Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

2022-10-05 40
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый человек ещё в раннем возрасте должен приобрести опыт общения с окружающими людьми для того, чтобы стать полноценно развитой личностью. Без общения невозможна социализация, то есть вхождение в мир людей. Если с рождения лишить человека возможности контактировать с людьми, то он никогда не станет цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Внешне он напоминал бы человека, но всё равно оставался бы полуживотным. В литературе описаны многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что люди, находившиеся без человеческого общения, всё же остаются биологическими существами в своем психическом развитии. Но они так и не могли научиться человеческой речи и элементарным формам общения между людьми.

Общение является одним из главных условий полноценного развития ребёнка. Оно имеет структурную организацию, компонентами которой служат предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. Содержание данных компонентов меняется на протяжении дошкольного возраста, а именно совершенствуются его средства, среди которых основным становится речь.

Речь является универсальным средством общения, мышления и организации действий. Такие психические процессы как внимание, память, воображение, восприятие и мышление опосредованы речью. Общение формирует личность ребёнка, оно присутствует во в всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка.

Взаимодействие ребёнка со взрослыми, отношение к нему как к личности и учет сформированности коммуникативной потребности на каждом этапе развития являются, по мнению психологов, важными факторами становления общения. Общаясь, дети обогащают социальный опыт, получают новые знания и умения, у них развивается речь и закладывается характер, формируется система ценностей и потребностей. Если ребенок мало коммуникатирует со взрослыми и сверстниками, то темп развития его речи и других психических процессов замедляется. Это отрицательно влияет на психические процессы ребёнка, а также затрудняет его общение с окружающими и задерживает формирование познавательных процессов. А это, в свою очередь, препятствуют формированию полноценной личности.

Проблема формирования коммуникативных навыков имеет отношение к более общей проблеме – проблеме общения как психологическому феномену. Рассмотрим такие понятия, как коммуникация, коммуникативные навыки и общение.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что коммуникация – это сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [28]. В работах И. А. Зимней под коммуникацией понимается процесс двустороннего обмена информацией, который ведет к обоюдному пониманию [10]. Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно оценочного характера» [27].

 «Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей» считает Г.М. Андреева. По её мнению, коммуникативный процесс состоит из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (не менее двух). Они должны жестикулировать, говорить, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее об эмоциях, переживаемых в данный момент, то есть совершать действие, обозначающее общение [3].

Понятия «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн определили, как отражение коммуникативной способности. По их мнению, коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение, она формируется, проявляется и совершенствуется в практическом общении, отражается в коммуникативных навыках и умениях. Особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков [28].

По мнению М. И. Лисиной, общение – это взаимосвязь, сотрудничество двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, а также налаживания отношений [19].

Согласно исследованиям социального подхода, общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамическое взаимодействие общества и личности [8].

Также общение играет важную роль в формировании психики человека, ее развитии. Личность людей складывается и функционирует только в отношениях с окружающими людьми. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.C. Выготским. Он писал о том, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [6]. По его мнению, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. Л.С. Выготский считал, что развитие психики происходит в процессе общения [7]. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними. В его работах наблюдается взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый» в психическом развитии детей: «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием, самостоятельно» [6].

По мнению В.Н. Мясищева, в общении проявляются отношения человека, имеющие следующие характеристики: отрицательный или положительный характер, избирательность и активность. Формой общения и отношения является обращение человека с человеком. Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, проявляются в личностных свойствах каждого из общающихся, а также в обстоятельствах общения и в характере малой группы, которую образуют данные люди. Также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может изменять и перестраивать различные характеристики психических состояний, психических процессов и свойств человека [23].

Также, М. И. Лисиной была предложена классификация форм общения детей со взрослыми с рождения до 7 лет. К ним относятся такие формы, как ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Ситуативно личностная (непосредственно-эмоциональная) - 0-0,2. В данная форме общения у ребенка наблюдается потребность в доброжелательном внимании взрослого. Близкие взрослые удовлетворяют все его первичные потребности и обеспечивают выживание ребёнка. Основными средствами общения являются экспрессивно - мимические операции. Ведущим мотивом в данной форме общения является личностный мотив. Взрослый является центральным объектом познания и деятельности, источником ласки и внимания. Значение формы общения в общем развитии психики: неспецифическая общая активизация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 0-0,6. Общение развёртывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности. У ребенка также присутствует потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ведущий мотив общения – деловой. Взрослый является партнером в игре, образцом для подражания, экспертом по оценке знаний и умений, а также помощником, участником и организатором совместной предметной деятельности. Средствами общения выступают предметно-действенные операции. Значение - развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи. Внеситуативно-познавательный (3-4 года). Ребенок общается со взрослым на фоне совместной и самостоятельной деятельности по ознакомлению с физическим миром. В данной форме общения у ребенка возникает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. Познавательный мотив является ведущим. Взрослый является источником познания о объектах, партнером по обсуждению причин и связей в физическом мире. Речевые операции являются средствами общения в данной форме. Значение - первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. Внеситуативно-личностная (5-6). Общение происходит на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и проходит в форме самостоятельных эпизодов. У ребенка возникает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании от взрослого. Ведущий мотив – личностный. Взрослый является целостной личностью, которая обладает знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. В данной форме общения средствами общения также выступают речевые операции. Значение - приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению. [19].

По мнению А. В. Петровского, общение является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности [27]. Г. М. Андреева определяет общение, как процесс взаимодействия между людьми. Его суть заключается в восприятии и понимании участниками друг друга, а также в обмене информацией. Субъекты общения - люди, живые существа. Общение характерно для любых живых существ. Но процесс общения становится осознанным и связанным вербальными и невербальными актами лишь на уровне человека [3]. А. А. Леонтьев говорил о том, что общение является одним из видов деятельности [16].

Если рассматривать понятие общение с точки зрения деятельностного подхода, то общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно потребность в общении выступает у человека на первый план. Именно через общение мы можем получать и передавать информацию, на основе которой можем развиваться [32].

В зависимости от целей, содержания, средств общение можно поделить на несколько видов. Р.С. Немов представил следующую классификацию: по содержанию общение может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). По средствам: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди) [24].

Р.С. Немов описал основные этапы развития общения, которые проходят вплоть до поступления в школу. 1 этап - от рождения до 2—3 месяцев. Контактное общение, которое служит средством удовлетворения органических потребностей ребёнка. Примитивная мимика и элементарная жестикуляция являются основными средствами общения на данном этапе. Второй этап (возраст от 2-3 месяцев до 8-9) связан с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях, он является начальным этапом познавательного общения. Третий этап - возраст от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года. На данном этапе возникает координированное, вербально-невербальное общение, которое обслуживает когнитивные потребности ребёнка. Также происходит переход к использованию языка как средства общения. Четвёртый этап (от 1,5 года до 3 лет) - возникает деловое и игровое общение, которое связанно с появлением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения. На пятом этапе (от 3 до 6—7 лет) происходит становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Возникает развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры [24].

От того, на сколько сформированы и развиты коммуникативные навыки и умения зависит наше развитие, наша актуализация. К средствам общения относятся: язык (система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, которые используются для общения), интонация (придает разный смысл одной и той же фразе), мимика (дополняет смысл общения), жесты (могут быть как общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, служить для большей выразительности речи) [4].

М.И. Лисина выделила компоненты коммуникативной деятельности дошкольников. В них входит наличие предмета общения - другого человека (ровесника или взрослого), который является партнером по общению и его субъектом. Также потребность в общении – стремление и желание каждого ребенка познавать окружающей мир, оценивать себя и других людей, включая, сверстников. Коммуникативные мотивы - являются ведущими мотивами общения, так как они выступают социальным фактором, благодаря которому осуществляется коммуникативный процесс. Мотив общения связан с личностными качествами самого ребенка, его эмоциями и чувствами. Также действие общения. Оно выступает в качестве единицы коммуникативной деятельности, может быть адресовано как другому человеку, так и целой группе. К компонентам коммуникативной деятельности М.И.Лисина отнесла задачи общения, способствующие целенаправленному и неосознанному использованию разнообразных действий, которые совершаются в процессе общения. Довольно часто можно наблюдать противоречие, когда задачи и мотивы в коммуникативном процессе не совпадают. Также входят средства общения, способствующие быстрому осуществлению всех действий на вербальном и невербальном уровне. Разнообразные продукты общения, появляющиеся в процессе общения [17].

М. И. Лисина также в своих исследованиях выявила четыре стадии развития потребности в общении ребёнка в онтогенезе [18]. На первой стадии развития –от 2 до 6 месяцев - доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. На второй стадии (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве в раннем и младшем дошкольном возрасте. Третья стадия (от 3 до 5 лет) – в среднем дошкольном возрасте у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Четвёртая стадия (6-7 лет) – к концу дошкольного возраста у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.

А.Г. Рузской и М.И. Лисиной были выделены особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками. К ним относятся: нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность их действий; большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий; эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании экспрессивно-мимических средств и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику; доминирование инициативных действий над ответными, которые проявляются в неспособности ребенка продолжить и развить диалог, который может подвергнуться распаду из-за отсутствия ответной реакции и вызвать конфликты между сверстниками [19].

Коллектив исследователей под руководством А.Г. Рузской выделил три формы общения дошкольников со сверстниками:1) Эмоционально –практическая (от 2 до 4 лет). Ребенок стремится к самовыражению и ждет участия сверстника в своих играх. Дошкольник старается привлечь внимание сверстника и получить ответную реакцию, то есть эмоциональный отклик. На данном этапе дети воспринимают в сверстнике только его отношение к своей личности. Эмоционально-практическое общение полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия детей и от практических действий сверстника, то есть является ситуативным. Экспрессивно-мимические движения являются основными средствами такого общения. По достижению трехлетнего возраста, ребенок все больше пользуется речью в общении с другими людьми, но она все еще имеет ситуативный характер и является средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях. 2) Ситуативно-деловая (от 4 лет до старшего дошкольного возраста). В данный период более привлекательным партнером для общения является именно сверстник. Сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер. Общение в ней осуществляется как на уровне игровых взаимоотношений, так и на уровне реальных отношений, которые существуют вне игрового сюжета между детьми (дети договариваются и распределяют игровые роли, обсуждают условия игры, оценивают и контролируют действия других). В процессе ситуативно–делового общения у детей наблюдается потребность в сотрудничестве, в признании и уважении сверстника. Речевые средства доминируют на данном этапе. 3)Внеситуативно-деловая (конец дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей). На этом этапе наблюдается общение детей, которое не связано с конкретными предметами и действиями. То есть дошкольники могут на протяжении длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. А также они обращают внимание и учитывают желания других, их интересы и настроение. Предпосылки развития дружеских отношений возникают к концу дошкольного возраста. Также формируются устойчивые избирательные привязанности по отношению к своим сверстникам. На протяжении всего дошкольного возраста возрастает дифференциация положения детей в детском коллективе: одни становятся предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. Это может быть связано с различными факторами. Способность к сопереживанию, помощи сверстникам, а также умение выстраивать взаимодействие являются наиболее значимыми [29].

Теоретический анализ позволяет выделить у дошкольников четыре характеристики коммуникативных действий сверстников.

Первое - разнообразие коммуникативных действий и расширенный их диапазон. Именно в общении сверстников проявляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и т.д.

Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов, связана с тем, что, начиная со старшего дошкольного возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Третья характеристика средств общения со сверстником заключается в их нестандартности и нерегламентированности. При взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные средства. Нерегламентированность общения дошкольников позволяет партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных проявлений ребенка. С возрастом контакты сверстников все более опосредуются социальными нормами и правилами. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использованные самобытных, непредсказуемых средств - относительная черта контактов ровесников до конца дошкольного возраста.

Четвертая особенность коммуникаций дошкольников - преобладания инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л.Б. Митяевой и Е.О. Смирновой существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником.

Обобщая значение общения детей со сверстниками, можно сказать, что это общение способствует приобретению дошкольниками основных навыков жизни в коллективе. Важная функция данного опыта в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях состоит в том, что он служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Многие исследователи (С.В. Проняева, О.А. Черенкова и др.) уделяют внимание развитию коммуникативных навыков и умений у дошкольников. О.А. Черенкова выделяет следующие коммуникативные навыки в структуре общения дошкольников:

– информационно-коммуникативные (умение начать, поддержать и закончить общение, заинтересовать собеседника);

– умение ориентироваться в ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понимать мотивы, намерения противоположной стороны); умение использовать вербальные и невербальные коммуникативные средства (вежливые слова и знаки);

– регуляционно-коммуникативные (умение согласовывать свои действия, убеждения с желаниями партнеров; стремление к взаимопомощи в ходе общения; умение разрешать конфликтные ситуации приемлемыми средствами);

– аффективно-коммуникативные (умение выражать свои интересы, эмоции и чувства в ходе общения; способность к сопереживанию, отзывчивости, эмпатии, умение распознавать и адекватно реагировать на эмоции собеседника).

С.В. Проняева говорит о последовательном формировании коммуникативных навыков дошкольников и выделяет три этапа:

– создание мотивации к коммуникативной деятельности и приобретение навыков общения;

– знакомство детей со способами и средствами коммуникативной деятельности и формирование навыков общения в творческой деятельности;

– творческое применение коммуникативных умений.

Известно, что общение может осуществляться разными коммуникативными средствами. При этом важно уметь внешне выражать свое внутреннее состояние, свои эмоции и чувства, правильно распознавать эмоциональное состояние партнера по общению. Формирование коммуникативных навыков требует развития у детей эмоционального восприятия окружающего мира. При непосредственном человеческом общении значительная часть информации о собеседнике передается именно благодаря коммуникативному поведению: мимика, пантомима, высота голоса, темп речи. Незаменимые возможности для этого предоставляются ребенку в игре.

Многие педагоги отмечают незаменимость игровой деятельности в формировании коммуникативной сферы, подчеркивая, что эта форма деятельности в дошкольном возрасте является ведущей. Как отмечают Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, «игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его совместной деятельности». В следующем параграфе мы рассматриваем педагогический потенциал игры с целью дальнейшего его применения в области формирования у детей коммуникативных навыков.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.