Христос освобождает человека и человечество — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Христос освобождает человека и человечество

2022-10-11 26
Христос освобождает человека и человечество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ДЛЯ «НОВОЙ ЖИЗНИ»

1. В предудущих катехизических беседах мы рассматривали спасительное служение Иисуса Христа как освобождение, Созидателем которого является Он Сам. Это освобождение от греха, от главного зла, «связывающего» человека изнутри, отдающего его в рабство тому, кого Христос называет «отцом лжи» (Ин 8, 44). В то же время это освобождение во имя Истины, дарующей нам участие в «свободе детей Божиих» (ср.: Рим 8, 21). Христос говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8, 36). «Свобода детей Божиих» рождается из дара Христа, благодаря которому человек удостаивается Божественного усыновления, то есть становится сопричастным к Божественной жизни.

Итак, человек, освобожденный Христом, не только получает прощение грехов, но в то же время возносится к «новой жизни». Христос, будучи Созидателем освобождения человека, является также Творцом «новой человечности». В Нем мы становимся «новой тварью» (ср.: 2 Кор 5, 17).

2. В нынешней беседе нам следует осветить еще и этот аспект спасительного освобождения, которое, являясь делом Христа, составляет самую суть Его мессианского служения.

Иисус из Назарета Сам говорит об этом, хотя бы, например, в притче о Добром Пастыре, где мы читаем: «Я пришел для того, чтобы овцы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10). Речь идет о том «избытке» новой жизни, который подразумевает соучастие в Божественной жизни. Таким образом в человеке претворяется Христова «новизна» человеческой природы - «новая тварь».

3. Образно и в то же время убедительно Иисус говорит об этом в Своей беседе с самарянкой у колодца в Сихари. «Если бы ты знала дар Божий и [знала] Кто говорит: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая? (...) Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 10-11. 13. 14).

4. С похожими словами Он обратился к народу, проповедуя во время праздника кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37-38). «Реки воды живой» - это образ новой жизни, в которой, через смерть Христа, участвуют люди. Святоотеческая и литургическая традиция также с этой точки зрения воспринимает знаменательную подробность в Евангелии от Иоанна: из раны в боку Христа после Его смерти на кресте «истекла кровь и вода», когда один из римских воинов «копьем пронзил Ему ребра» (Ин 19, 34).

5. Однако в истолковании, принимаемом большинством Отцов Восточной Церкви и многими экзегетами нашего времени, реки воды живой потекут и из глубин человека, пьющего «воду» Христовой Истины и Благодати. «Из глубин» - это значит «из сердца», ибо создается «новое сердце» в человеке, как об этом образно проповедовали пророки, в особенности Иеремия и Иезекииль.

У Иеремии мы читаем: «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31, 33). А у Иезекииля еще более выразительно: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36. 26-27).

Таким образом, речь идет о глубокой духовной перемене, которую Сам Бог осуществит в человеке через «дарование Своего Духа» (ср.: Иез 36, 26). «Реки воды живой», о которых говорит Христос, означают источник новой жизни, жизни «в духе и истине», жизни, достойной «истинных поклонников Отца» (ср.: Ин 4, 23-24).

6. Апостольские Послания, в особенности Послания апостола Павла, богаты изречениями на эту тему. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5, 17). Плод искупления, совершенного Христом, и есть «новая жизнь», ибо люди «совлеклись ветхого человека с делами его и облеклись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ср.: Кол 3, 9-10). «Ветхий человек» - это «человек греха». «Новый человек» - это тот, кто благодаря Христу обретает в себе первоначальные «образ и подобие» своего Создателя. Отсюда этот решительный призыв апостола преодолеть все, что в каждом из нас является грехом и его наследием: «отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу» (Кол 3, 8-9).

7. Подобный призыв мы слышим в Послании к Ефесянам: нужно «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. (...) Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 4, 22-24; 2, 10).

8. Искупление - новое творение во Христе, дар Божий, Его благодать, и в то же время оно заключает в себе призыв к человеку. Человек должен соучаствовать в деле духовного освобождения, которое Бог совершает в нем через Христа. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2, 8). Если человек не может себе самому приписывать спасение, спасительное освобождение, представляющее собой дар Бога во Христе, то одновременно в этом даре он должен видеть также неиссякающий источник призыва к делам, достойным такого дара. Полная картина спасительного освобождения человека включает в себя глубокое осознание искупительного дара Божия в крестных муках и в Воскресении Христа, и в то же время осознание всей полноты ответственности за полученный дар - осознание духовных и нравстенных обязательств, вытекающих из этого дара. Здесь мы одновременно затрагиваем как бы самые корни «этоса Искупления».

9. Искупление, совершенное Христом, Который непрестанно действует силой Своего Духа Истины (Духа Отца и Сына - Духа Истины), имеет духовно-личностное измерение и обращено к каждому человеку; в то же время оно содержит в себе измерения межчеловеческое и социальное, общинное и универсальное.

В Послании к Ефесянам мы читаем о примирении двух «частей» человечества во Христе: Израиля, избранного народа Ветхого Завета, и всех других народов. «Ибо Он (Христос) есть мир наш, соделавший из обоих [человеческих обществ] одно и разрушивший стоящую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух [типов людей] создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и [таким образом] в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф 2, 14-16).

10. Вот конечное измерение «новой твари» и «новой жизни» во Христе: освобождение от разделений, «разрушение преграды», отделяющей Израиль от остальных Во Христе все являются «избранным народом», потому что человек избран во Христе. Каждый человек без исключений и различий, примирен с Богом, и одним этим уже призван быть сопричастным предвечному Божественному обетованию спасения и жизни Итак все человечество создано заново, как «новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины» (ср-Еф 4, 24). Примирение всех с Богом через Христа должно стать примирением всех друг с другом: в этом - измерение Искупления, свойственное отдельным человеческим общностям, его универсальное измерение а в совокупности - «этос Искупления».

10. 08. 1988

4. ИИСУС ХРИСТОС –

 ПРИМЕР СПАСИТЕЛЬНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Мы постепенно развиваем цикл катехизических наставлений о посланническом служении Иисуса Христа. Христос совершает освобождение человека через истину Своего Евангелия, последними и окончательными словами которого являются распятие на кресте и Воскресение из мертвых. Своей пасхальной жертвой Христос освобождает человека из рабства греха к новой жизни. Искупление стало новым творением: в искупительной жертве вместе с Воскресением Искупителя берет начало «новое человечество». Ценой жертвы Христа Бог создает нового человека «в праведности и святости истины» (Еф 4, 24), человека, который становится «поклонником Бога в духе и истине» (ср.: Ин 4, 23). Личность Иисуса Христа для этого «нового человека» имеет значение совершенного образца, то есть идеала. Тот, кто в Своей человеческой природе был совершенным «образом Бога невидимого» (ср.: Кол 1, 15), становится посредством Своей земной жизни и всего того, что Он «делал и чему учил» (Деян 1, 1), и прежде всего - Своей жертвы, видимым образцом для людей, образцом самым совершенным.

2. Здесь мы затрагиваем тему «подражания Христу», которая присутствует как в Евангелиях, так и в других апостольских писаниях, хотя само выражение «подражание» в Евангелиях не встречается. Христос призывает Своих учеников «следовать за Ним» (греч. слово akoloutheito переводится как «следовать»). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24; ср. также: Ин 12, 26). Впервые это выражение мы встречаем лишь у апостола Павла, когда он пишет: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (греч. mimetai; 1 Кор 11, 1). И в другом месте: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго» (1 фес 1, 6).

3. Однако не столь важно само выражение. Важнее всего, что вся жизнь и деяния Христа, увенчанные жертвой креста из любви «к братьям», остаются постоянным образцом и идеалом, побуждая и призывая не только к познанию, но прежде всего к подражанию. Ведь Сам Христос говорит об этом на Тайной Вечере после омовения ног апостолам: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13, 15).

Произнося эти слова, Христос имеет в виду не только жест омовения ног, но и всю Свою жизнь, которую Он рассматривает как смиренное служение. К каждому из учеников обращен призыв следовать за Сыном Человеческим, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). Именно в свете этой жизни, этой любви, этой бедности и, наконец, этой жертвы «подражание» Христу становится требованием для всех Его учеников и последователей, образуя как бы фундамент евангельского христианского «этоса».

4. В этом заключается «освобождение» к новой жизни, о котором была речь в предыдущих катехизических беседах. Христос не просто передал человечеству замечательную «теорию», но и раскрыл, в каком смысле и в каком направлении должно совершаться спасительное преображение «ветхого» человека - человека греха - в человека «нового». Это преображение, которое носит экзистенциальный, и в конечном итоге - нравственный характер, должно вернуть человека к первоначальному «образу», по которому он был сотворен. Только к существу, созданному «по образу и подобию Божию», могут быть обращены слова из Послания к Ефесянам: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф 5, 1-2).

5. Итак, Христос - образец на этом пути «подражания Богу». В то же время только Он делает возможным это подражание, даруя нам через искупление участие в Божественной жизни. В этом Христос становится образцом не только совершенным, но и действенным. Первоосновой нового уподобления Богу во Христе, а значит, и основой основ подражания Самому Христу как совершенному образцу является дар, то есть благодать Божественной жизни, дарованная человеку в пасхальной тайне Искупления.

6. Из этого источника черпают свою силу и действенность такие призывы, как призыв апостола Павла из Послания к Филиппийцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, и если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2, 1-4).

7. Откуда такая «паренеза»*? Чем вызваны такие призывы и такие требования, предъявленные филиппийцам? Отввет содержится в следующих строках Послания: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2, 5). Ведь Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, (...) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 7-8).

* Паренеза (греч. parainesis - дословно «уговоры, поощрение») - литературное произведение нравоучительного содержания; обращение, фраза, содержащие нравоучительные мысли (примеч. пер.).

Апостол коснулся центральной и болевой точки всего дела искупления, совершенного Христом. В этом заключена также полнота спасительного примера для каждого. Здесь вершина подражания Учителю. Послание апостола Петра гласит то же самое: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2, 20-21).

8. В жизни человека страдание имеет значение нравственного испытания. Это прежде всего проверка сил человеческого духа. Такое испытание имеет «освобождающее» значение: оно освобождает скрытые силы духа, способствует их проявлению и одновременно открывает возможность внутреннего очищения. Здесь применимы слова из притчи Христовой о виноградной лозе и ветвях. Отец - Тот, Кто возделывает виноградник. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин 15, 2). Так вот плод этот зависит от того, пребываем ли мы (как ветви) во Христе, Виноградной Лозе, в Его искупительной Жертве, «ибо без Него не можем делать ничего» (ср.: Ин 15, 5). В то же время апостол Павел в другом фрагменте говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4, 13). А Сам Христос сказал: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин 14, 12).

9. Вера в эту силу Христову, преображающую человека, глубоко укоренена в предвечном Божественном намерении относительно спасения человека: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8, 29). В этом отношении Отец «очищает» каждую из виноградных ветвей, как мы Узнаем из притчи (Ин 15, 2). И на этом пути совершается постепенное преображение христианина по образцу Христа. В Нем «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Так говорит апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам (3, 18).

10. Это духовный, животворный процесс, в котором приносит свои плоды смерть Христа, вводя нас в пасхальную глубину Его Воскресения. Этот процесс в каждом из нас начинается крещением как таинством смерти и Воскресения из мертвых Иисуса Христа, о чем мы читаем в Послании к Римлянам: «Итак, мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (6, 4).

Процесс этого спасительного преображения во Христе развивается в нас, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 13).

17. 08. 1988

ХРИСТОС - ПРИМЕР ЖИЗНИ,

 УЗАМИ СЫНОВСТВА СОЕДИНЕННОЙ С ОТЦОМ

1. Иисус Христос - Искупитель. Дело Искупления, центр и вершина Его посланнического служения, заключает в себе и такой аспект: Христос - наиболее совершенный пример спасительного преображения человека. Собственно говоря, все предыдущие катехизические беседы этого цикла так или иначе обращены к Искуплению. Христос проповедует Евангелие Царства Божия, но говорит при этом, что окончательно войдет в историю человека лишь в Искуплении через смерть на кресте и Воскресение из мертвых. Тогда же Он «передаст» это Царство апостолам, чтобы оно продолжалось и развивалось в истории мира при участии Церкви. Ибо Искупление несет в себе мессианское «освобождение» человека из рабства греха к жизни в «свободе детей Божиих».

2. Христос - самый совершенный образец такой жизни. Это особенно отразилось в апостольских писаниях, цитированных в предыдущей беседе. Тот, Кто Сам - Сын Божий, Единосущный Отцу, соединенный с Ним в Своей Божественности («Я и Отец - одно»: Ин 10, 30), всем, что «делал и чему учил» (Деян 1, 1), создает единственный в своем роде пример жизни, по-сыновнему обращенной к Отцу и с Ним соединенной. Обращаясь к этому примеру, отражая его в нашем сознании и в нашем образе жизни, мы можем развивать в себе те христоподобные формы и направления жизни, в которых выражается и осуществляется истинная «свобода детей Божиих» (Рим 8, 21).

3. Вся жизнь Иисуса из Назарета была - как мы уже не раз говорили - обращена к Отцу. Об этом свидетельствует ответ двенадцатилетнего Иисуса, когда Его «нашли в храме»: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2, 49). В конце жизни, накануне крестных страданий, «зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (Ин 13, 1), Христос говорит апостолам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин 14, 2-3). «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14, 2).

4. От самого начала и до конца это теоцентрическое направление жизни и дела Христа ясно и однозначно. Христос ведет Своих «к Отцу», являя каждым Своим деянием яркий пример жизни, обращенной к Отцу. «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин 15, 10). Это «пребывание в любви Отца», то есть исполнение Его воли, Христос считал Своей «пищей»: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4, 34). Так говорит Христос Своим ученикам у колодца в Сихари. Перед этим, в беседе с самарянкой, Он указал, что эта же «пища» должна стать уделом Его учеников и последователей: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4, 23).

5. Поклонники - это те, кто подражает Христу в Его делах, а Он делает все, подражая Отцу: «Ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин 5, 36). Более того: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5, 19).

Таким образом, мы находим полное подтверждение апостольских слов, согласно которым мы призваны подражать Христу (ср.: 1 Кор 11, 1; 1 Фее 1, 6), и тем самым - Самому Богу: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф 5, 1). Жизнь, уподобленная Христу, это и есть жизнь, уподобленная Богу в самом полном значении этого слова.

6. «Пища», которой в жизни Христа является исполнение воли Отца, вводит нас в тайну Его послушания вплоть до крестной смерти. Мы чувствуем, что эта пища становится горькой - да, именно полной горечи - во время молитвы в Гефсимании, а затем в час крестных страданий и агонии на кресте: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14, 36). Чтобы понять это послушание, чтобы понять также, почему эта «пища» должна была быть столь горькой, надо обратиться ко всей истории человека на земле, отмеченной грехом, непослушанием Богу - Творцу и Отцу. «Сын, Который освобождает» (ср.: Ин 8, 36), освобождает, таким образом, Своим послушанием вплоть до смерти. И он совершает это, раскрывая до конца Свою полную любви преданность: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46). В этой преданности, в этом абсолютном «препоручении» Себя Отцу выражено - на фоне всей истории человеческого непослушания - Божественное единство Сына и Отца: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30). Здесь же заключен - если можно так выразиться - главный образец того подражания, к которому человек призван во Христе: «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12, 50; ср. также: Мк 3, 35).

7. Иисус Христос, пример жизни, полностью обращенной «к Отцу», до глубины соединенной с Ним, кромe того является для нас образцом молитвы, жизни-молитвы, произносимой в душе и вслух. Христос не только научил нас молиться, в частности словами молитвы «Отче наш» (ср.: Мф 6, 9-13), но и оставил нам пример Своей молитвы, которая всегда была главным моментом откровения Сыновних уз и единства с Отцом. Можно сказать, что в Его молитве особенно подтвердилось, что «только Отец знает Сына» и «только Сын знает Отца» (ср.: Мф 11, 27; Лк 10, 22).

Вспомним наиболее характерные моменты. Христос проводит в молитве много времени (ср.: Лк 6, 12; Ц) 1), особенно в ночные часы, ищет подходящие для этого места (ср.: Мк 1, 35; Мф 14, 23; Лк 6, 12). С помощью молитвы Он готовится к крещению в Иордане (ср.: Лк 3, 21), к избранию двенадцати апостолов (ср.: Лк 6, 12-13) и, наконец, молясь в Гефсимании, готовится к крестным страданиям и смерти на кресте (ср.: Лк 22, 42). И агония на кресте связана с поразительной молитвой, начиная со слов из Псалма (22 [21], 1): «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», затем - «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34); и, наконец, - «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46). Как и в жизни, так и в момент смерти Иисус дает нам образец молитвы.

8. О молитве Христа мы читаем в Послании к Евреям: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (5, 7-8). Такое утверждение означает, что Христос в совершенстве исполнил волю Отца - предвечный Божественный замысел искупления мира ценой наибольшей жертвы из любви. Согласно Евангелию от Иоанна, эта жертва была не только почитанием Отца Сыном, но и почитанием Сына, как сказано в «Первосвященнической» молитве во время Тайной Вечери: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин 17, 1-2). Именно это исполнилось на кресте. Воскресение из мертвых спустя три дня было подтверждением и проявлением славы, какой «Отец прославил Сына» (ср.: Ин 17, 1). Вся жизнь Христа, исполненная послушания и сыновней любви, была жизнью-молитвой, которая принесла Ему окончательную славу.

9. Сыновняя любовь, послушная и верная, находит выражение и в упомянутом уже эпизоде, когда ученики просят Христа «научить их молиться» (ср.: Лк 11, 1-2), а Он передает им и всем поколениям Своих исповедников молитву, которая начинается такими красноречивыми словами: «Отче наш!». Эти слова - выражение духа Христова, по-сыновнему обращенного к Отцу, до глубины проникнутого «делами Отца» (ср.: Лк 2, 49). Христос, даровав нам на все времена молитву, запечатлел в ней образец жизни, по-сыновнему соединенной с Отцом. Если мы в своей жизни хотим воспринять этот пример, и особенно если мы хотим, подражая Христу, участвовать в тайне Искупления, нам следует не переставая молиться так, как Он научил нас молиться Отцу.

24. 08. 1988


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.