Развитие координации темпа и ритма движений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие координации темпа и ритма движений

2022-09-01 24
Развитие координации темпа и ритма движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 373 ББК 74.100 Г96

 

Гуськова А.А.

Г96 Обучаем дошкольников пересказыванию. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2017.— 64 с. (Библиотека Логопеда).

ISBN 978-5-9949-0832-7

В пособии представлены конспекты совместной коррекционно-образовательной деятельности логопеда и детей и тексты для пере­сказа, подобранные в соответствии с комплексным лексико-тематическим принципом построения образовательного процесса в ДОО и группах для детей с нарушениями речи.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям ДОО для детей с нарушениями речи, а также может быть использовано педагогами ДОО при проведении работы по реализации образовательных облас­тей «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

 

УДК 373 ББК  

74.100

ISBN 978-5-9949-0832-7                                                                                                                                                                                                     © ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2013

                                                                                                                                                                                          ©Гуськова А.А., текст, 2013


 

Введение

Речь — одно из важнейших средств коммуникации, про­являющееся в дошкольном возрасте в диалогах, полилогах (кол­лективных разговорах), монологах.

К числу важнейших задач логопедической работы с до­школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, относит­ся формирование у них связной монологической речи. Значи­тельные трудности в овладении навыками связной речи у де­тей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематического, лексическо­го, грамматического, — недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Цель коррекционно-логопедической работы — возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеоб­разовательной Программы дошкольного образования и их ин­теграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты ее усвоения едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

По Федеральному государственному образовательному стан­дарту дошкольного образования образовательная область «Рече­вое развитие» включает владение речью как средством обще­ния; обогащение активного словаря; развитие связной, грамма­тически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонемати­ческого слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Одним из целевых ориентиров в них названа следующая характеристи­ка развития ребенка на этапе завершения дошкольного образо­вания: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выра­жения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержит­ся в трудах современной лингвистической, психолингвисти­ческой и специальной методической литературы (Л.С. Выгот­ский, Н.И. Жинкин, Э.П. Короткова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

 

 

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и монологической формам речи. Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монологическая речь психологи­чески более сложна, чем диалогическая, отличается большей развернутостью. Монолог требует лучшей памяти, более на­пряженного внимания к содержанию и форме речи. Моноло­гическая речь сложнее в лингвистическом отношении, опи­рается на мышление, логически более последовательный раз­говор; а чтобы она была понятна слушателям, в ней должны быть использованы полные, распространенные предложения, более точный словарь.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение про­слушанного художественного произведения. Это сравнитель­но легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое со­держание и пользуется готовой речевой формой автора: словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживания героям. Специфика обучения пересказу по сравнению с дру­гими видами развития связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зре­ния близости к первоисточнику.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследо­вателями как общей дошкольной, так и коррекционной педа­гогики (A.M. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, В.В. Коноваленко, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Л.П. Федоренко и др.).

Совершенствуются структура речи, произношение, усваи­ваются нормы построения предложений и целого текста. Пе­ресказ художественного произведения доступен и близок де­тям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставля­ет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно ху­дожественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным язы­ком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

 

 

Пересказ готового литературного произведения не должен быть вычеркнут из числа факторов, развивающих речь детей. Рассказ, прочитанный детям, должен прежде всего служить уяснению его основной мысли, основных частей, логической и причинной связи его подробностей. И только когда эта ра­бота будет произведена, можно приступать к пересказу. Об­разцом должен опять-таки служить пересказ педагога. Мож­но передать рассказ без изменений, в собственном вольном изложении, можно сократить его.

К.Д. Ушинский отмечал: «Каждую сказку нужно прочи­тывать несколько раз и потом, через несколько времени, сно­ва к ней возвращаться. Дети любят повторение сказок и про­сят рассказать именно ту, которую уже слышали несколько раз. Но не должно ограничиваться только прочтением сказ­ки, а следует позволять детям рассказывать ее потом самим, что они очень любят. И я особенно рекомендую это средство как лучшее для развития устной речи детей. Сказка отлично запечатлеется в памяти детей со всеми подробностями. Кроме сказок, я поместил еще маленькие рассказцы в несколько строчек. Назначение этих последних крошечных литератур­ных произведений — то, чтобы дитя, прочитав такой коро­тенький рассказ в две-три строчки, могло сразу уловить его содержание и передать его изустно... Требования: первое, что­бы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали».

Исследователи A.M. Бородич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева указывали на следующие необходимые требования при под­боре рассказов для пересказа:

—доступность содержания литературного произведения и его объем (с учетом особенностей детского внимания и памяти);

—рассказы должны быть с определенным, ясным соотноше­нием частей: с понятным определенным началом, середи­ной и концом;

—существование между частями ясной логической связи, одна часть должна подводить к другой и разъяснять ее;

—близость текстов детскому опыту, чтобы при пересказе ре­бенок мог отразить личное отношение к данному событию;

—каждое произведение должно учить чему-нибудь полезному;

—присутствие в произведениях знакомых детям персонажей с ярко выраженными чертами характера;

мотивы поступков действующих лиц должны быть понят­ны детям.

Лингвистические требования:

—произведения подбираются сюжетные, с четкой компози­цией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательностью содержания;

—динамичность, лаконичность и образность изложения с до­ступным детям словарем;

—короткие, четкие фразы, отсутствие сложных грамматичес­ких форм;

—выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений;

—наличие несложных форм прямой речи.

Этим требованиям соответствуют, например, народные сказ­ки, небольшие рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Г. Снегирева, И. Соколова-Микитова, В. Сухомлинского, Л. Толстого, К. Ушинского, Е. Чарушина, Э. Шима и др.

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать речевые и интеллектуальные возможности ребенка. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. До начала чтения рассказа логопед объясняет де­тям смысл трудных слов, они проговаривают их хором или индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подво­дящая детей к содержанию произведения. Прочитав рассказ, логопед задает вопросы, чтобы выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения применяются различ­ные виды пересказа.

На начальных этапах обучения пересказу рекомендуются следующие виды работы:

• образец чтения произведения, выборочное чтение наибо­лее значимых или трудных отрывков, фраз;

• вопросы, помогающие пересказу:

—направляющий совместное пересказывание (к последнему слову фразы),

—подсказывающий,

—прямой,

—цепь прямых (план),

—поисковые,

—вопросы-указания;

• индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, вариан­ты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.;

• обращение к личному опыту детей, показ наглядного ма­териала;

• подсказ слова или фразы для достижения связности и плавности пересказа;

• совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начальной фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

• отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

• пересказ по частям;

• пересказ по ролям, если в произведении есть диалог;

• хоровое проговаривание коротких реплик;

• игра-драматизация или инсценировка текста с использо­ванием игрушек, силуэтов.

Для детей, у которых уровень развития связной речи до­вольно высокий, можно использовать более сложные виды ра­боты:

• подробный или близкий к тексту пересказ;

• пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот);

• пересказ фрагментов (в дидактических играх);

• пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т.п.);

• инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми-актерами).

При обучении детей с ОНР пересказу применяются допол­нительные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы:

—пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, после­довательно отражающих содержание произведения;

—пересказ по отдельному фрагменту текста, пересказ несколь­ких фрагментов и текста в целом;

—коллективный пересказ (с обсуждением вариантов фраз);

—выборный (пересказывание отдельных фрагментов);

—по цепочке;

—пересказ по предварительному плану-схеме;

—пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, выбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа;

—использование детского рисунка на любой сюжетный фраг­мент рассказа;

 

—иллюстративное панно с красочным изображением обста­новки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения;

—моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы;

—использование диа- и мультфильмов.

Е.И. Тихеева рекомендовала: «Во время изложения пере­бивать детей можно только в случае крайней необходимости. Если изложение идет хоть сколько-нибудь гладко, надо дать высказаться до конца даже в том случае, если ребенок сделал пропуск. Надо всеми мерами стараться, чтобы работа была общей, чтобы в ней были заинтересованы все дети. Товарищи могут указать на допущенный пропуск и вообще высказаться по поводу изложения. Путем общей беседы следует выяснить его достоинства и недостатки. Если ребенок запинается, за­был, что было дальше, можно прийти к нему на помощь. Не злоупотребляйте ненужными, нарушающими стройность из­ложения вопросами, главное, не требуйте так называемых «полных» ответов. Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в повседневной жизни. Играют ли в этой речи «полные ответы» хоть какую-нибудь роль?».

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по разви­тию «чувства языка» — внимание к лексической, граммати­ческой и синтаксической сторонам речи, способности оцени­вать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной ра­боте с детьми, имеющими ОНР.

Значение пересказа в формировании монологической речи:

—обогащается словарный запас (качественно и количественно);

—появляется практика употребления обогащенной лексики в активной речи;

—формируется грамматический строй, закрепляется исполь­зование разнообразных, в том числе сложных, граммати­ческих конструкций в оформлении грамматических вы­сказываний;

—усваивается структура связных высказываний, формирует­ся способность их построения, развивается планирующая функция речи;

—развиваются способности к речевому самоконтролю;

 

—воспитывается чувство языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

—усваиваются некоторые художественные приемы и сред­ства русского литературного языка и языка устного народ­ного творчества;

—параллельно и одновременно с речевыми процессами совер­шенствуются и активизируются познавательные процессы восприятия, представления, воображения, внимания, па­мяти и мышления, особенно логического;

—    закрепляется правильное звукопроизношение.

Структура совместной образовательной деятельности ло­гопеда и детей по обучению пересказу следующая.

1. Организационный момент.

2. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи: изучение лексической темы, чте­ние художественных текстов по данной лексической теме, личный опыт детей, показ картинки.

3. Первичное чтение без предупреждения о последующем пе­ресказе, чтобы обеспечить самостоятельное художественное вос­приятие.

4. Содержательный и языковой анализ текста:

—    уточнение идеи и характеристик образов;

—привлечение внимание к языку (определения, сравнения, фразеологизмы);

—активная подготовка к выразительному пересказу (прямая речь действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа).

5. Лексико-грамматические упражнения на базе текста.

6. Повторное чтение с установкой на запоминание и после­дующий пересказ.

7. Моделирование текста с помощью плана, графических схем, мнемотаблиц.

8. Пересказ (3—7 чел.). В конце вызвать ребенка с наибо­лее выразительной речью или использовать пересказ по ро­лям, инсценировку.

9. Подведение итогов.

 

Конспекты образовательной деятельности

 

Л. Толстой «Чайник»

(средняя группа)

Программно-образовательные задачи* Коммуникативная область:

—развивать свободное общение;

—диалогическую и монологическую формы речи;

—помогать овладевать нормами речи. Восприятие художественной литературы:

—формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам;

—целенаправленное восприятие и анализ рассказа Л. Толсто­го «Чайник».

Коррекция недостатков речевого развития:

—    активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»;

—    закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Познавательно-исследовательская деятельность: разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти.

Двигательная деятельность: развивать общую имелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи. Оборудование: кукла Маша, стол, детская посуда.

* *  *

Организационный момент

Логопед проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Помощники».

Логопед

Раз, два, три, четыре —

Дети попеременно ударяют кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли;

Делают вращательные движения ладонями.

_____________________

* Для каждой возрастной группы задачи повторяются за исключением коррекции недостатков речевого развития.

 

Чайник, чашку, кружку, ложку

И большую поварешку.

Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с ука­зательного.

Ребята, кукла Маша решила пригласить к себе гостей и напоить их чаем. Поможем Маше накрыть на стол и поставим только чайную посуду.

Дети ставят на стол чашки, блюдца, чайник и чайные ложки.

Дыхательные упражнения

«Чайная посуда»

И.п. — стоя, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. 1 — поворот вокруг себя, вдох носом; 2 — на выдохе произносим: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!» Упражнение по­вторить 3—4 раза.

«Чайник кипит»

И.п. — основная стойка. 1 — слегка выпячивать живот, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Пых! Пых!» Уп­ражнение повторить 3—4 раза.

«Дуем на горячий чай»

И.п. — основная стойка. 1 — вдох носом; 2 — плавный выдох через вытянутые трубочкой губы. Упражнение повто­рить 3—4 раза.

Лексико-грамматические игры

«Назови ласково»

Чайник — чайничек

Блюдце — блюдечко

Ложка — ложечка

Чашка — чашечка

Стакан — стаканчик

Бокал — бокальчик

«Одинмного»

Чайник — чайники

Блюдце — блюдца

Чашка — чашки

Стакан — стаканы

Бокал — бокалы

Ложка — ложки

 

Чтение рассказа

Л. Толстого «Чайник»

Логопед. А теперь послушайте, какая история произо­шла с девочкой Машей.

К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник, ручка была горяча. Маша уро­нила из рук чайник и разбила его и себя и других обожгла.

 

     Пересказ текста по опорным вопросам

Как звали девочку?

Кто пришел в гости к Маше?

Что хотели делать девочки?

Кто стал угощать чаем девочек?

Маша была большой или маленькой?

Какой была ручка у чайника?

Что случилось с чайником?

Что произошло дальше?

Правильно ли поступила Маша, если она сама, без помощи взрослых, разливала горячий чай?

Подведение итогов

О какой посуде мы сегодня говорили?

Можно ли без разрешения взрослых самому брать горячий чайник и наливать чай?

 

Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадку.

Логопед

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

                            (Пчела.)

 

Пальчиковая гимнастика

«Насекомые на лугу»

Пчела — пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указатель­ный палец, повращайте им в разные стороны. Не забудьте пожужжать.

Бабочка — прижмите ладони друг к другу — «бабочка сложила крылья». Разведите ладони в сторону, руки остают­ся соединенными лишь в области запястья — «бабочка машет крыльями».

Жук — пальцы сожмите в кулак. Указательный и мизи­нец выпрямите, разведите в стороны. Пошевелите ими — это «усы жука». Пожужжите.

Дыхательная гимнастика

«Пчелы жужжат»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки, вдох; 2 — и.п., на выдохе произнести: «Ж-ж-ж!» Упражнение повто­рить 3—4 раза.

Пчелка

Села в полдень искристый

Пчелка в клевер душистый.

Снял шалун колпачок

И накрыл им цветок.

«Ж-ж!» — и пчелка мальчонку

Укусила в ручонку. —

«Не ломай мой цветок,

Дай собрать мне медок.

Им ведь всех и тебя

Угощать буду я!»

                      В. Паспалеева

 

Первичное чтение рассказа

Индивидуальное и хоровое

Развитие общей моторики,

Подведение итогов

Логопед задает детям вопросы.

Как назывался рассказ, о котором мы сегодня говорили?

Почему пчел называют серенькими гномиками?

Какую пользу приносят пчелы?

Почему пчелам нельзя мешать, когда они работают?

 

Э. Шим «Живые цветы»

(подготовительная к школе группа)

Коррекция недостатков речевого развития: активизировать и обогащать словарь по теме «Зимующие птицы».

Предварительная работа: чтение рассказов о зимую­щих птицах: «Синичка» Г. Скребицкого, «Дятел», «Воро­бей» Г. Снегирева, «Воробьиный термометр» Н. Сладкова, «Снегирь» В. Бурлака.

Оборудование: панно с изображение заснеженного дерева, картинки: лето, зима, кормушка, крошки и семена, синица, щегол, поползень, свиристель, снегирь, цветы.

* * *

Организационный момент

Интеллектуальная разминка. Логопед предлагает детям отгадать за­гадки о зимующих птицах.

Логопед

Рук нет, а строить умеет.

(Птица.)

 

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел.)

 

Спинкою зеленовата.

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица.)

 

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует.

Коноплю ворует.

(Воробей.)

 

Бела как снег,

Черна как жук,

 Вертится как бес

И повертка в лес.

        (Сорока.)

 

Пальчиковая гимнастика

«Мороз» — дышите на руки и растирайте ладони от «холода».

«Птички летят» — пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производите движения вверх-вниз.

«Птички клюют зерно» — стучите указательными паль­цами по столу.

 

Дыхательная гимнастика

«Дятел»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны; 2 — вернуться в и.п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!» Упражнение повторить 3—4 раза.

«Синичка»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны; 2 — вернуться в и.п., на выдохе произносить: «Синь-тень!» Уп­ражнение повторить 3—4 раза.

«Сорока»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны; 2 — вернуться в и.п., на выдохе произносить: «Стррр-стррр!» Уп­ражнение повторить 3—4 раза.

«Воробей»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны; 2 — вернуться в и.п., на выдохе произносить: «Чик-чирик! Чик-чирик!» Упражнение повторить 3—4 раза.

«Снегирь»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны; 2 — вернуться в и.п., на выдохе произносить: «Фью-фью-фью!» Упражнение повторить 3—4 раза.

Логопед. Молодцы, ребята. Этих зимующих птиц мы ви­дим с вами почти каждый день. Но есть еще много зимую­щих птиц и сегодня мы с вами познакомимся с ними, про­слушав рассказ Э. Шима «Живые цветы».

 

Первичное чтение рассказа

Э. Шима «Живые цветы»

Логопед. Замело снегами землю. Была летом земля цвет­ная: у каждого пригорка, у каждой низинки — свой цвет. А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинако­вой. А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал.

Я позвал цветы, и они ко мне прилетели. В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек и семян. И вся­кий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы. Стайкой опустятся синицы. Грудки у них желтые, ясные, и сразу по­кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетят пестрые щеглы, голубые поползни, ко­ричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся... И опять у меня цветной палисадник. Поглядишь — и будто теплей станет.

Темпа и ритма движений

                                                                                             «Дятел»
Дятел к дереву летит,                                              Дети встают, машут руками.

Он в сосне дупло долбит.                                                      Имитируют.

Раздается стук в бору,                                              Хлопают над головой.
     Лечит пестрый друг кору.

Не страшна ему смола —                                                 Приседают, хлопают перед

Дятлу-доктору хвала! собой.

«Снегири»


     Зимой на ветках яблоки,                                                   Дети встают, изображают

Скорей их собери, сбор яблок.

Но вдруг вспорхнули яблоки,                                                Приседают, машут руками,
     Ведь это снегири! встают.

Опорных картинок

Логопед читает повторно рассказ и выставляет поочередно опорные картинки.

Опорные картинки: лето, зима, кормушка, крошки и се­мена, синица, щегол, поползень, свиристель, снегирь, цветы в саду.

Пересказ детьми рассказа

«Живые цветы» с использованием панно

Логопед выставляет панно с изображением заснеженного дерева и просит детей пересказывать рассказ по опорным кар­тинкам и выставлять их на панно.

Рассказ пересказывают 2—3 детей.

Подведение итогов

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Дети. Мы узнали о новых зимующих птицах: щегле, по­ползне, свиристели.

Мы узнали, что у многих зимующих птиц очень яркое оперенье и они похожи на красивые цветы.

Птицам зимой нужно помогать: строить кормушки и кор­мить голодных птиц.

 

Организационный момент

Логопед. Ребята, я сегодня получила письмо, сейчас мы его прочитаем:

«Дорогие, ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В на­шем лесу случилась беда. Злой волшебник забрал все деревья из нашего леса. А у нас стали расти карликовые березки, саксаулы, кедры. В тревоге животные и птицы, которые ос­тались без корма и жилища. Помогите вернуть все на свои места. Я надеюсь на вашу помощь».

Мы живем на большой планете Земля. На ней много стран, морей, рек, озер, пустынь, различных лесов. Леса растут не­равномерно по всей поверхности Земли. В каждой климати­ческой зоне растут определенные деревья и леса. Мы сегодня будем об этом говорить и помогать Лесовичку разбираться, какие деревья должны расти в его лесу.

 

Пальчиковая гимнастика «Лес»

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Дети

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

 

Дети поднимают обе руки ладонями к себе, широко расставив паль­цы, шевелят ими.

 

Игра «Где растет дерево?»

Логопед. Ребята, объясните Лесовичку, какие виды ле­сов вы знаете?

Дети. Тундра, тайга, лиственные леса, пустыни.

Логопед. Ребята, а теперь объясните, где какое дерево растет?

 

На наборное полотно выставляются картинки тундры, тайги, смешан­ного леса, пустыни. Логопед показывает картинки с изображением деревь­ев, а дети расставляют деревья в соответствии с местом их произрастания.

 

Дети. Дуб, клен, осина, береза растут в лиственных лесах.

Карликовая береза растет в тундре.

Кедр, ель, сосна, лиственница растут в тайге.

Саксаул растет в пустыне.

 

Загадки смешанного леса

Логопед. Ребята, а в каком лесу живет Лесовичок? Дети. В лиственном.

Логопед. А теперь, чтобы лиственный лес вернулся на свое место, нужно отгадать загадки.

 

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

                                                                           (Береза.)

 

Темной он покрыт корой, лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей много-много желудей.

                                                                                (Дуб.)

 

Осенью, как только свистнет зыбкий ветер-дождевик,

У него зеленые листья пожелтеют в тот же миг.

                                                                               (Клен.)

  Если дунет ветерок, задрожит ее листок.

 Ветерок совсем не сильный, но дрожит листок... (осины).

 

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь дрозды снуют и, галдя, его клюют.

                                                                           (Рябина.)

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

                                                                              (Липа.)

 

Игра «Угадай дерево»

Логопед. Ребята, вы познакомились с рассказами Г. Сне­гирева о деревьях. Я буду сейчас читать отрывки, а вы дога­дайтесь, о каком дереве я говорю.

Листья у нее с копейку, ветки толщиной с карандаш, а сами они чуть выше колена, и кора у них черная.

Дети. Карликовая береза.

Логопед. Это очень древнее дерево. Окаменелая смола этого дерева называется янтарем.

Дети. Сосна.

Логопед. Иголки этого дерева опадают, как листва на березах и осинах.

Дети. Лиственница.

Логопед. Это дерево не дает тени, листья у него узкие. Корни уходят в песок на двадцать и больше метров.

Дети. Саксаул.

Логопед. Это — кормилец тайги. Осенью лазают по нему бурундуки, набивают защечные мешки мелкими орешками.

Дети. Кедр.

Логопед. У него белый ствол и клейкие листочки, ветер сдувает желтую пыльцу с сережек.

Дети. Береза.

 

Игра «Какое дерево лишнее?»

Логопед. Ребята, какое из четырех деревьев лишнее? Кедр, клен, береза, дуб.

Дети. Кедр растет в тайге, а остальные — деревья ли­ственного леса.

Логопед. Сосна, ель, кедр, лиственница.

Дети. Лиственница сбрасывает иголки зимой, а осталь­ные хвойные деревья — нет.

Логопед. Баобаб, дуб, пальма, саксаул.

Дети. Дуб растет в наших лесах, а остальные — в лесах с теплым климатом.

Игра «Кто где живет?»

Логопед. А теперь помогите мне расселить животных и птиц там, где они должны обитать.

Дети. Олень обитает в тундре.

Заяц живет в смешанных лесах.

Верблюд обитает в пустыне.

Соболь живет в тайге.

Полярная сова живет в тундре.

Волк живет в смешанных лесах.

Бурундук живет в тайге.

Ящерица живет в пустыне.

Песец живет в тундре.

Лиса живет в смешанных лесах.

Клест живет в тайге.

Подведение итогов

Логопед. О каких лесах и о каких деревьях мы говорили сегодня?

Чем эти деревья похожи и чем отличаются?

В каком лесу живет Лесовичок?

Какие деревья должны расти в его лесу?

Помните всегда, что лес нужно беречь и охранять. Деревья приносят очень большую пользу. Давайте попрощаемся с ле­сом, которому помогли.

Дети

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

 

 

Тексты для пересказов

Весна

Приметы весны

Хоть и крепки еще в конце февраля морозы, да уже не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уж не тот, что был — блестящ и бел. Потускнел, посерел, ноздреват стал. А с крыш сосульки растут, а с сосулек капель. Глядишь — уж и лужицы.

Солнце все чаще выглядывает, солнце уже начинает при­гревать. И небо уже не мерзлое, бело-голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня. И облака по нему не сероватые, зимние: они уже слоятся и, того гляди, поплывут крепкими, сбитыми кучками.

Чуть солнце, — под окном уж вызванивает веселая синица:

— Скинь шубак, скинь шубак, скинь шубак!

В лесу нет-нет да раскатится радостная барабанная дробь пестрого дятла. Хоть носом по суку, а все считается песня!

(По В. Бианки.)

Ожидание весны

На зимних полях не ищите цветов: всю землю одел еще зимний покров. Под снегом цветочкам тепло почивать; когда же малютки проснуться опять? Не все же морозы и вьюги одни, — придут к нам и теплые, красные дни. Весна по по­лям всюду будет бродить: и рощу, и поле, и речку будить. Она, разбивая льдяные оковы, холодные снимет с природы покровы, разбудит цветочки от долгого сна. Проглянут ма­лютки и скажут: «Весна!»

(К. Ушинский.)

Весна пришла!

Весна начинается с небесного «ледохода». Посмотрите на небо — облака, как белые льдинки, плывут по голубой «реке». Слышите весенний звон? Наперебой звенит капель, а звон­ким птичьим голосам вторят первые ручейки. Весна пришла! Встречаем весну!

(А. Тихонов.)

Солнышко работает

Солнышко каждый день работает прилежно. Дороги испор­тились; снег проваливается; везде лужи; лед на реке почернел;

у берегов полыньи; на припеке как будто зеленеет травка; на деревьях почки вздулись, в водостоках ручейки шумят.

(По К. Ушинскому.)

Май

Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть — с этим март справляется. Снег согнать, землю раз­будить и отогреть — это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг — теп­лую землю всю в зелень убрать — достается маю. Как гово­рится: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает».

Дни стали совсем теплые. Молодой нежной листвой оде­лись деревья. Светится листва на солнце и зеленоватой дым­кой окружает березы и тополя. А в народе говорят: «Пора пахать, когда лес одевается».

Цветень, цветень — так называют май в народе. Зацвела черемуха. Поют-заливаются с утра до ночи соловьи. И вдруг наступают холода. Называют их — черемуховыми. Но без хо­лодов тоже нельзя. «Май холодный — год хлебородный» — учит пословица.

(П. Михайлова.)

 

Водоемы

Вода

Без воды не может жить самое маленькое насекомое, не может расти самая маленькая травка. Такие места называются пусты­нями. Вода находится в колодцах, реках, озерах и морях. В мо­рях вода горько-соленая; в реках и озерах — пресная. Хорошая вода прозрачна, не имеет запаха и вкуса. От жары вода кипит и превращается в пар; от холода замерзает и делается льдом.

(К. Ушинский.)

Море

Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встает и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море сине и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно. Подымутся по морю волны. Одна волна догоняет другую. Они сходятся, стал­киваются, и с них брызжет белая пена. Тогда корабли волна­ми кидает, как щепки.

(Л. Толстой.)

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.