Социально-философское значение Французского Просвещения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социально-философское значение Французского Просвещения

2022-10-05 28
Социально-философское значение Французского Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-философское значение французского Просвещения определяется несколькими моментами.

Во-первых, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.

На почве философской антропологии вырастали социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Теория общественного договора именно во Франции приобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо, которая так и называется «Об общественном договоре», сформулированы ее основные принципы. Предпосылкой общественного союза является «естественное состояние», в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь, собственность, свободу. Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье - государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина. Поскольку правительство действует ради общего блага, то ему необходимо подчиняться. На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Во-вторых, Французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя.

В-третьих, утверждение преобразования мира на основе разума, т. е практический рационализм. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Западноевропейская эпоха Просвещения

Ценности эпохи просвещения

Эпоха Просвещения занимает всего век в европейской истории, однако ее значение очень велико, что подтверждают эпитеты «Век разума» и «Золотой век утопизма». Период прощания с феодализмом и развитием новой общественно-экономической формации в любом обществе связан с просвещением. Просвещение видит свою задачу в просвещении всех слоев населения, а значит оно в основе своем демократично. Донести свои идеи в воспитании и образовании просветители пытались буквально до каждого. Они были великими идеалистами, стремящимися построить идеальное общество на основах равенства и братства.

 Как великая эпоха Просвещение имела свои ценности, которые стали базовыми на многие последующие эпохи. Можно говорить о социальных ценностях, научных и философских, художественных.

 Социальные ценности эпохи Просвещения, в первую очередь связаны с идеями гуманизма, в основе которых лежало признание ценности каждого человека вне зависимости от происхождения, расовой принадлежности, благосостояния. Приверженцы этих идей осуждали социальное неравенство, выступали против эксплуатации человека человеком. В обществе были сильны антифеодальные настроения.

 К социальным же ценностям следует отнести и веру в возможность построить идеальное общество. Просветители свято верили в то, что воспитанием и соответствующим гуманным образованием, возможно изменить среду, формирующую личность, и построить идеальное общество. Столько произведений об этом не рождала ни одна другая эпоха. Приверженцы просвещения ратовали за просвещенный абсолютизм, т.е. монархи должны заботиться об образовании масс. Просветители критиковали церковь, критически относились к общепринятым духовным и интеллектуальным ценностям, которые по-прежнему находились под сильным влиянием религиозной доктрины.

Научные ценности Просвещения. В данном случае под понятием "научные ценности" подразумеваются не конкретные научные достижения, хотя это время расцвета математики и естественных наук, а то, что наука выходит из узкого круга ученых и становится, наряду с философией и религией, предметом обсуждения в модных светских салонах. Литераторы, ученые, публицисты стараются доступно донести до масс научные достижения. В качестве примера можно привести французскую энциклопедию Д. Дидро. Недаром эту эпоху называют «Веком разума». Интерес к науке обусловлен рационализмом, под которым просветители понимали то, что только с помощью разума человек может постичь законы природы. Они считали, что необходимо строить общество рационально, а люди должны действовать разумно.

 Художественная культура Просвещения В первую очередь, следует отметить так называемую светскость этого вида культуры. Это означает, что из всех сфер – живопись, архитектура, литература вытесняются религиозные начала. Такое явление связано с тем, что просветители критиковали религию и ставили разум выше нее. В этот период впервые в архитектуре светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым. Салоны – это новый вид связей искусства и общества. Они играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, а так же являлись местом, где дискутировали по важным государственным вопросам. В литературе развивается жанр «философский роман». Идеи построения идеального общества нашли в нем свое отражение. Главный герой – это, как правило, интеллектуал, часто деятеля искусства или науки, стремящийся изменить мир. Часто в уста такого персонажа идеи автора по переустройству мира, а переписка героев служит для обсуждения проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др. В своих произведениях просветители пропагандируют необходимость чтения книг и получения образования. Имена, с которыми связаны литературные достижения эпохи, это: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, М. Ломоносов, и многие другие. 

Права человека

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права — это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Век Просвещения иначе поставил гуманистическую задачу, он заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума — гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом построения такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т. Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Виржинии, которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, — все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

3.3 Идея об образовании

В конце XVIII в. группа немецких педагогов во главе с. И. Г Фихте (1762 — 1814), вдохновленная идеалами Просвещения, выступила с рядом проектов, которые могли, по их убеждению, способствовать объединению и демократическому обновлению Германии. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма.

И. Г. Кацпе провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Исходя из убеждения о том, что общество должно соблюдать права каждого человека и дать ему возможность свободного развития, Кампе указывал на правомерность свободы совести в школе, в частности непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.

Ф. Фенелон на закате жизни перешел в оппозицию к абсолютистскому режиму. Сравнительно демократические взгляды отразились в педагогических суждениях Фенелона. Он отвергал в воспитании авторитарность, полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка. Фенелон — один из первых педагогов нового времени, составивший размышления о женском образовании — трактат "Воспитание девиц". Он считал, что необходимо не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей.

Ш. Роллен допускал совместное воспитание детей до 6 —7-летнего возраста. Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков французского языка. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествознания и математики. По его мнению, выпускник колледжа должен приобрести "способность действовать". Роллен придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" людей. Ведущая роль в воспитании отводилась наставнику.

Ш. Л Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении и судьбе личности. Дени Дидро утверждал, что если предоставить сыну расти так, "как растет трава", то, "когда этот маленький дикарь вырастет... к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины".

С критикой учения о врожденном характере результатов воспитания выступал и Вольтер. писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления".

ЭтъенКондильяк полагал, что содержание школьного образования должно следовать "историческому порядку открытий человечества", поскольку школьнику необходимо мысленно пройти тот же путь, что прошло человечество, будучи максимально самостоятельным и инициативным.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.