Учение о человеческой природе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Учение о человеческой природе

2022-10-05 66
Учение о человеческой природе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат:

«Культура просвещения в Европе и России»

 

 

Выполнила: Романко К. В. СтД-21

Руководитель: Боднарчук Д.В.

 

Санкт-Петербург

2020г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….…3

2.Философия эпохи просвещения……….……………………………….….4

2.1Рационализм……………………………………………………………….4

2.2Учение о человеческой природе……………………………………..…..5

2.3Общественный и политико-правовой идеал…………………………….8

2.4Социально философское значение Французского Просвещения…….10

3.Западноевропейская Эпоха Просвещения…………………………...…..11

3.1Ценности эпохи просвещения……………………………………...........11

3.2Права человека…………………………………………………..……….13

3.3Идея об образования…………………………………………..…………15

3.4Духовная культура Просвещения…………………………….…………16

4.Русская эпоха Просвещения……………………………………………...18

4.1История Эпохи Просвещения в России………………….…...………...18

4.2Образование……………………………………………………...………19

4.3Наука…………………………………………………………….………..20

4.4Архитектура и искусство…………………………………….………….21

5. Заключение……………………………………………………..…………25

6. Список литературы……………………………………………..………...27

 

 

 

Введение

Эпоха Просвещения— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

 

 

Философия Эпохи Просвещения

Рационализм

ХУШ век в истории Западной Европы называют эпохой Просвещения. Она ярко проявилась в английской философии (Гоббс, Локк), во Франции (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах), Германии (Лессинг, Гердер, молодой Кант). Важнейшей характеристикой философии эпохи Просвещения является рационализм. При характеристике эпохи Просвещения, понятие рационализм используется в более широком смысле как методологическая установка прогрессивных сил общества при ориентации человека в практической деятельности и познании. Для рационализма в этом смысле характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. В этом плане рационализм противоположен иррационализму, который появляется в период кризиса общественных структур и связан с пессимистическими оценками познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека.

В этот период рационализм, очень разнообразный по своим установкам, выступал в борьбе против феодализма и католицизма с общих позиций. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек по своей природе есть существо разумное. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек призван перестроить мир на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод.

Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию «рационализм», при котором он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественное настроение определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития, и на основе этих умонастроений вырабатывающий определенные методологические установки для ориентации человека в практической деятельности и познании.

Западноевропейская эпоха Просвещения

Ценности эпохи просвещения

Эпоха Просвещения занимает всего век в европейской истории, однако ее значение очень велико, что подтверждают эпитеты «Век разума» и «Золотой век утопизма». Период прощания с феодализмом и развитием новой общественно-экономической формации в любом обществе связан с просвещением. Просвещение видит свою задачу в просвещении всех слоев населения, а значит оно в основе своем демократично. Донести свои идеи в воспитании и образовании просветители пытались буквально до каждого. Они были великими идеалистами, стремящимися построить идеальное общество на основах равенства и братства.

 Как великая эпоха Просвещение имела свои ценности, которые стали базовыми на многие последующие эпохи. Можно говорить о социальных ценностях, научных и философских, художественных.

 Социальные ценности эпохи Просвещения, в первую очередь связаны с идеями гуманизма, в основе которых лежало признание ценности каждого человека вне зависимости от происхождения, расовой принадлежности, благосостояния. Приверженцы этих идей осуждали социальное неравенство, выступали против эксплуатации человека человеком. В обществе были сильны антифеодальные настроения.

 К социальным же ценностям следует отнести и веру в возможность построить идеальное общество. Просветители свято верили в то, что воспитанием и соответствующим гуманным образованием, возможно изменить среду, формирующую личность, и построить идеальное общество. Столько произведений об этом не рождала ни одна другая эпоха. Приверженцы просвещения ратовали за просвещенный абсолютизм, т.е. монархи должны заботиться об образовании масс. Просветители критиковали церковь, критически относились к общепринятым духовным и интеллектуальным ценностям, которые по-прежнему находились под сильным влиянием религиозной доктрины.

Научные ценности Просвещения. В данном случае под понятием "научные ценности" подразумеваются не конкретные научные достижения, хотя это время расцвета математики и естественных наук, а то, что наука выходит из узкого круга ученых и становится, наряду с философией и религией, предметом обсуждения в модных светских салонах. Литераторы, ученые, публицисты стараются доступно донести до масс научные достижения. В качестве примера можно привести французскую энциклопедию Д. Дидро. Недаром эту эпоху называют «Веком разума». Интерес к науке обусловлен рационализмом, под которым просветители понимали то, что только с помощью разума человек может постичь законы природы. Они считали, что необходимо строить общество рационально, а люди должны действовать разумно.

 Художественная культура Просвещения В первую очередь, следует отметить так называемую светскость этого вида культуры. Это означает, что из всех сфер – живопись, архитектура, литература вытесняются религиозные начала. Такое явление связано с тем, что просветители критиковали религию и ставили разум выше нее. В этот период впервые в архитектуре светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым. Салоны – это новый вид связей искусства и общества. Они играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, а так же являлись местом, где дискутировали по важным государственным вопросам. В литературе развивается жанр «философский роман». Идеи построения идеального общества нашли в нем свое отражение. Главный герой – это, как правило, интеллектуал, часто деятеля искусства или науки, стремящийся изменить мир. Часто в уста такого персонажа идеи автора по переустройству мира, а переписка героев служит для обсуждения проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др. В своих произведениях просветители пропагандируют необходимость чтения книг и получения образования. Имена, с которыми связаны литературные достижения эпохи, это: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, М. Ломоносов, и многие другие. 

Права человека

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права — это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Век Просвещения иначе поставил гуманистическую задачу, он заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума — гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом построения такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т. Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Виржинии, которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, — все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

3.3 Идея об образовании

В конце XVIII в. группа немецких педагогов во главе с. И. Г Фихте (1762 — 1814), вдохновленная идеалами Просвещения, выступила с рядом проектов, которые могли, по их убеждению, способствовать объединению и демократическому обновлению Германии. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма.

И. Г. Кацпе провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Исходя из убеждения о том, что общество должно соблюдать права каждого человека и дать ему возможность свободного развития, Кампе указывал на правомерность свободы совести в школе, в частности непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.

Ф. Фенелон на закате жизни перешел в оппозицию к абсолютистскому режиму. Сравнительно демократические взгляды отразились в педагогических суждениях Фенелона. Он отвергал в воспитании авторитарность, полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка. Фенелон — один из первых педагогов нового времени, составивший размышления о женском образовании — трактат "Воспитание девиц". Он считал, что необходимо не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей.

Ш. Роллен допускал совместное воспитание детей до 6 —7-летнего возраста. Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков французского языка. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествознания и математики. По его мнению, выпускник колледжа должен приобрести "способность действовать". Роллен придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" людей. Ведущая роль в воспитании отводилась наставнику.

Ш. Л Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении и судьбе личности. Дени Дидро утверждал, что если предоставить сыну расти так, "как растет трава", то, "когда этот маленький дикарь вырастет... к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины".

С критикой учения о врожденном характере результатов воспитания выступал и Вольтер. писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления".

ЭтъенКондильяк полагал, что содержание школьного образования должно следовать "историческому порядку открытий человечества", поскольку школьнику необходимо мысленно пройти тот же путь, что прошло человечество, будучи максимально самостоятельным и инициативным.

Русская эпоха Просвещения

Образование

Реформы петровского времени, необходимость практичес­кого осуществления экономических, политических. военных и культурных преобразований еще более обострили потребность в образованных людях. Приглашение нужных специалистов из европейских стран и обучение российской молодежи за гра­ницей не могли обеспечить решение этой проблемы. Развитие образования и просвещения в России становится важной госу­дарственной задачей.

В петровское время не сложилось единой системы образова­ния, но были заложены основы начального и профессиональ­ного светского и духовного обучения. Несмотря на все трудно­сти и неустройства (нехватка учителей, учеников, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые светские школы дали немалое количество обра­зованных людей, которые обеспечили проведение реформ, спо­собствовали общему подъему русской культуры. Развитие из­дательского дела, реформа шрифта, появление первой печат­ной газеты, возникновение новых библиотек также создавали более благоприятные условия для развития образования. Создан научно­-просветительский центр — Академия наук. В ее состав входи­ли университет и гимназия. Среди первых приглашенных за­рубежных ученых были такие крупные профессора, как Д. Бернулли, Л. Эйлер, Ж. З. Делиль.

Важнейшим событием стало основание Елизаветой Мос­ковского университета. В университете было три факультета: юриди­ческий, философский и медицинский. Появились профессионально-художе­ственные училища, танцевальная школа, академия художеств в Петер­бурге совмещавшая три ста­дии обучения — начальную, среднюю и высшую, стала круп­ным центром образования в области живописи, скульптуры и архитектуры. Были открыты: Смольный институт, училище при Академии художеств, воспитательные дома — в Москве и Пе­тербурге, Общество благородных девиц в Петербурге с отделе­нием для мещанских девиц, коммерческое училище, а также преобразованы кадетские корпуса.

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которому также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного, целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» и «Всеобщая сферическая тригонометрия». Екатерина II предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик ТовийЛовиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

Архитектура и искусство

Зарубежное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинскогостиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный.

Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

В Изобразительном искусстве традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.

Первые русские художники, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (А. Шлютер, Л. Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами.

После открытия Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.

Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ. Появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого. Музыкантов ко двору часто приглашали из-за границы. Среди русских исполнителей известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский.

В Петербурге была открыта будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой Императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу. За ней вскоре последовала ещё одна, под руководством ФранческоАрайи, которая оставалась в Петербурге. В основном опера в то время исполнялась на итальянском языке, но Арайя написал и одну оперу на либретто Сумарокова, исполнявшуюся по-русски, открыв тем самым новую эпоху в русской музыке.

ФранческоАрайя не был единственным композитором, чьи оперы исполнялись на русской сцене. Кроме него для русской оперы писали музыку и другие зарубежные композиторы, такие как Галуппи, Иван Керцелли и др. В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Либретто все чаще писали на русском языке, как для опер «Анюта» на текст Михаила Попова и «Мельник-колдун» на текст Александра Аблесимова, музыку которой написал Михаил Соколовский. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и Екатерина II, также писавшая либретто для опер.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле. Ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин, драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и публично сожжена.

Заключение

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, но и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в Англии и распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется. В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем. Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека. Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения: 1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования. 2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем. 3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом. Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

 

Список литературы

Пасхарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения., 2001.

Бепольская И.А. Французское Просвещение: особенности развития, мотивы, образы. 2001.

Радищев А.Н. Полн. собр. соч. 1938.

Кант И. Соч. Т. 4. 1965.

Белинский В.Г. Полн. собр. Соч 1956.

 Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 1978.

Аверинцев С., С. Два рождения европейского рационализма., 1989.

Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения., 1972. № 4.

История философии и вопросы культуры., 1975.

Кузнецов В., Н. Вольтер и философия французского Просвещения. XVIII века., 1965.

Реферат:

«Культура просвещения в Европе и России»

 

 

Выполнила: Романко К. В. СтД-21

Руководитель: Боднарчук Д.В.

 

Санкт-Петербург

2020г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….…3

2.Философия эпохи просвещения……….……………………………….….4

2.1Рационализм……………………………………………………………….4

2.2Учение о человеческой природе……………………………………..…..5

2.3Общественный и политико-правовой идеал…………………………….8

2.4Социально философское значение Французского Просвещения…….10

3.Западноевропейская Эпоха Просвещения…………………………...…..11

3.1Ценности эпохи просвещения……………………………………...........11

3.2Права человека…………………………………………………..……….13

3.3Идея об образования…………………………………………..…………15

3.4Духовная культура Просвещения…………………………….…………16

4.Русская эпоха Просвещения……………………………………………...18

4.1История Эпохи Просвещения в России………………….…...………...18

4.2Образование……………………………………………………...………19

4.3Наука…………………………………………………………….………..20

4.4Архитектура и искусство…………………………………….………….21

5. Заключение……………………………………………………..…………25

6. Список литературы……………………………………………..………...27

 

 

 

Введение

Эпоха Просвещения— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

 

 

Философия Эпохи Просвещения

Рационализм

ХУШ век в истории Западной Европы называют эпохой Просвещения. Она ярко проявилась в английской философии (Гоббс, Локк), во Франции (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах), Германии (Лессинг, Гердер, молодой Кант). Важнейшей характеристикой философии эпохи Просвещения является рационализм. При характеристике эпохи Просвещения, понятие рационализм используется в более широком смысле как методологическая установка прогрессивных сил общества при ориентации человека в практической деятельности и познании. Для рационализма в этом смысле характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. В этом плане рационализм противоположен иррационализму, который появляется в период кризиса общественных структур и связан с пессимистическими оценками познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека.

В этот период рационализм, очень разнообразный по своим установкам, выступал в борьбе против феодализма и католицизма с общих позиций. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек по своей природе есть существо разумное. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек призван перестроить мир на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод.

Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию «рационализм», при котором он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественное настроение определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития, и на основе этих умонастроений вырабатывающий определенные методологические установки для ориентации человека в практической деятельности и познании.

Учение о человеческой природе

Первым крупным мыслителем нового времени, который детально и всесторонне рассмотрел вопрос о человеческой природе был Томас Гоббс (1588–1679). По мнению этого философа, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Разница между людьми не настолько велика, чтобы можно было каким-то образом претендовать на благо для себя. Однако из-за равенства (проистекает, как полагает Гоббс, взаимное недоверие. Из равенства (способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей.

За любым побуждением человеческой души Гоббс видел механические причины. Он считал, что в «естественном состоянии» людей трудно зафиксировать добро или зло, справедливость для всех людей. Поскольку никаких правил и законов, кроме собственных вожделений, люди не обнаруживали, то они решили как-то изменить положение. «Аристотель и другие языческие философы, — писал Гоббс, — делают критерием добра и зла влечения людей. И это совершенно правильно, пока мы предполагаем людей живущими в состоянии, при котором каждый управляется своим собственным законом. Ибо в том состоянии, когда люди не имеют других законов, кроме своих собственных влечений, не может быть общего правила относительно добрых и злых деяний».

В природе человека Гоббс усматривает три основные причины войны: соперничество, недоверие и жажду славы. Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Когда идёт война, ничто не может быть несправедливым. Сила и коварство на войне являются двумя кардинальными добродетелями.

В концепции Гоббса отчётливое разделение человеческой природы на две стороны: ту, которая изначально присуща человеку как животному, и ту, что благодаря разуму позволяет сдерживать эгоистические, индивидуалистические порывы. В желании обосновать позитивный потенциал человеческой природы Гоббс выходит за рамки антропологической мысли и, по существу, устремляется к социальной философии.

Так же как и Гоббс, Джон Локк (1632–1704) видел в человеческой природе прежде всего проявления человеческого сознания и психики. Если его предшественник концентрировал внимание на негативных свойствах человека, то Локк был склонен думать о человеке иначе. Он видел, что индивид способен к самодисциплине, и поэтому описывал естественное состояние не как «войну всех против всех», а как атмосферу свободы, равенства, независимости, осознания взаимных обязанностей.

Поскольку Локк исходил из чувственного, эмпирического опыта, огромное значение имела его критика врождённых идей. Моральные принципы, следовательно, не коренятся в самой человеческой природе. Однако по своей естественной и неизменной природе люди тянутся к наслаждениям и избегают страданий. Добро, следовательно, есть то, что способно вызвать наше удовольствие либо уменьшить наше страдание. Зло же по самому своему определению принципиально направлено против человеческих удовольствий.

По мнению Локка, наши страсти движимы добром и злом. Но каждая страсть, как полагал философ, имеет в своей основе некую идею. Так, каждый размышляющий человек при мысли о наслаждении, которую он может получить от какой-то вещи, имеет идею, называемую любовью. Мысль о страдании рождает ненависть. Итак, «идеи любви и ненависти есть только состояния души по отношению к удовольствию и страданию вообще, независимо от того, чем они были вызваны в нас».

Апеллируя к природному равенству людей, просветители обосновывают борьбу за социальное равенство. По их убеждению надо прислушиваться к природе, ибо она никогда не обманывает и всегда права.

О воспитании. Надо предоставить


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.