Цилия Грин - Внетелесные переживания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Цилия Грин - Внетелесные переживания

2022-09-01 28
Цилия Грин - Внетелесные переживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цилия Грин - Внетелесные переживания

 

 

(перевод с английского: Иван Харун) ([email protected])

 

2011

 

PROCEEDINGS OF THE INSTITUTE OF PSYCHOPHYSICAL RESEARCH

VOLUME II

 

Out-of-the-Body Experiences

 

by

CELIA GREEN

 

Director of

Institute of Psychophysical Research, Oxford

 

With a Foreword by Professor H. H. Price, F.B.A., B.Sc. Professor Emeritus in the University of Oxford

 

OXFORD

Institute of Psychophysical Research

 

1968

 

Настоящая книга Цилии Грин, директора Института Психофизический Исследований (Оксфорд), представляет собой научное исследование внетелесных переживаний (астральной проекции) на основании данных, собранных путём опроса людей, с которыми случались подобные переживания. Книга написана очень просто и понятно. Никаких теорий автор не выдвигает. Пожалуй, главным результатом данного исследования является систематизация собранного материала. Следует отметить, что у самого автора вне-телесного опыта нет, по крайней мере, она об этом не упоминает.

 

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие Прайса Г. Х. 5

Введение 11

Терминология 14

Глава 1. Феноменология внетелесных переживаний 16

Глава 2. Эмоциональное напряжение, как причина 23 внетелесных переживаний

Глава 3. Телесоподобная форма 28

Глава 4. Бестелесные переживания 32

Глава 5. Билокация 35

Глава 6. Аутоскопия 41

Глава 7. Местоположение внетелесного «наблюдателя»

Глава 8. Положение тела 50

Глава 9. Мышечное расслабление, как предпосылка 54 к внетелесному переживанию

Глава 10. Практика расслабления и медитации 57

Глава 11. Паралич 60

Глава 12. Деятельность физического тела во время 62 внетелесного состояния

Глава 13. Виды ощущений, испытываемые 67 во внетелесном состоянии

Глава 14. Реалистичность восприятия 71

Глава 15. Мыслительные процессы во внетелесном 81 состоянии

Глава 16. Психологические особенности внетелес- 85 ного состояния

Глава 17. Психологические реакции на внетелесное 89 состояние

Глава 18. Чувство времени во внетелесном состоянии

Глава 19. Отрешённость 95

Глава 20. Побуждения во внетелесном состоянии 98

Глава 21. Отношение к физическому телу 101

Глава 22. Начало и окончание внетелесного состояния

Глава 23. Экстрасенсорное восприятие 122

Глава 24. Внетелесное ясновидение 130

Глава 25. Телепатия и предвидение 135

Глава 26. Психокинез 139


ПРЕДИСЛОВИЕ Г. Х. ПРАЙСА

Настоящим исследованием внетелесных переживаний Селия Грин заметно обогатила литературу по парапсихологии. Конечно, о переживаниях подобного рода сообщалось и раньше. Но, насколько мне известно, в последние годы такие отчёты были нечастыми. Скептики были вправе сказать, что «такие явления в наши дни больше не происходят». Селия Грин показала, что они таки происходят и в наши дни. Её исследование основано на большом количестве случаев, собранных Институтом Психофизических Исследований. Кроме того, те люди, с которыми случались внетелесные переживания, производят впечатление вполне разумных и ясно изъясняющихся людей, как в описаниях своих переживаний, так и в своих ответах на поставленные перед ними вопросы. В результате этого исследования мы получили ясную картину того, что означает «иметь внетелесное переживание». Мы также лучше стали понимать вопросы, на которые должна будет дать ответы будущая теория внетелесных переживаний.

G. N. M. Tyrrell, Apparitions, Gerald Duckworth and Co. Ltd., London, 1943. - прим. автора.


Однако, между нынешними сообщениями и более ранними, например теми, которые приводились и обсуждались в книге Тиррелла «Привидения»1, есть и некоторые различия. Так например, совсем небольшое количество человек, откликнувшихся на предложение Института сообщить о своих внетелесных переживаниях, упоминает «серебряный шнур», соединяющий физическое тело с «другим телом» (если вообще таковое было), который они временно имели. Этот «шнур» весьма часто упоминается в более ранних сообщениях, особенно теми, кто утверждал, что в состоянии вызывать внетелесные переживания произвольно.

Переживание называют «внетелесным», если человеку кажется, что он наблюдает свой собственный физический организм со стороны, как если б это было чужое тело. Селия Грин, однако, различает два типа внетелесных [есвошапс] переживаний: (1) телесоподобный тип и (2) бестелесный тип. В телесоподобном типе, наиболее часто сообщаемого до настоящего времени, человеку кажется, что он обладает другим телом. Оно находится к нему почти в таком же отношении, как и его физическое тело в обычной жизни, т. е. оно более-менее подчиняется его воле и служит ему в качестве центра воспринимаемого им мира. Обычно, также, это другое тело весьма похоже на физический организм по форме и размеру, и может быть описано как своего рода его «двойник». В бестелесном же типе, наоборот, человеку кажется, что у него нет другого тела. Как если б он был временно полностью бестелесной сущностью. Возможно, к удивлению читателя, Селия Грин говорит, что бестелесный тип внетелесного переживания более обычен.

Внетелесные переживания начинают казаться менее парадоксальными, когда нам удаётся найти связи между ними и другими переживаниями паранормального или сверхъестественного характера. Селия Грин указывает на такие связи. В нескольких местах она привлекает внимание к параллелизму между внетелесными переживаниями и видениями призраков. Например, «реалистичность» внете-лесного переживания исчезает, когда человек пытается коснуться чего-либо или манипулировать чем-либо, например выключателем освещения. Он обнаруживает, что его рука проходит прямо через него. То же самое происходит, когда человек, видящий привидение, пытается дотронуться до него.-

 

Феномен, когда человек видит своё тело со стороны, обычно называется «аутоскопией», т.е. «самонаблюдением». - прим. И.Х.

 

Связь между внетелесным переживанием и видением призраков ещё теснее в тех случаях, которые называют «взаимными», такими как случай Вилмота, когда два вида переживаний происходят совместно и, так сказать, взаимодополняют друг друга. Речь идёт о тех случаях, когда человек во внетелесном состоянии пытается «посетить» другого человека, и этот другой человек видит призрак первого. В собранных Институтом случаях нет полностью таких же случаев. Но есть несколько, которые в определённой степени приближаются к тем, которые можно назвать взаимными. Уильям Джеймс4 уже давно привлёк внимание к тем переживаниям, которые он назвал «чувством присутствия». «Присутствие» локализовано, и чувствуется перципиентом, как присутствие другого человека, известного ему или нет; но ничего при этом не видится или слышится, даже в галлюцинаторном смысле слов «видеть» и «слышать». В одном из случаев, приведённых Селией Грин, человек в своём внетелесном состоянии попытался «посетить» подругу, и ему казалось, что он добился успеха. Его подруга не видела его призрака, но у неё было сильное чувство его присутствия в комнате, и было это в то время, когда ему казалось, что он был там.

G. N. M Tyrrell, Apparitions, op. tit., pp. 116-19. - прим. автора.

У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта, 1910 - прим. автора.


Было бы интересно узнать, существует ли какая-либо связь между внетелесными и мистическими переживаниями. Согласно религиозным преданиям оба эти вида переживаний могут быть даже объединены: мистическое переживание может быть также и внетелесным переживанием. Мы можем заметить, что некоторые из субъектов Селии Грин действительно утверждают то, что напоминает одно из утверждений мистиков. А именно, они подчёркивают радостный характер своего внетелесного переживания и чувство «освобождения», которое они испытывали. Кроме того (и это ещё более значимо), некоторые из них утверждают, что имели чувство «всезнания и всепонимания» и убеждение, что на любой вопрос, какой они бы ни задали, они получат ответ. Мистики часто говорят почти то же самое. Снова, некоторые из субъектов Селии Грин сообщают, что внетелесные переживания могут быть вызваны философскими размышлениями о самоидентичности. Некоторые восточные мистики утверждают, что мистические переживания могут быть вызваны таким же образом. Они также рекомендуют использование медитативных практик и упражнений по расслаблению, и некоторые из субъектов Селии Грин говорят также, что нашли их полезными.

Некоторыми утверждалось, что переживания, испытываемые под психоделиками, могут иногда быть мистическими или, по крайней мере, родственными им. Это утверждение, конечно, очень спорно. Но независимо от того, что мы думаем об этом, мы можем заметить, что некоторые из замечаний, сделанных субъектами Селии Грин, действительно напоминают замечания, сделанные людьми, употребившими мескалин. Некоторые из них очевидно видели «цвета мескалина». Фразы, использованные на стр. 72, о видимом мире, созерцаемого во внетелесном состоянии, действительно очень близки к тем, которые используются в отчётах о зрительных характеристиках мира, видимого под влиянием этого галлюциногена.

 

Наконец, следует кое-что сказать о любопытном понятии «телесного ума»5. Как выразился один из субъектов Селии Грин: «моё тело также имело ум», и он отличает его от «своего внешнего ума». Этот «телесный ум», кажется, действовал в нескольких других случаях, описанных Сели-ей Грин (см. в частности Главу 12). Самым поразительным, возможно, является случай с одним проповедником, который обнаружил себя во внетелесном состоянии во время проповеди. Он оказался [внетелесно] в западной части церкви и слушал свою собственную проповедь, которая, кажется, была вполне разумной. Снова, нам говорят о стоматологе, который выполнял зубную операцию (успешно), будучи во внетелесном состоянии, и при этом разговаривал [т.е. разговаривало его физическое тело, а он наблюдал за этим извне] с коллегой. В другом, более пугающем примере, одна дама сдавала экзамен по вождению. На всём протяжении экзамена ей казалось, что она была на крыше автомобиля «наблюдая, как телесная часть меня вела себя как последняя дура...»

«The mind of the body». Это понятие вводиться, чтобы объяснить разумное поведение физического тела человека, когда он сам (его ум) находиться вне тела. - прим. И.Х.


Что нам делать с этим «телесным умом»? Быть может, это всего лишь очень сложная связка или система условных рефлексов? Частично возможно, но не полностью. Предполагается, что в [теле] имеют место болевые ощущения (не только их мозговые соответствия). И согласно субъекту, сказавшему: «моё тело также имело ум», его тело имело достаточно ума, чтобы быть в состоянии разговаривать с ним [т.е. человек, будучи вне тела разговаривал со своим физическим телом; так он это описывает]. Действительно, оно разговаривало с ним вполне адекватно. В своём внетелесном состоянии он пытался, безуспешно, выключить телевизор; и его тело сказало ему: «Ты не можешь его выключить, тебе нужен я, чтобы сделать это. Вернись назад», - что он и сделал. Должны ли мы сказать, что эти вполне уместные слова были галлюцинаторными? Во всяком случае, вопрос относительно этого «телесного ума» остаётся открытым, и в настоящее время у нас, очевидно, нет достаточного количества фактического материала, чтобы ответить на него.

 

Г. Х. Прайс

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В сентябре 1966 года через прессу и радио было сделано обращение с просьбой сообщить о собственных переживаниях, в которых человеку казалось, что он наблюдал вещи из точки, расположенной вне его физического тела. В ответ на это обращение были получены ответы приблизительно от 400 человек, из которых приблизительно половина утверждали, что имели больше чем одно такое переживание. Этим людям были посланы два опросных листа, из которых 326 человек ответили на первый опрос и 251 на второй.

Материал, на котором основывается это исследование, состоит из письменных рассказов людей о своих переживаниях, вместе с их ответами на анкетные опросы.

Все встречающиеся в тексте обобщения, касающиеся особенностей внетелесных состояний, следует понимать как относящиеся к совокупности этих случаев, собранных Институтом.

Там где представлены процентные отношения, то в них учтены все случаи, либо лишь те, в которых субъекты могли ответить на поставленный вопрос; случаи, в которых субъекты не смогли ответить, были опущены.

Время, когда случаи имели место, очень разное. Некоторые случаи произошли очень недавно, даже после даты нашего обращения через СМИ. Одна женщина, с которой внетелесные переживания случаются регулярно, продолжала сообщать о своих переживаниях Институту, по мере того как они происходили.

При наличии достаточно большого количества случаев, можно было бы провести статистический анализ, с целью выяснить частоту, с которой сообщалось о тех или иных факторах в разное время, т.е. установить, есть ли какая-либо тенденция в характере изменения этих переживаний с течением времени. В целом, конечно, известно, что более старые воспоминания имеют тенденцию быть менее надёжными, чем недавние. С другой стороны следует принять во внимание, что внетелесные переживания обычно расцениваются как яркие и незабываемые, и люди, вероятно, закрепляют свои воспоминания о них вскоре после самого события повторными пересказами или умственным анализом.

У нас не было возможности установить каким-либо статистически значимым способом, имеют или нет какие-либо факторы тенденцию сообщаться более часто в более давних или в более недавних случаях. Никакой тенденции такого вида не было замечено. Поэтому все случаи были, в целях этого анализа, приняты за одно целое.

Шестьдесят восемь процентов респондентов были женщинами и тридцать два процента - мужчинами. Этот факт, конечно же, не может быть взят в качестве свидетельства об относительной частоте возникновения внете-лесных переживаний у населения женского и мужского полов, но только на частоту, с которой женщины и мужчины откликнулись в ответ на обращение такого характера.

От имени Института я хотела бы поблагодарить следующих лиц за их совет и помощь в этом проекте: Mr. Michael Argyle, Professor W. Ross Ashby, Dr. D. E. Broadbent, Professor Sir Cyril Burt, Professor E. R. Dodds, Professor H. J. Eysenck, Professor Hornell Hart, Mr. G. W. Lambert, Dr. A. C. Mundy-Castle, Professor Gardner Murphy, Professor R. C.

 

Oldfield, Dr. Ian Oswald, Professor H. H. Price, Mr. J. B. Priestley, Professor W. H. Thorpe, Dr. R. H. Thouless, Dr. W. Grey Walter, Dr. G. Weddell, and Dr. J. H. M. Whiteman.

Мы хотели бы также поблагодарить Прессу и Би-би-си за их сотрудничество в предоставлении этому обращению возможности достигнуть общественности; и особенно мы хотели бы поблагодарить самих людей, кто проявили терпение, давая ответы на наши вопросы, и кто прилагали усилия, чтобы удостовериться, что мы правильно поняли то, что они имели в виду.

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

Существующая книга основана на совокупности сообщений о «внетелесных» переживаниях, собранных Институтом Психофизических Исследований.

Мы будем говорить об этих переживаниях как о «внетелесных» [есБотаис]6. Мы определяем «внетелесное переживание» как такое, при котором воспринимаемые предметы располагаются таким образом, что наблюдателю кажется, что он наблюдает их из положения, которое не совпадает с его физическим телом.

 

Мы определяем «телесоподобное» [рагаБотапс] переживание как внетелесное переживание, в котором перципиент [воспринимающий субъект] связан с какой-либо пространственной формой [астральным телом], с которой он, как он чувствует, находится в тех же самых отношениях, как и с физическим телом, когда он в обычном состоянии.

Мы используем термин «бестелесный» [авотапс], чтобы обозначить внетелесное состояние, в котором субъ-ект7 временно не осознаёт, что он связан с каким-либо телом или пространственной формой вообще.

 

ЕсБотайс буквально (с греческого) означает «внетелесный» и именно так я и перевожу, чтобы не обременять читателя «научными» терминами. То же касается терминов рагаБотаис и аБотаИс. - прим. И.Х.

7 Под субъектами на протяжении всей книги подразумеваются исключительно те люди, которые приняли участие в опросе. Для того чтобы лишний раз подчеркнуть особенность этих субъектов автор их иногда называет «внетелесными субъектами». - прим. И.Х.


Когда субъекту кажется, что он наблюдает своё тело извне, мы будем говорить об этом теле, которое он, по-видимому, воспринимает и которое считает своим обычным телом, как о «физическом теле». Если субъекту кажется, что он связан с телом, отличным от его физического тела, то мы будем именовать это дополнительное тело «те-лесоподобным». Эта терминология принята, чтобы избежать путаницы при упоминании этих двух «тел» и не подразумевает никаких теоретических предположений относительно статуса или отношений рассматриваемых сущностей.

 

ТЕЛЕСОПОДОБНАЯ ФОРМА

 

Во внетелесном состоянии субъект может оказаться в альтернативном теле, более или менее похожем на его физическое. Такие случаи мы будем описывать как телесопо-добные, в отличие от бестелесных случаев, в которых субъект, с его новой точки зрения, не связан ни с какой пространственной формой вообще.

В телесоподобных случаях соответствие между физическим телом и телесоподобным может быть точным. Телесоподобная форма иногда описывается как «точный двойник» или «точная копия», или как «идентичный близнец». В таких случаях второе тело, как правило, одето обычно, т.е. в одежды, которые субъект носит, или мог бы носить в то время.

Я посмотрела на вторую себя и обнаружила, что была полной копией моего материального «я». Я дотронулась своей одежды, посмотрела на себя и была изумлена увидеть, что я носила ту же самую чёрную юбку, белую блузку в красный горошек, те же самые туфли и т. д... Я помню, как трогала себя, и чувствовала текстуру своей одежды, всё ощущалось довольно плотным...

10 G. N. M. Tyrrell, Apparitions, Gerald Duckworth & Co. Ltd., London, 1943, p. 78. - прим. автора.


 

Интересно сравнить телесоподобную форму с фигурами, наблюдаемые в случаях с призраками, в которых призрачное тело, как правило, «такое же ясное и живое, в том что касается его цвета, текстуры, одежды, как и материальный человек».10

Близкое сходство телесоподобной формы с физической ясно подразумевается в тех случаях, которые начинаются без «озарения», то есть без осознания субъектом, что он находится в неестественном состоянии. В типичном случае этого вида, субъекту может казаться, что он продолжает свой путь, не понимая, что его физическое тело подверглось несчастному случаю и лежит без сознания.

Я поднялся с земли, на которой лежал, удивляясь тому, что не чувствую боли или ушибов, и пошёл. Я увидел бежавших людей и стал оглядываться, чтобы увидеть, в чём дело. Тогда я увидел, что моё тело всё ещё лежало на дороге, и люди бежали к нему, некоторые из них

проходили мимо меня, когда я там стоял Я шёл и думал, что я был в

своём естественном теле   все выглядело естественно... моё «плавающие я» вело себя в точности как моё физическое....

Я сидела за чайным столиком со своей семьёй... около 5 часов осенним днём. Моя мать или отец внезапно напомнили мне... что я должна быть на уроке музыки, так что я поспешно собрала свою папку для нот и выскочила из парадной двери, а затем и из ворот на влажный тротуар, который был усыпан листьями. Что я думала: Я должна спешить. Я должна быть осторожной. Было бы ужасно, если бы я поскользнулась на одном из тех листьев и упала. Затем яркая картина моего распластанного тела на тротуаре возле дома, в то время как «я» мчалась вдоль дороги, уже почти достигнув угла квартала. Что произошло на самом деле, о чём мне рассказали позже: родители видели, как я покинула дом.... они увидели, как я упала, затем моя мать сказала: «она не поднимается». Мой отец вышел ко мне, и я услышала, как он сказал другому человеку, который переходил через дорогу, чтобы помочь мне: «я возьму её сам. Я её отец».

 

Иногда точка восприятия субъекта связана не с вторым телом, а с пространственной формой иного вида. Следующие примеры иллюстрируют диапазон возможностей:

«Я» не имел никакой субстанции или формы какого бы то ни было вида, но осознавал область контроля, примерно овальной формы с размерами около 2.5 фута в ширину и приблизительно фут в глубину.

... Я поднялся из своего тела наподобие белого облака такой же формы как и моё тело, но без веса.

... это было, как будто я, то есть, думающая часть меня, заключалась в небольшом круге....

 

... Я чувствовал себя оком, светящимся и примерно 2.5 дюйма в диаметре.

 

Я развоплощён, но в небольшом объёме определённого размера и местоположения.

Это не было другое тело; (возможно, что-то более похоже на магнитное или электрическое поле.)

 

Я походил на листок бумаги, плавающий над моим телом....

В некоторых телесоподобных случаях второе тело субъекта описывается как лишённое любых изъянов, которые могли бы быть у его физического тела, и избавленными от потребности осуществлять любые физиологические функции, например, дыхание.

Субъекты, страдающие от какой-либо сенсорной недостаточности, могут описывать себя, как обретших во внетелесном состоянии эту сенсорную способность. Так например, субъекты с плохим слухом или плохим зрением, могут обнаружить, что они ясно «слышат» и «видят» в их внетелесном состоянии. В следующем случае, казалось, было улучшено зрение субъекта:

... Я «дрейфовал» или «проплывал» через дверь моей комнаты, вверх по лестнице в слабо освещённую комнату моей младшей племянницы    Возле её кровати была открытая книга, и я не испытал трудности в чтении двух открытых страниц (что было невозможно в моём физическом теле без моих очков)...

 

Другие чувства помимо зрения и слуха, также могут по-видимому быть восстановлены во внетелесном состоянии. Субъект, у кого была черепно-мозговая травма, что привело к потере им обоняния, вкуса и запаха, пишет:

 

Я только что начал возвращать слабое чувство запаха, но в этом переживании... Я мог обонять вполне нормально, и я полагаю, что мог бы также испытать и вкус, если бы еда была частью этого переживания. Я обонял всё, что было в комнате. Ощущение было, как обычное ощущение запаха, но когда я возвратился к своему нормальному состоянию, я был, и всё ещё есть, в том же самом состоянии как и прежде, т. е. с очень плохим чувством вкуса и обоняния.

 

АУТОСКОПИЯ

 

Одной из самых поразительных и характерных особенностей внетелесного состояния является аутоскопия, то есть когда субъекту кажется, что он видит своё собственное тело со стороны.

Я мог видеть нас обоих гуляющих среди холмов, и мог видеть малейшие жесты.

 

Я с лёгкостью проплывал среди веток дерева на высоте приблизительно двадцати футов или около того над лагерем, на который я теперь смотрел! Там было моё собственное тело, всё ещё сидящее в кресле у огня, тогда как носильщики сидели вокруг.

 

Я спал на диване со своею женой. В какой-то момент я осознал, что нахожусь вне своего тела на высоте шести футов или около того и таращусь вниз на нас двоих, лежащих на диване.

Термин «аутоскопия» - «видение себя» использовался раньше для обозначения переживания «видения своего двойника». Мы предлагаем называть это явление «ашорпаггу» - «видение своего призрака». Такое название кажется более удовлетворительным, поскольку в случае «видения своего двойника» субъект остаётся идентифицированным со своей нормальной точкой зрения, а «появляется» именно его призрак. В случае же аутоскопии, с другой стороны, субъект не остаётся идентифицированным со своим физическим телом, но является наблюдателем, который «сам» рассматривает его со стороны.

Восемьдесят один процент субъектов у которых был только один внетелесный случай заявили, что, в то время как они были вне своих тел, они, казалось, видели свои физические тела со стороны.

Многие субъекты подчёркивают эту мысль, заявляя, что они видели свои тела «ясно», «отчётливо», «ярко», или «чёткими во всех деталях».

Только один субъект утверждал, что был неспособным опознать своё собственное тело.

...Я видел себя и других пациентов спящими.... Я не мог сказать, кто из них был я, так как наблюдение велось сверху, а спящие фигуры были неразличимы друг от друга.

Как правило субъекты, по-видимому, не испытывают большой трудности в идентификации себя, даже несмотря на очевидно недостаточные зрительные признаки.

Их реакция на узнавание себя - это, иногда, неожиданное удивление, чем-то похожего на реакцию, которую они могли бы иметь при узнавании себя неожиданно по телевидению. Один субъект, например, говорит о таких мыслях: «О, это я!»

Субъектам часто очень интересно наблюдать себя со стороны, и они могут упоминать о сосредоточении внимания на своём собственном теле. Например, субъекты говорят, что они «в особенности осознавали» своё физическое тело; или что их «зрительный интерес был сосредоточен» на их собственном теле.

Если в поле зрения субъекта, в момент осознания себя вне тела, нету его физического тела, он может намеренно изменить своё «положение», чтобы увидеть себя:

 

Я помню, как повернул голову и посмотрел вниз на себя, лежащего на спине в кровати.

Во многих случаях, когда субъект утверждал, что не видел своего физического тела, он, тем не менее, сообщал, что имел то, что можно было бы назвать «голым осознанием» его существования и его местоположения:

 

... Я знал, что это я [физическое тело] находился под одеялом. Я, скорее, чувствовал своё физическое тело, чем видел его.

... Я смутно знал, где было моё физическое тело, и как в него возвратиться.

Иногда субъекты сообщают, что были неспособны видеть своё физическое тело из-за какого-нибудь материального предмета, например, спинки большого стула, на котором сидело физическое тело субъекта, или крыши кабины грузовика, за рулём которого сидел субъект.

Субъект никогда не испытывает недостатка «осознания» [insight], как только он узнал своё тело. Однако, он может испытывать недостаток осознания, пока он этого не сделал, т. е. он может быть не в состоянии понять, что он находится в состоянии, которое отличается от нормального. Узнавание своего собственного тела, в случае субъектов, кто до того момента испытывал недостаток в осознании своего состояния, очень часто приводит к быстрому завершению внетелесного переживания.

Затем я увидел с левой стороны от себя группу фигур одетых в белое, склонившихся над «чем-то» на полу. Внезапно я понял, что это «что-то» был я сам. И сразу же, молниеносно я вернулся в своё тело.

В случае субъектов, кто раньше испытывали недостаток в осознании своего состояния, быстрое возвращение, кажется, связано с эмоциональным волнением, последующим за узнаванием своего положения. В нескольких случаях вид физического тела приводит к быстрому завершению переживания и у субъектов, которые уже знали, что они не находятся в нормальном состоянии. И снова, этот факт, кажется, связан с эмоциональными волнениями, вызванными более живым пониманием своего положения.

 

Моя фигура внизу печатала, когда я посмотрела на неё, но затем перестала и оставалась неподвижной, наклонённой немного вперёд над пишущей машинкой. Я боюсь, что единственное, что я тогда видела, и что я никогда не видела прежде, был моей затылок. Я не говорю это нарочито, но просто потому, что этот факт ввергнул меня в полную панику, и у меня была ожесточённая борьба, лишённая всякого физического ощущения, пока я не «возвратилась».

Я помню, что думал или говорил себе с изумлением: «Это - я», и секунды спустя: «я вернулся».

 

В других случаях этого вида, эмоциональное волнение не упоминается субъектом явно, как связанное с завершением внетелесного состояния. Однако и здесь говориться об узнавании физического тела и последующем завершении внетелесного состояния, как и в случаях, в которых эмоциональное волнение упомянуто явно.

Я помню, как «плавал» в своей спальне, очень медленно поворачиваясь, когда я оказался лицом к кровати, я увидел себя спящего там, и почти в тот же миг, я, казалось, поплыл назад в себя, и затем я проснулся....

... У меня было время, чтобы тщательно рассмотреть своё лицо с его закрытыми глазами и умиротворённым выражением; я помню, как сказал: «Это - я» и сразу же я начал падать.... в долю секунды (как это показалось) я открыл глаза....

... Я посмотрел на себя, сидящего на стуле, и в тот же миг вернулся назад....

Если внетелесное переживание не является аутоско-пичным ни на какой стадии, субъект может испытывать

 

недостаток осознания всё время, пока длиться это состояние, и лишь затем, обращая внимание на имевшие место несоответствия, будучи уже в нормальном состоянии, он может понять, что имело место внетелесное состояние.

Будучи в больнице в связи с проблемами с моим слухом, я обошёл вокруг доктора, просмотрел через его плечо, и помыл свои руки в тазике, что в дальнем углу комнаты. При следующем моём посещении, меня заверили, что я не вставал со своего места. Такое со мною случалось часто.

В следующем случае возвращение в физическое тело последовало после кажущегося прикосновения к нему:

... у меня возникла мысль: прикоснуться к физическому телу, чтобы узнать, было ли оно холодным.... Оно показалось тёплым на ощупь... и в тот же миг я оказался в сознании и полностью проснувшимся.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Между положением внетелесного тела и положением физического тела нет заметной закономерности, т. е. субъект может сообщать о себе как о стоящем за своим физическим телом, которое также стоит, но он может также сообщать об абсолютно различном положении себя и своего физического тела. Анализ позы физического тела субъекта в 176 одноразовых случаях дал следующие результаты.

 

Положение %
Лёжа 75.3
Сидя 17.6
Стоя 2.5
Идя 4.5
Неопределённое 2.3

 

Случаи «напряжённого» или «активного» сидения, такие как быстрая езда на мотоцикле, были классифицированы как неопределённые в целях этого анализа.

Легко видеть, что самая большая доля случаев приходится на положение лёжа, т. е. положение наименьшего мышечного тонуса. Доминирование лежания над другими положениями продолжает сохранятся, даже когда случаи, в которых субъект был бессознательным, и поэтому почти наверняка должен был лежать, исключить. В этом случае, мы имеем:

 

Положение %
Лёжа 68.4
Сидя 20.2
Стоя 3.4
Идя 6.7
Неопределённое 3.3

 

Благоприятным временем для внетелесных переживаний называется время как «сразу после отхождения ко сну», так и «перед утренним подъёмом», причём первое преобладает. Следующие случаи внетелесных переживаний произошли, когда субъекты были в кровати:

Одним вечером я отправился в постель рано, оставив свет включённым, поскольку я только отдыхал; внезапно я «вышагнул» из своего тела, как мне это показалось....

Однажды ночью лёжа на кровати без малейшего признака сонливости я почувствовал себя поднятым в воздух, с расстоянием один фут между мною и кроватью.

... Со мною часто случается следующее переживание. Лёжа на спине в кровати с закрытыми глазами, готовясь заснуть, я обнаруживаю себя движущимся вверх в горизонтальном положении.... Иногда я поднимаюсь очень высоко.

Можно отметить, что субъекты, подвергающиеся внетелесным состояниям лёжа в кровати, часто говорят, что были «без малейшего признака сонливости», как заявил один из только что цитируемых субъектов. Во многих случаях, действительно, состояние непривычной бессонницы упоминается как предшествующее внетелесному переживанию.

Я лёг спать приблизительно в 23:30 и не мог заснуть. Я лежал на спине, когда я понял, что парю над кроватью, смотря свысока на себя.

... пробудившись ранним утром, «я» вставал и ложился два или три раза, при этом моё тело оставалось на кровати.

Двенадцать процентов «одноразовых» случаев произошли, когда субъекты спали; состояние, в котором мышечный тонус обычно минимальный. Двадцать четыре процента тех субъектов, у которых было много внетелес-ных переживаний также сообщили о, по крайней мере, одном переживании, начавшемся из состояния сна.

Пониженный мышечный тонус, характеризующий сон, сохраняется, как можно ожидать, какое-то время и после пробуждения, и много сообщённых случаев произошли сразу после пробуждения.

... моя хозяйка имела обыкновение приносить мне чашку чая в 7:30 каждое утро. Этим особым утром (это, должно быть, было, когда она открывала дверь в мою спальню), я помню, что увидела своё тело лежащим на кровати; я смотрела на него немного сверху и справа.

Мой муж и я завтракали в кровати (еда была на подносе).... После того, как я поела, я снова легла, и в течение короткого промежутка времени, я смотрела сверху на себя, лежащую в кровати... Я рассказала своему мужу немедленно, и... он... подтвердил, что я не спала, насколько он знал.

Многие из случаев, которые имеют место, когда субъект находится в сидячем положении, также происходят в ситуациях, в которых вероятно имеет место мускульное расслабление. В следующем случае субъект сидел в кинозале во время своего внетелесного переживания:

 

Я был в кинотеатре... и я смотрел фильм с первого ряда на балконе. Внезапно я обнаружил себя в пространстве приблизительно в 3-х футах от края балкона, и я наблюдал за собою, сидящим на месте. Я заметил кинопроектор в задней части кинозала  

 

ПАРАЛИЧ

 

Почти 5% субъектов сообщают о кажущемся параличе, возникающем на некоторой стадии их внетелесного переживания.

В одной группе случаев паралич предшествует вне-телесному состоянию:

Я лежал в своей кровати после 2-часового сна... Я проснулся, но не мог пошевелиться или даже открыть свои глаза... затем, я помню, как в мою голову пришёл ужасный шум, такой громкий, просто оглушительный, затем очень громкое хлопанье вышло из моей головы, и я, кажется, был выброшен из своей головы, и поднялся в воздух, затем обернулся и посмотрел вниз на себя, полностью одетого, лежащего в кровати...

Моя жена и я только что легли в кровать, и сказали спокойной ночи, когда всё моё тело сжалось; следующее что я помню, это как я стою у кровати и смотрю вниз на своё тело...

Субъекты, имеющие много внетелесных переживаний и испытывавшие предварительный паралич могут, или нет, говорить о нём как о неизменной черте их переживаний. Следующий субъект, например, считал паралич неизменной предтечей своих внетелесных состояний.

Я лежал в кровати и читал; затем почти внезапно я почувствовал себя физически одеревенелым. Я было попытался пошевелиться, но попытка оказалась настолько неприятной, что я почувствовал, что если я расслаблюсь, то буду в состоянии быстрее выйти из этого (чем бы это ни было), однако делая так я обнаружил себя парящим; я мог видеть себя, лежащего в кровати и читающего... затем я снова внезапно обрёл способность двигаться.

 

Кажущийся паралич может также произойти в конце внетелесного переживания.

Я мог слышать тиканье часов в спальной комнате и дыхание моей жены, лежавшей рядом, но как я ни старался, мои конечности не отвечали на умственные усилия. Мои «эмоции», конечно же, были к этому времени в сильном смятении и, в то время как я был неспособен пошевелить конечностью, мне всегда удавалось закричать или издать какие-нибудь громкие нечленораздельные звуки, которые всегда будили мою жену. Её немедленная реакция - ткнуть локтём меня в бок, и таким способом я избавлялся от каталепсии, которая делала меня абсолютно неподвижным.

... затем я снова оказался на кровати, но не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, я чувствовал покалывание, начинающееся сверх


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.