Иисус Христос: Сын, который «живет Отцем» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Иисус Христос: Сын, который «живет Отцем»

2022-10-11 31
Иисус Христос: Сын, который «живет Отцем» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущей катехизической беседе перед нами предстал образ Иисуса Христа как Сына, пребывающего в полном единении с Отцом. Это единение дало Ему право сказать: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14, 11) - не только апостолам на Тайной Вечере, но и всему народу во время праздника кущей (ср.: Ин 7, 28-29). Благодаря такому единству с Отцом Иисус мог сказать и еще больше: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30). Эти слова были признаны богохульством и вызвали бурную реакцию слушателей: «схватили каменья, чтобы побить Его» (Ин 10, 31). По Закону Моисея богохульство каралось смертью (ср.: Втор 13, 10-11).

2. Крайне важно признать, что возникает тесная неразрывная связь между этим глубоким единением Сына с Отцом и фактом, что Сын полностью «живет Отцем». Вся Его жизнь, все Его земное существование полностью обращены к Отцу, без остатка отданы Ему. Уже двенадцатилетний Иисус, сын Марии, осознает Свою связь с Отцом и воспринимает это с чувством внутренней убежденности: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2, 49) - так Он ответил на упрек Матери, когда Она вместе с Иосифом находит Его в храме после трехдневных поисков.

3. И в этой катехизической беседе нам предстоит обращаться прежде всего к тексту четвертого Евангелия (от Иоанна), ибо эта осознанность и эта жизненная позиция, которые проявил уже двенадцатилетний Иисус, находят свое самое глубокое обоснование в том, что мы читаем в Евангелии от Иоанна, начиная с момента, предваряющего продолжительную прощальную проповедь Иисуса во время Тайной Вечери, а значит, на исходе Его жизни, когда должно было завершиться Его мессианское служение. В Евангелии говорится, что когда «пришел час Его», Иисус знал, «что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Ин 13, 1. 3).

В Послании к Евреям подчеркивается та же истина; оно как бы отсылает нас ко временам предсуществования Христа - Сына Божия. Вот Христос, «входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже"» (Евр 10, 5-7).

4. «Исполнить волю» Отца означает, согласно словам и делам Иисуса из Назарета, полностью «жить Отцем». «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем» (Ин 6, 57), - говорит Иисус, предвещая установление Евхаристии. О том, как сильно было желание Иисуса исполнить волю Отца, свидетельствуют слова, обращенные к ученикам после встречи с самарянкой: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4, 34). Воистину Иисус живет исполнением воли Отца. Это его «пища».

5. И Он живет именно так - полностью устремленный к Отцу, ибо Он от Отца «исшел» и к Отцу «отходит», зная, что «Отец все дал в руки Его» (ср.: Ин 3, 35). Во всем руководствуясь этим осознанием Своего посланничества, Иисус так говорит сынам Израиля: «Я (...) имею свидетельство больше Иоаннова (то есть больше того свидетельства, которое дал Ему Иоанн Креститель): ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин 5, 36). И в том же контексте Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5, 19). Далее Иисус добавляет: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин 5, 21).

6. Приведенные выше слова из обетования Евхаристии (Ин 6) можно перевести двояко: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем» (Ин 6, 57), либо - «... Я живу через Отца». Приведенная выше фраза (Ин 5, 21) более согласуется со вторым вариантом перевода. Иисус живет «через Отца» в том смысле, что все Им совершенное полностью отвечает воле Отца - это то, что творит Сам Отец. Именно поэтому жизнь Сына, Его деяния, Его земной путь самым совершенным образом направлены к Отцу. Иисус полностью живет «Отцем», ибо источником всего является Его предвечное единство с Отцом: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30). Его дела - это подтверждение нераздельного единства Божественных Лиц. Сам Бог явлен в единстве Отца и Сына - истина, вызвавшая такой резкий протест у слушателей.

7. Итак, как бы предвидя, чем закончится этот спор с иудеями, к чему приведет этот протест, Иисус говорит: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что ЭТО Я и что Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного; ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин 8, 28-29).

8. Воистину Иисус до конца исполнил волю Отца. Своими страданиями на кресте Он подтвердил, что «всегда делает то, что угодно Отцу», то есть Он исполнил Его спасительный замысел искупления мира, в котором извечно Отец и Сын «одно» (ср.: Ин 10, 30). Умирая на кресте, «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46). Последние слова Христа свидетельствуют о том, что вся Его земная жизнь до конца была обращена к Отцу. Живя как Сын «через Отца», Он полностью «жил Отцем». И Отец «не оставил Его одного». В пасхальной тайне Смерти и Воскресения воплотились слова: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что ЭТО Я». «Это Я» - такими же словами некогда Ягве - Бог Живой - ответил на вопрос Моисея о Его имени (ср.: Исх 3, 13 и след.).

9. В Послании к Евреям мы читаем: «Посему Он и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7, 25). Тот, Кто, будучи «Единосущным» Сыном, «живет Отцем», открыл человеку путь вечного спасения в этой жизни. Мы вступаем на этот путь и идем по нему, чтобы «жить Отцем», а полнота этой жизни навсегда заключена во Христе.

15. 07. 1987

МОЛИТВА ИИСУСА

1. Иисус Христос - Сын, пребывающий в глубочайшем единении с Отцом, Сын, Который полностью «живет Отцем» (ср.: Ин 6, 57). Вся земная жизнь Сына без остатка отдана Отцу. Таковы были темы наших последних катехизических бесед. С ними тесно связана и другая тема - молитва Иисуса, тема нашей сегодняшней беседы. Ибо именно в молитве выражается это глубочайшее единство Сына с Отцом - Сына, Который целиком Ему предан, к Нему устремлен всей своей человеческой жизнью. Вот почему рассуждения на тему молитвы Иисуса уже можно было встретить в предыдущих катехизических беседах. И мы можем сказать, что Иисус из Назарета «всегда молился и не унывал» (ср.: Лк 18, 1). Молитва была жизнью Его души, а вся Его жизнь была молитвой. История человечества не знает другого такого примера, когда бы человек так глубоко и полно был погружен в молитвенное общение с Богом, как Иисус из Назарета, Сын Человеческий и вместе с тем Сын Божий, «Единосущный Отцу».

2. Однако есть такие моменты, когда в Евангелии особо подчеркивается молитва Иисуса, когда прямо отмечается, что «Иисус молился». Он молился в разное время - днем и ночью, и в разных обстоятельствах. «Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк 1, 35). Он молился не только в начале дня (утренняя молитва), но и в течение всего дня, а также вечером, и особенно - ночью. Об этом мы читаем в Евангелии: «Великое множество народа стекалось к Нему - слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк 5, 15-16). В другой раз, «отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф 14, 23).

3. Евангелисты подчеркивают, что молитва сопровождала Иисуса в наиболее ответственные моменты Его жизни: «Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, - отверзлось небо» (Лк 3, 21) - далее следует описание теофании во время Крещения Иисуса в Иордане. Подобным образом молитва предваряла теофанию на горе Преображения Господня: «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9, 28-29).

4. Молитва подготавливала Иисуса Христа к важным решениям и к наиболее ответственным этапам Его мессианского служения. Например, перед началом проповеднической деятельности Иисус удалился в пустыню, чтобы поститься и молиться (ср.: Мф 4, 1-11 и параллельные). И так же перед избранием апостолов: «В те дни взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6, 12-13). И перед исповеданием Петра вблизи Кесарии Филипповой: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия» (Лк 9, 18-20).

5. Особенно проникновенной была Его молитва перед воскрешением Лазаря: «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин 11, 41-42).

6. Молитву, произнесенную Иисусом во время Тайной Вечери (так называемая Первосвященническая молитва), следовало бы здесь привести полностью. Мы постараемся воспроизвести хотя бы те фрагменты, которые еще не цитировались в предыдущих катехизических беседах. «Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин 17, 1-2). Христос молился о том, что было основной целью Его посланничества - о прославлении Бога и спасении людей. Далее Иисус добавляет: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17, 3-5).

7. В продолжение молитвы Сын как бы дает отчет Отцу о Своей земной миссии: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть» (Ин 17, 6-7). И далее Иисус добавляет: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин 17, 9). Это те, кто «принял» слово Христа, кто «уверовал», что Отец послал Его. И о них прежде всего молится Иисус, потому что: «они в мире, а Я к Тебе иду». (Ин 17, 11). Иисус просит, «чтобы они были едино» и «никто из них не погиб» (при этом Учитель упоминает «сына погибели»), чтобы «они имели в себе радость Его совершенную» (Ин 17, 13). Зная о Своем предстоящем уходе, когда ученики останутся в мире и будут обречены на гонения, потому что они «не от мира», Христос, как их Учитель, говорит: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин 17, 15).

8. И поэтому, продолжая Свою молитву Тайной Вечери, Иисус просит: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17, 17-19). В последующих словах Христос охватывает Своей молитвой и будущие поколения Своих учеников. Прежде всего Он молится о единстве: «да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17, 23). В конце молитвы Иисус снова обращается к уже высказанным мыслям, что еще более подчеркивает их значение, при этом Он просит обо всех, кого «дал» Ему Отец: «чтобы они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»» (Ин 17, 24).

9. Первосвященническая молитва - это своеобразный синтез того Самооткровения Бога в Сыне, которое находится в центре евангельской Благой Вести. Сын обращается к Отцу во имя того единения, в котором Они пребывают («Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» - Ин 17, 21). Одновременно Иисус просит распространить среди людей плоды той спасительной миссии, с которой Он пришел в мир. Он открывает таинство Церкви, начало которой - в Его спасительной миссии, и просит, чтобы у нее было будущее в «мире». Христос намечает путь прославления, к которому призваны вместе с Ним все, кто «принимает» Его слово.

10. И если в молитве Иисуса во время Тайной Вечери так ясно видно, что молится Сын, Единосущный Отцу, то в Гефсиманском молении (в тот же вечер) подчеркивается истина о Сыне Человеческом. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14, 34), - говорит Иисус Своим ученикам, входя в Гефсиманский сад. Оставшись один, Он упал на землю, и слова Его молитвы свидетельствуют о глубине страданий. Иисус восклицает: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14, 36).

11. Слова апостола Павла из Послания к Евреям, пожалуй, особенно точно характеризуют Гефсиманское моление: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти». Далее автор Послания добавляет: «и услышан был за Свое благоговение» (Евр 5, 7). Да, и молитва в Гефсиманском саду также была услышана, ибо и в ней - несмотря на чисто человеческое отношение к страданию - проявилось прежде всего единение Иисуса с Отцом в стремлении искупить мир. Это стремление лежит в основе Его спасительного посланничества.

12. Иисус молился также и при других обстоятельствах, обусловленных традицией и религиозным законом Израиля. Например, Он молился, когда двенадцатилетним отроком отправился с Марией и Иосифом в иерусалимский храм (ср.: Лк 2, 41 и след.) или когда - как сообщают евангелисты - «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк 4, 16). Однако особого внимания заслуживает все то, что говорит нам Евангелие о личной молитве Христа. В сокровенном диалоге Христа с Богом Церковь вновь и вновь открывает источник, вдохновение и силу для своей молитвы. В молитве Иисуса личный характер обретает тайна Сына, Который полностью «живет для Отца», пребывая в совершенном единении с Ним.

ЖИЗНЬ СЫНА ПРЕИСПОЛНЕНА

 БЛАГОДАРЕНИЯ ОТЦУ

1. Молитва Иисуса как Сына, Который «исшел от Отца», особым образом выражает то, что Он «идет к Отцу» (ср.: Ин 16, 28). «Идет» Сам и ведет к Отцу всех, Кого Отец «дал Ему» (ср.: Ин 17, 6). И всем Он оставляет также вечное наследие Своей сыновней молитвы: «Когда молитесь, говорите: Отче наш» (Лк 11, 2; ср.: Мф 6, 9). Молитва Иисуса - как об этом свидетельствуют слова, которым Он научил нас, - содержит в себе несколько основных элементов: она преисполнена поклонения Отцу, безграничного доверия Ему; молитва «Отче наш» - это молитва-прошение, молитва-умилостивление, но прежде всего, это молитва благодарения.

2. Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11, 25). Говоря «славлю», Он выражает тем самым благодарность за дар Откровения Бога, так как «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11, 27). И хотя Первосвященническая молитва (которую мы анализировали в предыдущей катехизической беседе) скорее похожа на большую просьбу, с которой Сын обращается к Отцу в конце своей земной миссии, она в то же время проникнута глубокой благодарностью. Мы можем даже сказать, что благодарение является стержнем не только молитвы Христа, но и всего Его общения с Отцом. Все, что делает и говорит Иисус, проникнуто осознанием дара: все даровано Богом, Творцом и Отцом, а надлежащим ответом на этот дар могут быть только благодарность и поклонение.

3. Следует обратить внимание на те евангельские тексты, прежде всего на Евангелие от Иоанна, в которых мотива благодарения особенно подчеркивается. Также например, молитва при воскрешении Лазаря: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин 11, 1). При умножении хлебов (в окрестностях Капернаума) «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, (...) также и рыбы, сколько кто хотел» (Ин 6, 1). Наконец, при установлении Евхаристии Христос, преде чем произнести установительные слова над хлебом и вином, возносит благодарение (Лк 22, 17; ср. также: Мк 14, 23; Мф 26, 27). Эти слова произносят при совершении литургии над чашей вина, а над хлебом говорится о «благословении». Однако следует помнить, что в традиции Ветхого Завета «благословение Бога» всегда подразумевало благодарение, так же как «прославление Бога» - «исповедание Его».

4. Благодарственная молитва отвечает древней библейской традиции, которая особым образом отражена в псалмах. «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний (...). Ибо Ты возвеселил меня, Господь, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс 92 [91], 2. 5). «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Так да скажут избавленные Господом (...). Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да приносят Ему жертву хвалы [zebah todah]» (Пс 107 [106], 1-2. 21-2). «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (...) Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. (...) Ты - Бог мой: буду славить Tебя; Ты - Бог мой: буду превозносить Тебя» (Пс118 [117], 1. 21. 28). «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (...) Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову» (Пс 116 [115]. 12. 17). «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс 139 [138], 14). «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки». (Пс 145 [144], 1).

5. Так же и в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: «Благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его, и прославляйте Его хвалою Его, песнями уст и гуслями и, прославляя, говорите так: все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время откроется» (Сир 39, 19-22). Призыв Сираха благодарить Господа носит дидактический характер.

6. Иисус воспринял все это наследие, важнейшее для Ветхого Завета, выделив в нем мотив благословения-исповедания-прославления и всю глубину благодарения. Поэтому мы можем сказать, что вершиной этой библейской традиции стала Тайная Вечеря, во время которой Иисус установил таинство Тела и Крови, накануне того часа, когда преданы были Его Тело и Его Кровь в крестной жертве. Св. апостол Павел пишет: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: "приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание"» (1 Кор 11, 23-24). В свою очередь, в синоптических Евангелиях схожим образом написано о благодарении над чашей: «И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14, 23-24; ср.: Мф 26, 27; Лк 22, 17).

7. Слову «возблагодарив» соответствует греческий термин eucharistesas (от eucharistein), от него происходит слово «Евхаристия». Итак, жертва Тела и Крови, установленная как святейшее таинство Церкви, воплотила в себе и вместе с тем превзошла все жертвы благодарения и прославления, о которых говорится в Псалмах (zebah todah). В христианских общинах с древних времен совершение Евхаристии сопровождалось благодарением, о чем свидетельствует текст Дидахе, написанный на рубеже I-II веков, по всей вероятности, в Сирии, а может быть, и в самой Антиохии.

«Благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, Отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, Сына Твоего. (...) Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и за веру, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. (...) Благодарим Тебя, Святый Отче, за Святое имя Твое, которое Ты вселил в сердца наши... И за ведение и веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего» (Раннехристианские Отцы Церкви. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1978. С. 21).

8. Эта благодарственная песнь Церкви сопровождает литургию, зарождаясь как бы внутри нее. Ибо она рождается в сердце Сына, жизнь Которого была благодарением. Таким образом, Его молитва, все Его земное существование служили откровению той основной истины, о которой сказано в Послании св. апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак 1, 17). Живя благодарением, Христос, Сын Человеческий, «новый Адам», как бы преодолевал в самом зачатке тот грех, который возник под влиянием «отца лжи» в душе «первого Адама» (ср.: Быт 3). Благодарение дает человеку осознание дара, полученного от Бога «от начала», и одновременно выражает готовность человека ответить на этот дар: готовность отдать всё Богу в сердце своем и себя самого, ибо все это имеет в Нем свое начало и источник.

Gratias agamus Domino, Deo nostro, - вновь и вновь возглашает Церковь в кульминационный момент литургии. И в этом призыве громким эхом откликается то благодарение, которым жил на земле Сын Божий. А народ Божий согласно отвечает на это смиренным и возвышенным свидетельствованием: Dignum et iustum est, «Достойно и справедливо...».             29. 07. 1987

ИИСУС ХРИСТОС

 ПРИХОДИТ СИЛОЮ СВЯТОГО ДУХА

1. «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин 16, 28). Иисус Христос осознает Свое происхождение от Отца - Он Сын, так как происходит от Отца. И в мир Он пришел как Сын, посланный Отцом. Это послание (missio) основано на предвечном происхождении от Отца и в Нем утверждается. Благодаря этому Отец являет Сына, свидетельствует о Христе как о Сыне, одновременно Сын являет Отца. Ибо «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11, 27). Сын, Который «исшел от отца», выражает и подтверждает Свои сыновние отношения именно тем, что «открывает Отца» миру, являя Его не только в словах Евангелия, но и Своей жизнью, тем, что Он «живет для Отца» - вплоть до самопожертвования своей человеческой жизни на кресте.

2. Вся спасительная миссия Сына Божия как Человека совершается «силою» Святого Духа. Об этом свидетельствуют многочисленные евангельские тексты и весь Новый Завет. В ветхом завете истина о тесной взаимосвязи между посланничеством Сына и пришествием Святого Духа (то есть и Его «миссией») была сокрыта, хотя отчасти уже предсказывалась. Особым пророчеством звучат слова Исайи, на которые ссылается Иисус в Назарете, в начале Своего мессианского служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 18-19; Ис 61, 1-20). Эти слова говорят о Мессии. Слово «мессия» означает «помазанник», то есть «помазанный» - приходящий силою Святого Духа. Обращаясь к землякам, Иисус из Назарета подтверждает, что слова эти относятся к Нему: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21).

3. Истина о Мессии, приходящем силою Святого Духа, подтверждается во время крещения Иисуса в Иордане, то есть также в самом начале Его мессианского служения. Особенно выразительно это представлено в Евангелии от Иоанна, в котором приводятся слова Иоанна Крестителя: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (Ин 1, 32-34).

Итак, Иисус есть Сын Божий, Он - Тот, Кто «исшел от Отца и пришел в мир» (Ин 16, 28), чтобы принести Святого Духа, то есть чтобы установить новую реальность рождения от Бога для сынов и дочерей Адама, обремененных грехом. Пришествие Сына Божия в мир, само Его человеческое зачатие и рождение от Девы совершилось силою Святого Духа. Сын Божий родился от Марии Девы и стал человеком - силою Святого Духа.

4. Свидетельство Иоанна об Иисусе из Назарета как о Сыне Божием тесно связано со свидетельством евангелиста Луки. Во время Благовещения Мария сначала услышала: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1, 31-32). А когда Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», то услышала в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 34-35).

Итак, слова о том, что Сын Божий как Человек (как Сын Человеческий) «исшел от Отца и пришел в мир» (Ин 16, 28), воплотились силою Святого Духа, в чем проявилась ипостасная тайна тринитарной жизни Бога. Деятельность животворящей силы Святого Духа выявляется в самом начале мессианского служения Иисуса из Назарета. Об этом свидетельствуют тексты всех четырех Евангелий, как синоптических (Мк 1, 10; Мф 3, 16; Лк 3, 22), так и Евангелия от Иоанна (Ин 1, 32-34).

5. Если уже в Евангелии детства об Иисусе сказано, что «благодать Божия была на Нем» (Лк 2, 40) - а это косвенно свидетельствует об освящающем присутствии Святого Духа, - то начиная с момента Его крещения в Иордане, в Евангелиях самым прямым образом говорится о деяниях Христа силою Святого Духа. «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню», - пишет Марк (Мк 1, 12). Там, после сорокадневного поста, Иисус позволил духу тьмы искушать Себя и одержал над ним первую мессианскую победу (ср.: Лк 4, 1-14). В течение всего служения среди народа Христос неоднократно являет ту же силу Святого Духа над бесноватыми, что выразилось, например, в словах: «Если (...) Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28). Концом мессианской борьбы с силами тьмы стали пасхальные события: смерть на кресте и Воскресение Того, Кто исшел от Отца силою Святого Духа.

6. Иисус из Назарета и после Вознесения остался в сознании своих учеников Тем, Кого «Бог Духом Святым и силою помазал» (Деян 10, 38). Позднее они вспоминали, что благодаря этой силе люди, слушая Его слова, прославляли Бога и говорили: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк 7, 16), «никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ин 7, 46); кроме того, они свидетельствовали, что благодаря этой силе Иисус «творил чудеса и знамения» (ср.: Деян 2, 22), так что «весь народ искал прикасаться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19). Во всем, что делал и чему учил Иисус из Назарета, Сын Человеческий, подтверждается истина слов пророка Исайи о Мессии (ср.: Ис 42, 1): «Се, Отрок Мой, Которого я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него» (Мф 12, 18).

7. Эта сила Святого Духа до конца раскрылась в искупительной жертве Христа и в Его Воскресении. Поистине Иисус - Сын Божий, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин 10, 36). Подчиняясь воле Отца, Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу, и эта жертва очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (ср.: Евр 9, 14). Тот же Святой Дух, как засвидетельствовал св. апостол Павел, «воскресил из мертвых Иисуса» (Рим 8, 11), а «через воскресение из мертвых» Иисус Христос обрел полноту мессианской силы и стал Тем, Кого окончательно явил Святой Дух, - «Сыном Божиим в силе» (как написано: «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» - Рим 1, 4).

8. Итак, Иисус Христос - Сын Божий - приходит в мир благодаря Святому Духу и, будучи Сыном Человеческим, до конца исполняет свое мессианское служение силою Святого Духа. И если Иисус действует, «оживотворенный» этой силой, то одновременно Сам Святой Дух всеми Своими спасительными деяниями и, наконец, через крест и Воскресение открывает нам, что Иисус - Сын Божий. Итак, сегодня благодаря Святому Духу перед миром открывается Божественность Сына, Иисуса из Назарета. И «никто, - как замечает св. апостол Павел, - не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3).                                                                               05. 08. 1987


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.