Возможности игры в формировании коммуникативных навыков в дошкольном возрасте — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Возможности игры в формировании коммуникативных навыков в дошкольном возрасте

2022-10-05 54
Возможности игры в формировании коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста огромную роль занимает игра. В ней отражается окружающая жизнь и она является наиболее интересным и доступным для ребенка видом деятельности. В ней ребенок приобщается к миру взрослых и развивается как член общества. Именно она помогает создать такие ситуации, благодаря которым скованные и необщительные дети раскрываются и вступают в речевое общение.

Необходимо, чтобы игровой процесс способствовал отработке необходимых навыков и приносил пользу. В игре ребенок осваивает базовые коммуникативные навыки, учится понимать мотивы поведения, у него формируются морально-волевые качества, раскрываются его жизненные ситуации, а главное осваиваются правила человеческого общения. Игра помогает ребенку научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни. Жизнь общества отражается в самом сюжете и правилах игры, в действии с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их поступках, репликах и разговорах.

Согласно современному энциклопедическому словарю, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных и сюжетных действий.

Игра – это осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы» считал А.С. Макаренко. По его мнению, игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Какой ребенок в игре, таким он во многом будет на работе, когда вырастет. Поэтому воспитание прежде всего происходит в игре [20].

Игровая деятельность должна быть разноплановой и разнообразной. Прежде всего это влияет на формирование гармоничной личности, способной успешно взаимодействовать с окружающими. Развивать коммуникативные навыки можно с помощью разыгрывания сценок и сказок. При этом можно использовать игрушки, либо на некоторое время перевоплотиться в актеров. Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи.

При желании хорошо сыграть роль и при интересе к игре дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны, непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу дела других желаний. Л.С. Выготский, подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому [2].

Когда дети изображают различных персонажей, они учатся вживаться в роли, тем самым у них развивается способность к эмпатии и сопереживанию. Формируется способность встать на место другого человека и представить себе его ожидания. Дети дошкольного возраста учатся выражать эмоции персонажа посредством темпа речи, интонации и других «инструментов». Также развиваются невербальные навыки, а именно умение использовать жесты, позы, взгляды, что необходимо при общении с другими. Дети учатся предугадывать реакцию собеседника и учатся правильно выстраивать собственную речь.

Дети, разыгрывая взаимоотношения и действия в соответствии с взятыми на себя ролями, помогают им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. При распределении ролей, обсуждении содержания игры и игрового материла, дети учатся уступать, вносить свой вклад, учитывать интересы других детей, сочувствовать им. При проведении и организации игры между детьми могут возникать конфликты, так как дети нередко не умеют согласовывать свои действия и планы [22].

У детей происходит становление культуры речи и общение. Ребенок учится правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и строить диалоги. Формируется четкость произношения каждого слова, правильность ударения, выразительность и темпоритмические качества, грамотность, ясность и умение формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Также обогащается словарный запас, развиваются монологическая и диалогическая речь [31].

В игре у детей стимулируется собственно речевая активность. Ребенку необходимо умение внятно высказать свои пожелания относительно игры, понимать словесные инструкции товарищей, так как игровая деятельность требует определенной способности к коммуникации от каждого ребенка. Дети учатся быть целенаправленным и подчинять свою деятельность правилам игры.

 Благодаря игре ребёнок может чувствовать себя равноправным членом общества. Появляется уверенность в себе, в способности получать реальный результат. Наличие правил помогает детям самостоятельно организовываться в игре, например, распределять роли, подготавливать игровую обстановку и т.д. Соблюдая правила в игре, дети учатся контролировать своё поведение, проявляют большую выдержку, терпение, благодаря этому у них воспитывается воля, они учатся действовать по плану, помогать друг другу. Общение в разновозрастной компании также положительно влияет на социализации и развитие ребенка. Формируются навыки эффективного общения, развивается чувство общности, внимательность. 

В общении детей друг с другом в условиях игры появляются цели, которые необходимо выполнять. Играя, дети переживают свои успехи и страдают в случае неудачи. Чувство радости создает эмоциональный подъем душевных сил ребенка, который наиболее благоприятен для приобретения им умений взаимоотношений в коллективе.

Благодаря включению в игру, дети учатся сосредотачиваться на предметах, которые включены в игровую ситуацию, также на содержание разыгрываемых сюжетов и действий. Ребенка, который не хочет быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация и который не учитывает условия игры, сверстники исключают из игры. К целенаправленному сосредоточению и запоминанию ребенка подталкивает потребность в общении со сверстниками и их эмоциональное поощрение. Необходимыми качествами для развития личности являются способность к волевому усилию и целенаправленность [14].

В ролевой игре дети осмысливают свои собственные действия, потребности и переживания и соотносят их с действиями, потребностями и переживаниями других. Встают на точку зрения других, предугадывают возможное поведение и уже на основе этого строят собственное поведение [11].

Игра требует от ребенка таких умений, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Ребенок подражает взаимоотношениям взрослых и создает новую жизненную ситуацию, в которой реализует потребность общения со сверстниками. Формируются то, что требуется в коллективе, например, чуткость, доброта, взаимопомощь, отзывчивость. У детей воспитывается инициатива, настойчивость, изобретательность, умения и навыки работы в коллективе.

Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах.

В длительной игре у детей быстрее вырабатываются умения и привычки к коллективной жизни, растет их самостоятельность в организации своих действий. Формируется умение детей согласовывать свои интересы с интересами коллектива, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

Дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.

Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний и умений, как средство воспитания. Дидактическая игра включает в себя совместную деятельность, требующую определенного уровня коммуникативных умений для ее организации и осуществления, но может носить и индивидуальный характер. В дидактических играх по коммуникативному развитию отрабатываются варианты разрешения конфликтов, дети учатся взаимодействовать, сопереживать и поддерживать друг друга. Дидактические игры позволяют регулировать своё настроение, поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.

Дидактические игры побуждают детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью. Также совершенствуют разговорную речь и обогащают словарь. В дидактических играх у некоторых детей могут возникнуть трудности в игре, и им необходима будет помощь. Также другие дети могут провоцировать конфликты и ребенку нужно научиться их разрешать. Сталкиваясь с разными ситуациями взаимодействия, ребенок будет приобретать опыт общения со сверстниками и приобретать необходимые коммуникативные навыки. В словесно-логических играх активизируется речь, а также развивается умение поддерживать диалог. Благодаря тому, что изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игры, у ребенка также обогащается опыт общения [13].

В процессе теоретического анализа нам удалось выделить такой вид игр, которые специально направлены на развитие у дошкольников навыков общения. Это так называемые коммуникативные игры. Рассмотрим данную категорию более подробно, так как именно данные игры мы планируем использовать в экспериментальной части нашего исследования.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Данный вид игр предназначен для развития у детей умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать друг с другом в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Роль коммуникативных игр в формировании коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста заключается в совместном переживании радости со сверстниками, которая в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, художественного слова, проблемных ситуаций, включение в общий сюжет песенок.

К коммуникативным играм можно отнести детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у дошкольников:

- игры – пластические импровизации, развивающие творческое

воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки», «Дружок ремешок» и др.)

- игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)

- тактильные игры, когда дети прикасаются друг к другу, держатся за руки (подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим...» и многие др.)

- ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство», «Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)

Наиболее популярной формой коммуникативных игр являются танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Сладкий апельсин», «Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.)

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями – в ООД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в работу с детьми среднего дошкольного возраста на развитие у них общения со сверстниками.

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально-положительный микроклимат в группе.

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Итак, в условиях детского сада одной из наиболее эффективных форм развития общения детей является совместная игра, в которой воспитанники действуют одновременно и одинаково. Вступая в коллектив сверстников с уже имеющимся запасом образцов поведения, правил, моральных ценностей, сложившихся у них благодаря влиянию близких взрослых, дети переносят его на общение со сверстниками и игровую деятельность.

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры в процессе обсуждения содержания, распределения ролей, игрового материала и т.п., дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра играет огромную роль в жизни ребенка. Она развивает необходимые коммуникативные навыки в общении со сверстниками. Помогает создать такие ситуации, благодаря которым скованные и необщительные дети раскрываются и вступают в речевое общение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд основополагающих выводов. Проблема развития коммуникативных навыков актуальна, так как на сегодняшний день, можно заметить, что многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Попадая в коллектив, они часто не умеют вступать в контакт с окружающими и выбирать способы общения, стесняются ответить, если к ним кто-то обращается, сами не могут обратиться к другому человеку по своей инициативе. У них не получается поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому такие дети часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Необходимо развивать и поддерживать коммуникативные навыки детей, чтобы у них не возникало проблем в общении, так как это может послужить серьезной угрозой для развития личности ребёнка. Если с рождения лишить человека возможности контактировать с людьми, то он никогда не станет цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Актуальность выбранной нами темы подтверждается положениями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, в котором выделена целая образовательная область, направленная на социально-коммуникативное развитие детей.

Выделенная нами проблема отражена в работах З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А.Репиной и др. ая, Д.Б. Эльконин и др.

Рассматривая ключевое понятие нашего исследования, вслед за Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном под коммуникативными навыками мы понимаем отражение коммуникативной способности, которая формируется, проявляется и совершенствуется в практическом общении, отражается в коммуникативных навыках и умениях.

На основе изучения исследований Л.H. Галигузовой, Е.О. Смирновой мы выделяем следующие особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов, преобладание инициативных высказываний над ответными. В этот период сверстник занимает все большее место в жизни ребенка, бурно развивается сюжетно-ролевая игра, возникает большое количество коммуникативных задач.

Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте является деловое сотрудничество, потребность в нем настолько велика, что дети готовы идти на компромисс. Общение со сверстником эмоционально окрашено, дети начинают проявлять пристальный интерес ко всему, что тот делает. Содержание потребности в общении составляет также стремление к признанию и уважению.

В рамках нашего исследования основным средством развития коммуникативных навыков дошкольников выступает игра.

Согласно современному энциклопедическому словарю, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных и сюжетных действий. В исследованиях ученых отмечено, что игра определяется как деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Важное значение в жизни детей дошкольного возраста имеет игра, которая является центральной деятельностью ребёнка. Именно она помогает создать такие ситуации, благодаря которым скованные и необщительные дети раскрываются и вступают в речевое общение. По мнению В.А. Сухомлинского, игра – это деятельность, которая влияет на развитие личности ребенка, формирование ее свойств и обогащение внутреннего содержания. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра является осмысленной деятельностью. Какой ребенок в игре, таким он во многом будет на работе, когда вырастет. Поэтому воспитание прежде всего происходит в игре.

В процессе теоретического анализа мы рассмотрели разные виды игр и выявили их возможности в развитии коммуникативных навыков. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая развивает общение детей в естественных условиях, существует вид игр, направленный специально на развитие у детей навыков общения. Это коммуникативные игры. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Данный вид игр предназначен для развития у детей умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом в разнообразных жизненных ситуациях.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, художественного слова, проблемных ситуаций, включение в общий сюжет песенок.

Теоретический анализ позволил нам выделить классификацию коммуникативных игр. Это игры – пластические импровизации, игры-зеркала, пластические диалоги в парах, тактильные игры, ритмо – интонационные игры с именами, танцевальные игры, танцы со сменой партнеров.

В игре ребенок осваивает базовые коммуникативные навыки, учится понимать мотивы поведения, у него формируются морально-волевые качества, раскрываются его жизненные ситуации, а главное осваиваются правила человеческого общения, учится выражать эмоции, у него развивается способность к эмпатии и сопереживанию, способность встать на место другого человека. Дети учатся уступать, вносить свой вклад, учитывать интересы других детей, правильно выражать свои мысли, чувства. Соблюдая правила в игре, дети учатся контролировать своё поведение, проявляют большую выдержку, терпение, благодаря этому у них воспитывается воля, они учатся действовать по плану, помогают друг другу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. С помощью неё развивается коммуникативные навыки, которые необходимы для общения с окружающими.

 

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.