Время выполнения 40 минут (1 час) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Время выполнения 40 минут (1 час)

2022-09-01 28
Время выполнения 40 минут (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая работа № 1

Тема: Удмуртия на карте

Учебная цель: научиться определять географическое положение Удмуртии и исторических городов Удмуртии. Отметить на контурной карте реки, исторические города, края (области), граничащие с Удмуртией. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, картосхема Удмуртии, трафарет контура Удмуртии для студентов

Время выполнения 40 минут (1 час)

Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, тесты, карточки с текстами

Видеосюжет: исток Камы (ю туб)

Теоретические сведения

 Удмуртия расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины; в Западном Приуралье; в междуречье Вятки и Камы.

Столица Удмуртии, Ижевск, расположен несколько юго-восточнее от центра республики. Юго-восточнее от Ижевска, на Каме, расположен старейший город Удмуртии – Сарапул. Северо-восточнее от Ижевска, на реке Вотка, находится город Воткинск, родина П.И.Чайковского. На севере Удмуртии, на реке Чепца, находится город Глазов –первая столица ВАО.

Самая крупная река Удмуртии - Кама. Исток Камы находится в Кезском районе Удмуртии, недалеко от села Кулига. Через несколько километров Кама покидает Удмуртию и попадает в Пермский край. (Это на северо-востоке). Здесь она становится полноводной рекой, и, описав петлю, снова появляется в Удмуртии. Река имеет большое экономическое и рекреационное значение для республики.

 Вятка берёт начало в Ярском районе, на северо-западе республики. Вскоре покидает Удмуртию и течёт в Кировском крае. Южнее вновь проходит по Удмуртии и впадает в Каму.

По трафарету обвести контур Удмуртии; по образцу на доске отметить на контурной карте реки, исторические города, края (области), граничащие с Удмуртией.

Ответьте на вопросы:

1. Какая крупная река на территории Удмуртии пересекает 5 районов? (Чепца).

Назовите исторические города Удмуртии, получившие своё название по рекам, на которых они расположены. (Ижевск, Воткинск).

3. Название какого города дали башкиры? (Камбарка)

Каково происхождение названия города Глазова?

Какой город находится за пределами Удмуртии?

- Можга, -Сарапул, -Камбарка, -Елабуга

Какая река находится за пределами Удмуртии?

- Вала,- Кильмезь, - Вотка, - Волга.

1. В какой части России расположена Удмуртия?

___________________________________________________________________

2. В какой природной зоне расположена наша республика?

___________________________________________________________________

3. Назовите основные формы поверхности Удмуртии, чем они обусловлены.

________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки: Оценка «5» ставится студенту в случае аккуратного и красивого оформления контурной карты (по трафарету) и правильного ответа (письменного и устного) на все поставленные вопросы.         Оценка «4» ставится в случае неполного ответа, небольших неточностей.                                                                                     Оценка «3» ставится в случае грубых ошибок и небрежности, отсутствии старания

 

 

Практическое занятие № 2

Тема: Географическое пространство и природные ресурсы Удмуртии. Традиции народов Удмуртии

Учебная цель: Охарактеризовать основные природные ресурсы Удмуртии. В чём достоинства и недостатки природно – ресурсного потенциала Удмуртии? Повторить классификацию природных ресурсов. Определить проблемы использования природных ресурсов Удмуртии, обсудить пути их решения.

Охарактеризовать населениеУдмуртии, его этнический состав. Привести примеры народных традиций народов – русских, удмуртов, татар и др. Уяснить необходимость толерантного отношения к традициям народов на бытовом уровне.

Ознакомиться с некоторыми традициями народов Удмуртии, (в основном, с традициями удмуртского народа)

Время выполнения 40 минут. (1 урок)

Теоретические сведения:

Понятия «природа» и «географическая среда» сходные, но понятие «природа» более широкое. Географическая среда – та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует. Она представлена антропогенными ландшафтами – полями, городами, дорогами и т.п. Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства. Природные условия – это то, что человека окружает, созданное природой. Резкой границы между природными ресурсами и природными условиями невозможно провести. Природные ресурсы обеспечивают развитие общества, но вырабатываются, формируются в природной среде, являясь её компонентом. Могут ли природные условия стать природными ресурсами? (Да. Приведите примеры). Существует много классификаций природных ресурсов. Например:

По исчерпаемости: Как вы понимаете слова «неисчерпаемые», «Исчерпаемые»; «возобновимые», «невозобновимые». Классификации природных ресурсов по другим признакам: 1. По происхождению: - водные, -биологические, - земельные,- минеральные 2. Экономические (по характеру использования)

А. Используемые непосредственно человеком (питьевая вода, животная и растительная пища) Б. Используемые в производстве (минеральное сырьё, земельные, гидроэнергия) В. Рекреацианные ресурсы(туризм, отдых, лечение). Эти классификации условны, но они дают возможность раскрыть и оценить природные ресурсы. Богата ли Россия природными ресурсами? (Да). Какие ресурсы имеются в Удмуртской Республике? (Минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические)

Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования наз. ресурсообеспеченностью.

По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. В ней почти идеально соотношение промышленных и с.х. ресурсов: 55: 45 процентов. В чём недостатки использования природных ресурсов в Удмуртии? (Устаревшие технологии, большое количество отходов, недостаточно используется вторичное сырьё).

Каковы пути решения проблемы?

С экономической точки зрения, население – это производитель конкретных материальных благ и услуг, и в то же время – их потребитель.                   Население Удмуртии отличается многонациональностью. Здесь проживают представители более, чем 70 национальностей. Государственные языки – удмуртский и русский.

                                                       Вопросы для обсуждения:

Д.И.Менделеев высказал такую мысль: «Русский народ, исторически родившись среди лесов, привык смотреть на лес как на дар… не привык беречь лесов, а это грозит неисчислимыми бедствиями». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте

Как вы понимаете слова известного географа Д.Л.Арманда о том, что во многих случаях возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека? Свой ответ обоснуйте

 К каким видам ресурсов относятся ресурсы флоры и фауны:

- биологическим, - минеральным,- рекреационным

(устно). По подсказкам определите, о каком животном идёт речь.

- Ведёт бродячий образ жизни, пробегая за сутки от 5 до 15 километров.

- Нападает из засады, усевшись на ветке дерева над тропой. Прыгает на спину жертве и хватает за шею.

 - Охотится, в основном, утром и вечером, реже днём. Основной объект добычи – заяц- беляк. В среднем хищник съедает одного зайца в 4 дня. Нападает также на молодых косуль, лосей, ловит птиц, гнёзда птиц разоряет постоянно.

- Самая крупная кошка весом до 30 кг. Около 1м. в длину.

- Хвост как бы обрублен. Уши с кисточками (Отет: рысь)

Найдите в интернете ответ на вопросы: Каковы разведанные промышленные запасы нефти в Удмуртии? Назовите крупнейшие месторождения нефти в Удмуртии.

(Предполагаемый ответ: Разведанные промышленные запасы нефти составляют приблизительно 300 млн. тонн. Имеются 114 месторождений нефти. Крупнейшие месторождения: Чутырско – Киенгопское, Мишкинское, Гремихинское, Ельниковское, Вятское, Карсовайское. УР относится к Волжско – Уральской нефтегазоносной провинции. Нефтепоисковые работы на её территории были начаты в 1945 году, а первые нефтепромыслы появились в 1969 году. В настоящее время все крупные месторождения разрабатываются уже десятки лет и находятся в стадии падающей добычи)

Сколько всего месторождений торфа выявлено в Удмуртии? Назовите не менее 4 крупнейших месторождений торфа в Удмуртии.

(Предполагаемый ответ: В УР учтено 619 месторождений торфа. Общим запасом 205 млн. тонн. Выделяются 4 основные зоны добычи торфа: Бассейн Чепцы. Крупнейшее месторождение – Дзякино. Бассейн Кильмези. Крупнейшие месторождения – Орловское, Чибьяшур. Прикамская низменность; Юго- западная равнинная часть УР- Карамбай- Пычасское месторождение) Индивидуальные задания: подготовьте небольшую презентацию и сообщение о лесных, водных, растительных ресурсах Удмуртии, о флоре и фауне УР.

Традиции народов Удмуртии

1. Русские встречают гостей хлебом и солью, а как принято встречать гостей у удмуртов?

2. Что варят в котлах и чем угощают удмурты всех во время деревенских обрядов?

3. Какому удмуртскому празднику соответствует татарский праздник «Сабантуй»?

Решите тесты

1. Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

а. бурый уголь б.ядерная энергетика в. лесные ресурсы г. морские ресурсы

 

2. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования называется:

а. ресурсообеспеченностью б. ВВП в. природоиспользованием г. благосостоянием

 

3. Какой тип электростанций использует исчерпаемые природные ресурсы?

а ветровые б тепловые г приливные д солнечные

 

4. Ресурсами, выделяемыми по характеру использования, являются:

а.минеральные б. климатические в. рекреационные г.таких ресурсов нет

 

6. Наиболее эффективным путём преодоления дефицита воды является:

а. Рациональное использование водных ресурсов

б. Опреснение вод мирового океана в. транспортировка айсбергов г. Сокращение потребления воды населением

Ответьте на вопрос: Что такое рациональное природопользование, в чём его смысл?

7. На каком музыкальном инструменте удмурты в старину играли «мелодию утренней росы»?

а) чипчирган б) крезь в) гусли

8.Это животное помогало древним удмуртам найти место для строительства дома. Его выпускали погулять, и на том месте, куда он приляжет отдохнуть, строили новый дом.

а) овца б) коза в) бык

9. «Гербер»- это традиционный

А) летний национальный удмуртский праздник б) зимний национальный удмуртский праздник

10. Украшения из какого металла пользовались особой популярностью у удмуртских женщин?

а) бронзы б) меди в) серебра

Практическое занятие № 3

Практическое занятие №4

Теоретические сведения

Наличие полезных ископаемых  (меди на реке Вятке и др.), лесов, рек, близость Урала, где ещё ранее начала развиваться металлургическая промышленность, возможность эксплуатировать труд крепостных крестьян создавали предпосылки для развития металлургической промышленности, в продукции которой нуждалось Российское государство. Возникали частновладельческие заводы: Бемыжский медеплавильный, Воткинский и Ижевский железоделательные, Камбарский железоделательный, Варзино-Алексеевский медеплавильный и другие. Они стимулировали возникновение и развитие городов. Позднее заводы переходили в казну.

Вопросы

  1. Какая промышленность начинает развиваться в 50-е – 70-е гг 18 века на Урале и в Предуралье?              А. химическая Б. металлургическая В. нефтяная

2. Почему по темпам роста в нашем крае на первом месте оказалась металлургическая промышлоенность?

3.Все заводы России в 18 веке работали от движения силы:

а. воды б. воздуха в.огня

4. Выберите из представленных названий заводов нашего края первый медеплавильный завод

а. Пудемский б. Бемыжский в. Варзиноалексеевский г. Ижевский

3 Какой из перечисленных заводов также был медеплавильным?

2 вариант

1. Какие заводы назывались Камскими?

2. Назовите основателя Камских железоделательных заводов

а Дерябин б. Шувалов в. Москвин г. Колчин

3. Площадь зеркала какого пруда (при каком железоделательном заводе) занимает 3-е место по Удмуртии?

4. Площадь зеркала какого пруда (при каком железоделательном заводе) занимает 1-е место? 2-е место?

5. Для плавки металла использовали: а. древесный уголь б нефть в каменный уголь

6. Когда возник Камбарский литейный завод? Кто был его владельцем?

7. Назовите год взятия Е.И. Пугачёвым Ижевского и Воткинского посёлков

а 1774   б 1773 в 1775 г 1776

Методические рекомендации

1Внимательно прочитайте текст.

2.Найдите предложение, в котором содержится основная мысль.

3. Выполните задания, ответьте на вопросы

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

    • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены, но допущены неточности в работе.
    • - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
    • - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:.

Шумилов Е.Ф. Город на Иже

Статья «Оружейная кузница России» в журнале «Луч» №7-8, 2007, с.82

 

История городов Удмуртии

1. Кто основал Ижевск?

2. Кто такой П.И.Шувалов?

3. Какую роль в основании Ижевска сыграл А.С.Москвин?

4. В связи с чем завод перешёл в казну?

5. Как была организована работа по созданию завода?

6. Какова роль крепостных крестьян, каким было отношение к ним?

7. Кто такой А.Ф.Дерябин?

8. Охарактеризуйте заслуги А.Ф.Дерябина перед Россией и как создателя оружейного завода на р.Иж

9. Кто работал на заводе?

10. Кто такой С.Е.Дудин? (Основные факты биографии, заслуги).

11. Назовите главные творения Дудина в Ижевске.

12. Охарактеризуйте одно из произведений С.Е.Дудина.

13.Расскажите о возникновении г.Сарапула

14. Когда появился посёлок Камбарка?

15. Какова история города Можги?(кратко)

16. Какова история города Глазова? (кратко)

16. Когда статус города получили Ижевск, Воткинск, Сарапул, Глазов?

17. Почему эти 4 города называются историческими?

 

Практическое занятие №5.

Время выполнения 2 часа

Теоретические сведения. Удмуртия имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России: 768 км. Железных дорог, трубопроводный транспорт, 6164 км. Автомобильных дорог, 183 км. судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Чёрное и Балтийское моря, воздушные пути.

Методические рекомендации

1Внимательно прочитайте текст.

2.Найдите предложение, в котором содержится основная мысль.

3. Ответьте на вопросы, выполните задания

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

    • оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены, но допущены неточности в работе.
    • - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.
    • - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Литература:.

Шумилов Е.Ф. Город на Иже

Задания по группам

1.Охарактеризуйте особенности водного транспорта; речного транспорта Удмуртии.

а) назовите крупные речные порты Удмуртии.

2. Охарактеризуйте авиационный транспорт (кратко)

Сколько аэропортов на территории Удмуртии?

1. Охарактеризуйте железнодорожный транспорт, его значение для России и Удмуртии.

а) Докажите, что Удмуртия имеет большое транзитное значение. В каком направлении проходят по Удмуртии две федеральные ж.д.магистрали?

б) В чём значение ж.д. «Ижевск –Балезино», построенной в годы Великой Отечественной войны?

3. Кратко охарактеризуйте трубопроводный транспорт. В чём его «плюсы» и «минусы»?

4. В чём плюсы и минусы автомобильного транспорта?

- Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

- Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

- Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно- туристических зон в России?

- Какие автотрассы федерального значения проходят по территории Удмуртии?

- Каковы основные проблемы развития автомобильного транспорта в Удмуртии?

-Каковы перспективы развития автомобильного транспорта в Удмуртии?

5. Охарактеризуйте (кратко) историю развития городского транспорта в Ижевске.

 

Практическое занятие №6

Цель занятия: Ознакомиться с историей просвещения удмуртов, узнать о деятельности и заслугах наиболее известных просветителей, о В.В.Толстой- легендарной учительницы сельской школы, родственницы Л.Н.Толстого.

Охарактеризовать современную систему просвещения Удмуртии (в целом), высшие учебные заведения, в которых можно продолжить образование по избранной профессии. Обсудить перспективы развития образовательных ресурсов Удмуртии.

Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

 

Задания группам:

1. Составьте небольшой справочный материал о деятельности наиболее известных просветителей: Ильине,  Блинове,  Верещагине, Андрееве (возможно и сообщение на основе заранее подготовленной презентации).

2. Составьте небольшие тесты об их деятельности и произведениях, написанных ими. (Или выполнение таких тестов, предложенных преподавателем)

3. Подготовленное заранее сообщение (возможно, и презентация) о Вере Васильевне Толстой.

4. Обсуждение заранее подготовленных сообщений об образовательных учреждениях Удмуртии, о системе подготовки кадров по избранной профессии и специальности.

5.Обсуждение вопроса о перспективах развития образовательных ресурсов Удмуртии.

 

 

Практическое занятие №7

Время выполнения 1 час

Просмотр видеосюжета «Знакомьтесь, Удмуртия!»

Прослушивание  заранее подготовленных сообщений о возможных туристических маршрутах (имеющихся и новых) и красивых местах Удмуртии. (просмотр заранее подготовленных презентаций)

Составление вопросов по представленным материалам. Ответы на эти вопросы.

 

 

Практическое занятие №8

Время выполнения 2 часа

Й час.

Вступление: 4 города Удмуртии официально признаны историческими. Вы уже знаете их. (вызывается сильный ученик к карто-схеме и быстро обозначает эти города при помощи магнитиков, поясняя словами местоположение каждого города и происхождение его названия). А всего в Удмуртии… (6 городов), и в каждом из них есть своя «изюминка».

 (вызванный ученик возвращается на своё место, оценка –позже) Однако в названных городах имеется больше памятников архитектуры и культуры, находящихся под охраной государства. Кроме того, с этими городами связана жизнь и деятельность очень известных людей, внесших свой вклад в историю России и Удмуртии. Что же привлекает туристов в эти города, на что стоит посмотреть? Вместе ответим на этот вопрос. Но вы уже можете ответить на некоторые вопросы (ведущий, помощник учителя, раздаёт звёздочки правильно ответившим учащимся; количество звёздочек влияет на оценку. Некоторых можно поощрить «5» сразу, другим записать количество правильных ответов- баллов для итоговой оценки в конце урока)

Задание1: Словесный портрет города. Учитель (или заранее подготовленный ведущий) зачитывает краткие характеристики города. Более ценно,  если ответили по первой или второй характеристике). 1 Определите, о каком городе идёт речь.

Владимир Галактионович Короленко в 1881 году описывал этот город следующим образом: «Типичный городок северо-востока. Два – три каменных здания, остальное всё деревянное. В центре полукруглая площадь, лавки, навесы, старенькая церковка, очевидно пришедшая в негодность, и рядом огромное недостроенное здание нового храма, окружённое деревянными лесами»

3. «Изюминкой» города является его планировка. Автором первого генерального плана города был петербургский архитектор Иван Лем.

(в ходе ответов учащихся на экран выводится герб города Глазова)

В 1857 году в этом городе архитектором Коковихиным было построено здание, - казённая квартира начальника завода. С 1895 года хозяйкой дома была доктор физико- химических наук, одна из первых в России женщин –химиков Вера Богдановская. Всех жителей города поразила трагическая гибель молодой женщины 25 апреля 1896 года при взрыве в лаборатории, оборудованной в этом доме, где она проводила опыты.

По Глазову

1. К какому времени относится первое упоминание о Глазове? (ответ-к 1678г)

2. Когда и в связи с чем село Глазово плучило герб и статус города?

3. Когда был создан воинский мемориал на площади Свободы?

4. Чем замечателен историко-культурный музей- заповедник Иднакар?

5. В Глазове есть памятник Павлику Морозову. Что вы знаете об этом мальчике?

… Оставьте Павлика Морозова!

При чём здесь дети, в самом деле?

Эпоха, жёстская и грозная,

Свои преследовала цели.

Питаться классовыми грёзами

Ей помогали мифы эти.

Но ведь тогда, в краю берёзовом,

Погибли дети. Просто дети.

 (Т.Мерзлякова)

6. Какие ещё памятники есть в Глазове?

 

2 урок игра «Наш Ижевск»(см. сценарий)

 

МБОУ УР «ИАТ»

 

Наш Ижевск

 

 

Цель: В игровой форме проверить знания обучающихся по истории

Ижевска; дать новую для многих обучающихся информацию о достопримечательностях города и известных в истории города людях; заинтересовать предстоящими темами.

 

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, можно сделать и оформление доски, звёздочки для учёта ответов.

 

Примечание. Необходимо заранее подготовить двух ведущих и 3-4-х чел – участники сценария, исполнители ролей, «книгу», на обложке которой портреты Дмитрия и Марины Мнишек, книгу –«Прописи» 1914 г.издания, сценарий для каждого ведущего, «входной билет» на колесо обозрения.

 

На экране слайд, изображающий монумент Дружбы народов и пруд., можно и панораму современного Ижевска.

Первый ведущий.                          

Как я люблю от Вечного огня

Спуститься к пруду вниз, к исходу дня

И там, у монумента Дружбы, встать

И долго солнце взглядом провожать!

Как ты красив, Ижевск, в его лучах!

Какой простор! Какой кругом размах!

Широких улиц, мощных корпусов

И вдаль бегущих с трех сторон лесов!

Жемчужина твоя – Ижевский пруд

Качает облака и изумруд.

Второй ведущий.

Как точно описал пот Владимир Тяпин наш Ижевский пруд – любимое место отдыха горожан!

1-й. Здесь и парк культуры имени Горького…

2-й. Ранее называвшийся «Генеральский сад»…

1-й. А в этом парке есть Колесо Обозрения – весь городи виден! Давай прокатимся!

2-й. Но, говорят, колесо-то в последнее время ученых заинтересовало.

То все, как обычно – поднимайся и обозревай окрестности, а то…(таинственно): в другое время можно попасть!

1-й. Тем более, как интересно! Поехали!

2-й. Но ведь это несколько легкомысленно…Путешествия во времени небезопасны… Я недавно прочитал(а) книгу Бориса Акунина, «Детская книга» называется…(показывает книгу).

1-й. На обложке Лжедмитрий I, Марина Мнишек?

2-й. Да, именно так. Главный герой – правнук знаменитого сыщика, Эраст Фандорин, ученик Московской школы, попал в 17 век!

1-й. Нам бы лучше в 18. Ведь наш город основан 10 апреля 1760-го года.

2-й. Сколько приключений пережил герой книги! Правда, был у него очень хороший помощник – ноутбук, замаскированный под учебник «Элементарная геометрия». Но впоследствии, по воле автора, эта вещь вышла из строя и перестала отвечать на вопросы.

1-й. Может быть, вот эта старинная книга сгодиться?

(показывает «Русские прописи» 1914 г.) Я, хочу эту книгу учителю истории показать.

2-й. Откуда у тебя эта книга?

1-й. От бабушки Нины.

2-й. Ценная книга. Старая. Поехали. Покупаем билет!

Кассир. У нас сегодня акция, чтобы купить билет, вы должны ответить на вопрос по истории города. Как в 18 веке называлась улица Горького?

2-й. «Дорога в Глазов»

Кассир. Верно. Вот ваш билет. Но я предупреждаю зрителей, если герои попадут в другое время, и у них возникнут вопросы, вам придется ответить на них.

1-й. Мы уже отправились в путь… Колесо поднимает нас все выше…

Один оборот почти сделан. Ничего необычного. Мы на высоте птичьего полета.

2-й. Что-то наш город сильно изменился!

1-й.Ну, началось! Какой же это век?

2-й. Это начало 20 века.

1-й. Да, виден Михайловский собор, он был построен в 1907 году.

Но вот кто был архитектором… (вопрос к зрителям!) - (Иван Аполлонович Чарушин.)

2-й. Как писал Сергей Жилин,

«В восемнадцатый век начинаю побег, Вспоминаю событья и даты…»

1-й. А колесо-то остановилось!

2-й. В низу нет Ижевска!!! Смотри, завод, и тот какой-то маленький. Плотина, пруд, домики…

1-й. Какая знакомая улица. Справа солидные купеческие дома, на первых этажах лавки с товарами, слева зеленый генеральский сад.

2-й. Да это же «Дорога в Глазов»!

Учитель: как вы думаете, если они попадут в начало 18 века, смогут ли они встретить графа Шувалова?

И несколько вопросов по истории города! («Путешественники» немного отходят в сторону, рассматривая книгу).

Проводится викторина. Помощники раздают звёздочки тем, кто ответил правильно. – Ижевск, как и Москва, и Рим, расположен именно на этом.

- Верно ли, что Ижевск возник по воле женщины.(и т.д.)

Учитель: А между тем, колесо продвинулось, наши герои уже в 1935 году.

1-й. Мы в историческом центре города!

2-й. Он выглядит совсем не так, как в начале века. Кинотеатр «Колосс»…

1-й. А рядом новое здание, в стиле конструктивизма…

2-й. Это КОР-Клуб Октябрьской Революции. Первое в городе капитальное сооружение культурного назначения. Построено в 1927-30 годах по проекту местного архитектора Гусева. В КОР начинало свою творческую биографию большинство театральных коллективов.

 (учитель поясняет: наши герои находятся рядом с этим зданием. Они видят, что двери отворились, выходит оживлённая толпа, обсуждающая только что просмотренный спектакль).

1-й: Вот это комедия! Давно я так не смеялся!

2-й: А Сонька-то, Сонька!

3-й (из партийного руководства): Бодрый, заряжающий оптимизмом спектакль! Надо организовать коллективные походы в театр!

4-й (в полголоса, 1-му: Не думаю я, что строителям Беломоро-Балтийского канала так уж весело! 1-й: Ну что ты! Ведь это строительство социализма! Конечно, так и есть!

Учитель: это обсуждение первого спектакля русского драматического театра по пьесе Н.Погодина «Аристократы».

1-й ведущий. (читает по «Прописям»: первый спектакль Государственного русского драматического театра состоялся 18 октября 1935 года.)

Учитель: спектакль имел огромный успех у зрителей! Чем же был обусловлен этот успех? Скоро у нас будет урок, на котором мы с этим разберёмся! А наши путешественники волшебным образом снова оказались на «Колесе обозрения». Колесо передвинулось немного и остановилось. Путешественники и мы вместе с ними становятся свидетелями разговора, состоявшегося (примерно) в 1936 году. Это беседуют партийный деятель и один из первых директоров краеведческого музея Герасим Фёдорович Сидоров. («актёры» прежние. Ведущие помогают открыть нужное изображение на экране)

Г.Ф.Сидоров: Михайловский собор – это памятник архитектуры! Произведение искусства! Необходимо сохранить его!

Партийный деятель: это культовое здание. Религия – опиум для народа! Надо убрать собор! Материал можно использовать для постройки театра. Мединститут надо строить. Нечего цепляться за старое!

(Учитель, вопрос классу: какова была судьба собора? Кто победил в этом споре?)

Учитель: продолжаем викторину – Когда в Ижевске появился трамвай?

(показываем иллюстрацию - первый трамвай) –Когда и в связи с чем улица Базарная была переименована в улицу Горького? (на экране –улица… 1937г)

-Вы знаете, что для каждой эпохи характерны свои лозунги. Они появлялись на плакатах, на страницах «Ижевской правды». Ваша задача – определить (примерно), к какому периоду (десятилетию) относится каждый из них! (приведены точные ответы: это дата газеты «Ижевская правда», где был этот лозунг)

1. «Не часть, а весь мир нужен рабочему!» (16 марта 1919г)

2. Заменим «рождество» днём коллективизации!»

3. «Ликвидация неграмотности – боевая задача!»

4 «Бросим лучшие силы для укрепления пролетарского руководства в колхозах!»

5 Пионеры и школьники! Активно участвуйте в сборе тёплых вещей для Красной Армии!»

Продолжаем викторину. – Назовите должность Дмитрия Фёдоровича Устинова во время Великой Отечественной войны (после ответа –портрет Д.Ф.Устинова)

-Назовите лётчика, нашего земляка, дважды Героя Советского Союза

(после ответа – на экране портрет Е.М.Кунгурцева)

- Одна из улиц Ижевска названа в честь нашего земляка – командира крупного партизанского соединения. Это улица…

(на экране – портрет А.Н.Сабурова)

- Какой крупный объект культуры был построен в Ижевске во время войны?

(если позволит время и учащиеся будут хорошо воспринимать материал, здесь учитель может прочитать воспоминания о выпускниц Ижевской средней школы №37 г. Ижевска о школе в годы войны, записанные в 1946 году): Аза Ивановна Мерзлякова: «Жива память школьных лет, концерты самодеятельности в госпиталях, помощь раненым, шитьё кисетов и вязание носков для посылки бойцам в действующую армию…»

Галина Александровна Варламова-Спасская: «Всю войну мы получали 50 грамм хлеба и кашу. Я сидела за первой партой. На мне было светлое шёлковое платье.  Получила я чёрный пиджак и платье от американского красного креста как дочь инвалида войны, и так как семья была многодетной. Всё это было очень поношенное, но радостно было, что простые американцы думают о нас.    Вообще о том времени осталась память доброго отношения к нам и нас между собою, тяжёлого физического труда, запойного чтения книг, даже с фитильком из ваты и масла, хождения в цирк, в театр…

А как наша школа прошла 9 мая 1945 года перед трибуной на улице Горького, у подножия собора! Шли дружно, с песнями, с баяном! Администрация школы получила благодарность…»

- Назовите не менее трёх крупных объектов культуры, построенных или восстановленных в последние годы-

- Когда улицу Узловая переименовали в улицу Гагарина?

- Когда город Ижевск переименовали в город Устинов?

- Когда вернули городу его имя (Ижевск)?

- Когда был утверждён герб г.Ижевска и кто его авторы? (на экране-или на доске герб г. Ижевска)

- Почему в гербе Ижевска присутствует стрела?

- Что символизирует такой элемент герба г.Ижевска, как разжатые клещи?

(помощники считают полученные звёздочки. Подводим итоги работы)

 

 

1- й ведущий: Ура! Мы вернулись в наше родное время!

2-й. И техникум на месте!

 

Практическое занятие №9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическая работа № 1

Тема: Удмуртия на карте

Учебная цель: научиться определять географическое положение Удмуртии и исторических городов Удмуртии. Отметить на контурной карте реки, исторические города, края (области), граничащие с Удмуртией. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, картосхема Удмуртии, трафарет контура Удмуртии для студентов

Время выполнения 40 минут (1 час)

Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, тесты, карточки с текстами

Видеосюжет: исток Камы (ю туб)

Теоретические сведения

 Удмуртия расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины; в Западном Приуралье; в междуречье Вятки и Камы.

Столица Удмуртии, Ижевск, расположен несколько юго-восточнее от центра республики. Юго-восточнее от Ижевска, на Каме, расположен старейший город Удмуртии – Сарапул. Северо-восточнее от Ижевска, на реке Вотка, находится город Воткинск, родина П.И.Чайковского. На севере Удмуртии, на реке Чепца, находится город Глазов –первая столица ВАО.

Самая крупная река Удмуртии - Кама. Исток Камы находится в Кезском районе Удмуртии, недалеко от села Кулига. Через несколько километров Кама покидает Удмуртию и попадает в Пермский край. (Это на северо-востоке). Здесь она становится полноводной рекой, и, описав петлю, снова появляется в Удмуртии. Река имеет большое экономическое и рекреационное значение для республики.

 Вятка берёт начало в Ярском районе, на северо-западе республики. Вскоре покидает Удмуртию и течёт в Кировском крае. Южнее вновь проходит по Удмуртии и впадает в Каму.

По трафарету обвести контур Удмуртии; по образцу на доске отметить на контурной карте реки, исторические города, края (области), граничащие с Удмуртией.

Ответьте на вопросы:

1. Какая крупная река на территории Удмуртии пересекает 5 районов? (Чепца).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.