Иисус Христос имеет власть прощать грехи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Иисус Христос имеет власть прощать грехи

2022-10-11 32
Иисус Христос имеет власть прощать грехи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. С Божественной властью судить, которой, как сказано было в предыдущей катехизической беседе, обладает Иисус Христос, о чем мы читаем в Четвероевангелии, особенно в Евангелии от Иоанна, связана власть прощать грехи. Мы уже отмечали, что эта власть судить всех и каждого - особо подчеркнутая прежде всего в апокалиптическом описании Страшного Суда - глубоко связана с Божественным Промыслом о спасении человека во Христе и через Христа. Дело спасения осуществляется уже в акте отпущения грехов.

Как бы продолжением этой Богооткровенной истины о власти судить является все то, что говорится в Четвероевангелии о власти прощать грехи. Эта власть принадлежит Самому Богу. Если Христос - Сын Человеческий - имеет такую власть, значит, Он - Бог, согласно сказанному Им Самим: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30). Христос с самого начала Своего мессианского служения не только провозглашал обязательность обращения («Покайтесь и веруйте в Евангелие» - Мк 1, 15), не только учил, что Отец готов прощать раскаявшихся грешников, но и Сам прощал грехи.

2. Власть Иисуса особенно проявляется именно тогда, когда Он Сам утверждает, что обладает этой властью, и без колебания приписывает ее Себе. Он, например, говорит: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2, 10). Это было сказано в Капернауме книжникам, когда к Иисусу принесли человека, разбитого параличом, чтобы Он исцелил его. Евангелист Марк замечает, что Иисус, видя веру родственников больного, разобравших кровлю и спустивших носилки, на которых лежал несчастный больной, сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5). Тогда книжники помыслили в душе: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2, 7). Иисус, читая их мысли, возразил им на это: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: "прощаются тебе грехи"? или сказать: "встань, возьми свою постель и ходи"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк 2, 8-11). Люди, изумленные этим чудом, прославляли Бога и говорили: «Никогда ничего такого мы не видели» (Мк 2, 12).

Понятно удивление, вызванное этим необычным исцелением; понятны также страх и ликование - чувства, которые, как говорит Матфей, овладели народом, увидевшим, какую силу дает Бог человекам (ср.: Мф 9, 8), или, как говорит Лука, какие «чудные дела» увидели в этот день люди (ср.: Лк 5, 26). Но для тех, кто задумался над этим событием, было ясно, что чудесное исцеление - это подтверждение провозглашаемой Иисусом истины, которую книжники предчувствовали, но отвергали: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».

3. Обратим внимание, что Иисус конкретно говорит о власти прощать грехи на земле, которую Он осуществляет уже в Своей земной жизни, странствуя как Сын Человеческий по городам и дорогам Палестины, а не только в час эсхатологического суда, прославленный в Своей человеческой природе. Уже на земле Иисус - «Бог с нами», Богочеловек, Который прощает грехи.

Обратим также внимание и на то, что во всех тех случаях, когда Иисус говорит о прощении грехов, слушатели возражают и возмущаются. Примером может служить евангельский текст о грешнице, которая приходит к Учителю, когда Он обедает в доме фарисея. Иисус обращается к ней: «Прощаются тебе грехи» (Лк 7, 48). Здесь характерна реакция собеседников, которые «начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?» (Лк 7, 49).

4. Очень знаменательны детали, которые можно подметить в сцене из Евангелия от Иоанна, когда книжники и фарисеи приводят к Иисусу женщину, «взятую в прелюбодеянии», чтобы спровоцировать Его к вынесению приговора согласно Закону Моисея. Уже из первой фразы, в которой Иисус дает ответ на вопрос обвинителей - «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8, 7), следует, что Иисус реально оценивает обстоятельства жизни человека, в том числе и Своих собеседников, которые в итоге уходят один за другим. Мы видим также, как много человеческого понимания проявляет Иисус по отношению к несчастной женщине, несмотря на то, что Он не одобрял, конечно, ее прежнего поведения. И хотя Иисус говорит женщине: «Иди и впредь не греши!» (Ин 8, 11), Он не обременяет ее тяжестью неотвратимой кары. В словах Иисуса, Который, услышав в ответ на вопрос «Никто не осудил тебя?» - «Никто, Господи», заверяет женщину: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8, 10-11), содержится подтверждение власти прощать грехи, а следовательно, подтверждение трансцендентности Его Божественного Я. В этом «и Я» проявляется та власть осуждать и прощать, которую имеет Слово вместе с Отцом и в Своем человеческом воплощении применяет для спасения каждого из нас.

5. В свете домостроительства спасения и прощения грехов наиболее важно возлюбить всей душой Того, Кто приходит к нам как предвечная Воля любить и прощать. Этому учит нас Сам Иисус Христос, вкушая пищу вместе с фарисеями или принимая от грешницы благочестивый акт преклонения. Заметив удивление собеседников, Он рассказывает им притчу о двух должниках, из которых один должен был заимодавцу пятьсот, а второй - пятьдесят динариев. Заимодавец простил обоим должникам. «Который из них более возлюбит его?» (Лк 7, 42), - спрашивает Иисус. Услышав ответ Симона: «Думаю, тот, которому более простил», - Он говорит: «Правильно ты рассудил. (...) Видишь ли ты эту женщину? (...) Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7, 43-44. 47).

Сложная психология, которой отмечены взаимоотношения между заимодавцем и должниками; между любовью, вызывающей прощение, и прощением, рождающим новую любовь; между возможностью давать согласно принципу «дать» и «иметь» и великодушием щедрого сердца, склонного давать безмерно, заключена в этих словах Иисуса, которые побуждают нас занять правильную позицию по отношению к Богочеловеку, осуществляющему Свою Божественную власть прощать грехи, чтобы нас спасти.

6. Все мы - должники у Бога, поэтому Иисус в молитве, которой Он научил своих учеников и которую они в свою очередь передали всем верующим, обращается к Отцу с этой главной просьбой: «Прости нам долги наши» (Мф 6, 12). У Луки эта просьба звучит так: «Прости нам грехи наши» (Лк 11, 4). Тем самым Он еще раз подчеркивает истину - только Бог имеет власть прощать грехи (ср.: Мк 2, 7). Но в то же время Христос Сам осуществляет эту Божественную власть в силу другой провозглашаемой Им истины - истины о том, что Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин 5, 22), наделяя Его также властью прощать грехи. Речь здесь, идет, конечно, не о какой-то обычной «должности», вверенной какому-то человеку и исполняемой им в силу полученных от Бога полномочий. Слова Иисуса, в которых Он говорит о Своей власти прощать грехи (и во многих случаях, описанных евангелистами, Иисус действительно их прощает), имеют для Его слушателей более глубокое и обязывающее значение. По сути дела, слушатели возражают против того, что Он делает Себя Богом, и, настойчиво выдвигая обвинение в богохульстве, приговаривают Его к распятию на кресте.

7. «Право» отпущения грехов Иисус поручил Своим апостолам (и их преемникам), когда предстал перед ними после Своего Воскресения из мертвых, говоря: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20, 22). Будучи Сыном Человеческим и вместе с тем Сыном Божиим, Иисус имеет власть прощать грехи, которую передал Ему Отец в тайне тринитарного ипостасного единства. Как Сын Человеческий, Который в Своей человеческой природе страдает и умирает ради нашего спасения, Иисус совершает искупление наших грехов и от Триединого Бога получает их прощение. Как Сын Человеческий, Который, исполняя Свое мессианское служение, продолжает Свои спасительные деяния вплоть до полноты времен, Иисус наделяет апостолов властью прощать грехи, чтобы люди могли жить в вере и поступать в согласии с предвечной волей Отца, «богатого милостью» (ср.: Еф 2, 4).

Бесконечное милосердие Отца; жертва Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, Который умер за нас; действия Святого Духа, Который через служение Церкви постоянно осуществляет в мире «прощение грехов» (ср.: Dominum et vivificantem), - вот те основы, на которых зиждется наша надежда на спасение.

07. 10. 1987

17. ИИСУС ХРИСТОС –

 БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

1. В Евангелиях мы находим еще одно подтверждение того, что Иисус вполне осознавал Свою Божественную власть и что в этом были убеждены также евангелисты и первая христианская община. В синоптических Евангелиях единогласно утверждается, что слушатели «дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк 1, 22, а также: Мф 7, 29; Лк 4, 32). Эти важные для нас сведения передает нам Марк в самом начале своего повествования; из них следует, что люди быстро заметили разницу в манере проповедования - а главное, в самой сути учения - между Христом и книжниками. Книжники в своих проповедях опирались на Закон Моисея, который сами толковали и разъясняли. Христос же в своем учении выступает не как «преподаватель» или «комментатор» Закона Ветхого Завета, но как Законодатель; одним словом, как Тот, Кто имеет власть над Законом. Обратим внимание, что слушатели Иисуса хорошо знали, что речь идет о Законе Божием, данном Моисеем, в силу той власти, которой наделил его Сам Бог как своего представителя и посредника в народе Израиля.

Евангелисты и члены первой христианской общины, задумываясь над такой реакцией слушателей Иисуса, постигали всю полноту ее значения, поскольку рассматривали ее в контексте всей последующей деятельности Христа. Таким образом, и для евангелистов-синоптиков, и для тех, кто читал их книги, вполне логичным воспринимался переход от признания власти Христа над Законом Моисея и над всем Ветхим Заветом к признанию Его Божественной власти. И не только власти посланника или представителя Божия, как это было в случае с Моисеем. Христос, заявляя о Своей власти дополнять и со всей авторитетностью толковать Закон Божий или даже провозглашать его по-новому, тем самым давал понять, что Он осознает Себя «равным Богу» (Флп 2, 6).

2.!!! Власть Христа над Законом является Божественной властью, о чем говорит и тот факт, что Он не создает другого закона, отменяя предыдущий: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17). Бог не мог бы «отменить» Закон, даный Богом. Но Он может - как это и делает Христос - указать на его полное значение, разъяснить его подлинный смысл, опровергнуть ошибочные толкования и воспротивиться произвольному применению его народом, и даже учителями и вождями народа, подверженными человеческим слабостям и ограниченности.!!!

Поэтому Христос предвещает, проповедует «праведность», требует большей «праведности», нежели праведность книжников и фарисеев (ср.: Мф 5, 20). Он требует той «праведности», которую установил Сам Бог и которая предполагает верное соблюдение Закона, имея в виду Царство Небесное. Итак, Сын Человеческий действует как Бог, восстанавливающий порядок, который раз и навсегда определен и установлен Богом.

3. О Законе Божием Иисус высказывается так: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5, 18). Этими четкими словами Он утверждает, что Закон Моисея остается принципиально неизменным и одновременно обретает в Его устах мессианскую законченность. Уча как «власть имеющий», Христос показывает, что полнота, отвечающая духу Закона Божия, выражается прежде всего в любви к Господу и в любви к ближнему: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 40). Речь идет о «законченности», которая отвечает «духу» Закона и которая появляется уже в «букве» Ветхого Завета. Иисус, принимая это, обобщает и раскрывает как Тот, Кто является Господом Закона. Таким окончательным исполнением Закона являются также соблюдение заповедей любви и веры, рождающей надежду, в которых смысл Его мессианского служения. Христос включает их в старый Закон, разъясняет их смысл и развивает все, что в них скрыто. Образец этой законченности - жизнь Иисуса, поэтому Он может сказать Своим ученикам не только: поступайте согласно Моему Закону, но и: поступайте так, как Я, наследуйте Мне, идите путем света, льющегося от Меня.

4. Нагорная проповедь в изложении Матфея является тем «узловым моментом» Нового Завета, в котором Христос наиболее ярко проявляет Свою власть над Законом, полученным народом Израиля от Бога вместе с Заветом. Именно здесь, провозглашая неизменную ценность Закона и обязанность соблюдать его (ср.: Мф 5, 18-19), Иисус вместе с тем подчеркивает необходимость иной «праведности» - большей, чем у книжников и фарисеев, то есть соблюдения Закона, оживотворяемого новым духом евангельской любви и чистосердечия.

Известны конкретные примеры. Первый из них - это преодоление гнева, обиды, неприязни - чувств, которые так легко поселяются в человеческом сердце даже тогда, когда заповеди Моисея внешне соблюдаются. Хотя бы заповедь «Не убий» - «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5, 21-22). То же самое относится к каждому, кто обижает другого человека оскорбительными словами, издевками и насмешками. Тем самым осуждается каждая уступка перед силой инстинкта враждебности, в которой потенциально скрыт акт зла, и даже убийства, по крайней мере в духовном смысле, поскольку враждебность является нарушением домостроительства любви в отношениях между людьми и наносит обиду другим. Этому осуждению Иисус хочет противопоставить Закон любви, которая очищает и упорядочивает даже самые скрытые чувства и порывы человеческой души. Верность этому Закону Иисус считает необходимым условием религиозной практики: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24). Так как речь идет о законе любви, неважно, кто виновнее - обидчик или обиженный, потому что провозглашаемая Иисусом любовь уравнивает и объединяет всех в жажде добра, в стремлении возродить гармонию в отношениях с ближними, даже тогда, когда дело касается споров и судебных процессов (ср.: Мф 5, 25).

5. Другой пример усовершенствования Закона Моисея - все, что относится к шестой заповеди Декалога, в которой Моисей запрещает прелюбодеяние. Чтобы привлечь внимание слушателей и взволновать их до глубины души, Иисус использует гиперболический и даже парадоксальный язык, говоря: «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам...» (Мф 5, 27); и здесь, осуждая нечистые взгляды и помыслы, Иисус требует избегать всяких соблазнов, ведущих ко греху, иметь мужество в делах умерщвления плоти, советует подчинять все действия и поступки требованиям спасения души и всего человека (ср.: Мф 5, 29-30).

С этим в некоторой степени связано и последующее высказывание Иисуса: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, путь даст ей разводную. А Я говорю вам...» (Мф 5, 21-32). Иисус утверждает, что кончилось это послабление старого Закона, данное народу Израиля «по жестокосердию их» (ср.: Мф 19, 8), и, запрещая также эту форму нарушения закона любви, восстанавливает неразрывность супружества (ср.: Мф 19, 9).

6. По такому же принципу Он противопоставляет древнему запрету клятвопреступления запрет клясться вообще (ср.: Мф 5, 33-37), руководствуясь при этом четкими принципами, вытекающими из заповеди любви. Не следует сомневаться в искренности ближнего или не верить ему, когда он просто откровенен и благонамерен. Вернее, обе стороны должны соблюдать этот основной принцип на словах и на деле: «Да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37).

7. Далее Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому» (Мф 5, 38-39). А затем, прибегнув к метафоре, Он учит подставлять другую щеку, отдавать не только рубашку, но и верхнюю одежду, не отвечать раздражением на назойливые просьбы, и прежде всего: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5, 42). Таким образом, решительно исключается из личной жизни ученика Христа закон мести, независимо от возложенной на общество обязанности защищать своих членов от преступников и наказывать нарушающих права граждан и законы государства.

8. А вот заключительная поправка, подытоживающая все сказанное ранее: «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5, 43-45). Таким образом, упрощенному толкованию древнего Закона, в котором ближний отождествлялся с израильтянином, более того - с благочестивым израильтянином, Иисус противопоставляет истинное толкование заповеди Божией, придавая ей религиозное значение ссылкой на Отца небесного, Который, будучи милостивым и милосердным, Свою любовь дарует всем, - следовательно, является наивысшим образцом всеобщей любви.

Действительно, Свою речь Иисус заканчивает словами: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48). Он призывает Своих исповедников к совершенной любви. Любовь - синтез нового Закона, который Христос приносит миру. Ибо благодаря любви человек сможет преодолеть в отношениях с другими классическое противопоставление «друг-враг». Излучаясь из глубин человеского сердца, любовь станет фундаментом общественной и политической солидарности, в том числе в ее институциональных формах. «Новая заповедь» Иисуса ярко озарит всю историю человечества.

9. Здесь следует прежде всего подчеркнуть, что в наиболее важных фрагментах Нагорной проповеди повторяется противопоставление: «Вы слышали, что сказано» - «А Я говорю вам»; противопоставление, которое не «отменяло» Закон Божий, но указывало на то, что является совершенной формой исполнения замысла Бога-Законодателя. Этот замысел Бога Иисус представляет в новом свете и раскрывает всю его ценность, которая состоит в осуществлении новой жизни и в открытии нового этапа в истории человечества. Иисус, делая это, указывает на Свою власть Бога-Законодателя. Следовательно, можно сказать, что в шестикратном повторении «А Я говорю вам», как эхо, звучит то Самоопределение Бога «Я ЕСМЬ», которое Иисус относит к Себе (ср.: Ин 8, 58).

10. В заключение следует вспомнить ответ Иисуса на упрек фарисеев, которые, увидев, как Его ученики срывают в поле колосья в субботу и едят, стали обвинять их в нарушении Закона Моисея. Иисус сначала напоминает им пример Давида и его спутников, которые не задумываясь ели «хлебы предложения», чтобы утолить голод, а затем приводит пример первосвященников, которые, исполняя в суботу в храме свои обязанности, не соблюдают закон субботнего отдыха. И наконец, со всей решительностью Иисус произносит неслыханные для фарисеев слова: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма», и далее продолжает: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12, 6. 8; Мк 2, 27-28). Эти слова прямо говорят о том, что Иисус полностью осознавал Свою Божественную власть. Утверждение, что Он «больше храма», было довольно ясным намеком на Его Божественную трансцендентность. А объявляя Себя «господином субботы», то есть Тем, Кого Сам Бог дал Израилю, Он давал прямое откровение власти Главы мессианского царства и нового Законодателя. Речь здесь не об обычных отступлениях от Закона Моисея - в исключительных случаях раввины их допускали, - но о возвращении Закону всей полноты его значения, о его дополнении и обновлении. Значение обновленного Закона Иисус определяет как непреходящее: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24, 35). То, что исходит от Бога, - вечно, как вечен Сам Бог.

14. 10. 1987


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.