Селение, расположенное на поле с ладонь?.. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Селение, расположенное на поле с ладонь?..

2022-09-01 118
Селение, расположенное на поле с ладонь?.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Деревня Унур-Киясово

В книге нашего земляка А.А. Кривоногова «Киясовские были» есть легенда о возникновении деревни Унур-Киясово, которая гласит, что название деревня получила по именам Унур и Кияс. Унур-Киясово – Унур – мар. личное мужское имя + Кияс – мар. личное мужское имя.1

Унур-Киясово – официальное название деревни, народное название – Ушкур.
 
В книге удмуртского учёного-филолога М. Г. Атаманова «Удмуртская ономастика» есть такое объяснение названия деревни: «Унур-Киясово – деревня в Киясовском районе (мар.). Топоним марийского происхождения: уновый+ нурполе ’+ Кияс – личное имя (-ово – русский аффикс)».2

 Есть ещё несколько версий местных жителей объяснения названия                                                                                                                                                                                                                                                                                                      деревни.

МО «Карамас-Пельгинское»_______________________________________        __________                                                                                                                                                                                                 

 

  Унур-Киясовоуновый+ нурполе ’+ кияшлежать ’, т.е. лежащее на новом поле, т.е. селение, расположенное на новом поле.

  Унур-Киясовоуновый+ нурполе ’+ кидрука, ладонь, ручной ’ – новое поле с руку, ладонь, т.е. селение, расположенное на небольшом поле с ладонь.

Появилась и наша версия: Унур-Киясовоуновый+ нурполе ’+   кояш ’показаться, виднеться’, т.е. селение, виднеющееся у нового поля.

Какая из версий верная, сейчас трудно судить. Нам пока так и не удалось выяснить, почему деревня носит второе название Ушкур. Удмурты называют деревню Уськор (ус ' кор) Уськыр (ус ' кыр). Изучение названий деревни нас привело к знакомству и с названиями других географических объектов наших окрестностей.

В своей книге Атаманов приводит другие марийские элементы в топонимике Удмуртии. Вот что пишет исследователь: «Начало переселения марийцев на территорию совре­менной Башкирской АССР, Свердловской, Пермской об­ластей относят к середине XVI в., ко времени падения Казанского ханства. Основной поток переселенцев-марий­цев шел по Каме, через земли южных удмуртов. Отдель­ные их группы могли здесь оседать, но, судя по материа­лам ранних переписей, до начала XVIII в. в Южной Уд­муртии марийских селений не было. Перепись 1710 г. впервые фиксирует одну-единственную чувашско-марий­скую деревню Новую Игру (совр. назв. Карманково, мар. Зегра Елабужского р-на ТАССР), состоящую из 5 дворов, 3 из них -  дворы марийцев с 8 жителями.

В настоящее время небольшие группы марийцев жи­вут в Граховском (д. Мари-Возжай, Большая Ерыкса, Иж-Бобья), Алнашском (д. Марийское Гондырево, Варали, Охотничий), Каракулинском (д. Усть-Сакла, Ныргында, Быргында), Кизнерском (д. Марийский Сарамак), Киясовском (д. Унур-Киясово), Малопургинском (д. Верх­няя Иж-Бобья), Сарапульском (д. Черный Ельник) райо­нах Удмуртской АССР – в бассейне Камы и Вятки».3

Следовательно, географических названий марийского происхождения мало в Удмуртии, видимо, из-за малочисленности и разрозненности марийских селений по территории республики. Мы нашли очень мало топонимов на марийском языке.

Некоторые названия мест русского происхождения, и даже старожилы не могут уже вспомнить марийские названия. На сегодняшний день нам удалось собрать около тридцати микротопонимов нашей деревни:

  Альмякайкорем (ал'мйакайкорэм) – овраг, расположенный в конце деревни: Альмякай – личное мужское имя + корем ’овраг’

     Ишманер (ишманйэр) – озерцо, названное по имени мужчины-односельчанина, который очистил родники, вследствие чего оно возникло: Ишман – личное мар. имя + мар. ер ’озеро’.

Ильинский луг (ил'инский луг) – луг около починка Ильино-Зайчиково (в 60-е годы селение ликвидировано): Илья – личное имя (-инск – русский суффикс).

  Ильино-Зайчиково (ил'йинозайчиково) – русский починок, располагавшийся в трех километрах юго-западнее деревни Унур-Киясово (в 60-е годы селение ликвидировано): Илья – личное имя (-ино – русский суффикс) + Зайчик < рус. Заяц (животное семейства грызунов), предположительно означающее прозвище основателя.

  Калиновское (кал ' иновскойэ) – поле на месте русского выселка Калиновский (в 60-е годы селение ликвидировано).

         

 

                                                                                                          МО «Карамас-Пельгинское»

 

Кугуолык (кугуолык) – большой луг, поле, расположенное южнее деревни: мар. кугу ’большой, большое’ + олык ’луг, луговой’.

       Кугурем (кугурэм) – мар. кугу ’большой, большое’ + уремулица ’. Большая, длинная, главная улица.

  Куруктур (куруктур) – мар. курук ,гора , + тур ,крутая ,. Косогор, крутая гора.    

       Микляйолык (микл ' айолык) – луг, расположенный к северу от деревни Унур-Киясово, назван по имени односельчанина Микляй (Николай): Микляй < рус. Николай – личное мужское имя + мар. олык ’луг, луговой ’.

Моховой (моховой) – участок леса юго-западнее деревни, где собирали и собирают мох.            

Муратовское (муратовскойэ) – поле юго-западнее деревни в направлении с. Мушак, где были покосы жителя этого села по имени Мурат.

 

  Пиштэрла (пиш'тэрла) – улица, образованная на лесной опушке.

           

Поповское поле (поповское пол'э) – поле, расположенное к югу от деревни в сторону реки Иж, на этом поле были покосы попа Мушаковской церкви:

рус. поп (-овск– русский суффикс) + поле.

              Поповское болото (Поповскойэ болото) – заболоченная местность около Поповского поля: поп (-овск- русский суффикс) + болото.

Улица Пиштэрла  

Петропавловский луг (Петропавловский луг) – луг на месте и около выселка Петропавловский (в 60-е годы селение ликвидировано): этимология не ясна.

Рушурем (рушурэм) – Улица деревни, где по преданиям жили русские: мар. рушрусский, русская’ + уремулица ’. 

Пунчер (пйунчэр) – Название участка леса при въезде в деревню со стороны деревни Карамас-Пельга: мар. пунчер ’сосновый бор’.

  Салдаткуб (салдаткуб) – название участка леса с болотом; салдат < рус. солдат, куб – этимология не выяснена. 

Республиканский национальный марийский праздник Семык на улице Рушурем. 1997г.
  Сибирка (сибирка) – поле к югу от деревни, вдоль дороги к реке Иж. Одно из самых дальних полей от центра поселения «Карамас-Пельгинское», поэтому во времена колхозов механизаторы дали такое название, т.е. далеко как Сибирь: сибирь < монг. Ш ибирболотистая местность, поросшая березами; лесная чаща

+ (-ка – русский суффикс).

 

МО «Карамас-Пельгинское»_______________________________________        __________                                                                                                                                                                                                 

 

  Тонкое озеро (тонкойэ озеро) – озеро, старица реки Иж, названо так из-за малой ширины и большой длины.

  Товарищеский (товариш'эский) – название части леса, расположенной к западу от деревни в сторону села Мушак. Этимология не выяснена.            

  Цыганолык (цыганолык) – луг, поле. Здесь по преданиям старожилов останавливались цыгане, устраивали табор. Рус. цыган + олыклуг, луговой

  Цыганский мост (цыганский мост) – мост около цыганского поля.

  Черное озеро (чорнойэ оз'еро) – озеро у реки Иж, названо по чёрному цвету воды. Расположено озеро на торфянике. Возле озера находятся луга с покосами. Рус. Чёрный (цвет) + озеро.

  Шушкасьпамаш (шушкас'памаш) – нижний родник, у которого был участок, покос Шушкана. Шушкан – личное муж имя + мар. памашключ, родник, источник ’.

Экечеолык  (экечэолык)– луг, покосы, где косил Экеч; Экеч – личное мужское имя + олыклуг, луговой ’.

_____________________________________________________________________________________________________________

1 Кривоногов А. Киясовские были. - Киясово, 1992.- С. 3.

2 Атаманова М. Г. Удмуртская ономастика.- Ижевск, 1988. – С. 147-148.

3 Там же. С.97.

 

 

                                                                                                                          МО «Киясовское»

 

Куштанаева Н.С., ведущий библиограф

Киясовской МЦБ 

Из истории села Киясова

 Наш земляк Александр Кривоногов в своей книге «Киясовские были»  пишет: «После покорения Казанского ханства и включения в состав России татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов и других народностей Поволжья и Прикамья, русское население стало заселять низовья Вятки и прибережья Камы. Люди селились ближе к лесам, рекам. Каждому хотелось жить свободнее, «своим родством»1.  

И вот с Космодемьянской стороны, до заселения наших мест русскими, на пяти подводах двинулись в путь отец и сын с семьями. Отца звали Кияс, сына Унур. Ехали долго, последняя ночевка была за селом Даниловым, у реки Иж. Им понравилось место на небольшой возвышенности, а на низменной части ключи бьют и в реку уходят. А сама река чистая-чистая, по берегам ивы, ольха, верба, черемуха. Куда не глянешь – леса, рощицы, а между ними свободная земля – кормилица, хоть и суглинок, а пахать и сеять можно. Тут и решила обосноваться семья Кияса. Отступили сажен двести от реки, дома поставили, дров заготовили, хоть дело шло к осени, сена запасли…

А когда в 1710 году по приказу генерал- губернатора Нижегородского Ступнина производилась перепись незарегистрированных населенных пунктов, на вопрос чиновника на сходе: как прозывается селение? Ответ был: коль основал место хороший человек Кияс, быть и названию по-русски Киясово, а речка Киясовка…»

Впервые Киясово, как было уже написано выше, упоминается в 1710 году.    

В книге «Материалы по статистике Вятской губернии» даётся краткая характеристика некоторым сёлам и деревням района. В книге написано: «Село Киясово расположено при речке Киясовке, 50 вёрстах от города Сарапула. Население его состоит из русских, бывших государственных крестьян. Селение основано более 100 лет назад переселенцами из деревни Табаевой этой же волости и деревни Яжбахтино Юринской волости». 2

В книге «Православные храмы Удмуртии» говорится о том, что п риход в село Киясово открыт в 1861 году, первоначально устроен молитвенный дом, а в 1862 г.  из бывшей часовни устроена деревянная церковь и освящена в том же году 9 февраля во имя Архангела Михаила. По указу Вятской духовной консистории 1875 г. разрешено строительство каменного храма. Строительство начато 29 июня 1878 г. и велось на средства прихожан, на пожертвования Елабужского купца Новокшенова и сарапульского купца Я.П. Смолина. Церковь построена с одним престолом, освящена 5 ноября 1889 г. в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. 3

Дополняют    сведения о церкви записи в издании  « Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание»: «Церковь в селе Киясово построена на южном склоне отлогой горы, посредине села протекает небольшая речка, местность безлесная. В приходе две земские школы - одна в селе, а другая – в деревне за пять верст от церкви (в Карамас-Пельге. Прим. ред). Занятие прихожан – хлебопашество. В селе Киясово есть фельдшерский пункт и волостное управление…». 4

МО «Киясовское»_________________________________________________________________

 

«…С точки зрения архитектуры это был исключительной красоты храм, огражденный большой кирпичной, с железными проёмами оградой. По всей окружности насаждения: акации, сирень, берёзы. Высота колокольни от паперти до куполов – 18 сажен (38,1 метра). При входе с западной стороны большие двухстворчатые железные ворота с двумя калитками. На левой стороне находился кирпичный сарай для дров. Широкие мраморные плиты вели в церковь. Свет проникал через огромные окна. Стены, уходя ввысь и сужаясь, образовали большой куполообразный потолок, который был расписан масляными красками, фресками на религиозные темы. Большой алтарь был в золотом убранстве с ликами святых…».5        

В тридцатые годы XX века Михайло-Архангельскую церковь разобрали, часть кирпичей ушло  на другие стройки. Не стало слышно колокольного перезвона…

 

 

_________________________________________________________________________

 

 1 Кривоногов А. Киясовские были. - Киясово, 1992.- С.  3.

 2 Материалы по статистике Вятской губернии Т.VII: Сарапульский уезд. Ч. II: Подворная опись.-                                                                            . Вятка, 1892.

3 Православные храмы Удмуртии. - Ижевск, 2000.- С. 100. 

4 Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание.- Вятка, 1912.- С.444 -  445.

5  Кривоногов А. Киясовские были. - Киясово, 1992.- С. 13.

 

 

                                                                                                                       МО «Лутохинское»

 

Анисимов Николай Владимирович,

студент факультета удмуртской

филологии УдГУ

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.