Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте

2022-09-11 23
Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте. Согласно Д. Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12-15 лет) характеризует ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, самопознание и познание партнёра, а старший подростковый возраст (15-17 лет) – учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте - «общественно-полезная деятельность»; по В. В. Давыдову - «общественно-значимая деятельность»; С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества «референтно-значимую»; К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка.

В возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.) изменяется фактическое место подростков и в семье, и среди сверстников в повседневной жизни.

В ходе учебной деятельности происходит предпрофессиональная ориентация и подготовка к профессиональной деятельности. На данном этапе основные характерологические и личностные особенности практически сформированы.

Ребенок «пробует на зуб» окружающую действительность, проявляя себя как новую личность. Реализует навыки и знания, полученные в процессе обучения, приобретая жизненный и профессиональный опыт.

В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки, формирует свое отношение к ценностным ориентациям, принятым в группе, в которой он более и чаще всего находится.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям.

Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство). Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

 

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, далеко не всегда смена ведущего типа деятельности происходит в условно обозначенный возрастной период. Особенно это свойственно для детей с ОВЗ.

Процесс развития ребенка с ОВЗ, как и всех нормально развивающихся детей, обеспечивается через освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психологические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причём каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

 

Принципы как составная часть деятельностного подхода:

- принцип субъектности воспитания;

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

- принцип учета сензитивных периодов развития;

- принцип со-трансформации;

- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практике воспитания.

Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим воспитательным эффектом обладает ведущий тип деятельности и производные от него многообразные виды деятельности.

Динамика смены используемых методов подчинена основной идее деятельностного подхода, которая выражена самим определением сущности воспитания как восхождения к субъектности.

Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие и т.п.

Методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной учебной деятельности и др.

Методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

Методы, инициирующие самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничение, самонаказание. Центральное требование методики — недопустимость навязывания неадекватных подростковому возрасту мотивов деятельности. Это тем более актуально, что подросток некритичен к подлинному объему своих знаний, умений, навыков, опыта ценностно-смысловой деятельности. Конфликтные ситуации как метод воспитания тоже актуальны в силу того, что подростковый возраст — это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний, что нередко выливается в конфликты.

 

Деятельностный подход к обучению и воспитанию предполагает:

1. наличие у воспитанников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

2. выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний;

3. выявление и освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

4. формирование у воспитанников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

5. включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 

Расшифруем так:

1. ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у педагога, получать информацию;

2. ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

3. СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

4. ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

5. АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.