Почему невозможно полностью устранить речевую агрессию из нашего общения? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Почему невозможно полностью устранить речевую агрессию из нашего общения?

2022-10-05 29
Почему невозможно полностью устранить речевую агрессию из нашего общения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.

Во-первых, как мы уже установили (тема 1), можно говорить о врожденной склонности к агрессии и, как следствие, неизбежности тех или иных ее проявлений в нашей жизни. Психические и психологические особенности личности (стремление к доминированию, потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций и т. п.) определяют нашу внутреннюю готовность к речевой агрессии или, по крайней мере, – к агрессивному отражению словесного нападения собеседника.

Во-вторых, многообразие причин и форм проявления речевой агрессии, а также сфер ее бытования в современном мире также не позволяет полностью искоренить это отрицательное явление. Даже если представить идеальную ситуацию: мы с вами научились полностью контролировать собственную речевую агрессию, – грубость, враждебность по отношению к нам обязательно проявятся со стороны других людей – пассажиров автобуса, продавцов на рынке, соседей по подъезду и т. д.

В-третьих, мы уже отмечали лояльность современного – особенно российского – общества к речевой агрессии. И до тех пор, пока мы отказываемся объективно признать серьезную коммуникативную опасность этого явления, пока рассматриваем его как норму общения, пока не желаем видеть собственную склонность к речевой агрессии, – все попытки осуществления контроля над ней будут бессмысленны.

Таким образом, полностью устранить речевую агрессию из общения невозможно. Однако можно научиться ее контролировать, сдерживать, предотвращать, не прибегая при этом к ответной агрессии.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умениями правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.

В рамках настоящего учебного пособия мы рассмотрим следующие направления осуществления контроля над речевой агрессией:

I. Повышение уровня речевой культуры через самонаблюдение и самоконтроль, развитие способности к толерантности и эмпатии.

II. Овладение частными психолого-педагогическими приемами предупреждения и устранения речевой агрессии в конкретных ситуациях общения.

III. Использование средств речевого этикета для предотвращения вербальной агрессии.

IV. Риторизация учебно-воспитательного процесса и включение риторики в систему обязательных предметов школьного курса с целью повышения уровня речевой культуры учащихся, овладения ими навыками эффективного гармонизирующего этикетного общения, не допускающего проявлений вербальной агрессии.

 

Повышение уровня речевой культуры как путь преодоления речевой агрессии

 

Рефлексия, эмпатия, толерантность… Что стоит за этими сложными словами – сугубо научными и не каждому знакомыми терминами? Как может представление о таких абстрактных понятиях помочь конкретному человеку в противостоянии речевой агрессии, преодолении склонности к обидному общению, грубости своей речи?

 

1. Рефле́ксия (лат. reflexio – загибание, поворачивание) – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания, самоанализ. Рефлексия предполагает самонаблюдение и самоконтроль над своей речью, систематическую работу по выявлению недостатков собственной речевой деятельности. Например, всегда ли ваши обращения, просьбы, отказы являются вежливыми? Извиняетесь ли вы за ошибку, несправедливую оценку? Можете ли уклониться от ссоры?

 

* Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль… – продолжите данный словесный ряд, определите значение входящих в него понятий.

 

Народная мудрость

– Господин гневу своему – господин всему.

– Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе.

– Язык держи, а сердце в кулаке сожми.

 

Ответы на эти и подобные вопросы позволяют объективно оценить свои способности к преодолению вербальной агрессии, адекватному речевому поведению в конфликтной ситуации.

 

2. Эмпа́тия – способность к сопереживанию, состраданию, умение понять другого человека. Это умение очень важно для предотвращения речевой агрессии в ситуации несогласия, когда возможно непонимание позиции собеседника. Почему он думает именно так, а не иначе? Какие эмоции и чувства испытывает в данный момент? Знакомо ли мне подобное состояние?

 

* Сопереживание, сочувствие, соучастие… – продолжите синонимический ряд (см. зад. 4).

 

Афоризмы

– «Чтобы изменить людей, их надо любить» (И. Песталоцци).

– «Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви» (И. Гёте).

 

Ответы на эти вопросы помогают нам объективно оценить личностные особенности адресата, его психологическое состояние, коммуникативную подготовленность. Чтобы избежать обидного общения, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше» ссоры.

Необходимо обратить особое внимание на то, что данная способность не только определяет доброжелательный тон и этикетный характер речевого общения, но и является важнейшей составляющей коммуникативной компетенции говорящего и речемыслительной культуры в целом.

 

3. Толерантность (лат. tolerans – терпеливо переносящий) – терпимость, снисходительность. Толерантность предполагает корректность оценок, умение прощать другого человека за его резкость, несдержанность в речи, признание права собеседника на собственное мнение.

Афоризм

«Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства» (Г. Винклер).

 

Это позволяет избежать словесного давления на адресата, сделать общение дружески равноправным.

 

! Постоянное повышение индивидуального уровня речевой культуры – первый шаг на пути преодоления вербальной агрессии.

Запомним принцип «трех С», позволяющий преодолеть склонность к обидному общению:  

самоанализ,  

сопереживание,  

снисходительность.  

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.