Понятие, характеристика и классификация игр для детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие, характеристика и классификация игр для детей дошкольного возраста

2022-10-05 34
Понятие, характеристика и классификация игр для детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А.С. Макаренко говорил о том, что игра имеет тоже значение для ребёнка в жизни, как и для взрослого имеет деятельность, работа или служба. Для ребенка игра не всегда является забавой, для него игра является трудом, в которой он преодолевает себя. Игра – это сама жизнь.

 Детская игра имеет многовековую историю. По мнению В.А. Сухомлинского, игра является первой деятельностью, которой принадлежит значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащения внутреннего содержания [5]. Д. Эльконин определил игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением [9].

Игра выступает потребностью растущего организма, писала Н. К. Крупская и объясняла это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. По её мнению, способом познания окружающего для дошкольников служит именно игра [15].

А.С. Макаренко показал, что игра – это осмысленная деятельность, а радость игры- «радость творческая», «радость победы». По его мнению, игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Какой ребенок в игре, таким он во многом будет на работе, когда вырастет. Поэтому воспитание прежде всего происходит в игре [20]. Дети чувствуют ответственность за выполнение роли и за достижение поставленной цели, в этом и выражается сходство игры с трудом.

«В игре, как в фокусе, в ней собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» - писал С.Л.Рубинштейн. Когда мы наблюдаем за ребенком, мы можем узнать, чем он интересуется, узнать о его представлениях об окружающей жизни, заметить особенности характера, а также отношение к товарищам и взрослым [9].

О прирожденном свойстве нервно-психической организации человека, а именно о безотчетном стремлении понимать окружающее говорил великий отечественный педагог И.М. Сеченов. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обращается ко взрослым, а также в играх. Склонность к подражанию побуждает ребёнка к игре [21].

Игра обладает также и специфическими чертами, среди которых основным является своеобразие мотивов. Игра является самостоятельной и свободной деятельностью, возникающей по личной инициативе ребенка. Она отличается творческим характером и эмоциональной насыщенностью. Развитие игры происходит по мере становления личности ребенка.

Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры) [30].

Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт. Он сгруппировал детские игры, основываясь на идее о единстве физического и психического развития ребенка. Также он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. Все детские игры он поделил на имитационные и подвижные игры. К первым относятся игры подражательного характера. Ко второй группе относятся игры по правилам, организованные на базе предписанных норм, следовать которым необходимо на протяжении игры.

Н.К. Крупская делит детские игры на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта. К первой группе относятся игры, придуманные самими детьми. Они являются творческими, их главная особенность – самостоятельный характер. Ко второй группе относятся игры, придуманные взрослыми (игры с правилами). Данная классификация детских игр носит условный характер.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предложили следующую классификацию: сюжетные или творческие игры (ролевые, режиссёрские, драматизации); игры с правилами или игры-соревнования (подвижные, настольные, словесные). Е.О.Смирновой разделила игры на предметные (процессуальные), сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные). А.К.Бондаренко дидактические игры рассматривала как игры-соревнования, выделяя в них игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.

Классификация детских игр С.А. Новосёловой включает в себя три класса игр: к первой группе относятся игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные и сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные. Ко второй группе относятся игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы,игры-развлечения,интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально-постановочные; Третья группа включает игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные [25].

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы: творческие игры, которые в зависимости от характера творчества детей и от игрового материала, который используется в играх, делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. Игры по правилам - игры, разработанные последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. В этих играх содержание и правила фиксированы. Они могут быть дидактическими и подвижными.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она отличается творческим характером и эмоциональной насыщенностью. Также является самостоятельной и свободной деятельностью, возникающей по личной инициативе ребенка. Существуют различные подходы к классификации детских игр, отличающихся друг от друга признаками, выступающими за их основу. Также, можно отметить, что развитие игры происходит по мере становления личности ребенка.

Итак, в результате теоретического анализа нам удалось выявить виды игр для детей дошкольного возраста. По классификации Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой они подразделяются на следующие группы:

 1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) т.е. самостоятельные игры детей:

· Игра – экспериментирование

· Самостоятельные сюжетные игры:

· Сюжетно – отобразительные

· Сюжетно – ролевые

· Режиссёрские

· Театрализованные

2.Игры, возникающие по инициативе взрослого:

· Дидактические

· Подвижные

· Музыкально-дидактические

· Досуговые игры

· Игры – развлечения

· Интеллектуальные

· Празднично – карнавальные

· Театрально – постановочные

· Традиционные или народные

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.