Микротопонимические названия Калашура — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Микротопонимические названия Калашура

2022-09-01 39
Микротопонимические названия Калашура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акташ, Акташнюлэс — название холма и леса на юге деревни, рядом р. Миёл. Место древнего языческого моления в честь плодородия земли и хорошего урожая посеянных хлебов. Дословно с татарского языка переводится как 'белый камень'. Но почему тюркское название? По скудным воспоминаниям стариков их далекие предки поменялись своим молельным местом с татарами, но как мы знаем, они не были язычниками. Возможно, это были древние булгары до исламизации. Именем бигер (татарин) также именовали и булгар. Такое же языческое моление существовало в д. Старая Игра Граховского района (родина М.Г. Атаманова). Но он пишет, что этимология не выяснена.

Андрейшур — маленькая речка, которая находится за огородами улицы Гурезьйыл. Андрей — личное имя, патроним +шур 'река'. Вероятна связь с именем первопоселенца этой улицы.

Бадзым ошмес - родник на склоне холма по ул. Сукари. Бадзым 'большой' + ошмес 'родник'.

Баймет, Баймет ошмес - название места и родника в конце ул. Ваннапал. Назван в честь  поселившегося здесь мужчины по имени Баймет, возможно это и был один из первых поселенцев. Баймет - личное имя + ошмес 'родник'.

Бакаты - маленькая ложбина между р. Миёл и Вужшай. На этом месте раньше было крохотное озеро, где во множестве водились лягушки. Сейчас и не подумаешь, что здесь когда-то был водоем, все заросло ивняком. Бака 'лягушка' + ты 'озеро'.

МО «Лутохинское»______________________ ________________________________________                                                                                             

Ваёшур - название места, где две речки Четкер и Кузьнюк сливаются в одну реку. Ваё 'ветка, ответвление' + шур 'река'.                                                                 

Ваннапал - верхняя улица деревни, начинается от Уллапал, с юга на север. По рассказам старожилов когда – то деревня была только из этих двух улиц. Ваннапал (лит. Выллапал) - верхняя сторона, верх.

Восток - название места, находящегося рядом со школой. В былые времена здесь был русский выселок Восток. Одно из красивейших мест деревни, особенно весной. Здесь всё утопает в цветах черемухи и боярышника. С мая по июнь не умолкают соловьи. И не зря это место стало зоной отдыха, местом проведения праздничных мероприятий.

Восяськонгырк - молельное место чуть выше ул. Гурезьйыл. Восяськон 'моление' + гырк 'лог,овраг'.

Вильбусы - название поля, которое расположено в 4 - х километрах на юго-востоке от деревни. Виль 'новое' + бусы 'поле'.

Витетинюк - большой овраг, образовавшийся от талых вод. Витети (пятый)- нюк (лог,овраг);

Вужгэс — в пятидесятые годы на реке Миёл (Шихостанка) ниже Вужшая  (старого кладбища) была построена гидроэлектростанция. Её мощности хватало на всю деревню. Плотина простояла недолго, весенние воды её размыли. А река Миёл на несколько метров поменяла своё русло.

Вуж лавка - место, где стоял магазин и колхозная столовая. Находится под склоном между улицами Гурезьйыл и Сукари. Магазин существовал до середины 80-х годов. Вуж  - 'старый', лавка - ' магазин'.

Вуж мыйол - старое русло реки Миёл находится под Акташ нюлэсом – Актаныш лесом и Чеканом. И за лето тут не исчезает вода, поэтому здесь водятся щуки, много диких уток, бобров. Вуж - 'старый', Миёл - 'Шихостанка.'

Вуж шай – Вуж 'старый' + шай 'кладбище'. Место, находящееся на юго-западе деревни. В последний раз здесь хоронили в годы Великой Отечественной войны. Атеистически настроенная власть на месте кладбища заставила построить конюшню, разнарядку и заправку. Недавно по просьбе стариков это место огородили и поставили православный крест. Здесь лежат мои прапрадед Архип Андреевич Атеев, участник первой мировой войны, его отец Андрей Емельянович и его предки.

Горд яр - гора с крутым обрывом, расположена между деревнями Калашур и Дубровский, в низине течет река Миёл. На вершине находится древнеудмуртский могильник мазунинской эпохи. Горд 'красный' + яр.

Гурезьйыл - это самая короткая улица, на ней всего 8 домов, вместе с тем очень красивая. Здесь раньше приходит весна, раньше расцветают черемухи и яблони, чем на других улицах. А когда стоишь на его вершине, перед глазами видна вся округа: деревня, поля, леса, дальше виднеются д. Лутоха и Дубровский, еще далее Киясово. Гурезь 'гора' + йыл'верх, вершина'.

Зарни, зарни ошмес, зарни шур - это очень длинная ложбина, простирается на несколько километров. С названием Зарни связаны лог, река, родник и лес, вдоль Зарнишур расположена ул. Сукари. Существует три гипотезы происхождения этого названия, по одной версии в роднике и реке можно увидеть золотые песчинки, по другой - это золотой родник, место. Здесь значение обретает другой смысл; для сравнения - зарни бугоре (золотой клубочек), зарни адями (золотой человек) и т. п. Буквально родной, дорогой. По третьей, в давние времена один человек нашел золотой клад и с тех пор, будто бы пошло это название. Зарни 'золото' + нюлэс'лес'.

Катятэтчем - Катя - личное имя + тэтчем - 'прыгнула'. История возникновения микротопонима очень трагична.

________________________________________________________     МО «Лутохинское»                                                                                                 

Эта история произошла в начале прошлого века, во время раскулачивания, когда по всей стране господствовал диктаторский произвол.

Всех зажиточных крестьян, середняков ставили в ряды кулаков. А в те времена семьи были большими, в одной избе жили по две-три семьи. Поэтому и хозяйства были большими и держали много скотины. Начали создавать колхозы, имущество отбирали, некоторых даже отправляли на поселение.

Участок р.Мыйол  «Катятэтчем»  
Местные активисты - большевики, так называемый бедняцкий класс, бесчинствовали по деревне. Людей они били, насиловали, унижали. Много слёз было пролито в то время. По воспоминаниям стариков, Катерина была сиротой, её вырастила и воспитала бездетная зажиточная семья. Вот и в их дом ворвались местные активисты, начали описывать имущество и всё, что попадется под руки. И между делом эти же люди надругались над невинной красавицей Катериной. От позора, от бесчестия и от стыда не выдержало сердце юной девушки. Никто не видел её слёз и мольбы. Катерина покончила с собой, спрыгнув с крутого яра в шихостанский омут. На том месте, на кустик ивы повязала свою ленту. И с тех пор это место называется Катятэтчем.

Кезьытошмес — кезьыт 'холодный' + ошмес 'родник, находится на северо-востоке от деревни.

  Керемет, Кереметошмес – место, расположенное между деревнями Калашур и Сабанчино. Здесь приносили в жертву белого быка в честь Керемета - злого божества. На молельное место собирались всей деревней. Керемет - божество + ошмес 'родник.

Кечвосяннюк - место языческого моления и жертвоприношения, расположено недалеко от горы Четкер. В жертву приносили козла или козу, молились о мире, просили хорошего урожая. Дословный перевод: «лог жертвоприношения козы».

Кузьнюк - самое знаменитое место в нашем районе и не только, сюда каждое лето в июне-июле люди из разных мест едут за клубникой и душицей. Притом здесь очень красивые холмы и долины, от вида великолепной панорамы окрестностей захватывает дух. Кузь 'долгий' + нюк 'лог'.

Лудвось - местность в конце ул. Сукари, на склоне холма, где растет смешанный лес. Луд - древнее языческое моление, которое прекратило свое существование в начале 20 века. Туда могли заходить только жрецы-мужчины из рода Шапкан, а другим вход строго воспрещался. И по сей день эту местность обходят стороной.

Мыйол, Миол, Миёл — это река, можно сказать, главная и старшая сестра всех родников и речушек. В старину, говорят, она была большой и полноводной, об этом напоминают прежние берега и русла. Мый 'бобр' + ол 'место обитания'. И нынче тут водятся многочисленные колонии этих трудолюбивых животных.

Ньылькыз - островок на северо-востоке от

деревни, на нём стоят четыре старые ели. Ньыль ,четыре, + кыз,ель,.

                                                       Пеганнюк — название ложбины, которая находится

                                            в 5-ти километрах от деревни.

МО «Лутохинское»________________________________________________________________

 

По сказаниям стариков название этого места произошло во времена Пугачёвского восстания. В этих местах укрывались от властей местные бунтари. Пеган от слова пеганы, 'убегать, жить, скрываясь' + нюк 'ложбина'.

Пичинюлэс – название лесочка в конце улицы Гурезьйыл. Пичи ,маленький, + нюлэс ,лес,.

Покровский, покровский бакчаос - место за рекой Миёл, напротив Актанта и Чекана. До войны здесь был небольшой русский выселок Покровское. Нынче на этих местах- огороды калашурцев. Покровский + бакчаос 'огороды'.

Сукари (Сукари 'сухари') - название одной из  улиц деревни. По версии старожилов такое название улицы произошло от состояния почвы, которая после дождей раскисала и, растрескиваясь под солнцем, становилась похожей на сухари.  

Сукаричыпет - пруд, построенный в середине 80-ых годов прошлого века, находится на востоке за улицей Сукари, в настоящее время прорванный весенним водопольем. Но строители-бобры не спят, из года в год поднимают объём водоёма. Сукари + чыпет 'пруд'.

Сямгырк — старинное молельное место, но с чем оно связано - никто не помнит. Сям 'обычай' + гырк 'ложбина'.

Уллапал - нижняя, самая маленькая улица деревни, по рассказам стариков, раньше домов здесь было больше. Уллапал 'низ, нижняя сторона, низовье'.

Часовней — название места, которое находится по улице Ваннапал. По воспоминаниям старожилов, здесь раньше стояла вышка. Построена она была для наблюдения деревни, для борьбы от пожаров. Но, говорят, еще раньше здесь было молельное место, большая куала.

Чекан - место языческого моления, находится недалеко от леса Акташ. Моление существует и поныне. Обряд жертвоприношения происходит один раз в четыре года, по високосным годам. Это моление проходило в июне и посвящалось предкам жителей деревень Калашур и Дубровский. В жертву приносили жеребенка, а в последние годы закалывают барана. Происхождение названия, вероятно, исходит от слов: чеке, чеке пересьес' предки, прадеды, праматери'.

Четкер, четкершур - одна из вершин горы Кузьнюк. Как пишет М.Г. Атаманов, четкер - широко распространённый топоформант, встречается по всей Удмуртии, в названиях возвышенностей, холмов, гор и населённых пунктов. Этимология не расшифрована, но, без сомнения, это очень древнее слово, связанное с возвышенными местами. 2

Шайул, Шаул нюлэс – по воспоминаниям старожилов, это место связано с каким- то древним кладбищем. Шай ,кладбище, - ул ,низ, низина,.

Школасад - местность вокруг бывшей начальной школы. В данное время здесь стоит здание магазина. Вокруг посажены деревья, их посадили ещё мои бабушка и дедушка, когда учились в начальных классах, под руководством учителя Перевозчикова М.Ф. Эти красивые, белоствольные берёзы - живой памятник первому учителю для многих поколений калашурцев.

Шляпиньошмес — стоит недалеко от Бадзымошмеса. По поводу названия есть две гипотезы. Одни говорят, что тут стоял дом русского человека по фамилии Шляпин. Некоторые говорят, будто проходящий человек оставил на этом месте шляпу, подняли шляпу, а под ней оказался родник, Шляпинь + ошмес 'родник'.

Юриегошмес — родник находится вблизи реки Миёл, на западе от деревни. Это один из старых родников, как и Байметошмес. Возможно, название связано с животным юрмег 'ласка', а также, может быть, с личным именем человека Юрмег — дохристианское личное имя.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 См.:  http://sarapul.ru

2  Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. – Ижевск, 1997. – С. 235.

 

                                                                                                                МО «Мушаковское»

 

Горбунова Н.В., заведующая

Мушаковской сельской библиотекой

Село Мушак

 

История возникновения

        В самом живописном уголке Киясовского района, в устье рек Иж и Кырыкмас, расположена деревня Мушак. 

     Мушак – от слова муш (в переводе с удмуртского – пчелы), следовательно, первые поселенцы занимались разведением пчел.

       В XVIII в. была проведена административная реформа. Указом Екатерины II от 11 сентября 1780 г. была образована Вятская губерния (наместничество).1 В эту губернию  входил Елабужский уезд, а в него входила и Мушаковская волость.

    Мушаковская волость лежала в северо-восточной части Елабужского уезда. Мушаковская волость была разделена на 4 района: Мушаковский, Кырындинский, Шаршадинский и Никольский.

 В состав Мушаковского района входили 15 селений: Мушаковского сельского общества - село Мушак (Старый Мушак); Вшивцевского общества - поч. Вшивцев (Новый Мушак); Карамас-Пельгинского общества - поч. Унур (Киясово, Ушкур), д.д. Карамас-Пельга (Салья), Уддяди Салья; Кады-Сальинского общества - дер. Кады-Салья (Биянка, Кучез, Мунчау), поч. Чимашур (Зайцев, Заводский);

Старо-Сальинского общества - д.д. Чельча (Шаршада), Старая Салья, Тавземаш (Тойма); Ново-Сальинского общества - д.д. Верхняя Малая Салья, Нижняя Малая Салья (Новая); Ильинского общества - поч. Ильинский (Чекалка); Чувашаевского общества - поч. Чувашайка (Чушейка, поч. Красноперое); Ермолаевского общества - село Ермолаево. Селения Мушакаевского района орошались реками: Иж, Крыкмас, Большой Мушак, Уддядинка, Чувашайка, Тайводи, Салья.

В самый расцвет Мушаковской волости в конце XIX века  (именно в 1897 году)2 было 28 населенных пунктов: 3 села, 16 деревень, 9 починков, с числом жителей 10196 человек. В с. Мушак, (старый Мушак) было 176 дворов с чисто русским населением 1050 человек, д. Вшивцев (новый Мушак) – 105 дворов с русским населением 530 человек и д. Тавземаш (Тойма) – 7 дворов с татарским населением 37 чел.

Для христиан всей округи возникла необходимость строительства церкви. Был открыт Приход с. Мушаковское (Мушак) 15 февраля 1862 г., в его состав вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Ильдибаиха и Варзи-Ятчинское. В 1862 г. для совершения богослужений был устроен молитвенный дом, а в 1863г. построена деревянная церковь с одним престолом и освящена 11 апреля 1864г. во имя Святой Троицы. 3

В с. Мушак Сарапульского уезда Вятской губернии в 1864 году была открыта первая церковно-приходская школа, в 1896 - бесплатная народная библиотека.

 

 

«Вятская газета» №48 от 1 декабря 1901 года:

«Года четыре назад село наше производило не особенно приятное впечатление. Въезжая, видели вы село большое, дома все старые, почерневшие от времени, выглядевшие неприветливо. Далее перед вашими глазами открывалась главная улица: дома хорошие, на некоторых виднеются полинялые вывески «Торговля бакалейными товарами» или «Пекарня белого хлеба и кренделей» и прочее. Дальше – ряд сколоченных из досок базарных лавок; за ними небольшая площадь, на середине которой маленькая деревянная церковь, а недалеко от неё старенький как бы приплюснутый к земле,  маленький домик – «Мушаковское училище», как гласила прибитая к нему вывеска. Школа для такого села была маловата. Ребятишек было не менее человек семидесяти.

МО «Мушаковское»_________________________________________________________

Уже ко второму уроку в школе было очень душно и жарко. Но с тех пор в Мушаке произошли изменения к лучшему. Например, выстроен земством большой дом для училища, на отведенной жителями земле (три четверти десятины) при училище разводится сад. Пожелать надо, чтобы и впредь Мушак улучшался».

_________________________________________________________________

 

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. СПб. - 1830.- С. 986.

2 ГКУ «ЦГА УР» ф. 331. Оп. 1, д. 411, л. 65.

3  Православные храмы Удмуртии: справочник – указатель.- Ижевск, 2000.- С. 186.

 

Гребенщикова Татьяна,

ученица 10 класса МОУ Мушаковская СОШ

Руководитель: Горбунова Нина Васильевна,

заведующая Мушаковской сельской библиотекой

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.