Я есмь путь и истина и жизнь» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Я есмь путь и истина и жизнь»

2022-10-11 29
Я есмь путь и истина и жизнь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Цикл катехизических бесед об Иисусе Христе сосредоточен на реальности Богочеловека, данной в Откровении. Иисус Христос - истинный Бог и истинный Человек. Это цельная реальность, явленная нам в единстве личности Христа; реальность, которую мы не можем воспринимать в отрыве от всех ее связей или раздробленно, по частям. Тем не менее, в связи со свойствами нашего человеческого познания, которое является аналитическим и постепенным, а отчасти также учитывая способ представления этой истины в самом источнике Откровения - прежде всего в Священном Писании, - мы стараемся указывать сначала на то, что свидетельствует о Божественности Христа, а затем на то, что свидетельствует о Его человеческой природе.

2. Иисус Христос - истинный Бог, Бог-Сын, единосущный Отцу (и Святому Духу). Когда в текстах Евангелия Он употребляет по отношению к Себе оборот «Я ЕСМЬ», то в этих словах мы слышим отзвук того имени, которым Бог назвал Самого Себя, отвечая Моисею (ср.: Исх 3, 14). Поскольку Христос, говоря о Себе, употребляет тот же оборот «Я ЕСМЬ» (Ин 8, 58), уместно напомнить, что это имя означало Бога не только как Абсолют («Самодостаточная Сущность»), но и как Того, Кто заключил Завет с Авраамом и его потомством и во имя этого Завета послал Моисея освободить Израиль (то есть потомков Авраама) из египетского плена. Таким образом, выражение «Я ЕСМЬ» одновременно имеет сотериологическое значение, говорит о Боге Завета, Который пребывает с человеком (так же как с Израилем), чтобы спасти его. А косвенно оно напоминает об Еммануиле (ср.: Ис 7, 14), о «Боге с нами».

3. Слова «Я ЕСМЬ», сказанные Христом (прежде всего в Евангелии от Иоанна), следует понимать в том же смысле. Они, с одной стороны, указывают на Божественное предсуществование Слова-Сына (о чем шла речь в предыдущей катехизической беседе) и в то же время говорят об исполнении предсказания Исайи об Еммануиле, то есть о «Боге с нами». Итак, «Я ЕСМЬ» как в Евангелии от Иоанна, так и в синоптических Евангелиях означает также «Я с вами» (ср.: Мф 28, 20). «Я исшел от Отца и пришел в мир» (Ин 16, 28), чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 10). Истина о спасении (сотериология), заключенная в Откровении имени Божия еще в Ветхом Завете, полностью подтвердилась Самооткровением Бога в Иисусе Христе. Именно в этом значении «Сын Человеческий» является истинным Богом - Сыном, единосущным Отцу, Который благоволил быть «с нами», чтобы нас спасти.

4. Мы должны постоянно иметь в виду эти предварительные замечания, когда пытаемся извлечь из Евангелия все, что свидетельствует о Божественности Христа. Некоторые фрагменты Евангелия имеют в данном случае особое значение. Прежде всего тот, в котором Учитель в Своей последней беседе с апостолами накануне крестных страданий говорит о «доме Отца», куда Он идет, чтобы «приготовить им место» (ср.: Ин 14, 1-3). Когда же Фома спрашивает о пути, Иисус отвечает: «Я есмь путь и истина и жизнь». Иисус - Путь, ибо «никто не приходит к Отцу, как только через Него» (ср.: Ин 14, 6). Более того, «видевший Его видел Отца» (ср. Ин 14, 9). «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин 14, 10). Когда в таком контексте мы слышим: «Я есмь (...) истина и жизнь», то это можно понять только как определение свойств Божественной Сущности: Сущности-Истины, Сущности-Жизни.

А на следующий день Христос скажет Пилату: «Я на то (...) пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин 18, 37). Свидетельствовать об истине может человек, но «быть истиной» может только Бог, так как это свойство присуще исключительно Богу. Итак, если Иисус, истинный Человек, свидетельствует об истине, то источник этого свидетельства в том, что Он Сам - «Истина» в предвечной истине Бога: «Я семь (...) истина». И поэтому Он может сказать: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8, 12).

5. Точно так же следует воспринимать слова Иисуса «Я есмь (...) жизнь» (Ин 14, 6). Человек, тварь, может «иметь» жизнь; он может также «отдавать» ее, как Христос «отдает» Свою жизнь за спасение мира (ср.: Мк 10, 45 и параллельные). Когда Иисус говорит о том, что «дает жизнь», то Он говорит как истинный Человек. Но Он есть «Жизнь», поскольку Он истинный Бог. Перед воскрешением Лазаря Иисус Сам говорит об этом, обращаясь к Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11, 25). Действительно, в Воскресении из мертвых окончательно подтвердилось, что «Сын Человеческий» имеет жизнь, неподвластную смерти, что Он - «Жизнь», а следовательно - Бог. И поэтому, будучи Тем, Кто является «Жизнью», может давать жизнь: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11, 25). Он может также - в Евхаристии - становиться «хлебом жизни» (ср.: Ин 6, 35. 48), «хлебом живым, сошедшим с небес» (ср.: Ин 6, 51). В этом значении Христос сравнивает Себя также с виноградной лозой, которая оживляет все ветви, привитые к ней (ср.: Ин 15, 1), то есть всех членов Его мистического Тела.

6. Помимо этих знаменательных выражений, которые помогут нам приблизиться к тайне Божественности, сокрытой в «Сыне Человеческом», есть и другие, еще более образные выражения, которыми Бог Завета говорил о Себе в Ветхом Завете, особенно через пророков, и которые в Евангелии Иисус относит к Себе.

Прежде всего это касается образа пастыря. Хорошо известна притча о Добром Пастыре, в которой Иисус говорит о Себе и о Своем спасительном посланничестве: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10, 11). У Иезекииля мы читаем: «Ибо так говорит Господь Бог: вот, я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. (...) Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез 34, 11, 15-16). «Вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы - человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иез 34, 31). Подобный образ мы находим и у Иеремии (ср.: 23, 3).

7. Говоря о Себе как о Добром Пастыре, Христос указывает на Свое искупительное посланничество («полагаю жизнь Мою за овец»); однако в то же время, обращаясь к слушателям, которые знали пророчество Иезекииля и Иеремии, достаточно выразительно указывает на Свою тождественность Тому, Кто в Ветхом Завете говорил о Себе как о заботливом пастыре, утверждая при этом: «Я Бог ваш» (Иез 34, 31).

Бог Ветхого Завета в учении пророков являет Себя также как Жених Израиля, Своего народа. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев» (Ис 54, 5; ср. также: Ос 2, 21-22). Известно, что Христос многократно ссылается на это сравнение в Своих проповедях (ср.: Мк 2, 19-20 и параллельные; Мф 25, 1-12; Лк 12, 36, а также Ин 3, 27-29), а наиболее полно оно будет развито в Посланиях св. апостола Павла, который называет Христа Женихом Своей Церкви (ср.: Еф 5, 25-29).

8. Все эти и подобные им образные выражения в проповедях Иисуса получают наиболее полное значение, если рассматривать их в общем контексте действий и слов Христа. В нынешнем цикле катехизических бесед также следует постоянно связывать эти образы, как отдельные «тематические узлы», со всей совокупностью наших размышлений о Богочеловеке.

Христос - истинный Бог и истинный Человек. «Я семь» - как имя Бога эти слова указывают на Божественную Сущность, свойства и атрибуты Которой - Истина, Свет, Жизнь, а также и то, что выражено в образах Доброго Пастыря и Жениха. Ибо Тот, Кто сказал о Себе: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх 3, 14), явился одновременно как Бог Завета, как Творец и Искупитель, как Еммануил: Бог, Который спасает. Все это находит в Иисусе Христе свое подтверждение - свое воплощение.

09. 09. 1987

ИИСУС ХРИСТОС НАДЕЛЕН

 БОЖЕСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ СУДИТЬ

1. Бог - Судья живых и мертвых, Судья верховный, Судья всеобщий.

В проповеди, предшествующей Сошествию Святого Духа на язычников, св. апостол Петр так говорит о Христе: «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян 10, 42). Эта Божественная сила и власть (eksusia) уже в проповедях Христа связана с Сыном Человеческим. Известный текст о Страшном Суде начинается словами: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних [людей] от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф 25, 31-32). И далее Христос говорит о ходе Суда и о приговоре, с одной стороны, оправдательном: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25, 34), а с другой стороны - об обвинительном приговоре: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25, 41).

2. Иисус Христос - Сын Человеческий - в то же время истинный Бог, так как Он имеет Божественную власть судить поступки и совесть людей, причем власть эта - универсальная и абсолютная. Христос объясняет, почему Он имеет эту власть: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин 5, 22-23). Эта власть связана с могущественным правом давать жизнь. «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин 5, 21).

«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд» (Ин 5, 26-27). Эти слова отчетливо указывают на то, что Божественная власть судить была связана с посланничеством Христа как Спасителя, как Искупителя мира. И сам суд входит в дело спасения, в домостроительство спасения, - является конечным актом спасения. Ибо цель суда - сделать человека сопричастным Божественной жизни, одарить его вечной жизнью, окончательно осуществить его изначальное призвание. В то же время все это соединено с явным откровением славы Отца в Его Сыне как Искупителе человека. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего (...) и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16, 27). Справедливость изначально была связана с принципом дарования благодати. Страшный Суд призван стать окончательным подтверждением этой связи: Христос ясно говорит, что «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13, 43), и не менее выразительно предрекает отторжение «делающих беззаконие» (ср.: Мф 7, 23).

Из притчи о талантах (Мф 25, 14-30) следует, что критерием суда будет развитие и совершенствование дара, полученного от Бога, приумножение благодати или пренебрежение ею.

3. Божественная власть судить всех и каждого является правом Сына Человеческого. Классический текст из Евангелия от Матфея (25, 31-46) особым образом подчеркивает истину о том, что Христос исполняет эту власть не только как Бог-Сын, но и как Человек. Он исполняет ее и выносит приговоры во имя солидарности с каждым человеком, испытывающим от других людей добро или зло: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф 25, 35), или же «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Мф 25, 42). Основной «материал» суда - дела милосердия человека по отношению к ближнему. Христос именно с ближним отождествляет Себя: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40), и «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (25, 45).

Согласно Евангелию от Матфея, суд будет прежде всего по любви. Но, несомненно, люди будут судимы также по их вере: «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (Лк 12, 8); «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9, 26; ср. также: Мк 8, 38).

4. В свете Евангелия истиной веры - одной из основных истин веры - является то, что Бог - Судья над всеми, а власть Его имеет всеобщий и окончательный характер. Эту «власть производить суд» Отец передал Сыну (ср.: Ин 5, 27) в связи с Его спасительной миссией. Об этом особенно красноречиво свидетельствуют слова Иисуса из ночной беседы с Никодимом: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 17).

Если Христос - особенно согласно синоптическим Евангелиям - Судья в эсхатологическом смысле, то Божественная власть судить, особенно согласно Евангелию от Иоанна, как бы входит в понятие Божественной воли спасения, выражением которой является вся спасительная миссия Христа. «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин 9, 39). «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу Его; ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12, 47).

5. Христос прежде всего - Спаситель. Он не считает, что Его миссия - судить людей «по плоти» (Ин 8, 15). Прежде всего Он Учитель, указующий пути спасения, а не обвинитель виноватых: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем; есть на вас обвинитель Моисей (...); потому что Он писал о Мне» (Ин 5, 45-46). В чем же заключается суд? Иисус отвечает: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы» (Ин 3, 19).

6. Следует поэтому сказать, что перед этим Светом, каким является открытый нам во Христе Бог, перед этой Истиной как бы сами дела судят каждого. Божественное волеизъявление в спасении человека, свое окончательное выражение получающее в словах и делах Христа, запечатленных в Четвероевангелии, вплоть до пасхальной тайны распятия и Воскресения из мертвых, - становится и самой глубокой основой, и главным критерием в оценке поступков и совести человека. Прежде всего в этом смысле Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин 5, 22), даровав тем самым каждому человеку возможность спасения во Христе.

7. В этом смысле человек «уже осужден», если он отвергает дарованную ему возможность: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин 3, 18). Неверующий значит именно отвергающий спасение, дарованное человеку во Христе («не уверовал во имя Единородного Сына Божия» - Ин 3, 18). Та же истина выражена и в пророческих словах старца Симеона, записанных в Евангелии от Луки, - о Том, Кому уготовано послужить «на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк 2, 34) или стать «камнем, который отвергли строители» (ср.: Лк 20, 17-18).

8. Итак, непреложная истина веры заключается в том, что «Отец весь суд отдал Сыну» (Ин 5, 22). Божественная власть судить, ставшая уделом Христа, свидетельствует о том, что Он, Сын Человеческий, - истинный Бог, так как только Бог имеет власть судить. Когда эта власть нераздельно соединяется с волей спасения, как это следует из Евангелия, тогда предстает в ней заново Бог Завета, Который приходит к людям как Еммануил, чтобы спасти их из рабства зла. Тогда открывает Себя Бог, Который есть Любовь. Таким образом опровергается слишком человеческий способ понимания суда Божия как бездушного акта справедливости или даже возмездия. На самом деле Страшный Суд, как это ясно следует из библейских источников, открывается нам как последний дар Божественной любви. Бог осуждает, потому что любит: осуждает во имя любви. Власть судить, переданная Отцом Христу, определяется любовью Отца и мерой нашей свободы.

30. 09. 1987


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.