История эпохи просвещения в России — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История эпохи просвещения в России

2022-10-05 32
История эпохи просвещения в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов

Восемнадцатый век стал эпохой просвещения в России - эпохой развития и становления русской культуры. В этот период был создан первый русский театр, строились великолепные сооружения, переживали свой расцвет литература и искусство.

В это время творили Кантемира, Ломоносов и Тредиаковский, пропагандирующие идеалы общественной ценности человека, его научного развития. Естественно такой всплеск в культуре был вызван ни чем иным как веянием просветительских идей из европейских стран.

Образование

Реформы петровского времени, необходимость практичес­кого осуществления экономических, политических. военных и культурных преобразований еще более обострили потребность в образованных людях. Приглашение нужных специалистов из европейских стран и обучение российской молодежи за гра­ницей не могли обеспечить решение этой проблемы. Развитие образования и просвещения в России становится важной госу­дарственной задачей.

В петровское время не сложилось единой системы образова­ния, но были заложены основы начального и профессиональ­ного светского и духовного обучения. Несмотря на все трудно­сти и неустройства (нехватка учителей, учеников, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые светские школы дали немалое количество обра­зованных людей, которые обеспечили проведение реформ, спо­собствовали общему подъему русской культуры. Развитие из­дательского дела, реформа шрифта, появление первой печат­ной газеты, возникновение новых библиотек также создавали более благоприятные условия для развития образования. Создан научно­-просветительский центр — Академия наук. В ее состав входи­ли университет и гимназия. Среди первых приглашенных за­рубежных ученых были такие крупные профессора, как Д. Бернулли, Л. Эйлер, Ж. З. Делиль.

Важнейшим событием стало основание Елизаветой Мос­ковского университета. В университете было три факультета: юриди­ческий, философский и медицинский. Появились профессионально-художе­ственные училища, танцевальная школа, академия художеств в Петер­бурге совмещавшая три ста­дии обучения — начальную, среднюю и высшую, стала круп­ным центром образования в области живописи, скульптуры и архитектуры. Были открыты: Смольный институт, училище при Академии художеств, воспитательные дома — в Москве и Пе­тербурге, Общество благородных девиц в Петербурге с отделе­нием для мещанских девиц, коммерческое училище, а также преобразованы кадетские корпуса.

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которому также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного, целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» и «Всеобщая сферическая тригонометрия». Екатерина II предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик ТовийЛовиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

Архитектура и искусство

Зарубежное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинскогостиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный.

Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

В Изобразительном искусстве традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.

Первые русские художники, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (А. Шлютер, Л. Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами.

После открытия Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.

Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ. Появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого. Музыкантов ко двору часто приглашали из-за границы. Среди русских исполнителей известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский.

В Петербурге была открыта будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой Императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу. За ней вскоре последовала ещё одна, под руководством ФранческоАрайи, которая оставалась в Петербурге. В основном опера в то время исполнялась на итальянском языке, но Арайя написал и одну оперу на либретто Сумарокова, исполнявшуюся по-русски, открыв тем самым новую эпоху в русской музыке.

ФранческоАрайя не был единственным композитором, чьи оперы исполнялись на русской сцене. Кроме него для русской оперы писали музыку и другие зарубежные композиторы, такие как Галуппи, Иван Керцелли и др. В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Либретто все чаще писали на русском языке, как для опер «Анюта» на текст Михаила Попова и «Мельник-колдун» на текст Александра Аблесимова, музыку которой написал Михаил Соколовский. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и Екатерина II, также писавшая либретто для опер.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле. Ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин, драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и публично сожжена.

Заключение

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, но и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в Англии и распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется. В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем. Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека. Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения: 1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования. 2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем. 3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом. Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

 

Список литературы

Пасхарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения., 2001.

Бепольская И.А. Французское Просвещение: особенности развития, мотивы, образы. 2001.

Радищев А.Н. Полн. собр. соч. 1938.

Кант И. Соч. Т. 4. 1965.

Белинский В.Г. Полн. собр. Соч 1956.

 Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 1978.

Аверинцев С., С. Два рождения европейского рационализма., 1989.

Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения., 1972. № 4.

История философии и вопросы культуры., 1975.

Кузнецов В., Н. Вольтер и философия французского Просвещения. XVIII века., 1965.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.