Первые признаки плодотворности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Первые признаки плодотворности

2022-10-11 26
Первые признаки плодотворности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ИСКУПИТЕЛЬНОЙ СМЕРТИ

«Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15, 39).

1. Евангелист Марк пишет, что когда Иисус умер, стоявший у креста сотник, видя смерть Иисуса, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Значит, в этот момент сотник со всей ясностью почувствовал подлинную природу Христа, и ему стала открываться основная истина веры.

Сотник слышал ругательства и оскорбления, которыми осыпали Иисуса Его враги. Он слышал, как они насмехались над тем, что Тот, Кто называл Себя Сыном Божиим, теперь не может сойти с креста и не может ничего сделать для Своего спасения.

Сотник, глядя на Иисуса, возможно, бывшего уже в агонии, несомненно, продолжал пристально и внимательно всматриваться в Него и в момент Его смерти. Его взгляд мог встретиться со взглядом Иисуса, и тогда он почувствовал, что Иисус прав. Да, Он - человек и Он действительно умирает. Но Он больше, чем человек. Он человек, и в то же время - как Он Сам говорил о Себе - Сын Божий. Его страдания и смерть, Его Самоотдача духа Отцу и безоглядное Самопожертвование ради наивысшей цели, которой Он посвятил всю Свою жизнь, - все это произвело потрясающее впечатление на этого воина, оказавшегося на Голгофе, как предполагают некоторые писатели, после многих лет военной службы, после многих душевных испытаний и могущего быть прообразом любого язычника, ищущего свидетельства тех, кто откроет ему Бога.

2. Описанное событие имеет важное значение еще и потому, что в этот момент ученики Иисуса растеряны, вера их колеблется (ср.: Мк 14, 50; Лк 16,32). Именно тогда сотник становится первым из тех многих язычников, которые вскоре станут просить апостолов принять их в круг учеников Человека, в Котором они - особенно после Воскресения из мертвых - признают Сына Божия, о чем свидетельствуют Деяния Апостолов.

Сотник на Голгофе не ожидает Воскресения из мертвых: для исповедания своей веры ему достаточно этой смерти, этих слов и этого взгляда. Как же не увидеть в этом действия благодати, которую силой Своей жертвы Христос Спаситель стяжал для римского воина?

Со своей стороны, сотник исполнил основное условие для получения благодати веры: он отнесся без предвзятости к увиденному, а в этом, главным образом, и проявляется благомыслие. Он смотрел, увидел и поверил в подлинность фактов, и поэтому ему дано было уверовать. Он не задумывался над выгодами, которые мог бы извлечь, оставаясь на стороне синедриона, не позволил запугать себя, как Пилат (ср.: Ин 19, 80); он смотрел на людей и на события, присутствовал при смерти Иисуса как беспристрастный свидетель. При этом душа его была чиста, была готова принять истину. Вот почему он покорился силе этой истины и уверовал. Он не колеблясь исповедовал также, что Иисус - Сын Божий. Его свидетельство стало первым знамением совершённого Искупления.

3. Иоанн отметил еще одно знамение этого события: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19, 34).

Известно, что в это время Иисус уже был мертв. Он скончался раньше распятых вместе с Ним двух разбойников, что указывает на безмерность Его страданий.

Итак, рана в боку не была новым страданием, причиненным Иисусу, а скорее знамением полного Самодарования Себя, запечатленным на Его теле, знамением пронзенной плоти и, можно сказать, открытого сердца, символическим выражением той любви, во имя которой Иисус отдал и будет отдавать человечеству все.

4. Из открытого сердца Иисуса истекла кровь и вода, что можно объяснить с точки зрения физиологии. Но евангелист пишет об этом факте, имея в виду его символическое значение, - это знамение и предвестие плодотворности жертвы. Евангелист придает такое большое значение этому событию, что заканчивает описание следующими словами: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин 19, 35). Таким образом, евангелист ссылается на виденное им самим, чтобы подчеркнуть важность события, относящегося к мотивам и следствиям жертвы Христа.

5. Действительно, в этом событии евангелист видит исполнение двух пророческих текстов. Первый относится к еврейскому пасхальному агнцу: «И костей (...) не сокрушайте» (Исх 12, 46; Числ 9, 12; Пс 34 [33], 21). Для евангелиста распятый Христос является пасхальным агнцем, «агнцем жертвенным» - по выражению св. Екатерины Сиенской, агнцем Нового Завета, которого символизировал ветхозаветный пасхальный ритуал, - «действенным знамением» нового освобождения из рабства греха, не только Израиля, но и всего человечества.

6. Вторая библейская цитата, на которую ссылается св. Иоанн, - это таинственный текст, приписываемый пророку Захарии: «И они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах 12, 10). Пророчество относится к освобождению Иерусалима и Иудеи Царем, с появлением Которого народ осознает свою вину и будет оплакивать Того, Кого он сам пронзил, как оплакивают потерю единственного сына. Евангелист относит этот текст к распятому и пронзенному копьем Иисусу, на Которого теперь смотрят с любовью. Враждебные взгляды недругов уступили место исполненному любви созерцанию обращенных. Такая интерпретация позволяет понять бо-гословско-пророческую перспективу евангельских событий, источник которых евангелист видит в открытом сердце Иисуса.

7. Символическое значение крови и воды объясняли по-разному.

В Евангелии от Иоанна можно заметить некоторую связь между водой, истекающей из пронзенного тела Иисуса, и теми словами, которые были сказаны Им во время праздника кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37-38; ср.: 4, 10-14; Откр 22, 1). Евангелист уточняет: Иисус «сказал [это] о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7, 39).

Некоторые рассматривают кровь как символ искупления грехов посредством жертвы умилостивления, а воду - как символ очищения. Другие связывают кровь и воду с Евхаристией и крещением.

Оснований для более точной интерпретации евангелист нам не дает. Однако, как нам кажется, его текст указывает на то, как следует понимать рану в боку, из которой истекает кровь и вода; излияние благодати происходит благодаря жертве Воплощенного Слова, как об этом говорит евангелист уже в начале своего Евангелия: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин 1, 16).

8. В заключение обратим внимание на то, что свидетельство любимого ученика обретает всю полноту своего значения, если вспомнить, что во время Тайной Вечери этот ученик возложил голову на грудь Христа. А сейчас он видел эту грудь пронзенной. Поэтому он ощущал потребность подчеркнуть символическое значение безграничной любви, которую он открыл в этом сердце, и побудить читателей своего Евангелия и всех христиан к созерцанию этого сердца, «так возлюбившего людей» и принесшего себя в жертву за них.

14. 12. 1988

СОШЕЛ В АД»

1. В последних катехизических беседах мы старались, на основании библейских текстов, объяснить значение слов Апостольского Символа Веры: «Страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен». Нам важно было не столько изложить историю крестных страданий Господних, сколько проникнуть в глубину той истины веры, которая заключена в них и которую мы исповедуем в Апостольском Символе Веры, - истину об Искуплении человечества, совершенном через жертвенную смерть Христову. Мы остановились, главным образом, на описании смерти и на анализе слов, произнесенных Искупителем во время агонии на кресте и записанных евангелистами. Эти слова помогают нам задуматься и глубже проникнуть в дух Христовой жертвы, принесенной Им ради нашего спасения.

Упомянутый выше член Символа Веры заканчивается словами: «и погребен». Может показаться, что слова эти лишь подтверждают свершившийся факт, но это не так, потому что, в силу заключенного в них смысла, они входят в широкий контекст всей христологии. Иисус Христос - Слово, ставшее Плотью, чтобы принять человеческую природу и стать подобным нам во всем, кроме греха (ср.: Евр 4, 15). Истинно Он стал «Одним из нас» (РН 22), чтобы, глубоко солидаризируясь с каждым членом человеческой семьи, совершить наше искупление. Принимая на Себя жизнь в человеческой природе, Христос принял и все ее последствия, в том числе смерть, после которой - по крайней мере в пределах той культурной и религиозной общности, членом которой Он Сам стал, - обычно наступает погребение тела. Поэтому погребение Христа - это элемент нашей веры как очередное проявление тайны Сына Божия, Который стал человеком и прошел все этапы человеческой жизни.

2. С последними словами о страданиях и смерти Христа в процитированном выше члене Символа Beры в какой-то мере связан и последующий член, который и гласит: «Сошел в ад». В нем отражены некоторые тексты Нового Завета, на которые мы будем ссылаться в дальнейшем. Но прежде следует отметить, что в период споров с арианами приведенная выше формула, употребляемая в арианских текстах, в то же время входила и в так называемый Аквилейский Символ Веры, который был одним из принятых тогда исповеданий католической и веры, созданным в конце IV в. (ср.: DS 16). В соборное учение эта формула окончательно вошла на IV Латеранском Соборе (1215), а также на II Лионском Соборе как член исповедания веры императора Михаила Палеолога (1274).

Кроме того, в начале этой беседы следует пояснить, что слова «сошел в ад» говорят не о сошествии в «геенну огненную», то есть не о переходе в состояние вечных мук.», а о переходе в «царство мертвых», называемое на древнееврейском языке szeol, а на греческом hades (cp_:..: Деян 2, 31).

3. В Новом Завете есть много текстов, которые могут служить основанием для такой формулировки. Сначала вспомним слова апостола Петра, который в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на Псалом 1С5Э6 [15], чтобы подтвердить данное в нем предсказание о Воскресении из мертвых Христа, и говорит об этом так: пророк Давид, «зная, что Бог с клятвою обещал от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресение Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян 2, 30-31). Подобным же образом следует понимать слова Павла из Послания к Римлянам: «"Кто сойдет в бездну?" то есть, Христа из мертвых возвести» (Рим 10, 6-7).

Автор Послания к Ефесянам, разъясняя слова из Псалма 68 [67] «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков» (Пс 68 [67], 19), дает убедительное толкование: «А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф 4, 9-10). Автор Послания, по-видимому, таким образом связывает «сошествие» Христа в бездну (к усопшим), о котором говорится в Послании к Римлянам, с Его восхождением к Отцу, которое положило начало эсхатологическому «исполнению» всего в Боге.

Об этом же говорят и слова, переданные в Откровении как слова Христа: «Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. Имею ключи ада и смерти» (Откр 1, 17-18).

4. Как видно из приведенных текстов, слова «сошел в ад» из Апостольского Символа основаны на многих текстах Нового Завета, говорящих о сошествии Христа после смерти в «царство мертвых», к «усопшим». На языке Ветхого Завета именно это означает «бездну». Автор Послания к Ефесянам определяет ее как «преисподние места земли», ибо, как известно, земля «принимает» тело человека после смерти: точто так же она приняла Тело Христа после смерти на Голгофе - об этом пишут евангелисты (ср.: Мф 27, 59, след, и паралл.; Ин 19, 40-42). Христос прошел подлинное испытание смертью, включая и последний этап, который входит в ее общую для всех закономерность - Он был положен во гроб.

Это подтверждает тот факт, что смерть Иисуса была реальностью, а не иллюзией. Его душа, разделенная с телом, была прославлена в Боге, в то время как Его мертвое тело лежало в гробу.

В течение трех дней (неполных), прошедших от того момента, как Он «испустил дух» (Мк 5, 37), и до Его Воскресения из мертвых, Иисус испытал «состояние смерти», то есть отделения души от тела - участь, присущая но природе всем людям. Обо всем этом говорят слова «сошел в бездну». Сам Христос предсказал такое Свое сошествие после смерти, напоминая об истории Ионы: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 40).

5. Итак, «сошел в бездну» означает «почил в сердце земли, в ее недрах».

Умирая на кресте, Иисус отдал Свою душу в руки Отца: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46). Если смерть отделяет душу от тела, то посмертное пребывание тела Христа «в сердце земли» сопровождается прославлением Его души на небесах, начиная с момента смерти. В своем Первом Послании апостол Петр, вспоминая о смерти Христа за грехи мира, говорит об этом так: «был умерщвлен во плоти, но ожил духом» (ср: 1 Петр 3, 18). Следовательно, душа и тело Иисуса находятся в посмертном состоянии, что полностью соответствует их природе, хотя, с онтологической точки зрения, душа стремится к воссоединению с телом. Затем апостол добавляет: «Которым [Духом] Он [Христос] и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал [спасение]» (1 Петр 3, 19). По всей вероятности, здесь речь идет о том, что власть распятого Христа охватывает и тех, кто умер до Него.

6. Текст апостола Петра, хотя и не вполне ясный, подкрепляет другие тексты, согласно которым «сошествие в бездну» как бы дополняет евангельское послание спасения. Ибо Христос, Которого телесным образом положили во гроб, был в то же время прославлен. Его душа, пребывая в благословенном лицезрении Бога, объемлет в этом положении всех умерших, с которыми Христос разделяет их телесное состояние.

В Послании к Евреям изображается это освобождение праведных: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2, 14-15). Будучи умершим и в то же время «живущим во веки веков», Христос имеет «ключи ада и смерти» (ср.: Откр 1, 17-18). В этом раскрывается и осуществляется спасительная сила Искупления - сила жертвенной смерти Христа ради всех людей, в том числе и тех, кто умер до пришествия Христа и Его «сошествия в бездну», - их тоже охватывает Его благодать оправдания.

7. В Первом Послании апостола Петра мы читаем: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4, 6). И в этих словах, по всей вероятности, нелегких для истолкования, подтверждается тезис о том, что «сошествие в бездну» представляет собой как бы завершающий этап посланнического служения Мессии, который в текстах как бы «уплотнен», сведен к нескольким дням, чтобы как можно более понятно представить его людям, привыкшим думать и говорить в категориях времени и пространства. В то же время этот этап несоизмеримо «широк» в реальных категориях домостроительства Искупления, охватывающего людей всех времен и стран, включая и тех, кто в момент смерти и погребения Христа уже пребывал в «царстве мертвых». Слова Благой Вести и «послание креста» обращены ко всем прошлым поколениям, получившим благодать Искупления еще до того, как свершился исторический факт искупительной жертвы Христа на Голгофе. То, что время их евангелизации и Искупления сведено к нескольким дням, охватывающим смерть и погребение Христа, говорит нам: в Его смерти как в историческом событии заключена надысторическая тайна искупительного предназначения, заложенного в человеческой природе Христа, ставшей «орудием» в руках Всемогущего Бога. Благословенное лицезрение Пресвятой Троицы, пребывание в ее недрах, которого удостоилась душа Христа, - вот предпосылка для «освобождения из темницы» тех праведных, которые до Христа сошли в «царство мертвых». Через Христа и во Христе перед ними открывается окончательная свобода жизни в Духе: сопричастность Божественной жизни (ср.: св. Фома Аквинский, Summa Theol., III, q. 52, a. 6). Вот истина, которую раскрывают вышеприведенные библейские тексты и которая выражена в «Верую» словами «сошел в ад».

8. Таким образом, можно сказать, что истина, выраженная в Апостольском Символе Веры словами «сошел в ад», подтверждает реальность смерти Христа - и в то же время провозглашает начало Его прославления. И не только Его Самого, но и всех, кто в силу Искупительной Жертвы Иисуса Христа удостоился соучастия в Его славе.

11. 01. 1989


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.