Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-10-05 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Знакомясь с различными теориями, существующими в психологии, взгляды конкретных авторов на феномен одиночества распределяются на два направления: часть авторов толкуют одиночество с психологической точки зрения как эмоциональное состояние, как свойство человеческой жизни, как комплексные чувства, как патологическое состояние, как ценную обратную связь, а другая часть, обращаясь глубинным взором на описываемый феномен, рассматривает одиночество как фундаментальное состояние бытия. Одиночество представляет собой один из психогенных факторов, который заключается в отсутствии физического (изоляция от других), глубокого интимного, доверительного общения человека с другими людьми и который вызывает резкую актуализацию потребности в общении, острые психические состояния (напряженность, скука, тревожность, опустошенность) и персонификацию предметов, а также психические расстройства. Последователи социологической теории, считающие одиночество нормативным, так же объясняют его общим статистическим показателем, который характеризует общество как таковое. По их мнению, это качество личности и есть продукт социальных сил. Сторонники данной теории видят причину одиночества вне индивида и отмечают значение социализации [20]. Таким образом, многие факторы (к примеру, СМИ – средства массовой информации), которые повышают социализацию, постоянно и негативно воздействуют на личность.
Р.С. Вейс выделяет два типа одиночества – эмоциональная и социальная изоляция, для которых характерны различные предпосылки и проявления. Эмоциональная изоляция возникает как результат отсутствия в жизни индивида интимных связей, таких как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий индивид ощущает беспокойство покинутого ребенка, когда испытывает тревогу и пустоту. Социальная изоляция – это следствие утраты значимых социальных отношений или чувства общности, и выражается в чувстве социальной маргинальности. Исследователь проводил специальные семинары для разведенных людей и вдовцов, на которых он пытался оказать психологическую помощь участникам этих семинаров. Из данного опыта происходят его многие теоретические положения. Определяя одиночество как нормальную реакцию, он подчеркивает значение внутренних, характерологических, и внешних, ситуативных, причин. Однако предпочтение он отдавал второй группе факторов. Р.С. Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор одиночества. Так, по его мнению, одиночество возникает в результате недостаточного социального взаимодействия индивида, которое не удовлетворяет основные социальные запросы личности [6].
|
По мнению Дж.Р. Оди, физиологическая структура и основные психические потребности людей направлены на особый размер группы, который соответствует его потребности в определенном уровне социального взаимодействия [19, с. 8]. Следует отметить, что социальные отношения могут вести к достижению индивидом реальных целей, в то время как одиночество обусловлено отсутствием социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Таким образом, одиночество может появляться в то время, когда межличностным отношениям не хватает интимности, столь нужной для доверительного общения и взаимопонимания.
Быть одиноким – это еще не значит быть одному, так как можно быть одному и при этом не ощущать себя одиноким, а можно почувствовать себя одиноким в толпе. Одиночество связано не с тем состоянием, когда человек один, и появление этого переживания не зависит от того, что или кто его окружает, будь это природа или люди. Необходимо различать периоды простого одиночества и периоды длительных состояний одиночества. Период простого одиночества – это нормальная реакция человека, период длительного – патологичен. Простое одиночество может появляться, когда обрывается связь с себе подобными. В то время как патологическое одиночество – это добровольный уход в себя и постепенная утрата социальных взаимодействий, которые столь необходимы для здоровья психики. Таким образом, одиночество может проявляться не только в уходе в себя, но и в вялости, депрессии, унынии и неактивности.
|
Можно отметить, что проблема одиночества получила достаточно всестороннее и глубокое теоретическое осмысление в современной западной социально-психологической и философской литературе. Необходимо отметить, что были достигнуты определенные успехи в его изучении. Знание этих результатов важно, поскольку это позволяет достичь высокого уровня теоретического осмысления проблемы одиночества. Так вышло, что в нашей стране (собственно, как и в странах бывшего Советского Союза) многие годы обсуждения этой проблемы намеренно пресекались, а сама проблема умалчивалась. Социально-философская мысль старалась не касаться этого феномена, потому что одиночество признавалось атрибутом, которое характерно для западного сознания. Н. Покровский упоминает в своих работах о том, что «одиночество, которое является неизменным спутником отчуждения, характерно только для западного мира, в то время как у нас в виду гуманистического характера общества социализма одиночества не может быть» [9, с. 34].
Но социологи и социальные психологи доказали, что одиночество людей приняло в нашей стране угрожающие размеры. На сегодняшний день многими специалистами признается развитие феномена одиночества в нашем обществе, однако проблема от простого констатирования факта сама собой не разрешается. К сожалению, эмоциональные оценки, которые бесспорны по своему пафосу, доминируют над строгим анализом ситуации, основанного на достижениях современного обществознания [5].
Различные направления в психологии предполагают свои подходы к объяснению причин возникновения одиночества.
Перлман Д. и Э. Пепло предлагают классификацию существующих подходов к исследованию одиночества, которая позволяет оценить и сравнить эти модели. В основу классификации положены три основных определения касаемо данной проблемы:
|
- Природа одиночества: конструктивное или деструктивное состояние;
- Причины одиночества: личность-окружение, прошлое-настоящее;
- Данные, на основании которых формулировалась теория [15].
Так, особенности одинокой личности в контексте различных подходов определяются характеристикой причин одиночества.
К примеру, психоаналитическая школа (Фромм-Рейхман, Саливан) связывает причины одиночества с детством – нехваткой родительской любви, ранним отлучением от матери и т.д. Представители социальной психологии (Слейтер, Рисмен, Боумен) считают причиной современное общество, в котором мало или вовсе нет места для общения, удовлетворения от сопричастности и связи с тем, что происходит в мире.Наиболее пристально проблема одиночества рассматривается в психологии экзистенциализма (Р. Мэй, И. Ялом, В. Франкл). Один ярчайших представителей данного направления И. Ялом рассматривает феномен одиночества в качестве одной из данностей существования. Ялом подчеркнул, что одиночество порождается не от изолированности от людей и не от внутренней изоляции, т. е. части собственной личности, а от фундаментальной изоляции, которая являет собой пропасть между собой и другими, а также отдаленность между индивидом и целым миром [12].
Ялом И.выделяет три типа одиночества (изолированности) (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Три типа одиночества (изолированности) по И. Ялому
Как видим, И. Ялом в своей классификации рассматривает одиночество как изоляцию. В вышеприведенной классификации акцентируется внимание на том, что у человека, вне зависимости от того как удовлетворены отношения с самим собой и другими людьми, он все также остается изолированным, одиноким, потому что никто не сможет почувствовать его внутренне, пережить его радость, боль и т.д..
Экзистенциалисты, как правило, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Экзистенциалисты считают, что одиночество представляет собой противоречивый и сложный феноменом развития личности. Оно также может быть связано с деформацией различных отношений личности и, в таком случае, будет сопровождаться ощущением невозможности занять в нем устойчивое положение [2].
|
Таким образом, одиночество усложняет процесс успешного вхождения личности в широкую область социальных взаимодействий, а дефицит чувства связи и причастности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с окружающим миром. Одинокий человек может долгое время проводить в окружении людей, но от этого он не станет более общительным и не ощутит гармоничного единства и общности с окружающими.То есть можно говорить не столько об изоляции от окружающих в прямом понимании значения этого слова, сколько об отношении человека к своему внутреннему миру и миру окружающему. Поэтому одиночество можно рассмотреть как одну из форм существования, которая бывает различной и в большинстве своем зависит от жизненного опыта и обстоятельств. Бывает, что человек осознанно ищет уединение, чтобы отдохнуть от общения и взаимодействия с социумом. В таком уединении очень хорошо осмысливается происходящее в жизни и анализируется прожитый жизненный путь. Такие периоды изоляции могут привести к новому восприятию отношений с близкими людьми и друзьями. Следовательно, такой опыт может помочь приобрести долю мудрости [3].
Однако случается, что период одиночества затягивается, продолжаясь годами, а попытка его закончить превращается в самую настоящую проблему. Но эта проблема находится не во внешнем мире. Она в самом человеке, его психотипе и отношении к людям. Существует несколько видов людей, которые предрасположены к одинокому образу жизни. К первому относятся те личности, у которых представления о самих себе являются необъективными. Как отмечает Б.И. Миюскович, это может быть связано с какими-то душевными травмами, которые имели место в прошлом и после которых их начинает пугать доверительное и близкое общение [12]. Иногда человек по своей сути является одиноким и стремится к уединению. Он не склонен много общаться с окружающими и с удовольствием жил бы отшельником. Однако ему мешают стереотипы, которые преобладают в обществе («жить без детей и семьи – плохо»). Если у человека нет семейства и друзей, его считают очень несчастным. Такая личность попадает в затруднительную ситуацию: она стремится к уединенной жизни, но при этом прислушивается к общепринятым общественным установкам. В связи с этим, она может начать себя оценивать как ущербную. Есть люди, которые сознательно избегают близости с кем-то, так как полагают, что сближаться с другими является проявлением слабости. У таких личностей представление себя достаточно адекватное и позитивное. Они считают себя успешными, волевыми и сильными, а также одинокими, но это их не смущает и не вызывает у них комплексов.
|
Также есть внешне очень общительные люди, которые постоянно проводят время в больших компаниях. Однако они не открывают никому свою душу, так как полагают, что окружающим это абсолютно не нужно. По мнению Фриды Фром-Рейхман, одиночество может вести к развитию тяжелого личностного расстройства. Переживание одиночества может обострять чувство неожиданной и противоестественной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности. Человек пытается отвечать на одиночество и заполнять пустоту различными достижениями и успехами, поисками любви и связей. Стоит отметить, что не всегда человека пугает возможная болезнь или даже смерть, а именно одиночество. Для человека важны не особенности, качества и свойства, которые он имеет и которые для него характерны, а некий глубокий смысл, который обретается через чувство единения с миром.Одиночество как психическое явление бывает несколько видов, а каждый из них имеет свою глубину проявления, континуум протяженностью от нормы до патологии [10].
Первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности. Отчуждение от норм и ценностей, других людей и мира в целом выступает их крайней формой. Как отмечает В.Н. Мясищев, при данном виде состояния одиночества процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», индивид осознает свое состояние и часто понимает, что является его причиной. Такой вид состояния носит название отчуждающее одиночество [13].
Второй вид определяется преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, который привык отождествлять себя с другими людьми, определенной группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится непонятным и чуждым, пугающим. Так как доминирование одной тенденции не значит, что происходит полная блокировка другой, механизмы обособления могут проявлять себя, но диапазон их влияния крайне мал. Он определяется размытыми и нечеткими границами собственного «Я». Данный вид состояния одиночества получил название – диффузного (от лат. diffusio - распространение, растекание), по причине того, что определяется субъективной потерей собственного «Я», обезличенностью общения, его растворением в социуме и отчуждением от себя самого. С точки зрения нормативности эти два вида могут иметь ту самую протяженность, от нормы до пограничности, в зависимости от длительности состояния и глубины переживаний. Здесь обнаруживается прямая закономерность: чем дольше наблюдается неравновесие тенденций, тем сильнее состояние одиночества, которое может быть и неосознаваемым при диффузном варианте. Определяющим же фактором в обоих видах выступает отчуждение: только если в первом отчуждение происходит от других, то во втором – от себя.
Следующий вид одиночества называется диссоциированным(от лат. Dissociation – разъединение). Он являет собой наиболее сложное состояние по переживаниям, происхождению и проявлениям. Его генезис определяется ярко выраженными процессами отчуждения и идентификации, а такжеихрезкой сменой, даже по отношению к одним и тем же людям. Сначала человек может отождествлять себя с другим и принимать его образ жизни, следовать ему и безгранично доверять «как самому себе». Именно это «как самому себе» представляет основу для раскрытия и понимания психологического генезиса данного вида состояния одиночества. Далее после полной идентификации с другим человеком происходит от него же резкое отчуждение, что указывает на истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются таким человеком, другие же категорически отвергаются. Как только происходит проекция этих отверженных качеств в объекте идентификации, его сразу же отвергают всего целиком, происходит безоговорочное и резкое отчуждение. Чувство одиночества при этом процессе четкое, осознаваемое, острое и болезненное. Данный вид одиночества относят к пограничному состоянию, он не имеет нормального проявления [17].
Субъективно позитивный вид одиночества – управляемое одиночество, или уединенность, представляет собой вариант осознания собственной индивидуальности, переживания психологической отдельности и автономности, самости. В значении личностного генезиса этот вид определяется оптимальным соотношением результатов процессов обособления и идентификации. Как считает Л.Э Пепло, данное динамическое равновесие является одним из проявлений психологической устойчивости личности относительно влияния социума, механизмами которой выступают способность к рефлексии и саморегуляции. Это нормальное состояния нормального одиночества. Необходимо отметить, что отчуждающее, диффузное и диссоциированное одиночество при отсутствии психологической и психотерапевтической помощи могут переходить в клиническую форму, которая рассматривается психотерапевтами и психиатрами в качестве патологии и, следовательно, требует медицинского вмешательства. Само слово «отчуждающее», по сравнению со словом «отчужденное», предполагает протяженность во времени состояния и процесса. Этот термин как бы указывает на динамику процесса отчуждения, то есть не просто констатирует определенный вид одиночества, но и предусматривает его углубление. Кроме того, здесь предполагается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что ведет к увеличению психологической дистанции между ними [14].
Чем больше количество отчужденных объектов в жизни человека, тем очевиднее переживание одиночества. Конечно, здесь указывается не на отчуждение от безнравственной или аморальной среды, а на отчуждение от объектов, которые ранее были нужны, близки и симпатичны. Крайняя степень отчужденности от мира всегда сопровождается остро переживаемым чувством одиночества. Выраженное отчуждение приводит к утрате эмоциональной связи с другими людьми, дорогими прежде воспоминаниями, знакомыми местами, переживаниями и ситуациями, которые становятся как бы чужими для человека, а взаимоотношения с ними – не имеющими смысла. Постепенно происходит накопление отчужденных объектов в сознании, действие механизма отчуждения становится все глубже и шире, а для самого субъекта уже начинает происходить потеря связи с окружающим миром. Он не допускает возможности психологической близости с ними, соблюдает им же установленную дистанцию, осознавая при этом физическую реальность объектов. Как отмечает В.Н. Мясищев, в зависимости от особенностей индивидуума это может проявляться как высокая тревожность, страх, агрессивность, недоброжелательность, скепсис, потерянность и прочее. Диффузное одиночество, как упоминалось выше, возникает, когда имеет место преобладание у субъекта склонности идентифицировать себя с другими людьми и социальными группами, идеями и др. [13].
Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для того, чтобы интерпретировать явления патологической депрессии. Это дает возможность считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения пограничных психических расстройств и состояний. Очевидно, что человек, который идентифицирует себя с другими, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, интересов и стремлений и их признания. Он не просто пытается быть подобным на другого, он «вживается» в него [3, с. 54]. Все это представляет собой замкнутый круг: одно ведет за собой другое, при этом не просто ведет, но и усугубляет. Пусковой момент здесь это недовольство собой и неудовлетворенность собственной жизнью. Непринятие себя вызывает стремление в человеке либо искать пути самосовершенствования, либо подражать тому (тем), кто кажется успешным или просто счастливым и довольным жизнью. Проявления диффузного одиночества в жизни человека весьма многогранны и обширны, потому что многогранны и обширны объекты его идентификации. Оно может вызывать проблемы в самых разных областях жизни человека. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояния диффузного и отчуждающего одиночества, могут переходить в клиническую форму.
Диссоциированное одиночество. Особенно выделяется из трех деструктивных форм одиночества именно этот вид. Во-первых, такое одиночество обусловлено максимальной степенью выраженности идентификации и обособления вообще, а часто – по отношению к одному и тому же объекту. Во-вторых, смена этих тенденций с одной на другую происходит скачкообразно: от максимума до максимума, что очень быстро истощает человеческую психику. Замечено, что данный вид одиночества характерен для людeй с экспрессивной психикой: их эмоции проявляются ярко и бурно, способность же к саморегуляции значительно снижена [10].
Одной из важнейших характеристик этого вида одиночества является то, что в данном состоянии появляется, так сказать, призрак диссоциации. Человек внутренне почти разделен, но не на отдельные личности, как в случае с психическими расстройствами, а на «хорошего себя» и «плохого себя». При этом «хороший Я» осознается и награждается «незаслуженными медалями» и похвалой, он наделяется самыми прекрасными чертами, которых в действительно либо нет совсем, либо присутствуют их зерна, но никак не ростки. Поэтому образ «Я хорошего» всегда искажен и неадекватен. У всех в разной степени, но искажение присутствует обязательно. Здесь можно было бы предположить, что дело в завышенной самооценке, но это не так. Самооценка прыгает так же, как и «маятник» испытуемого, – от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной. Люди, которые переживают диссоциированное одиночество, испытывают амбивалентные чувства по отношению к одним и тем же объектам по причине особенностей генезиса данного состояния – максимальной степени выраженности обособления и идентификации, а также резкой и моментальной их смены. Здесь свое «Я» не потеряно, а искажено, в отличие от диффузного одиночества, причем искажения могут быть любой направленности. Чаще встречается условно положительная направленность, то есть отнесение к себе хороших качеств, но полное отсутствие попыток их проявления. Конечно, тут следовало бы говорить о необходимости и важности не проявления, а выработки таких качеств, однако это процесс достаточно длительный, он требует серьезной психологической работы, на которую такие клиенты идут неохотно [4].
Таким образом, одиночество представляет собой один из психогенных факторов, который заключается в отсутствии физического (изоляция от других), глубокого интимного, доверительного общения человека с другими людьми и который вызывает резкую актуализацию потребности в общении, острые психические состояния (напряженность, скука, тревожность, опустошенность) и персонификацию предметов, а также психические расстройства.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!