Армянская церковь (улица Загродная 3) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Армянская церковь (улица Загродная 3)

2022-10-11 39
Армянская церковь (улица Загродная 3) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ялтинская армянская церковь выглядит как древняя постройка. Однако она не настолько стара, как может показаться - построена в 1909-1914 годах. Впечатление «древности» отчасти объясняется тем, что она возводилась, как почти точная копия храма святой Рипсиме в Эчмиадзине, датирующегося 7веком. Возводилась церковь архитектором-армянином Тер-Микеловым по эскизам армянского художника Вардгеса Суренянца. Заказчиком выступал богатый нефтепромышленник, тоже армянин, Погос Гукасов. Судьба наделила его богатством, но отняла самое дорогое – дочь Гукасова умерла в ранней молодости. В память о любимой дочери отец жертвует огромную сумму на постройку церкви. Цоколь ее одновременно должен служить усыпальницей девушки. Позднее здесь же были похоронены и сыновья Гукасова. Оба они не дожили до преклонных лет: один погиб при невыясненных обстоятельствах, другой покончил с собой, проиграв огромную сумму денег.

Однако несчастия не прибавили Гукасову-старшему смирения. Он, по свидетельству современников, отличался скверным и вздорным характером, постоянно донимал строителей церкви своими придирками, требовал вносить изменения в проект, переделывать уже готовое. Художник Суренянц постоянно страдал от его самодурства, тем не менее так и не бросил работу над церковью. Она стала для него чем-то большим, чем просто выгодным заказом. Суреннц был на тот момент хорошо известным графиком-иллюстраторм, занимался созданием театральных декораций. Но с тех пор, как он начал работать над  росписью церкви, все остальное было забыто. Он продолжал работу над росписями до 1920 года. Ни болезнь, ни революция не могли оторвать его от творчества. Даже когда Гукасов в1918 году эммигрировал во Францию и финансирование прекратилось, Суренянц продолжал трудиться, до самого своего последнего дня. Он и похоронен здесь, у южного фасада церкви.

Замечательный резной декор выполнен не мене талантливым художником С.Д. Меркуровым..

 К счастью армянская церковь уцелела в бурях 20-го века. Даже росписи Суренянца сохранились. Это большая удача, так как постройку  в советское время использовали в качестве складского помещения, а в таких случаях фрески обычно закрашивают.

Позднее в церкви располагался краеведческий музей. Сейчас она передана армянской общине.

Армянская вера относится к отдельной ветви христианства - Григорианской. Но любой христианин может зайти в армянский храм  и поставить свечку. Не стоит удивляться скромному внутреннему убранству. Это следствие не бедности, а традиции. Армяне избегают яркой внутренней отделки храмов, у них все лаконично и аскетично. В храме имеется орган,  богослужения проходят в сопровождение органной музыки.

У церкви богатое кинематографическое прошлое. Благодаря своему «древнему» облику она является прекрасной декорацией. Здесь снимались сцены для фильмов: «Праздник святого Йоргена», «Процесс о трех миллионах», «Мисс Менд», «Тени Бельведера», «Три толстяка», «Щит и меч», «мастер и Маргарита».

 

 

Ул Кирова

  Строе название – Аутская. Являлась  продолжением  дороги из Аутки в Дерекой. По ее левой стороне тянулись виноградники

Дача «Омюр». (у. Кирова 22)Брутальная неготическая постройка из серого камня. Построена в 1888г по проекту К.Р Овсяного и по заказу К.И. Илловайской -жены состоятельного конезаводчика. В 1898-1899 здесь несколько месяцев жил А.П. Чехов. Он уже присмотрел для себя участок в Аутке, но пока велось строительство, не покидал гостеприимный дом. В 1901 году несколько дней жил в этом доме Лев Толстой, приезжавший сюда к дочери. Сейчас в помещениях дома развернута выставка «Чехов и Крым»

Кирова 15 Дом Бертье-Делагарда. Любому крымскому краеведу это имя хорошо известно. Работы Бертье-Делагарда и по сей день читаются с интересом и содержат массу полезной информации. Он обнаружил в районе Аутки древнее святилище начала нашей эры. Коллекция книг, собранная исследователем и насчитывающая 40 000 томов стала основной библиотеки «таврида» при Симферопольском краеведческом музее.

 Сейчас в этом доме станция юных техников

Кирова 17 в одном из квартир, на 2 этаже этого дома, проживал композитор В.С Калинников

Кирова 31. Институт виноделия Магарач. Занимает старинное здание мужской Александровской гимназии. Построено оно по проекту Г Шрейбера и Н.П Краснова Здание внушительных размеров. Здесь не только учились, но и проживали иногородние ученики. Рядом находился сад и просторный двор. В 1904 -1906 году в этих стенах обучался будущий поэт Самуил Маршак.

Самуил Маршак – сын инженера-химика. Уже в юном возрасте он проявлял поэтический дар. Ему удалось познакомиться с тогдашней творческой интеллигенцией, в том числе с Максимом горьким. Именно Горький, узнав о проблемах со здоровьем юного поэта, способствовал его поступлению в Ялтинскую Гимназию

Примерно в те же годы ходил в эту гимназию и будущий дипломат Петр Лазаревич Войков.

Санаторий им Чехова (Ул. Кирова) – когда-то небольшой пансионат «Яузлар» для малоимущих больных.

Дом А.П. Чехова «белая дача». (Кирова 122) Место, где находится дом сейчас является одним из районов Ялты, но в те времена, когда здесь поселился А.П Чехов, это была деревня Аутка, населенная греками. Участок здесь писатель приобрел в 1898 году. Менее, чем через год дача была готова. Здесь были написаны его основные произведения: «Вишневый сад», «Дама с собачкой», «Три сестры»

Церковь феодосия Тирона в Аутке построена в 1898 году на месте более старого, обветшавшего, храма. В его постройке активно участвовал А.П Чехов и здесь же он обвенчался с актрисой О.Л. Книппер

Аутка

Предместье Ялты, В долине реки Учан-су.

 В Аутке проживало  нескольких греческих семей, вернувшихся в Крым из Мариупольского уезда.

 Места тут были живописные. В конце 19 века Кондараки писал об Аутке: «Нигде окрестности южнобережских поселений не представляют такого множества чаиров, таких восхитительных зеленых покатостей и такого разнообразия растительности, как за Ауткою. Много было и виноградников, В те времена здесь селились отдыхающие, но как правило самые бедные. Так как здесь сдавались самые недорогие в окрестностях Ялты квартиры»..

В Ауткинской долине располагалось в те времена два греческих поселения. То что ближе к морю называлось- Форфора, а ближе к яйле – Аутка. В старых книгах упоминаются различные древние памятники, Сохранившиеся в этих местах: развалины, древние могилы

Местные греки занимались разведением коз и выращиванием льна, но после того, как содержать коз им запретили, они стали беднеть и распродавать свои земли. А еще позже, они принялись  выращивать фрукты и сдавать внаем комнаты.

Сейчас вся Аутка занята современной застройкой. Это один из микрорайонов Ялты.

Улица Дмитриева

Над ручьем здесь есть старый дом, где некогда жил доктор Дмитриев основоположник климатолечения и физиотерапии, один из основателей Крымско-Кавказского горного клуба

 

Улица Войкова

В начале улицы  (ул. Войкова 4) – здание бывшей женской гимназии, в попечительский совет которой входили Чехов, Бертье-Делагард, княжна Юсупова.

Здание построено в 1893 году.

 Учителем черчения и рисования в гимназии работал Лев Шаповалов (1871-1957) – архитектор, по проекту которого сбыло построено старое здание Курского вокзала и задние консерватории в Москве. Уехав в Ялту по рекомендации врачей, он прожил там 50 лет. За эти годы спроектировал 50 различных построек: дач, вилл, общественных зданий. Среди его работ «Вилла Елена» и Белая дача Чехова.

В гимназии обучались девочки разных сословий. В1900 году здесь числились 128 мещанок. 50 дворянок т 12 крестьянок. Среди них 14 мусульманок и 32 иудейки. Обучение занимало 8 лет. После окончания гимназии девочки получали специальность «домашняя учительница»

В стенах этой гимназии училась поэтесса марина Цветаева и ее сестра.

В 1921 году гимназия была перепрофилирована в ятинский промышленно-экономический техникум. Среди его выдающихся учеников – физик Илья Франк – лауреат нобелевской премии 1958 года

Ныне в здании размещается школа №5.

 

 Ярцевский дом (Войкова 9)

Принадлежал Г.Ф Ярцеву. В 1899-1900 г в одном из флигелей жил М. Горький. В другом флигеле находилась обосновался  переселивший из Москвы доктор Л.В. Середин. В начале века его квартира была центром культурной жизни Ялты. Сюда приходили многие знаменитости: Куприн, Горький, Шаляпин

 

Дальше улица идет на холм Дарсан, где находится мемориал славы в честь погибших защитников Родины. Высота Холма 140 м. Он является водоразделом между долинами  рек Дрекойки и Учан-Су

 

Пушкинская

  Вилла М.П. Атаровой (пушкинская 5а), построена в конце 19 века по проекту Краснова. Сейчас Ялтинский историко-литературный музей.

католический костел. (ул. Пушкинская 25). Проект, в стиле поздней английской готики, создавали Краснов и Комарницкий. Но средств на строительство у католической общины не хватало, потому продвигалось оно не быстро. Заложили постройку в 1898 году. Не дождавшись окончательной готовности, костел освятили в 1906 году, в здании тогда еще не была достроена колокольня. Лишь к  1914 г.  оно было окончательно достроено

  Ялтинский историко-литеретурный музей. Пушкинская 59

 

Вдоль реки Учан-Су, от набережной до кинотеатра Спартак, раскинулся пушкинский бульвар..Заложен ещё в конце 19 века в память 50-летия смерти поэта. Состоял он тогда из трех полос – для экипажей, для верховой езды и для пешеходов. Теперь он полностью пешеходный.

Пушкинский бульвар переходит в Ломоносовский, украшение которого - большие старые платаны.

Далее через речку перекинут Ливадийский мост

Площадь у к/т «Спартак» некогда была важным хозяйственно-транспортным узлом. После того, как по набережной перекрыли движение, здесь, у Пушкинского рынка, проходила дорога на Севастополь. Здесь были базарчик, хлебзавод, а еще раньше кофейни и питейные заведения.

В еще более старые времена тут располагался отдельный от ялты поселок Форфора

Ул Павленко

Дача врача П.П Розанова. (Ул Павленко3). При доме находился пансион для приезжих больных, в котором с марта по май 1907 года жила поэтесса Леся Украинка.

Среди посетителей дома бывали, как известные писатели, художники, артисты, так и неблагонадежные личности. Потому за домом было установлено полицейское наблюдение

 

Ул Павленко 10. бывший дом музей Тренева –Павленко. Дом построен в1937-38 году по проекту В.К Тренева – сына драматурга. С 1951 года здесь проживал писатель Павленко,  приходившийся Треневу зятем. Потом тут находился дом-музей, но в начале 2000-х он был закрыт, а здание продано в частные руки        

 

Улица Игнатенко. (ранее–Елизаветинская).

Это первая улица Ялты. О происхождении ее названия рассказывают такую историю. В 20-х годах 19 века Николай 1 с наследником посетили Ялту. Встречал их граф Воронцов с супругой и приближенным. Когда гости прогуливались по единственной ялтинской улице наследник спросил: «А как называется эта улица?» Повисла тишина, потому, что улица названия не имела. Тогда кто-то из графской свиты нашелся: «Елизаветинская!». Елизаветой звали жену Воронцова

 

 На Левом берегу Дерекойки, между мостом (в старину назывался Полицейский мост») и морем находится живописный комплекс домом из темного камня. Разделяющие их узкие улочки создают атмосферу средневекового города.

На самом деле жома не такие уж и старые – построены в начале 20 века. Это доходные дома графа Мордвинова.

 

Несмотря на прозаическое назначение, граф не поскупился и заказал проект, такому мастеру, как архитектор Краснов.  Так Ялта пополнилась очередным уютным уголком. В одном из этих домов находится гостиница Крым. (ул. Московская 1).

Поликуровский холм.

От Палеон- старый и хорион-деревня. (греч).

Колокольня св. Иоанна Златоуста.

Высокая белая колокольня видна издалека. Она даже внесена в лоции и служит ориентиром для моряков. Колокольня- это все, что осталось от храма св. Иоанна, построенного в 1834-1836 г. Храм строился по проекту одесского архитектора Георгия Торричелли, под руководством архитектора Карла Эшлимана - казенного архитектора Ялты и Южного берега. Сюда, пока в Ореандском имении не появилась своя церковь, приезжали члены царской семьи на церковные праздники.

 Храм сгорел в 1942г. Сохранилась только колокольня. Она – ровесница Ялты и может претендовать на звание самой старой постройки города.

В 90-е годы храм рядом с колокольней был восстановлен в первозданном виде.

 

Ул Свердлова

Имение «Уч-Чам» - три сосны. Бывший особняк княгини Марии Барятинской. Построен в неороманском стиле. «Уч-Чам» – означает «3 сосны». В советское время там размещались разные санатории. Сейчас выкуплен и переоборудован под гостиницу

Усадьба Мордвинова. ул Свердлова 36

. Еще в 1794 году участок земли в Ялтинской долине был пожалован Екатериной первому морскому министру, вице-адмиралу графу Мордивнову. Граф назвал свое имение «Хорошая пустошь»

Вилла в имении была построена в 1901-03г, но уже правнуком адмирала.

Разработал проект инженер Ф.Б. Нагель, а руководил строительством О.Э. Вегенер.  Заказчик пожелал видеть свое жилище в  стиле эпохи возрождения. Строгий вид стенам придает серый известняк и зеленоватый песчаник

В советское время постройка использовалась в качестве оздоровительных учреждений, принадлежавших  военным ведомствам.

 

Свердлова 38. дом архитектора Вегенера. Несколько запущенный, но очень интересный по архитектурному решению. О.Э Вегенер – питерский архитектор, строитель «хорей пустоши» Мордвиновых. Этот дом он строил для себя. ДПосле революции постройка служила обычным жилым домом и подверглось некоторым переделкам

Улица Свердлова

На углу ул. Свердлова и Бассейной стоят два старинных здания. Одно похоже на средневековую крепость. Во время войны здесь был немецкий застенок.

 

Ул Дражинского

В доме на дражинского5. Разворачивались события  советского фильма «Возвращение резидента». Здесь снимал квартиру шпион Круг-Уткин.

 

 

Краеведческий музей.

основан в конце 19 века по инициативе врача В. Дмитривева. В основу легли его собственные краеведческие коллекции. В годы гражданской войны часть экспонатов была похищена и находится сейчас в Британском музее. Сейчас стал чисто историческим.

Масандра

Происхождение названия точно не выяснено. Возможно, оно восходит к языкам древних обитателей полуострова. Старые путеводители упоминают о греческой деревне – название которой произносилось иногда «Марсанда». (так она названа  и у Палласа)

В19 веке это была  рыбачья слободка. С 1823 г  Массандровское имение принадлежало   М.С Воронцову. В 1889 г. его приобретает  удельное ведомство и переносит  сюда училище виноделия, располагавшееся ранее в Судакской долине. Управляющим удельным виноделием в 1892 г. был назначен Л.С. Голицын. В 1898 году под его руководством, стоится знаменитый Массандровский винподвал. Место для строительства подбирал известный гидрогеолг Н. А. Головкинский, проект разрабатывал архитектор Чагин, известный как создатель Форосской церкви. Штольни  винподвала уходили вглубь скалы с небольшим уклоном. Было пробито 7 расходящихся радиусами тоннелей.  Для вентиляции служили шахтные колодцы. Теплый воздух охлаждался в них «водяным дождем» из Массандровского водопада. Опыт подобного строительства уже имелся: аналогичный подвал был сооружен в царском имении «Абрау-Дюрсо» на Кавказском побережье.

  Массандровский винподвал обошелся казне в 1 200 000 рублей.

В 1897 году Голицин,  не ужившийся  с царскими чиновниками, оставил пост главного удельного  винодела и уехал к себе в Новый свет. Несмотря на значительный  строк «работы» в Массандре, его имя даже не посчитали нужным упомянуть на памятной доске в честь строителей,  установленной на стене главного подвала

Сегодня в винодельческое объединение Массандра производит 40 сортов вин. Из них 28  марочных.

Коллекция вин Массандры насчитывает около 1 000 000 бутылок. Иногда такие коллекционные вина попадают на аукционы Сотби и цены их достигают   10 000 $ за бутылку.

 

 

Дворец в Верхней Массандре.

 Его  начали строить ещё при Воронцове, в 1881 году, по проекту французского инженера Э. Бушара в стиле Людовика 13. Спустя год здание было почти готово, но вскоре умер архитектор, а потом и заказчик. Дворец так и остался незаконченным. В 1889 году Массандровское имение, вместе с недостроенным дворцом было приобретено для императора Александра 3. Он решил закончить постройку. Новый проект поручили разработать М. Е. Месмахеру. Он увеличил высоту главной башни и ширину балконов, по новому распланировал интерьеры. Но строительство двигалось медленно. Кроме того вскоре архитектор запросил сумму в 2 раза превышавшую ту, что полагается за подобную работу (За постройку и планирование дворцовых зданий обычно выплачивалось 7-8 % от общей суммы постройки). Месмахер отличался от Краснова, безупречная честность которого была всем известна. Тем не менее, сумма была выплачена. Но и после этого темпы строительства не ускорились. Пожить в новом дворце Адександру 3 так и не довелось.

Николай 2 предпочитал отдыхать в Ливадии и не очень нуждался в Массандровском дворце. Достраивал он его, скорее, выполняя сыновний долг. Почти не пользуясь дворцом, царская семья очень любила Массандровский парк, куда часто приезжали на веселые пикники. Однако ночевать там почему-то никогда не оставались.

Еще в 20-х годах 20-го века здание стояло   пустующим., без обстановки. Вскоре оно стало одной из госдач, где отдыхали высшие партийные чины и руководители государств соцлагеря.

 

Неподалеку от дворца располагалась церковь Иоанна Крестителся. Возле которой росли 1000-летние деревья грецкого ореха и дуба, окруженные скамейками. На ветки одного из этих дубов-великанов был подвешен колокол. Таким образом дерево заменяло колокольню. Возле церкви имелся родник, а далее тропинка вела к гротам.

Церковь была старая. после того. как Массандра стала имением Александра 3, ее отреставрировали. Служба в ней проводилась 1 раз в год – 1 сентября (по новому стилю). В этот день вокруг храма устраивалась ярмарка и гуляния 1

Сейчас эта территория госдачи,. потому посетить это место невозможно..

 

Зато можно посетить массандровские гроты. Они находятся выше дворца, на горном склоне, среди хаоса каменных глыб. А чуть выше гротов есть обзорные скалы «Ура» и «Браво». Подробно описать дорогу к гротам невозможно – там  натоптана масса тропинок. Потому придется просто побродить по лесу в поисках. От дворца до гротов 10-15 минут пути. Но если вдруг потеряетесь среди лесного хаоса - всегда есть аварийный азимут – вниз, в строну моря и трассы.

 

Есть в Массандре и водопады. Образующие их Массандровски источники, занимают 4 место в Крыму по мощности. Во время таяния снегов их расход досигает 4 тонны в секунду. В начале 20 века Массандра давала 70% водопотребления Ялты.

Архитектор Краснов.

 Говоря о Ялте, ее окрестностях, дворцах и виллах, мы будем неоднократно упоминать имя Николая Краснова - рхитектора, оставившего на Южном берегу Крыма грандиозное наследие.

Краснов выбился из низов. Он не имел ни знатного имели, ни высокопоставленных родственников. Мать его происходил из купеческой семьи Брызгаловых, отец же был крестьянином. Но у юноши был талант. Он смог окончить Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще в студенчестве проявил способности к архитектуре, создав несколько проектов, которые позволили ему «заработать» на Бесплатное обучение. Сразу после училища его направляют в Ялту на должность заместителя городского архитектора, а через год, в 1888 году, назначают городским архитектором Ялты. Его предшественники не удерживались на этой должности более 1-2 лет. Краснов прослужил до 1899 года. После этого он полностью переключился на частную практику. Его первой и весьма удачной работой был дворец Дюльбер. Дюльбюер сделал его знаменитым и заказа пошли один за другим: «Чаир», «Харакс», охотничий дом князя Юсупова и др.

 Краснов работал в стиле модерн, в которой он умело сплетал восточные, закавказские, европейские и античные элементы.

В 1911 году он создал главный свой труд –Ливадийский дворец, получив за эту постройку титул «Архитектор высочайшего двора».

Краснов был на пике своей карьеры, когда грянула революция. Убежденный монархист, он не принял новую власть и покинул Родину. С 1919 по 1922 год он жил на Мальте, где зарабатывал тем, что рисовал и продавал свои картины. В 1922 году Краснов переехал в Белград. Там он получил ряд высоких должностей, связанных с архитектурой и строительством. До конца своих дней он работал на благо страны давшей ему приют. Ряд зданий Белграда построен по проекту знаменитого крымского архитектора.

 

К западу от Ялты

Поляна сказок.

Начало Поляне сказок положил резчик по дереву П.П Безруков в послевоенные годы. Ворота её снимались в фильме «Финист – ясный сокол», исполняя роло ворот воеводы

Ялтинский зоопарк. Создан в 1995 году предпринимателем Олегом Зубковым. За прошедшие годы из небольшого любительского зверинца превратился в крупнейший зоопарк Крыма. Животных можно кормить. Корм продается у входа.

Водопад Учан­Су

рекордсмен по высоте – срывается со 100­метрового уступа. В литературе можно встретить и другие цифры: от 95 до 120 м. Водопад – такая штука – всегда понятно, где он начинается, но не всегда понятно, где заканчивается. Потому и неразбериха в цифрах. Часто пишут, что Учан­Су – самый высокий водопад в Европе, но это вопрос спорный. И в Альпах, и в Норвегии есть куда более масштабные претенденты на этот титул. Не будем вступать в полемику. По крайней мере, ни на Украине, ни в европейской части России конкуренцию ему никто не составит.

Те, кто приезжает на Учан­Су в разгар пляжного сезона, не скрывают своего разочарования: обещали водопад, а тут какая­то мокрая скала. Разумеется! Так и должно быть. Водопад­то сезонный. Смотреть его надо в марте–апреле, когда интенсивно тает снег на яйле. Весной Учан­Су несется могучей пенной струей, которую видно даже с трассы Ялта–Севастополь. Но наступает лето и водопад превращается в водокап… Таков естественный ход событий, природе претензий не предъявишь. Если вы, все же, попали сюда в «не сезон», не стоит разочарованно брести к автобусной остановке. Можно пройти чуть вверх по трассе и у деревянного указателя свернуть на Штангеевскую тропу. Не удалось посмотреть водопад? Горные пейзажи ничем не хуже! Тем, кто в горах впервые, не стоит идти по Штангеевской тропе дальше уступа Учан­Су. За ним начинается часть маршрута, требу­ющая хотя бы минимального опыта горных походов и умения ориентироваться.

Водопад находится на окраине Ялты. Добраться можно городским автобусом от ялтинского автовокзала. Интервал движения – 1 час. От конечной остановки до водопада 100 м.

 

Дворец Эмира бухарского. Роскошное задание в мавританском силе,  построенное в начале 20 века по проекту архитектора Тарасова. Любоваться его очертаниями мы можем только из-за забора, так как на экскурсии на территории не организовывают

Ливадийский дворец. В 1960 г. Ливадия стала собственностью царской семьи. Александр II приобрел ее специально для своей супруги – Марии Александровны, страдавшей чахоткой. Придворный врач Боткин, первым оценивший целебные свойства крымского климата, советовал императрице больше времени проводить на южном берегу, вдыхая его целебный фитонцидный воздух.

Несколько лет в имении длились строительные работы. С 1866 г. царская семья каждую осень стала приезжать в Крым. Постройки, возведенные в тот период, предназначались для отдыха, а не для приемов, потому были по царским меркам скромны, хотя и сделаны с большим вкусом. До наших дней из них сохранилась только Крестовоздвиженская церковь, перестроенная в 1860­х гг. из часовни, сооруженной еще при прежнем Ливадийском владельце – князе Потоцком.

В начале 20 в. обветшавший из­за сырости почвы императорский дворец было решено заменить новым. Николай II, незадолго до этого побывавший в Италии, был восхищен одним из дворцов в стиле раннего итальянского возрождения. Новая императорская резиденция должна была стать чем­то подобным. Проект был заказан архитектору Н. П. Краснову и реализован в рекордные сроки. От идеи до окончания строительства прошло всего 16 месяцев. В 1911 г. царская семья уже отдыхала в новом дворце, построенном из белоснежного инкерманского камня и насчитывавшем 58 комнат. Особым украшением дворца был уютный итальянский дворик. Для него специально из Вероны были привезены ворота, изготовленные в 1750 г. Общая стоимость постройки составила 2,6 млн рублей серебром. Николай II очень любил Ливадию. После своего отречения он хотел поселиться здесь на правах частного лица и направлял прошение об этом Временному правительству. В такой милости ему было отказано.

После революции в стенах дворца разместился крестьянский санаторий. В.В Маяковский с восторгом писал:

Где еще можно читать во дворце-

Что?

    Стихи!

         Кому?

             Крестьянам!

В феврале 1945 г. в Ливадии проходила знаменитая ялтинская конференция, на которой было выработано решение о безоговорочной капитуляции Германии, ее разделе и вынесено решение о создании ООН. Сейчас дворец открыт для посещения.

В восточной части ливадийского парка есть интересная старинная беседка, ее называют Турецкой. Создана она архитектором И.А Монигетти в 1864-1866 г

 

Солнечная тропа

Название не совсем удачное. Изначально тропа называлась Царской. Но для советского времени такое называние не подходило и её решили переименовать. Недолго думая нарекли Солнечной, хотя солнца на ней не так уж и много. На большем протяжении она, довольно  тенистая.

Начало тропе положил великий князь Александр Михайлович. Он решил проложить  дорожку  от своего  имения Ай-Тодор к Ливадии. Как-то князь показал её Николаю 2. Идея пеших прогулок по живописным местам царю понравилась. Он приказал сделать дорогу от «розовых ворот» в Ливадии до той самой тропинки. Они соединялись в районе Верхней Ореанды. От этой дороги были сделаны удобные спуски к имениям Чаир, Харакс, Кичкине. Дорожка стала любимым местом прогулок Романовых. По ней гуляли пешком или верхом, ходили друг к другу в гости.

Тропу вписали в рельеф, так, чтобы она шла без особых перепадов на высоте 140 м над у.м. Обустройство обошлось в 1130 рублей серебром. Тропа идет мимо Крестовой горы (более ранее её название –г. Урьянда), горы Ай-Никола, скалы Белоголовой (Хачла –Каясы), скалы Пирожок.

Любимое место всех прогуливающихся – белоснежная обзорная полуротонда. Она старше тропы - построена в 1843году и являлась частью комплекса дворца в нижней Ореанде. Установлена по распоряжению М. Воронцова. Зная безупречный вкус графа, царь дал ему полномочья вмешиваться в процесс строительства.

 

На горе Крестовая (225 м) находилось средневековое укрепление Ореанда-исар, а сама гора называлась Урьянда. Крестовой она стала после того,   В 1827 году на вершине был установлен крест. В этом мероприятии лично участвовала императрица Александра Федоровна

На склоне Крестовой привлекает внимание две скульптуры. С первого взгляда не понятно, что они изображают. А вот если бы в руках персонажей были веревки и альпинистское снаряжение, все бы стало на свои места. Скульптуры альпинистов: юноши и девушки, установлены в 1964 году в честь первого чемпионата СССР по скалолазанию.

 

Гора Хачла-Каясы тоже имела укрепление на вершине. В укреплении был храмом плотная застройка

 

С середины Солнечной тропы можно свернуть на тропу Курчатова к г. Ай-Никола (376 м.). Академик Курчатов прогуливался здесь в 50-е годы, когда отдыхал в Крыму

На юго-западном склоне г. Ай-Никола растет земляничник, которому, по оценкам ученых, около 1300 лет, диаметр его ствола - 2,7 м. Это самый старый земляничник в Крыму

На горе также находится комплекс из 13 таврских ящиков. Они расположены в 2 ряда (5и8 ящиков в каждом).

 

Гор с названием крестовая на южном берегу не менее 3, причем все они собраны в окрестностях Ялты-Алупки:

-над Алупкой

-над Ореандой

-на водопадом Учан-су.

- скала Хачла –каяся между Алупкой и ореандой. её названиие так же переводится, как крестовая скала.

Храм в Ореанде

В начале 19 века Ореанда принадлежала командиру греческого Балаклавского батальона Феодосию Ревелиоти. Потом ее приобрел за 50 000 р Александр 1. При Николае 1 в Ореанде был построен дворец, в 1881 году он сгорел. Вред нанесенный огнем был настолько велик, что восстановлению постройка не подлежала. На тот момент Ореанда принадлежала великому князю Константину Николаевичу. Он решил не вкладывать огромных средств в строительство  нового дворца, а на месте старого поставить храм.

Работы начались в 1884 году. Проект был заказан Алексею Авдееву, строителю Владимирского и Никольского храмов в Севастополе. При строительстве в котловане был обнаружен небольшой византийский бронзовый крест. Его вставили во временный деревянный крест, венчавший церковь. После установки постоянного креста, временный, вместе с инкрустированной в нем реликвией перенесли в алтарь.

В 1885 году, практически за полгода, храм был готов и освещен в честь Покрова Богородицы. Его выполнили в грузино-византийском стиле. Конический купол очень напоминает церкви Закавказья. В стенах его использованы каменные блоки сгоревшего царского дворца.

Вокруг храма дают тень вековые дубы строй рощи. При строительстве храм даже несколько развернули, чтобы не рубить деревья, и вписать постройку между ними. Потому алтарь смотрит не строго на восток, как принято в православии, а на юго-восток. Очень оригинально на одном из дубов устроили звонницу. Этого дуба уже, к сожалению, нет.

Рядом с церковью установлен бронзовый бюст Св. Николая Крондштадтского. Будучи духовником Александра 3, он приезжал в Крым, когда у императора обострилась болезнь почек.

Внутренне убранство решено с использованием мозаики, а не фресок. Часть панно выполнена итальянским мастером Антонио Сальвиати. Интересно выполнен лик Христа, в образе безбородого юноши, что большая редкость в иконографии

В советское время храм использовался для разных хозяйственных целей. В 1992 году возрожден.

 

Дюльбер

«Дюльбер» переводится, как «прекрасный, великолепный»

Имение принадлежало великому князю Петру Николаевичу.

В 1895 году он решил построить дворец в восточном стиле. Подобный выбор был неслучаен. Великий князь много путешествовал по странам Средиземноморья, в том числе и южного. Стиль построек Магриба (так называемый сарацинский стиль) привел его в восторг. Петр Николаевич сам был военным инженером, специалистом по фортификационным сооружениям и увлекался архитектурой. По своим зарисовкам, сделанным в странах Магриба, и ближнего востока он создал эскизы будущего дворца.

Воплотить идеи князя в жизнь было предоставлено ялтинскому архитектору Н. П. Краснову. Рекомендовал его князю знаменитый искусствовед академик Н.П. Кондаков.

Дворец, имевший внутри более 100 помещений, был возведен в 1895 – 97 годах.

Мастерство архитектора отразилось и в решении декоративного оформления. Краснов сам создал материал, в точности имитирующий дорогой восточный фаянс. Причем этот материал изготовлялся из дешевых компонентов. В определенных пропорциях брали гипс, вазелин и красители. Из этой смеси изготавливали отливки, которые затем покрывали спиртовым лаком. Такими отливками украшались стены дворца.

После 17 года Хозяева Дюльбера вместе с детьми содержались здесь под домашним арестом. Позже сюда же перевели тех Романовых, которых революция застала в их южнобережных имениях. Узникам Дюльбера пришлось на своей шкуре испытать, что такое бедность: «С недостатком жизненных припасов мы примирились. Мы подсмеивались над рецептами приготовления шницеля по-венски из морковного пюре и капусты…»

Во время великой отечественной войны дворец был сильно поврежден. Потом его восстановили, но отделка была несколько искажена.

В советское время здесь размещался санаторий «Красное знамя» министерства обороны. Здесь любили отдыхать партийные боссы и их зарубежные друзья – Клара Цеткин, Георгий Димитров, Долорес Ибаррури.

Харакс. Под этим названием мы знаем два объекта: имение Харакас, принадлежавшее великому князю Георгию Михайловичу, племяннику Александра 2 и римскую крепость Харакс. Оба объекта находятся на территории санатория «Днепр»

Дом в имении построен в шотландском стиле по проекту Н.П Краснова

Из остатков колонн и антаблемента, оставшихся после пожара дворца в Ореанде, в Хараксском парке была сооружена сохранившаяся до сих пор «античная беседка». Строилась она специально для жены князя – греческой принцессы Марии Георгиевны.

 

Часть остатков крепости Харакс прячется в самом дальнем углу санаторского парка. Собственно, в парке можно осмотреть лишь кладку цистерны для воды, так называемого «нимфея». Но большая часть того, что осталось от крепости, находится на территории Ай-Тодорского маяка

откуда в Крыму римский лагерь? В 1 в  н.э.Херсонес сильно донимали местные племена, соврешавшие набеги на сельскохозяйственную округу полиса. Справиться с ними собственными силами не получалось и правлению города пришлось обращаться за помощью к могущественному Риму. В помощи не отказали. На полуостров прибыли войска полководца Диофаната и с варварским беспределом было покончено. Но это стоило Херсонесу независимости. С тех пор полис был подчинен Риму и римский гарнизон постоянно находился в Херсонесе.

Еще одним опорным пунктом Рима, была крепость Харакс на м. Ай-Тодор. Первое время римляне бывали в Хараксе эпизодически. Лишь в середине 2 века они обосновались там всерьез и надолго, оставшись почти на столетие. Этот опорный пункт мог контролировать каботажные морские пути между Боспором и Херсонесом и путь соединявший северные и южные берега Черного моря.

В 3 веке обострилась обстановка внутри самой Римской империи.  Провинциям Мезии и Фракии угрожали варвары, потребовалось увеличение военной мощи. Потому в 230-240 годах гарнизон оставил крепость.

 Церковь св. Нины. построена в 1908 году по проекту Н.П Краснова в визатнийско-грузинском стиле, это была придомовая церковь в великокняжеском имении.

 Дочь великого князя Нина долгое время болела. В 1905 году ей сделали операцию, после чего девочка пошла на поправку. День операции совпал с праздником Преображения Господня, потому церковь была освящена в честь Преображения Господня и Св. Нины

Ласточкино гнездо. На одном из уступов мыса Ай-Тодор нависает над волами изящный «замок» - Ласточкино гнездо. Построен в 1912 году  для  бакинского нефтепромышленника  барона Штейнгеля по проекту архитектора Шервуда. Но изначальный вид «гнезда»  отличался от современного. Башенок с мерлонами, тогда не было. Постройка выглядела намного проще. При землетрясении 1927 года она сильно пострадала и находилась в аварийном состоянии. Из под балкона  вывалился огромный обломок скалы и постройка оказалась подвешенной в воздухе. Ее реставрировали в 1971 году, недостающий участок в скале забетонировали. Тогда же и надстроили знаменитые башенки. Внутри разместили ресторан

 

Храм архистратига Михаила в Алупке. Построен в 1908 году по <


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.