие применению в конкретной ситу


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.282 с.