Влияние архетипов на развитие Эго — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Влияние архетипов на развитие Эго

2022-02-10 107
Влияние архетипов на развитие Эго 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архетипы, связанные с развитием Эго – Невинный, Сирота, Воин и Опекун – учат нас тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь, даже если мы не знаем, как именно это делается. Все вместе они собирают характер: доверие, требуемое для изучения базовых навыков жизни; взаимозависимость человеческой жизни и способность отвечать действием за свою часть целого; смелость сражаться за себя и других; и отождествление себя с высшим благом, открывающее нас способности давать другим и даже самопожертвованию.

Эти архетипы также помогают нам заложить фундаментальные компоненты Эго. Невинный помогает развить персону, маску, что мы носим, чтобы утвердить свою социальную роль. Сирота контролирует подавляемые, отрицаемые или спрятанные части души, чтобы упрочить персону, приемлемую для себя и других. Воин выстраивает Эго как таковое, фокусируясь на защите границ и удовлетворении собственных нужд. Он также служит Супер-Эго, идеальному Эго, тем, что разрушает или прессует наклонности, которые видит как неэтичные, саморазрушительные или причиняющие вред другим. Опекун главенствует в том, чтобы открыть сердце – так, чтобы наше великодушие проистекало из подлинного сочувствия к себе и другим. Все вместе эти четыре архетипа помогают сформировать контейнер, для краткости мы называем его Эго, который способен пропустить сквозь себя Душу и сохраниться.

Невинный

Невинный помогает сформировать персону, маску, что мы носим в мире, нашу личность, нашу социальную роль. И хотя этому внешнему образу недостает глубины и сложности, он дает нам и другим ощущение того, кто мы есть и чего от нас можно ожидать.

Давление на необходимость наличия персоны начинается довольно рано с вопроса «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». Подростки могут искать свое первичное понимание идентичности в популярной музыке, моде и развлечениях. Будучи взрослыми, мы определяем себя через работу, которой мы занимаемся, и, возможно, посредством нашего образа жизни. Факт в том, и это знает всякий Невинный, что мы должны иметь персону, чтобы вписаться в общество.

В ранней жизни Невинный в каждом из нас изучает доступные вокруг варианты и выбирает персону. Невинный в нас хочет быть любимым и быть частью происходящего. Он хочет быть социально принимаемым, подходящим, чтобы другие любили его и гордились им. Для него не критично, к какой группе присоединиться. В лучшем случае, он выберет персону позитивную и социально адаптированную. В худшем, может выбрать криминальную персону, чтобы встроиться в доступную среду. Каким бы ни был выбор, основание для наличия персоны – всегда в том, чтобы помочь нам иметь место в социуме или семье, а в идеале – чтобы нами восхищались и мы сильно нравились. До тех пор, пока этого не случится, мы не можем вступить в связь с миром вокруг нас.

Сирота

Как только Невинный выбирает персону, внутренний Сирота, выживший и немного циник, примеривается к ситуациям и смотрит, какие наши качества должны быть принесены в жертву или закопаны, чтобы соответствовать этому новому образу. Например, ребенку, выбравшему консервативный образ жизни, придется пожертвовать экспансивностью, тогда как ребенку, выбравшему криминальную персону, придется подавлять свой интерес к другим. Третий ребенок в семье может думать: «Моя старшая сестра умная, мой средний брат – талантливый, тогда я буду общительным», тем самым подавляя интеллект и таланты в угоду веселости и очарованию.

Сирота – это также наша часть, которая учит распознавать и, как следствие, избегать ситуации, которые с большой вероятностью могут нам навредить – от потенциального похитителя до хулигана с улицы или эмоционально жестокого родственника. Он старается защитить от того, чтобы нас не бросили, не причинили боль или не издевались. Защищая, он может действовать, основываясь на таких познаниях, о которых персона даже не будет догадываться, тем самым становясь секретным и ценным, но тайным пособником.

У каждого из нас собрана коллекция осиротевших или изгнанных частей, живущих в личном или коллективном бессознательном. Многие из них могут быть возвращены в сознание посредством психоанализа и других форм терапии и тем самым значительно обогатить нашу психику. Какие-то остаются в бессознательном. Кто-то болтается в пограничной зоне. Мы знаем этих «пограничников» и, поскольку (возможно справедливо) мы не одобряем их, мы не даем им свободы действовать. Или мы редко разрешаем им быть видимыми другими из-за существующих культурных ценностей.

Воин

Ид – часть психики, в которой зиждется недиффиренцированная целостная инстинктивная жизнь. В нем лежат наши первичные страсти и порывы, из него приходят все желания. Эго отделяется от Ида и работает над тем, чтобы Ид контролировать. В действительности цели Эго не слишком отличны. Эго хочет удовлетворения своих нужд, но еще и заботится о способах достижения этого удовлетворения. Оно связывает Ид и окружающий мир тем, что вносит рациональные ограничения, тем самым фокусируя и укрощая желания Ида. Воин помогает с этой задачей.

Когда Воин действует строго в наших интересах, он помогает развивать силу Эго, когда он настаивает на том, чтобы мы действовали морально или помогали другим, он помогает развивать наше Супер-Эго. На начальном уровне, Супер-Эго определяется ценностями родителей и общества, их мнением о том, что хорошо для других. Их мнение формирует идеал Эго. Этот идеал может быть репрессивным по отношению к нам, поскольку мы стремимся подавлять или отрицать части нашей природы, не подходящие под идеал. Когда мы разрешаем ценностям других быть в нас, Супер-Эго может наказывать нас за нарушения. Например, если мы в отношениях с тем, кого Супер-Эго не одобряет, мы можем заболеть или даже бессознательно саботировать эти отношения в наказание за то, что мы отклонились от идеала Эго. На высоком уровне, Супер-Эго отражает наши собственные ценности, а не только ценности наших родителей и культуры, и похоже на совесть по своей сути.

Опекун

Опекун связан с более добрыми аспектами Супер-Эго и помогает нам развивать чувство морали и заботы о других. Он заботится о благе других так же, как и о своем. Его можно рассматривать и как форму Эго, которая ищет выживания не только отдельного человека, но и семьи, племени, сообщества или рода. Супер-Эго будет подталкивать нас жертвовать своим для блага других, чтобы в конечном итоге выжила группа. По мере того, как мы взрослеем, растем и становимся все менее дуалистичными, мы учимся выстраивать баланс между своим благом и благом окружающих, и тогда конфликт между Эго и Супер-Эго становится все меньше и меньше.

Опекун заботится не только о своих собственных детях или людях, с которыми он работает, но и о благе человечества. Он чувствует сострадание к планете, и ему небезразличен вред, наносимый планете человеком, и он готов идти на жертвы, чтобы эти раны исцелялись. Он страдает, когда узнает, что люди в другой части мира голодают или люди в наших городах бездомны, и подталкивает нас к тому, чтобы мы предприняли действия в отношении этого. Способность Опекуна жертвовать меньшим во имя большего и его умение поддержать и обучить других критичны для развития психики, в которой есть место и для Эго, и для Души.

Готовность к путешествию

Невинный и Сирота готовят нас к путешествию тем, что учат проницательности и помогают отличать помощников от искусителей. Воин тренирует для сражений и развивает храбрость, Опекун учит человечности и состраданию. Время, когда мы выстраиваем эти качества, часто ощущается как полоса препятствий. Обычно мы не воспринимаем этот отрезок жизни как инициацию на путь героя, скорее мы попросту чувствуем, что жизнь очень сурова.

Когда мы слышим «зов квеста» и начинаем наше путешествие как Искатели, обычно нас проверяют, чтобы увидеть, насколько хорошо мы подготовлены. Например, мы узнаем, выучили ли мы уроки Невинного и Сироты и отличаем искусителей от помощников, зная от кого убежать, а за кем последовать. Мы почти всегда снова доказываем свою храбрость, встречаясь с драконом (веществом, существом или ситуацией, которая нас очень пугает). И почти всегда мы ставимся в такое положение, где можем проявить свое сочувствие. Например, во многих сказках герой встречает старого попрошайку и делится с ним последним куском еды. Попрошайка, конечно, в итоге отдает герою какой-то магический инструмент, который помогает путешествию завершиться. В обычной жизни это означает отказ от конкурентной борьбы или следование за душевным порывом в том, чтобы помочь кому-то, даже если это потребует значительной жертвы, или простую практику ежедневной доброты к тем, кого мы встречаем.

Как правило, наше путешествие не продолжится, пока мы не продемонстрируем соответствующую подготовку посредством прохождения полосы препятствий. Как только мы сдали все тесты, мы готовы пережить метаморфозы, умереть такими, какими мы были раньше, и переродиться в новый уровень проживания опыта.

Эго: контейнер для Души

И хотя часто Эго осмысляется как враг Души, в действительности оно помогает создать и удерживать наши границы, наше ощущение того, где заканчиваемся мы и начинаются другие. Эго – сила, позволяющая нам открыться духовному замыслу. При адекватном развитии Эго растет, но потом опустошает себя, становясь контейнером, дающим приют Душе без угрозы ментального, эмоционального или физического разрушения. Без тщательно выстроенного контейнера не может быть настоящего психологического или духовного развития, поскольку не будет надежного места, куда будут помещены плоды этого развития. Столкновение с бессознательным или божественным может расколоть неадекватно развитое Эго и привести к психозам.

Почему тогда столько негативного было сказано про Эго? Почему его часто связывают с самовлюбленностью? Почему так много мудрых мужчин и женщин утверждают, что мы должны отказаться от Эго, чтобы найти истинных себя или чтобы найти духовное просветление?

Ответ в том, что мы неправильно понимали природу Эго. Во-первых, большинство Эго, с которыми мы встречаемся, не очень развиты. Они напуганы процессом индивидуации, сопутствующими этому исследованиями материалов, которые раньше подавлялись, и любым состоянием единения, близости с другим. Примитивное Эго просто в первую очередь боится, что возникающие свойства принесут нам неприятности во внешнем мире, а после попросту поглотят нас. Примитивное Эго также самолюбиво. Оно хочет присвоить себе лавры всех достижений проявленной Самости или, наоборот, отрицать существование чего-либо за пределами себя. И Эго может настроить против психику. Поскольку работа Эго – это защита и охрана психики, оно знает все уязвимые места. И как следствие, если оно хочет остановить чьи-либо действия, оно точно знает, какую кнопку нажать.

Самый простой способ иметь дело с террором недоразвитого Эго – беспристрастное наблюдение за ним. Самый эффективный способ, тем не менее, помнить, что Эго – наш союзник и его нужно привлекать к работе на достижение новых потребностей, а не на отказ от них. Может также потребоваться побудить Эго на дополнительную работу по усилению контейнера по разработке все более четкой структуры и пониманию того, кто мы есть, достаточно устойчивых для того, чтобы дать место подлинной связи, духовному озарению, большей аутентичности и цельности. Обычно усиление наших границ происходит с ростом навыка узнавания, где заканчиваемся мы и начинаются другие, а также где наше сознание потеряло контроль, а бессознательное управляет нашей жизнью.

Вторая причина недопонимания Эго в том, что зрелое Эго угрожает многим социальным институтам. Большинство людей переходят от безусловной зависимости от родителей и других взрослых к зависимости от школ и колледжей, организаций здравоохранения, медиа, правительства, религиозных организаций и харизматичных лидеров. Исторически редко подчеркивалась ценность и значимость развития Эго как индивидуально и точно определенного контейнера. Институты служили этой цели для большинства людей. Душа и дух канализировались через контейнеры религиозных институтов, «истина» через школы, университеты, религиозные или политические учреждения и так далее.

Идея о том, что человек берет ответственность за свои собственные решения, исторически нова – частично благодаря политическому подъему демократии, философскому подъему индивидуализма и относительно новому психологическому акценту на развитие индивидуальности. Как психологическая зрелость сегодняшнего дня требует, чтобы мы отошли от зависимости от наших родителей и таким образом выросли и зависели от самих себя, так и со временем мы должны стать способными высказывать суждения, независимые от наших крупнейших социальных институтов.

Разумеется, это не означает, что мы будем пренебрегать законной властью, нарушать законы, сжигать книги, вести себя неэтично или издеваться над своим здоровьем. Зрелость требует умения балансировать независимость и продолжающуюся заботу и участие к родителям, как признание человеческой взаимосвязанности. Она также требует заботы и участия в отношении социальных институтов, созданных для обеспечения нашей безопасности, для обучения и информирования, для того, чтобы помогать нам жить жизнью, исполненной силой. И зрелость точно не требует от нас бездумного соответствия.

Как важно то, что эти институты развивали способность ответить на зов героя, так важно и то, что жизнь героя требует выйти за пределы зависимости. Для некоторых это может означать уход из этих институтов. Но для большинства это означает изменение взаимоотношения с ними: от детской зависимости к взрослой ответственности и взаимозависимости.

Следующая глава знакомит с миром Души и приглашает ступить в его тайны. Прежде чем вы отправитесь в это путешествие, мудрым будет помнить о важности Эго. Самый очевидный культурный кризис нашего времени – в том, что от людей, чье Эго не развиты достаточно, ожидают автономности и независимости или даже заставляют быть такими. В отсутствие институциональной поддержки этого развития люди безрезультатно бьются, становятся добычей харизматичных лидеров или поддаются зависимостям.

Велик спрос с человека в наше время. Эта книга – один из помощников на вашем пути, путешествие при поддержке группы может стать другим помощником. Прежде чем вы отправитесь в путешествие, нужно, чтобы ваше рациональное Эго сказало «да». Душе не нужна эта книга, она знает дорогу. Но Душе нужно Эго в пути, потому что именно практичное приземленное Эго будет свидетельствовать, что путешествие Души неоправданно не разрушает жизнь.

Душа: Войти в тайны

Душа – часть психики, соединяющая нас с вечным и привносящая смысл и ценность в нашу жизнь. В юнгианской психологии Душа часто используется как синоним психики (psyche) или как коллективное бессознательное, из которого возникают архетипы. В религиозной мысли Душа – часть каждого человека, бессмертная и способная к духовному росту и развитию. В общепринятом применении Душа ассоциируется со способностью глубоко чувствовать (как в слове душевный – «soulful») или, во фразе «потерять душу» (soul-loss), с ощущением (или потерей ощущения) смысла, ценности и цели.

Не обязательно верить в Бога в традиционном религиозном смысле и даже верить в жизнь после смерти, чтобы развивать Душу. Мы начинаем проявлять интерес к Душе, когда ощущаем потребность узнать смысл своей жизни, когда чувствуем тоску по некой связи со вселенной или когда мы соприкасаемся со своей смертностью.

Иногда Душа дает возможность ощутить единство с богом или духовную связь или – чаще – испытать близость с другим человеческим существом. Парадоксально, но именно простроенные границы Эго позволяют человеку пойти на риск и быть в связи с другим человеком или большим, поскольку больше нет страха быть проглоченным и потерять себя.

В современном мире нам не достает приемлемого словаря для размышлений о Душе. Первый опыт познания Души может быть негативным, ощущаться как что-то, чего нам в жизни недостает. Поскольку наше общество отрицает Душу, мы познаем ее преимущественно из трещин – трещин в здоровье и принципах, трещин, принесенных кризисами. Многие люди, например, познают Душу только посредством саморазрушения: различного рода зависимостей, навязчивых состояний. И именно проживая величайшие кризисы своей жизни, человек вдруг тоскует и томится по смыслу и соединенности с большим.

Душа со всей ясностью проявлена в переходах человеческой жизни от детства к половой зрелости, от юности к началу взрослости, родительству, среднему возрасту, преклонному возрасту и, наконец, к смерти. Это моменты «лиминальности» или «нахождения на пороге», когда одна идентичность уже сброшена как кожа, а другая еще не добыта. Это и те моменты, когда мы с уверенностью и без сомнений стремимся к контакту с надчеловеческим.

Многие культуры выработали ритуалы и священные мифы, чтобы содействовать и помогать смягчению этих переходов, чтобы облегчить наше движение из одной реальности в другую. И, конечно, отсутствие таких ритуалов и нехватка уважения к духовной сфере в нашем современном светском обществе делают эти переходы такими сложными и исполненными одиночества. И хотя страдание и одиночество в определенной степени неизбежны во всякой культуре, боль можно уменьшить, если мы располагаем общей схемой, которая помогает нам понять, что же с нами происходит.

Инициация

Некоторые культуры предлагают особый инициирующий опыт, не связанный с жизненными переходами, в священные таинства Души. Например, величайшие мистические культы эллинистического периода в Греции, Сирии, Анатолии и Персии были секретными инициациями, призванными помочь людям оторваться от обычной общепринятой реальности и увидеть и услышать древние духовные истины.

Цель инициации – помочь узнать смысл и значимость опыта нашей жизни, который инициация символизирует. Непрошедшие инициацию не испытывают недостатка связанности с Душой, однако они не способны понять ее силу и смысл. Инициация делает жизненный опыт осознаваемым не на языке Эго, но на языке Души: посредством мифа, символов, песен, искусства, литературы и ритуалов.

Путешествие героя – это инициация в действительность путешествия Души. Путешествие требует, чтобы мы наладили контроль над собственной жизнью и после отпустили его, оставили в стороне свой ужас перед встречей со смертью, болью и потерями для того, чтобы испытать полноту жизни. Чтобы это сделать, нам необходимо расширить узость восприятия Эго. Мы должны отпустить сентиментальность, безопасность и предсказуемость и даже заботы о физической безопасности, эффективности и добродетельности. Через это действие мы выходим за пределы дуализма хороший/плохой, я/ты, мы/они, светлый/темный, правильный/ошибочный в мир парадокса.

Мораль путешествия предъявляет высокие требования и абсолютна, но она отлична от морали Эго. Обычное сознание Эго хочет быть бессмертным, защищенным от страданий, успешным, богатым, любимым. И вдобавок Эго хочет, чтобы мир был понятным.

Путешествие требует от нас отставить все эти желания и увидеть истину Души: суть жизни – тайна, мистерия. Истина Души не всегда понятна рациональному Эго. Хорошо быть «здоровым, богатым и мудрым», но живыми и настоящими нас делает путешествие к главным тайнам жизни, где мы познаем расщепление, смерть, распад, секс, страсть и экстаз и видим красоту всего этого.

Без Души мы чувствуем себя роботами. Мы совершаем правильные движения, но эти движения лишены смысла. Мы можем даже пережить многочисленные инициирующие эпизоды, но быть настолько не в контакте со своей Душой, что остаться нетронутыми и неизменными. И мы получаем множество шансов. И на самом деле никогда не поздно. Мы входим впервые и возвращаемся в тайны множество раз на все более глубокие уровни понимания. Внешней кары за неспособность выйти на связь с Душой не существует, за исключением все время присутствующего чувства бессмысленности своей жизни, и это поистине суровое обращение со своей жизнью.

Стать настоящим

Инициация впервые случается в детстве вместе с первым опытом смущения, страдания, интенсивной любви, страстного томления и безысходности. Наиболее подходящая метафора для такого опыта инициации у детей – это процесс оживления объекта или игрушки. Большинство детей, как и большинство взрослых, на определенном уровне узнают себя в историях об объектах, становящихся живыми, поскольку пока человек не столкнется в открытую с Душой, он может быть хорошим, может быть даже успешным, но он не будет чувствовать себя в действительности настоящим, поскольку по факту он не будет собой.

«Пиноккио» – хорошо известный пример детской литературы, где идет речь о таком процессе превращения. Джеппетто очень хочет сына и вырезает для себя куклу Пиноккио из куска дерева. После появляется Голубая Фея и дарит кукле способность двигаться по собственному велению. Вместе Джепетто и Голубая Фея (символические Эго и Дух, соответственно) могут сделать послушную куклу, но только Пиноккио может добыть свое право быть настоящим.

Сначала он «хороший» маленький мальчик и делает все, что ему положено делать. Первый сигнал его независимости проявляется через непослушание и предательство Джепетто, Голубой Феи и маленького сверчка-совести. Он отправляется на остров Удовольствий. Когда Пиноккио отправляется в путь и следует за своим наслаждением, его, как и многих из нас, заносит на обочину обыденных удовольствий (поедание конфет и разрушение собственности).

Пиноккио спускается в глубины поисков первобытного, инстинктивного удовольствия, но совершает побег как раз вовремя, когда понимает, что он и его друзья превращаются в ослов. Этот сбивающий с толку опыт так шокирует Пиноккио, что он начинает по-другому смотреть на мир.

Инициация Пиноккио в мир тайны состоит из четырех частей. Во-первых, он видит Голубую Фею и узнает, что у него есть потенциал стать «настоящим мальчиком». Это его зов к квесту. Во-вторых, он позволяет себе пережить свои теневые качества и разрушение, из них вытекающее. В третьих, внутри кита он начинает видеть, как сильно он любит Джеппетто и как сильно он любим. В конце концов, по его возвращении Голубая Фея превращает его в настоящего мальчика, потому что он добыл это право. Он прожил жизненный опыт. Он претерпел страдания. Он научился смотреть и видеть мудрее и потому различать примитивное удовольствие и подлинное блаженство, он развил способность к подлинной любви. И он научился брать ответственность за свои действия, не изнуряя себя при этом стыдом или виной. Словом, он стал настоящим.

На символическом уровне жизнь только на уровне Эго похожа на существование робота, игрушки или другого неодушевленного объекта. Голод, что мы чувствуем, есть голод к подлинному жизненному опыту. Квест с зовом Духа – это только первый шаг к нахождению такой подлинности. Инициация перетряхивает наши способы видеть мир и требует налаживания связи с собственной глубинной мудростью, чтобы понять, что же происходит с нами. Эта инициация приближает опыт страданий, депривации и потерь, приносимый архетипом Разрушителя, способность подлинной и страстной любви и близости, связанную с архетипом Любящего (Эрос), и, в конце концов, союза со своей Душой, который создаст возможность для рождения Самости (архетип Творца).

Войти в Тайны

Вхождение в Тайны через юнгианский анализ или мистицизм или непосредственным переживанием смерти и любви в вашей жизни научает принимать и любить жизнь в этом теле и на этой земле. Быть полностью присутствующим в теле ни в коей мере не отрицает возможности бессмертия Души, поскольку тело есть выражение Души и, как следствие, ее часть. Душа нуждается в теле, чтобы участвовать во вселенском цикле рождения и смерти и тем самым стать Самостью. Когда человек может отпустить всю свою жизнь и сознание и дать этому умереть, когда человек способен открыться тому, чему уже пора и необходимо родиться, он учится ощущать трепет и чудо того, что может принести его волевое участие в этих вселенских процессах.

И все же Эго сложно понять любые страдания Души. Невинный хочет отрицать неприятную истину и довериться. Сирота воспринимает смерть и страдания как еще одно доказательство несправедливости жизни. Опекун и Воин вдвоем стараются защитить мир от страдания: Воин – попытками поиска и поражения причин страданий, а Опекун – взваливанием на себя страданий всего мира, чтобы спасти других.

Даже сущность хочет подняться над таким опытом, не погружаться в него, и потому разыскивает такое состояние блаженства, которое превзойдет всякое страдание. Есть достаточные доказательства от мистиков и мудрецов всех времен, что это возможно, но это не то, с чего можно начать. Единственный выход из парадокса – в том, чтобы пройти его насквозь.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.