Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-11 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Крайне интересно проследить судьбу этих концепций (умеренной доктрины,святоотеческого учения и протестантской этики) в исторической перспективе. Однозначного соответствия между имущественными парадигмами и основными христианскими конфессияминет. Только относительно протестантизма можно утверждать, что он как бы родился уже в рубашке «протестантской этики». Что же касается «святоотеческой» и «умеренной» доктрин, то их конфессиональная судьба оказывается куда более сложной.
Теперь, уже зная историю православной имущественной этики, мы можем интерпретировать ее в терминах имущественных парадигм. Православие начало свой путь, взяв на вооружение святоотеческую концепцию, – об этом говорят события, произошедшие в апостольской Иерусалимской общине. Однако позже, в конце II – начале III в. Церковь приобрела относительную устойчивость, и в нее вошло много людей состоятельных и даже богатых. Они привнесли в Церковь новую идеологию: принятие веры во Христа без отказа от богатства. Их влиянием и следует объяснить появление «Кто из богатых спасется?» КлиментаАлександрийского – книги, в которой сформулирована «умеренная доктрина», в результате чего обе доктрины – «умеренная» и «святоотеческая» – существовали параллельно. Но в IV – V вв., «золотом веке святоотеческой письменности» (архим. Киприан Керн), в период, когда христианство становится государственной религией, вновь святоотеческое учение стало преобладать. Однако огромный наплыв новообращенных сильно понизил общий нравственный уровень христиан. В результате чистота святоотеческого учения стала утрачиваться. И церковные события вновь эту тенденцию отразили. Златоуст был оклеветан, извержен из сана и умер в ссылке, а его богословская школа разгромлена. Святоотеческое учение стало постепенно забываться и, так сказать, «по умолчанию» богословие снова взяло на вооружение «умеренную» доктрину, которая затем, перекочевав на Русь, стала нашим нормативным взглядом Церкви на имущественное устроение.
|
Католический дрейф еще более показателен. Там святоотеческая концепция господствовала дольше: до XIII века католические богословы утверждали, что общность имущества – естественный закон (т.е. закон, исполняя который, человек не погрешает). Но в Европе к тому времени уже вовсю складывались капиталистические отношения, разрыв между теорией и практикой стал угрожающим. Это почувствовал Фома Аквинский, который перевел католичество на рельсы «умеренной доктрины». Он первый сказал, что естественный закон – это именно частная собственность, хотя нормы распределения собственности должны улучшаться. Позже, под давлением реалий растущей капиталистической экономики, католичество пятилось назад, как рак, принимая одну за другой господствующие в миру нормы.Однако католики, исповедуя умеренную доктрину, все же сильно мешали развитию капиталистических отношений. Поэтому и была устроена церковная «оранжевая революция», в результате которой родился протестантизм с его «протестантской этикой». Снова обозначился разрыв между победившим капитализмом и официальной имущественной позицией католичества. Его устранил папа Иоанн Павел II, который после гибели социализма в СССР фактически перешел на позиции протестантской этики. Вот такие шаги по ступеням вниз. Не в преисподнюю ли?
Что нового в смысле имущественных доктрин принесет нам век XXI – прогнозировать тяжело.
Заключение
У читателя может создаться впечатление, что Златоуст только о богатстве и говорил. Нет, конечно, это не так – великий святитель вдохновенно проповедовал и о многих других проблемах человеческой нравственности. Но верно, что тема богатства и собственности у святителя – тема «номер один». И в этом уникальность и даже кажущаяся парадоксальность Златоуста, причем настолько смущающая, что авторы прошлых веков замалчивали его имущественные воззрения. И только в XX веке наши русские богословы во всеуслышание заявили, что тема богатства и бедности у святителя – «тема номер один».
|
А уж для XXI века приверженность великого святителя к таким «низким», «земным» темам, как собственность, становится совершенно понятной. И начинаешь удивляться, как он мог из глубины веков рассмотреть главную проблему современного человечества. Страсть к собственности, к деньгам отвращает человека от Бога, делает его «хуже зверей». Все это великий святитель ясно видел еще тогда, в IV веке. А чтобы он сказал сейчас?.. Важно, что святитель предлагает не только увещевания, доводы и мольбы. Он строит очень продуманное, стройное и взвешенное богословие имущественных отношений, основывающееся на прошлых разработках, но ценное, прежде всего, оригинальными, высокодуховными мыслями. В результате, нравственная теория собственного возводится им на новый, невиданный до этого уровень. И до сих пор сказанное Златоустом о богатстве и бедности является образцом христианского осмысления этих столь важных в нашей жизни понятий.
Надо отметить, что сама имущественная концепция больше обращена к индивидуальной душе. И не удивительно. Златоуст – великий пастырь, он прежде всего старается спасти души своих прихожан. Всю силу своего ораторского таланта он употребляет, чтобы достучаться до совести слушателя. И прежде всего его проповедь обращена к богатым, которых он всеми способами стремится склонить к добровольной раздаче своего богатства. Бедных же он призывает к терпению. Но из всей рисуемой Златоустом картины имущественной жизни общества постепенно вырисовывается убеждение, что само общество должно быть устроено не так. Златоуст, конечно, понимает всю падшесть этого мира и потому обращается прежде всего к личным душам, дабы способствовать их спасению. Но мысль об ином, более справедливом, более благодатном христианском обществе (а ведь Византия и считала себя таким христианским обществом) не оставляет святителя. Такое высшее общество он видит в устроении апостольской Иерусалимской общины и горячо призывает своих прихожан последовать примеру первохристиан. Он прямо говорит о том, что общая собственность лучше, что она предназначена нам самой природой (т.е. Богом). Частную же собственность Златоуст характеризует как «холодное слово мое и твое» и даже как «привнесенное отдиавола», а в мамоне видит глубочайший символ уродливого, несправедливого общества, где все решает богатство.
|
Постепенно вырисовывается социальный идеал Златоуста – общество, в котором нет ни бедных, ни богатых; общество, где добровольно введена общая собственность, которая находится под церковным контролем; общество, где властвует любовь, еще более укрепляющая принятое всеми социальное устроение. Этот социальный идеал совсем не похож на ту лживо-слащавую идиллию, которую представляли современники Златоуста: есть бедные и богатые, но богатые благотворят, а бедные смиряются и благодарят. И, в конце концов, именно это кардинальное расхождение и привело к конфликту святителя с окружающим его миром – как светским, так и церковным. Мир победил. Хотя Златоуст и канонизирован, но его глубочайшее имущественное учение Церковью не только не актуализировано, но даже толком не понято.
Правда, для того чтобы понять Златоуста, нужно как следует вчитаться в него. По сути дела его имущественное учение пока еще освоено очень слабо. Многое не понято. А еще больше – и не хотим понять, считая, что наше «умеренное» осмысление проблемы собственности – самое что ни на есть православное, и корректироваться оно не должно. Думается, что тщательное изучение златоустовского наследия поможет нам и лучше понять великого святителя, и сделать из его мыслей нужные выводы.
А понять Златоуста сейчас особенно необходимо. Мир буквально гибнет под властью мамоны. Невиданный разврат, изощренная ложь, звероподобная жестокость. А в основе всего этого – деньги, деньги и деньги. Сможет ли человечество вылезти из этой зловонной ямы? И как, какими средствами это сделать? И ответ на эти главные для жизни вопросы подспудно уже заключен в имущественном учении великого святителя: сможем, если сумеем достичь общества, где Православие соединено с экономическим укладом, основанным на общей собственности. Многим, и особенно православным, кажется, что это абсурд, невозможная вещь, как соединить лед и пламень. И тем не менее ответ святителя именно такой.
|
И еще один урок дает нам наследие великого святителя – необходимость разработки православной концепции общества. Сам Златоуст остановился в непосредственной близости перед этой проблемой. Сделать решительный шаг и говорить о собственности языком православного социолога помешало отсутствие социологической традиции как в православном богословии, так и в светской византийской науке. И по его проповедям очень заметно, как святителю не хватает терминов и понятий, касающихся бытия общества. Но то, что не успел сделать великий святитель, должны создать мы, современные православные. Иначе мир, общество поглотит, разложит нас, сделает маргинальной, ничего не значащей группкой населения, приравняет нас, чудаков с крестами и иконами, к шаманам с бубнами. Нет, мы должны не только глубоко понимать общество, но и активно влиять на него, добиваясь его преображения, приближения к Богу, к Царству Небесному.
Великий святитель и учитель Церкви Иоанн Златоуст оставил нам такой завет. Мы должны оправдать его.
Литература
I-XII. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!